"Игра как средство формирования детского коллектива"

 «Игра как средство формирования детского коллектива"
автор Клестова Валентина Михайловна воспитатель детского сада МБОУ СОШ № 10 г. Вышний Волочёк Тверская область
Содержание:
. Обоснование выбора темы.
. Мнение учёных методологов по этому вопросу.
. Я сама по этой теме.
V. Результат.
V. Список использованной литературы.
. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Но вырасти, именно как личность, можно только в коллективе, который должен быть сформирован так, чтобы эта личность могла разносторонне развиваться, ощущая поддержку и понимание.
Опираясь на опыт работы в группе, в которой я работаю, я выяснила, что в свободное время дети хотели бы играть на улице. У мальчиков на первом плане спортивные игры. Как мальчики, так и девочки интересуются различными подвижными играми. На втором месте – чтение (дети любят, когда им читают). На вопрос о самом интересном событии (мероприятии) на первом месте были ответы: праздники, экскурсии и игры.
Всё это дела общие, коллективные. Можно сделать вывод: детям нравится коллективная работа и отдых. Остаётся находить интенсивные средства для формирования детского коллектива.
.
Прими собранье пёстрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, лёгких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
А.С. Пушкин
Практика современного обучения богата разнообразием ярких форм групповой духовной деятельности. Эти формы зародились в годы перестройки общества, они демократичны, не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты. Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального заражения, в которое попадает ребёнок и приобретает опыт эмоциональных переживаний; во-вторых, центрирует внимание детей на социальном значение происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей её общечеловеческой пленительной значимости; в-третьих, реальное взаимодействие ребёнка в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворённостью в силу того, что для ребёнка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать своё «я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность; наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.
Многие из форм групповой деятельности детей имеют игровую инструментовку или напрямую являются игрой. Потребность в игре никогда не исчезает у человека, если её целенаправленно не искоренять или не ставить человека в нечеловеческие условия. Для ребёнка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовки к различным сферам жизни.
Игра (утренник, экскурсия), организуемая педагогом – это синкретическое единство социального значения объектов жизни, открывающихся перед ребёнком, социальных ценностей, преобразующихся в личностный смысл для ребёнка, а также функций самого ребёнка, непосредственно выводящих его на активные взаимодействия с окружающее действительностью.
В любом групповом деле каждый ребёнок в поле внимания всех. Его индивидуальность – ценность для каждого. Вовлечённый в интересное дело, ребёнок замечает, что его «я» лишь в союзе с другими «я» получает и сможет получить высокое удовлетворение жизнью.
Превращение каждой группы в коллектив – давно уже обязательное требование. Но что имеется в виду? Всегда ли имеется в виду «истинный коллектив», развивающийся действительно на принципах содружества? А как часто мы называем коллективом просто группу детей, ещё и не помышляющих о том, что ион и есть коллектив.
Коллективизм – это атмосфера, в которой формируются и проявляются положительные качества личности, способной к полноценному общению среди равных и разных.
Черты истинного коллектива прекрасно описаны В.А.Сухомлинским: «Настоящий коллектив воспитывает у ребёнка потребность в человеке, в духовном общении с товарищами. Только при этом условии человек имеет своё лицо, познаёт себя как активную творческую силу, чувствует рост своих способностей и возможностей».
Я всё чаще задумываюсь, почему наши сегодняшние детские коллективы так мало похожи на те, о которых писал А.С. Макаренко. Из небольших текстов Макаренко я выписала эпитеты, которые он употреблял к слову «коллектив» Вот они: «Сильный, трудовой, рабочий, человеческий», но чаще всего – свободный! Для А.С. Макаренко»свободный» означает живой, самостоятельный, радостный, развивающийся, коллектив сотрудничающих, взаимодействующих детей и педагогов. А какие словосочетания он употребляет! Интересы коллектива, ядро коллектива, прелесть коллектива, счастье коллективного труда, перспективы коллектива, коллективный интерес. Нужен ли сегодня коллектив нашим детям? Несомненно, да. И только в общении можно сформировать коллектив. Здесь большую роль могут играть игры.
Что такое игры? Это время дружеского общения между воспитателем и воспитанниками. Какие бывают игры? Разнообразные сюжетно-ролевые, творческие игры, музыкальные, спортивные, игры путешествия, литературные и просто не запланированные беседы, где обсуждаются вопросы и проблемы детей.
Януш Корчак писал: «Мыслей у детей не меньше, и они не бедные и не хуже, чем у взрослых, только они другие» «Потому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умения говорить с ними». Действительно, а умеем ли мы общаться с детьми? Мы можем проводить занятия, утренники, развлечения, но будут ли они положительные с точки дружеского общения. Владение искусством общения с детьми, искусством направления детских мыслей может определиться только желание детей доверить педагогу свои мысли, личные проблемы и просто желание общаться с этим педагогом. Д.И. Писарев по этому поводу сказал следующее: «Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперёк и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие.
ІІІ. Наиболее положительные средством формирования коллектива, на мой взгляд, является игра. Игра - отражение жизни. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединят единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. Игровой коллектив – это социальный организм, с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного настроя. При непосредственном руководстве воспитателя в играх формируются навыки коллективной жизни; умение действовать сообща на основе взаимопонимания, оказывая помощь друг другу.
Вспомним, какое значение игре придавала Надежда Константиновна Крупская: «Игра есть потребность растущего детского организма». «В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее».
Я уже упоминала о том, что ребята из моей группы очень любят играть в игры на улице. Таким образом, организовываю коллективные игры на воздухе (разучиваем народные игры, игры командно-соревновательные, ориентирование на местности в игре и т.д.) Нередко организовываем игры путешествия по книгам, как краткосрочные, так и долгосрочные. На различных утренниках тоже не обходится без игр. Здесь мы готовим игры-шутки и музыкальные игры. Фантазия игр настолько велика и зависит только от времени года.
Игра – на мой взгляд, это самая плодотворная почва для работы в группе. Литературы подобного рода дефицита нет, а потому было бы желание и возможность для её приобретения. Или творческая фантазия и изюминка воспитателя и успех в работе с детьми обеспечен.
ІV. В силу обстоятельств работу в группе я начала с середины октября 2013 года. Влияние в группу прошло быстро. Для этого с первого дня использовала игры («Снежный ком», «Назовись и повтори» и т.д.). Детям очень нравилось меня «учить», так как я была в группе «новенькая». Используя различные игровые моменты на занятиях, удалось достигнуть собранности, внимательности и дисциплинированности детей. На прогулке разучиваем подвижные игры, привлекаем родителей для поиска новых игр. Опыт работы небольшой, но уже сейчас могу с уверенностью сказать, что дети намного изменились, стали более чуткими, научились сопереживать друг другу, умеют побеждать и умеют проигрывать.
Анализ своей работы хочу завершить словами известных поэтов, как четко и правильно они определят суть нашей работы:
Горят, как жар, слова Слова бывают разные,
Иль стынут, словно камни, - Слова бывают всякие,
Зависит от того, Слова бывают ясные,
Чем наделил их ты, Твёрдые и мягкие,
Какими к ним в свой час Слова бывают смелые,
Притронулся руками Упрямые, суровые,
И сколько отдал им Но непременно дело
Душевной теплоты. Стоит за каждым словом.
(Н.Рыленков) (С. Баруздин)
V. Литература
1. И.Д. Деманова «Должность или призвание»
Мосвка «Просвещение» 1991 г.
2. В.А. Заворотов «Группа, где всем интересно»
Москва «Просвещение» 1989 г.
3. Н.Е. Шуркова «Собранье пестрых дела»
Москва «Новая школа» 1994 г.
4. Н.Ю. Честных «Открыть человека»
Москва «Просвещение» 1981 г.
5. И.Д. Дематова «С верою в ученика»
Москва «Просвещение» 1989 г.
6. В.Н. Соколова и Г.Я. Юзефович «Отцы и дети в меняющемся мире»
Москва «Просвещение» 1991 г.
7. «Детские народные подвижные игры» Составители А.В Кенеман,
Т.И. Осокина
Москва «Просвещение» «Владос» 1995 г.
8. С.А. Шмаков «Лето»
Москва «NB магистр» 1993 г.
9. С.А. Шмаков «Каникулы. Прикладная энциклопедия»
Москва «Новая школа» 1994 г.
1
Консультация для родителей "Организация детского э...
Работа с родителями по математическому развити...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
13.08.2020

Комментарии

Педагогика
07 августа 2020
никак
Педагогика
07 августа 2020
здравствуйте как можно получить ответы

В блогах

Технологическая карта НОД по формированию целостной картины мира

Технологическая карта НОД по Формированию целостной картины мира   ФИОучастника (полностью) Боганович Ирина Анатольевна № ГБДОУ Отделение дошкольного образования гимназия №209 «Павловская гимназия» Тема мероприятия НОД по формированию...

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Составление рассказа по картине «Зимние забавы» (старшая группа) Воспитатели: Гущина Е.В. Кисляницина Н.В.   Цель: обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы». Образовательные задачи: обучать...

Новое на сайте

Умную речь приятно слушать! Цикл упражнений для формирования образной речи.

Умную речь приятно слушать! Цикл упражнений для формирования образной речи Лексические задания Лексические задания способствуют предупреждению речевых недостатков, активизируют словарь, развивают у ребенка внимание к слову и его значению. Лексические упражнения формируют практические навыки: умение быстро выбирать из...

Сказка про гусеницу, которая не хотела меняться

Сказка про гусеницу, которая не хотела меняться (Cказка для воспитателей, которые не хотят менять свою систему работы, повышать квалификацию, и т.д.) Цель: найти стимул, внутренние резервы для саморазвития. На одном высоком дереве жила-была гусеница Алиса. Целый день она...

Открытое занятие по окружающему миру во второй младшей группе. Тема: «Вот какая мама - золотая…

Открытое занятие по окружающему миру во второй младшей группе Тема: «Вот какая мама - золотая прямо!» Цель: продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание...

Конспект НОД по экологии «Белоствольная красавица»

Конспект НОД по экологии «Белоствольная красавица» Цель: Формирование начало экологической культуры у детей дошкольного возраста; развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления. Задачи: учить детей замечать красоту родной природы; воспитывать любовь и бережное отношение к ней, через ознакомление с березой, как одним...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог