Прокофьева Ирина Юрьевна пока еще не указала никакой информации ...

Игры на развитие мыслительных процессов

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ
Игра «Что не подходит?»
Задача: научить детей выделять среди нескольких других предмет, отличающийся от остальных по какому-либо главному признаку, тренировать их в обосновании своего ответа полным предложением.
Оборудование: ряд из 3-4 знакомых ребенку предметов или карточка с 3-4 предметными картинками, среди которых два-три предмета (картинки) относятся к одной группе, а один предмет (картин¬ка) не подходит к остальным по какому-либо при¬знаку.
Описание. Взрослый показывает ребенку ряд предметов или карточку с 3-4 предметными картинками и задает вопрос: «Какой предмет в этом ряду не подходит к остальным?» Ребенок должен правильно назвать лишний предмет и объяснить j почему он так думает.
Например: «Здесь лишняя кукла, потому что она относится к игрушкам, а все остальные предметы - к мебели».
Игра «Мои первые цифры»
Задача: отработать навыки прямого и обратного та в пределах 1-10, познакомить детей с изображениями соответствующих цифр.
Оборудование: карточки-пазлы, на одной половинке которых цифры от 1 до 10, на другой - животные, соответствующие им по количеству.
Находить правильные сочетания помогут замки пазлов и подобие окраски животных и цифр.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком изображения животных, затем показывает ему, как составить из них цепочку, чтобы на каждом по¬следующем было на одно животное больше, чем на предыдущем.
Затем вместе с ребенком с помощью замка и под¬ходящего цвета к животным подбирают соответствующие цифры.
По мере тренировки ребенок выполняет задание самостоятельно, затем тренируется считать с их по¬мощью в прямом и обратном порядке.

Игра «Подбери по форме»

Задача: закрепить у детей понятие об основных геометрических формах: круг, квадрат, треугольник (3-4 года), плюс овал, прямоугольник (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.
Оборудование: геометрические формы, предметные картинки с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной формы.
Описание. Взрослый формирует кучки, обозначая их каждой из геометрических фигур, и показывает, как раскладывать картинки, похожие на одну из них.
Например, мяч кладут к круглым предметам, пирамиду - к треугольным, огурец - к овальным, дверь - к прямоугольным и т. д. Затем ребенок раскладывает картинки самостоятельно.
Игра «Разложи по цвету»
Задача: закрепить у детей понятие об основных цветах предметов: желтый, красный, синий, зеленый, белый, черный (3-4 года), их оттенках: оранжевый, розовый, фиолетовый, коричневый (5 лет), соотносить с ними окружающие предметы.
Оборудование: карточки - образцы цветов, картинки с изображением предметов разного цвета.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинки и называет изображенные на них предметы. За¬тем начинает формировать из них кучки по цвету, а ребенок должен разложить все предметы по этому образцу.

Игра «Назови всех одним словом»
Задача: научить детей объединять подходящие предметы в группу и называть их одним обобщаю¬щим понятием.
Оборудование: ряды картинок с изображением овощей, фруктов, игрушек, птиц, животных, пред¬метов одежды, обуви, посуды, мебели и т. д.
Описание. Ребенок должен рассмотреть картинки и назвать ряд предметов одним словом.
Например: вместе лежат огурец, помидор, лук, морковь - это овощи; стул, стол, шкаф, диван - сюда положили мебель и т. д.

Игра «Подбери картинку»
Задача: закрепить в речи детей обобщающие понятия: для 3-5 лет такие, как овощи, фрукты, посуда, мебель, грибы, одежда, обувь, птицы, дикие и домашние животные, игрушки; развить умение классифицировать предметы по группам и объединять их вместе одним обобщающим названием.
Оборудование. I вариант: большие карты, разделенные на части, или одна картинка, на которой изображены предметы, относящиеся к одной группе, маленькие карточки с изображением отдельных предметов разных групп,
II вариант: лото, состоящее из картинок с изображением знакомых ребенку предметов, относящихся к разным обобщающим группам.
Описание.
I вариант. Можно играть вдвоем с ребенком или группой детей из 3-4 человек. Если используются большие карты с пустыми клетками, то они раздаются игрокам, которые в ходе игры должны будут выбрать себе картинки с предметами определенной группы.
На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы по¬суды, мебели, одежды и т. д.
Взрослый, показывая маленькую карточку, спрашивает: «Кому нужен огурец (чашка, платье, стол и т. д.)?» Один из играющих должен ответить: «Мне нужна эта карточка, я собираю овощи (посуду, одежду, мебель и т. д.)».
Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других закроет свою карту, не допустив при этом ни одной ошибки в ответах.
II вариант. Взрослый играет с одним ребенком, показывает ему, как разложить на кучки (или в ряд) картинки, которые можно назвать одним обобщаю¬щим словом.
Например, огурец, помидор, лук, перец, капуста, морковь и т. д. - это овощи; платье, шорты, пальто, кофта, юбка, брюки и т. д. - это одежда; стол, стул, кресло, диван, шкаф, кровать и т. д. - это мебель.

Игра «Разрезные картинки (кубики, связанные одним сюжетом)»
Задача: развить мышление и воображение детей, мелкую моторику.
Оборудование: в зависимости от возраста ребенка картинка может быть разрезана: для 3-4 лет -на 4 части (картинка из 4 кубиков), для 5 лет -на 6 частей (картинка из б кубиков).
Описание. Ребенок старается сложить целую картинку из частей, следуя образцу или своей фантазии. На начальном этапе, если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно класть разрезаные части картинки на образец, чтобы научить ребенка видеть эти части на целой картинке.

Игра «Что перепутано?»
Задача: научить детей рассуждать и сопоставлять возможное и невозможное, находить на картинках ситуации, которых не бывает в жизни, развить связную речь детей.
Оборудование: сюжетные картины с изображением несуществующих, нелепых ситуаций, фишки.
Описание. Взрослый говорит детям: «Я покажу вам картинку, а вы посмотрите на нее внимательно и найдите то, чего не бывает на самом деле».
Дети находят несуществующее на картинке и рассказывают о нем полным предложением.
Например: «Морковь растет не на дереве, а на грядке»; «Ежик должен быть под деревом, а не летать в небе». За каждую исправленную ошибку ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Игра «Машины разные нужны»
Задача: познакомить детей с основными видами машин, научить их самостоятельно рассуждать, со¬поставлять, анализировать.
Оборудование: карточки-пазлы, включающие воздушный (самолет, вертолет, ракета), водный (корабль, пароход, катер, лодка) и наземный (автобус, легковой автомобиль, грузовик, трамвай, поезд и т. д.) виды транспорта.
Описание.
I вариант. Ребенок должен найти и правильно назвать заданные машины среди не¬скольких других.
II вариант. Взрослый кладет перед ребенком карточки с сюжетными рисунками (небо - для воз¬душного вида транспорта, море или река - для водного, дорога - для наземного). Отдельно лежат кар¬точки с изображением машин. Например, лодка - к какой из обобщающих карточек ее можно отнести?
Если ребенок сделал правильный выбор, то замки на пазлах совпадут и все карточки образуют единую цепочку. После этого можно задать ребенку дополнительные вопросы.
Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Все они относятся к водному виду транспорта. Какие машины относятся к наземному виду транспорта? (Легковая машина, автобус, поезд и т. д.) Как называются машины, которые летают по небу? (Воздушный вид транспорта).
Игра «Расставим картинки по порядку»
Задача: развить логичность мышления, умение располагать картинки последовательно в зависимости от их признаков.
Оборудование: сюжетные картины с изображением времен года, картинки с изображением членов семьи, серии картин, связанных единым сюжетом.
Описание. Взрослый дает задание ребенку:
I вариант. Разложить времена года друг за дру¬гом по порядку.
II вариант. Разложить членов семьи от самого старшего до самого младшего.
III вариант. Разложить по порядку картины с одними и теми же героями: что было сначала, что потом, что в конце (без составления рассказа).

Игра «Чего не хватает у предмета?»
Задача: научить детей находить недостающую часть (деталь) предмета, развить связную речь детей, тренировать их в образовании форм родительного падежа существительных.
Оборудование: предметные картинки с каким-либо недостающим элементом, поломанные игрушки.
Описание. Взрослый предлагает ребенку найти, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на этот вопрос, употребив существительное с правильным окончанием.
Например: «У машины не хватает колеса»; «У куклы не хватает рук»; «У стула не хватает спинки».
Игра «Разложи по размеру»
Задача: закрепить у детей понятие о размере предметов.
Оборудование: картинки с изображением предметов крупного, среднего и маленького размера.
Описание. Взрослый показывает ребенку картинки, называет их и начинает формировать из них кучки по размеру, а ребенок должен разложить по образцу взрослого все предметы.

Игра «Лото геометрических фигур»
Задача: научить детей соотносить предметные картинки с цветом и формой геометрических фигур, развить зрительное внимание.
Оборудование: большие карты с геометрическими фигурами разных цветов, карточки с изображением предметов, подходящих к ним по форме и цвету.
Описание. Ребенок раскладывает карточки с предметами на геометрические фигуры большой карты в соответствии с их формой и цветом.

Игра «Угадай по контуру»
Задача: развить пространственные представления детей, научить их узнавать предметы по внеш¬ним очертаниям.
Оборудование: карточки с вырезанными предметами посередине.
Описание. Перед ребенком раскладываются кар¬точки с вырезанными посередине контурами предметов. Предметы предлагается вложить в соответствующие контуры.

0
Здоровье в разное время года
Профилактика лор - заболеваний. Памятка для родите...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.09.2020

В блогах

«Путешествие в страну вежливых слов»

Конспект занятия по этикету педагога-психолога во 2 младшей группе «Путешествие в страну вежливых слов» Цель: Формирование представлений у детей о различных формах...

Здоровьесберегающие технологии в 1 младшей группе

Система работы по оздоровлению детей в различных видах деятельности в первой младшей группе                                                                                        Воспитатель: Бубнова Валентина Владимировна   Забота о здоровье...

Программа дополнительного образования по оздоровлению и формированию навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста…

Sample Image

1.1. Пояснительная записка Состояние здоровья ребенка-это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания...

Новое на сайте

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Верные друзья»

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Верные друзья» Старшая группа Программное содержание. Систематизировать представления детей о здоровом образе жизни. Закреплять умение выполнять различные виды гимнастик (физминутка, гимнастика для глаз; элементы массажа, логоритмика). Задачи. Образовательные: Систематизировать представления детей о здоровом образе жизни. Закреплять представления детей...

Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия

Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия Ребенок с момента появления на свет входит в мир людей, постепенно овладевая способами привлечения внимания взрослых, поддержания контактов с ними посредством речи и игровых...

«В гостях у хозяюшки Марьюшки» Сценарий, посвященный женскому дню 8 Марта для старшей группы

«В гостях у хозяюшки Марьюшки». Сценарий, посвященный женскому дню 8 Марта для старшей группы Под нар. наигрыши в зал заходят гости и рассаживаются за столики. Столы накрыты к чаю. Гостей встречает Хозяюшка Марьюшка. Марья: Мир вам, гости дорогие, Вы...

Проект «День народного единства»

Проект «День народного единства» Вид проекта: Иследовательско- творческо- практический. Длительность: Краткосрочный (1 неделя). Возрастная группа: Подготовительный дошкольный возраст (6- 7 лет). Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Девиз: «Много правил есть на свете,     Их должны запомнить дети!» Актуальность проблемы:  Патриотическое воспитание детей является одной из...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог