Сайт для воспитателей детских садов




Автор Милютина Людмила Николаевна пока ничего не указал(а) о себе ...

«Игра как способ избавления от страхов в дошкольном возрасте».

«Игра как способ избавления от страхов в дошкольном возрасте».

Я играю, я играю, поиграть еще хочу,

Мама с папой поиграйте, а то громко закричу,

Закричу и вы придете и от страха всех спасете.

Игра- это, то, что нужна каждому из нас и не зависима от возраста, любой взрослый хочет поиграть и весело провести время, может поэтому в нашем современном обществе, так на ура пользуются компьютерные игры? Или мы просто продолжаем играть, но уже во взрослые игры, как по версии Э. Берна.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра — способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребёнка действительности. Игра позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.

К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис (очищение).

Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, то есть возникает чувство ответственности. Детство-это пора ресурсов, когда можно, получить много полезного от интересного время припроваждения-игра. В идеале игры должны быть совместные со в сей семьей, тогда ребенок ростеет более уверенным, целеустремленным и открытым для мира. 

Игра невозможна без риска, и нежелание быть последним, проигравшим, так же, как и надежда на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни. Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же возникает чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как-то перестроиться, измениться.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствует развитию у детей беспокойства. Большинство из них не могут уже с азартом играть в прятки «казаки-разбойники», лапту и т.д. Отсутствие эмоциональной насыщенности, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь детей и приводит к чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации их психики. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. Состояние повышенной тревожности и как следствие – возникновение чувства страха у детей явление достаточно частое. Дети боятся темноты, неизвестности, боятся потерять родителей, испытывают множество других страхов. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям.

Ребенок растет, страхи растут вместе с ним. Они множатся, становятся агрессивными, пожирающими души ребенка. С одной стороны, страх может уберечь от необузданных рискованных поступков, а с другой – продолжительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Страх в дошкольном возрасте не является устойчивой чертой характера и относительно обратим при адекватном к нему подходе со стороны взрослых. Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно принять меры по преодолению страхов у ребёнка.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что при работе со страхами детей дошкольного возраста необходим особый подход к решению данной проблемы. В данном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они больше обусловлены эмоциями, чем характером, и еще во многом носят возрастной, переходящий характер.

Существует простое и эффективное средство, которое может помочь ребенку избавиться от страхов. Это средство – игра. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игра — способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребёнка действительности. Игровая терапия является эффективным способом преодоления страхов дошкольников. Своевременная коррекция и устранение страхов у детей в дошкольном возрасте посредством игры содействует формированию правильного отношения к окружающему миру и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности и препятствует социальной дезадаптации.

Цель работы. Выявление возможности преодоления страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами игры.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи.

  1. Изучить теоретическую составляющую проблемы страха.
  2. Выделить в практике игры методы и приемы для снижения и преодоления страха у детей старшего дошкольного возраста.

3.Составить и осуществить в практической деятельности программу занятий с использованием игр, направленную на преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста.

  1. Дать анализ эффективности использования игры в работе по снижению или преодолению страхов у старших дошкольников.

В отечественной современной психологии одним из средств психологической работы по преодолению детских страхов является игра. По мнению А.Я. Варга, игровая терапия — нередко единственный путь помощи тем, кто еще не в полной мере освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем.

В результате, чтобы устранить страхи, необходимо применять уже в специально создаваемых для этого условиях те же игры, в которые могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они не только потому, что живут в специально построенном для них взрослыми мире, но еще и потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством, пустым времяпрепровождением. Кроме того, многие родители опасаются игр, так как боятся за детей, ведь играя, ребенок всегда может получить травму, испугаться… Общение с детьми у родителей, педагогов, которые без конца поучают, строится преимущественно на абстрактно–отвлеченном, а не на наглядно-конкретном уровне. Вследствие этого ребенок как бы учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно преодолевать различные трудности. Поэтому так необходимо возрождать и поддерживать игровую деятельность детей.

Игра в дошкольном возрасте является ведущим средством избавления детей от страхов.

Основные задачи в работе с детьми по преодолению страхов в игре:

- помочь ребенку безопасным образом осознать самого себя, свои эмоции;

- переформировывать отношение к травмирующим событиям прошлого и настоящего. Заново проигрывая то, что причиняло ему боль, расстроило или напугало, без травмирующего эмоционального «аккомпанемента». Это приводит к угасанию болезненного эффекта;

- снять избытки торможения, скованности и страхов, возникающих при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения;

- конструктивно разрешить какое-либо из актуальных, тревожных переживаний, помогая осознать и отрепетировать позитивные модели поведения;

- вызывать у ребенка новые формы переживаний.

В процессе игровой терапии используются различные виды игр, специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует поставленным задачам. Некоторые игры предлагаются самими детьми и затем используются как обязательные процедуры коррекции. Существует большой набор подвижных игр, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, в ходе которых реализуется прием десенсибилизации страхов, используются игры, содействующие достижению эмоциональной децентрации, снимающие барьеры в общении и т.д.

Таким образом, игра безоговорочно признана универсальной формой преодоления страхов у детей в дошкольном возрасте. Далее представлены варианты игр, многие я думаю вам ивестны

Игра «Пятнашки»

Цель: снятие страха внезапного воздействия и физического наказания.

Подготовка: на игровой площадке размещаются повернутые в разные стороны «реквизиты»на таком расстоянии, чтобы между ними могли пробежать один или два человека. Далее громко объявляется, что стул – это гранитная колонна, в коляске лежит ребенок, который будет плакать, если его потревожить, в черном чемоданчике находится бомба, готовая взорваться в любой момент, а в колодце живут опасные чудовища (их называют вначале дети, потом родители). После подобных ужастиков все выстраиваются в ряд на краю площадки; ребенок стоит рядом с посторонними взрослыми, что уменьшает психологическую зависимость от родителей хотя бы в игре.



Правила

- Нельзя касаться ни одного из реквизитов.

- В первой половине игры «запятнанный» становится водящим, во второй – выбывает из игры.

Ход игры.

Проводится перекличка (обязательно начиная с ребенка). Все расходятся по площадке и замирают. Водящий (первым «выбирают» педагога-психолога) по хлопку начинает бегать за игроками, пытаясь осалить их.

Длительность игры: не более 20 мин.

Игра «Жмурки»

Цели:

- устранение страха неожиданного воздействия;

- уменьшение страхов темноты и замкнутого пространства.

Подготовка: реквизиты после предыдущей игры не убираются. В комнате создается полумрак.



Правила.

Участникам нельзя под угрозой вывода из игры подавать признаки жизни: двигаться, шумно дышать, стучать от страха зубами. Тем более нельзя говорить, хлопать в ладоши, это категорически запрещено. Нужно застыть, как бы приклеиться к площадке, но можно приседать, изворачиваться, не сходя с места.

Вариативность поведения «исчезнувших» (т. е. уже узнанных водящим и выбывших на время участников игры) предполагает попытки испугать водящего, перейти от страха к агрессии: например, хлопнуть над ухом водящего, набросить на него покрывало или свистнуть, ударить в барабан. Для водящего это тяжкое испытание, поскольку при этом он не должен дрогнуть, наоборот, воспользовавшись, случаем, может тут же найти «злоумышленника». Так проигрывается ситуация риска – можно испугать, будучи агрессивным, но возрастает опасность попасться, быть обнаруженным и выведенным из игры. С одной стороны, подобные реакции полезны для неуверенных в себе детей с наличием страхов; с другой – нужно быть готовым нести ответственность за такой «проступок».

При смене водящего участникам нужно каждый раз искать себе новое место на игровой площадке, т. е. стоять не там, где они были раньше.

Запрещается стоять рядом родителю и ребенку: они должны быть разделены игровым пространством, т. е. каждый отвечает за свою личную безопасность. Это может стать первым опытом преодоления невротиче¬ской привязанности и зависимости, как правило, основанных на чрезмерном количестве страхов и тревог. Дети в возрасте 3–5 лет часто не желают оставаться без матери ни на минуту, а сама мать панически боится отсутствия чада даже в течение нескольких минут. В этом случае приходится уступать: ребенок и мать остаются рядом, но когда рано или поздно ребенок сам становится водящим, то им приходится разделиться.

Узнанный участник выходит из игры и садится на штрафную скамейку – стулья, стоящие вне игрового пространства. Выбывший играет роль контролера, без слов подталкивая водящего в нужном направлении, когда тот оказывается за пределами игровой площадки.



Ход игры.

Участники игры замирают в разных местах комнаты, не подавая признаков жизни. Задача водящего (первым выбирается педагог-психолог) – с завязанными глазами отыскать всех игроков и узнать их, не снимая повязки.

Игру можно усложнить: например, взрослые могут накрыться простыней и встать вдвоем. В таком случае водящему нужно будет опознавать их обоих.

Достижения детей всячески поощряются. Подчеркивается (в форме внушения), что при страхе, отказе и неуверенности подобные результаты были бы невозможны. В этом случае все произошло наоборот – решимость и настойчивость преодолели страх и привели к успеху. Эти слова сопровождаются соответствующими репликами, возгласами, рукопожатиями. И даже если ребенок кого-то не нашел, все равно он остается доволен, ведь ему уделяется столько внимания.

Длительность игры: до 30 мин.

Игра «Прятки»

Цель: преодоление страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Подготовка: участники игры выходят на детскую площадку.



Правила.

- Нужно успеть спрятаться до того, как водящий начнет искать.

- Можно прятаться только по одному.

- Нельзя прятаться дважды в одном и том же месте.

- Нужно хранить тайну своего местопребывания.

- Обнаруженные участники должны ходить по пятам водящего и торопить его.

- Искать можно только водящему, остальные, змейкой следующие за ним, создают обстановку возбуждения и азарта.

- Выигравшим считается и водящий, нашедший большее количество участников, и те из них, кого не удалось обнаружить несколько раз.



Ход игры.

Водящим выбирается педагог-психолог. Игроки выходят на детскую площадку и играют в прятки. В конце игры обнаруженные участники вместе с водящим возвращаются на крыльцо и синхронно произносят: «Кто не найден – выходи!». Подсчитывается количество не найденных игроков и им присуждается титул «невидимки». Особенно этой награде радуются дети.

Длительность игры: чуть более 1 ч.

Игра «Кто первый?»

Цель: устранение торможения в неожиданных, непредсказуемых ситуациях общения, когда в ответ на сигнал нужно сразу действовать, поступать определенным и наиболее целесообразным образом (т. е. вырабатывается навык быстрой реакции в неожиданных коммуникативных ситуациях).

Подготовка: размещают два стула так, чтобы между ними мог пробежать один взрослый. Позади участников, за пределами игровой площадки, ставится стол с тремя призами – кеглями.

Правила.

- Продвигаться следует прыжками.

- Движение начинается после произнесения водящим ключевого слова. Разные водящие выбирают разные ключевые слова, которые не должны быть из одного класса.

- На исходной позиции ребенок стоит отдельно от родителей. Это условие способствует повышению самостоятельности дошкольника и чувства личной ответственности.

- Участник, доскакавший до финиша и схвативший приз первым, получает право быть водящим, что подчеркивает его «выдающиеся достижения».

Ход игры.

На стулья садятся несколько человек, у них в руках пластмассовые мечи и кегли. Водящий объявляет ключевое слово, например «яблоко2. Затем он

усыпляет бдительность игроков, перечисляя другие фрукты. В какой-то момент он произносит «яблоко», играющие должны сразу же начать движение. Задача – попрыгав между стульями, вернуться таким же образом и схватить приз. При этом участники, сидящие на стульях, следят за тем, чтобы игроки соблюдали правила (прыгали между стульями, а не бежали за ними).

Длительность игры: 30 мин.



Примечание: Большей эффективности можно добиться в первой половине дня, когда ребенок еще не устал и не перевозбудился.

Игра «Быстрые ответы»

Цели:

- снятие торможения при ответах на внезапные вопросы;

- тренировка внимания, сообразительности и находчивости.

Правила.

- Все выстраиваются в линию. Впереди симметрично, на расстоянии детского шага, ставятся кегли. Обычно их не более 5–6.

- Отвечать нужно быстро, в течение трех секунд.

- Если кто-то не успел ответить в отведенное время, вопрос автоматически переходит к рядом стоящему участнику игры, если и он не находит ответа, то к следующему участнику и т. д.

- Нельзя подсказывать, каждый отвечает сам за себя.

- Запрещаются повторы ответов и вопросов.

- Сами ответы могут носить как серьезный, так и шутливый характер. Их верность оценивается водящим, и его решение не подлежит обсуждению.

- Участник игры, быстрее всех преодолевший дистанцию, получает поздравления и тоже задает вопросы, помогая водящему.



Негласные правила

- В первой части игры задаются вопросы, составленные с учетом возраста и развития детей.

- Во второй части игры задаются очень сложные вопросы для взрослых, на которые не предполагается получить правильный ответ.

Ход игры.

Водящий – педагог-психолог – сидит в дальнем конце комнаты и задает вопросы, на которые игроки быстро отвечают. При каждом правильном ответе игрок делает шаг вперед – к кегле. Результат никто не может предсказать, поскольку первые могут безнадежно «застрять» где-то на половине пути, а отстающие, в т. ч. и ребенок, не только догнать их, но и перегнать. Прошедшие дистанцию и получившие поздравления сами начинают задавать вопросы, помогая водящему.

Во второй половине игры вопросы задают уже дети (а потом к ним присоединяются и взрослые, дошедшие до конца). Педагог-психолог находится среди отвечающих участников игры и демонстрирует неспособность сразу ответить на вопросы: чешет затылок, мычит, переминается с ноги на ногу, затем следует озарение, затем снова торможение. Таким образом, ребенок, как в зеркале, видит свое прежнее поведение и, поскольку он уже одержал победу, отбрасывает прежние неудачные стереотипы поведения. Здесь срабатывает механизм антиподражания или отказа воспринимать себя в прежней роли.

Длительность игры: 30 мин.



Игра «Мяч в кругу»

Цель: устранение торможения и страха при необходимости отвечать незамедлительно на вызов окружающих.

Правила.

- Мяч нужно кидать не сверху, замахиваясь, а как бы подкидывая, снизу.

- Прежде чем бросить мяч, нужно поймать взгляд одного из участников.

- Получивший мяч незамедлительно бросает его тому, кто посмотрит на него.

- Не выполняющих правила и бросающих мяч куда попало наказывают – контролер легонько ударяет их мячом по голове.

Ход игры

Игроки встают в круг и начинают бросать друг другу мяч в соответствии с правилами. Через пять минут начинается движение по кругу, при этом игра не прекращается. Игру можно усложнить тем, что теперь следует поймать не только взгляд, но и сказать какое-либо слово, прежде чем бросить мяч. Чуть позже сделать еще одно ограничение: называть слова только определенного класса.

Длительность игры: не более 20 мин.

Игра «Проникновение в круг»

Цель: преодоление страха замкнутого пространства, а также страхов угроз, запретов и наказаний.

Правило: глаза у всех игроков, кроме участника, пытающегося проникнуть в круг, должны быть закрыты.

Ход игры.

Взявшиеся за руки участники образуют круг. Между ними расстояние – один метр, чтобы в круг мог проникнуть как ребенок, так и взрослый. Составляющие круг игроки произносят угрозы-предостережения: «Никто не пройдет в наше царство!», «Только попробуйте проникнуть в наше царство!» и т. д. Участник игры, желающий проникнуть в центр круга, неслышно ходит вокруг и, улучив подходящий момент, быстро проползает между двумя участниками игры. Таких попыток может быть несколько, потому что пробраться в круг сразу довольно трудно. Услышав подозрительный шум, несколько стоящих в кругу игроков с криком «Ух!» должны дружно присесть и в случае ошибки сразу встать. Удачно проникший внутрь сообщает вслух: «А я уже здесь!». Все от удивления открывают глаза, потом снова закрывают и начинают бормотать: «Ну, мы теперь тебе покажем!», «Ни за что не выпустим отсюда!» и т. д.

Далее нужно попытаться выйти из круга, причем задача усложняется тем, что все начинают двигаться, держась, как и раньше, за руки. Однако если выбраться из круга все равно удается, победитель «награждает» оплошавших играющих легкими ударами мячей (или воздушного шарика) по голове.

Длительность игры: 20 мин.



Игра «Лимонный сок»

Цели:

- устранение избыточного страха при сжатии, стеснении, сдавливании как аналогах замкнутого пространства;

- выработка быстрых и адекватных защитных реакций при возникновении физической угрозы, в т. ч. более активном выражении эмоций гнева, когда этого требуют обстоятельства.

Правила.

- Нельзя задевать стоящего в центре круга руками. Они отведены назад так, что можно действовать только грудью.

- Категорически запрещается приближаться слишком быстро.

Ход игры.

Участники игры, держась за руки, образуют круг, в центр которого помещается красный обруч. Внутри него находится один из играющих. Первым защищающимся выбирается педагог-психолог.

Вначале круг максимально большой, все пристально смотрят на стоящего игрока в центре круга и решают, какой сок из него сделать (лимонный, апельсиновый, малиновый, киви, морковный и т. д.).

После принятия решения образующие круг участники игры делают страшные лица (можно надеть соответствующие маски) и с угрожающими возгласами «Ух!» медленно сжимают круг. Подойдя на близкое расстояние к стоящему в центре обруча человеку, играющие получают отпор: он отталкивает их руками. Тот, кого коснулся ладонью, стоящий в центре обруча участник, должен отпрянуть назад, обычно на один-два шага, не отпуская рук соседей. После этого все снова пытаются сжать стоящего в центре обруча.

Длительность игры: 20 мин.

Игра «Автобус»

Цель игры и ее терапевтический смысл: преодоление страхов замкнутого пространства, опоздания и неожиданного воздействия, доведенных до степени абсурда, когда все идет не так, непредсказуемо, неожиданно. В игре реализуются, пусть и в условной форме, опасения детей опоздать в детский сад, не пройти то или иное испытание, не ответить на вопросы, не выполнить задание вовремя и в нужной форме. Особенно актуальна игра для детей подготовительной группы, многим из которых после выпуска из дошкольного учреждения предстоит самостоятельно добираться до школы.

Ход игры.

I действие – «Прогулка после детского сада и выполнение домашних заданий».

Время прогулки минимально. На прогулке контролируется каждый шаг ребенка, звучат напоминания об опасностях (воспроизведение чрезмерного контроля родителей).

Во время выполнения заданий «родитель» находится рядом, делает бесчисленные замечания и дает советы, проверяет каждую мелочь и заставляет все переписывать заново. (Воспроизводится реальная обстановка в семье ребенка.Для реальных родителей это наглядный урок, как не нужно себя вести.)

II действие – «Укладывание спать и сон».

Подготовка ко сну – самое беспокойное время для детей со страхами. От обилия дневных впечатлений и нервного перевозбуждения, а также из¬-за страхов перед кошмарными снами они ни за что не хотят ложиться спать, придумывая всякие предлоги. Но «родители» проявляют настойчивость (чего им не хватает в реальной жизни), и, наконец, в полной темноте все засыпают (сидя или лежа закрывают глаза). После нескольких минут абсолютной тишины кто¬-то начинает вскрикивать, бормотать «во сне», звать на помощь маму или, как лунатик, бродить по комнате, натыкаясь на «спящих» (начинает игру, конечно, педагог-психолог, «спящий», как и все). Так достигается преодоление кошмаров во снах.

III действие – «Пробуждение и сборы в детский сад».

Будильник «подводит», остается мало времени. Сразу начинаются спешка, суматоха. Один из взрослых заставляет, есть, другой – чистить зубы, третий отправляет в туалет, четвертый напоминает, что пора одеваться и т. д. Уже уходящего ребенка возвращают, снова проверяют, все ли он взял с собой. Дают наказы на все случаи жизни и советуют хорошо себя вести, чтобы воспитатель не жаловался на ребенка, т. к. бабушка этого не переживет, мама будет пить валерьянку, а отец думать о ремне. На прощание все машут руками со словами: «Не подводи нас, вся надежда на тебя, ты должен быть самым лучшим».

IV действие – «Остановка».

Возбужденные от страха опоздать дети выбегают из разных домов и мчатся на остановку. Там стоит всего один стул для ожидания. Все хотят его занять. При этом возникают споры: по какому праву и кто должен на нем сидеть, почему оно занято ребенком, который не уважает старших, пенсионеров, беременных или больных. Вдруг обнаруживается, что автобус так и не пришел. Возникает беспокойство – «Автобус не приедет», «Будут ругать за опоздание», «Накажут и оставят в группе на время прогулки» и пр.

V действие – «Появление автобуса и посадка».

Вначале педагог-психолог задает вопрос: «Какие бывают автобусы?». После ответов детей он уточняет, что еще бывает и резиновый автобус, который может расширяться до бесконечности и сужаться. Несколько взрослых изображают «автобус». Водителем становится специалист, за ним, держась за руки, выстраиваются все остальные. Образуется замкнутое пространство, символизирующее стенки автобуса, двое взрослых имитируют дверь, но она пока закрыта.

Дождавшись нужной степени беспокойства и паники у людей, уже не мечтающих ни о каком автобусе, он появляется, но проносится мимо. Наконец автобус появляется снова, останавливается, начинается посадка. Время ее ограничено, «дверь» впускает только одного человека, а проникнуть в автобус пытаются все. Начинается давка. Но рано или поздно посадка заканчивается, все пассажиры, «как сельди в бочке», помещаются внутри автобуса, обычно это 8–12 детей, при шестерых взрослых, моделирующих автобус.

VI действие – «Поездка».

Взрослые, изображающие автобус, должны следить, чтобы ни один из пассажиров не выпал до поездки. Если это случилось, его подбирают при повторном прохождении маршрута.

Водитель напоминает, что все должны иметь билеты, уступать места пожилым, беременным и больным и что в автобусе работает контролер. Тут же появляется контролер и спрашивает билет, читает мораль за его отсутствие (все это происходит уже во время движения). Пассажиры поддерживают контролера.

Автобус из-за плохой дороги временами трясет, он дает задний ход, при проезде через тоннель (дверь) автобус растягивается на много метров, а всех пассажиров «сплющивает». Этим достигается дополнительный эффект сжатия, что вызывает негодующие возгласы пассажиров. Попытки некоторых пассажиров выйти на нужной им остановке заканчиваются неудачей, поскольку «заклинило дверь».

Наконец автобус прибывает на конечную станцию и «разваливается на части» (взрослые, его образующие, падают на пол). Пассажиры перешагивают через обломки автобуса, спешат по своим делам.

VII действие – «Детский сад».

Запыхавшийся ребенок вбегает в детский сад, но на его пути вырастает грозная фигура охранника. Он дотошно выясняет фамилию, имя, отчество воспитанника, сколько ему лет, где он живет и т. д. На все нужно отвечать быстро, иначе охранник будет до конца дня выяснять все обстоятельства.

Далее одежду ребенка придирчиво осматривает уборщица. Преодолев первые препятствия, он тут же оказывается в группе, где в его шкафчике сломаны все крючки, поэтому вешать одежду не на что. Малыш судорожно ищет исправную вешалку, наконец, находит и вылетает в коридор.

«Где же воспитатель?», – с удивлением спрашивает ребенок, придя в себя после пережитых волнений. Ему отвечают, что она почему-то опаздывает; но это хорошо, ведь она не узнает о его опоздании. Появляется воспитатель, извиняется за опоздание: подвел автобус, и занятие начинается. В этом случае отмечается терапевтический механизм аналогии с пережитым опытом нашего героя – все могут опоздать, от этого никто не застрахован и ничего трагичного, непоправимого в этом нет. Одновременно это и более адекватное восприятие неудачи.

В сокращенном варианте игры опаздывающий малыш, дрожа от страха, вбегает в группу и видит удивленное лицо воспитателя, которая говорит: «Что ты, Коля, так взволнован? Мы еще не начинали занятие, мало ли что бывает, садись за свой стол, и начнем занятие». Потрясенный столь радушным приемом, ребенок занимает свое место и успешно выполняет любые задания.

Длительность игровой программы в среднем составляет 1 ч. Это самая продолжительная игра в данном комплексе.



Игра «Футбол»

Цель: преодоление страха неожиданного воздействия и боли.

Ход игры.

Группа делится пополам, так чтобы дети и родители оказались в разных командах. Педагог--психолог выступает в роли судьи. Мяч помещается посреди игрового поля, и после свистка игра начинается. Вратарей нет, ворота обозначены стульями. Мяч настоящий. Идет обычная игра в футбол. При касании мяча руками назначается штрафной удар, при котором, как и полагается, команда выстраивается перед воротами: педагог-психолог, уже как ее участник, разбегается и имитирует удар по мячу. Все защитники ворот подскакивают, чтобы отбить мяч, на что нападающий восклицает: «Более нервных игроков я еще не видел!». Затем следует настоящий удар, но мяч пролетает мимо ворот. В следующий раз все повторяет ребенок и забивает гол. Его обнимает вся команда.

Длительность игры: не более 15 мин.

Игра «Злые собаки»

Цели:

- преодоление страха перед собаками;

- устранение страха неожиданного воздействия и боли.

Правила.

- «Собаки» находятся на цепи и могут выскакивать только на 30–45 см вперед.

- «Мертвая хватка» запрещена, т. е. можно хватать проходящего «лапами» и тут же отпускать. Можно просто выпрыгивать от нетерпения и злости, заслышав подозрительный шум, но тут же возвращаться в исходное положение.

- Ребенок должен находиться напротив родителя.

- У «собак» закрыты глаза.

Ход игры.

Игроки встают на четвереньки, изображая собак, и располагаются друг напротив друга так, чтобы между ними оставалось расстояние не менее 1,5 м. В результате получается своеобразный коридор протяженностью 5–7 м.

Чтобы стать действительно злыми «собаками», игроки «облаивают» сидящего напротив. (Родителям и детям, стоящим напротив друг друга, это поможет устранить взаимные отрицательные чувства, если они имеются в реальной жизни.)

После того как «собаки» достаточно разозлились, педагог-психолог объявляет, что заболела бабушка, которая живет в соседней деревне. Ей нужно отнести горячие пирожки для подкрепления сил, для чего придется пройти все дворы со злыми собаками. «Собаки» закрывают глаза и начинают ворчать от злости, но при этом остаются бдительными для того, чтобы мимо никто не прошел. Задача водящего (первым должен быть педагог-психолог) пройти между ними и в конце пути крикнуть: «Бабушка, вот пирожки, поправляйся!». Водящие постоянно меняются.

Длительность игры: в среднем 20 мин.

Игра «Кочки»

Цель: преодоление страха.

Подготовка: выставляются стулья, табуретки, топчаны, столы и т. п. на расстоянии шага ребенка. Они будут кочками на болоте.

Правила.

- Передвигаться можно только по кочкам, не касаясь руками пола.

- Остальным игрокам нельзя касаться руками проходящего по кочкам. Разрешается только неожиданно выскакивать рядом, угрожать, бить в барабан и набрасывать обруч.

- Если игрок, проходящий по болоту, падает (или касается ногой пола), обитатели болота пытаются утащить его с собой. Встретив сопротивление, все отступают, а играющий должен начать свой путь сначала.



Ход игры.

Ребенок – первопроходец болота. Все остальные изображают обитателей болот, им раздаются изображения лягушки, змеи, паука, а также горн, барабан или хула-хуп. Обитатели располагаются по всему маршруту. Ребенок начинает движение, а все хором высказывают сомнения в том, что он сможет дойти до конца. Как только он спрыгивает с последней кочки и гордый идет «домой», раздаются аплодисменты и поздравления.

Длительность игры: не более 30 мин.

Игра «Регби»

Цель: преодоление страха неожиданного воздействия и боли.

Правила.

- Можно не только ударять по мячу, но и хватать его руками и, прижимая к себе, бежать стремглав к воротам противника.

- Можно подставлять подножки.

- Отбирать мяч можно разными способами – хватая, толкая, щекоча, чтобы держащий мяч его выпустил, и т. д.



Ход игры.

Игроки делятся на две команды и начинают «угрожать» друг другу, предлагая противникам сдаться сразу. Для игры используется мяч продолговатой формы. Далее начинается игра по типу «Футбола», но с использованием новых, разрешенных приемов (см. Правила). Дети-недотроги еще в более болезненной степени, чем в игре «Футбол», реагируют на сдавливание и физические неудобства, но привыкают и вместе со всеми принимают участие в игре.

Длительность: не больше 15 мин.

Игра «Восхождение»

Цель: преодоление страха высоты, землетрясения и прочих стихийных бедствий.

Правило: помощь в восхождении оказывать нельзя.

Ход игры.

Игроки выстраиваются друг за другом, обхватывают друг друга за талию и, чуть наклонившись вперед, поворачивают голову в сторону. Впереди всех стоит самый высокий взрослый и не наклоняется. Ребенок разбегается и запрыгивает на самого последнего игрока. Его задача – добраться до самого первого человека – вершины – по спинам остальных игроков. Добравшись до цели, нужно встать ногами на плечи взрослого (ребенка, конечно, поддерживают за ноги). Взобравшись и выпрямившись во весь рост, ребенок кричит: «Я – на вершине, я победил!». После этого он прыгает вниз, где его ловит педагог-психолог.

Если детей несколько, то они могут ползти, друг за другом на расстоянии 1–2 м, что облегчает задачу благодаря положительному примеру и ощущению незримой поддержки тех, кто сзади тоже преодолевает препятствие.

Повторная попытка восхождения совершается в более сложных условиях. В горах начинается «землетрясение».

Длительность игры: 30 мин.

Примечание. Дома можно модифицировать игру: ребенок может залезть отцу на плечи со стула, а спрыгнуть уже с присевшего родителя.

Игра «Сражение»

Цель: преодоление страха открытого пространства и боли.

Подготовка: по обеим сторонам игровой площадки ставятся стулья, по одному на каждого участника. Стулья играют роль укрытий и танков. В центр комнаты выкладывается хула-хуп, внутри которого складываются снаряды – мячи, шарики, кольца. За укрытиями также лежат снаряды – по 10 штук на каждого.

Правила.

- Родители и дети находятся в разных войсках.

- Бросать снаряды надо не сверху, замахиваясь, а снизу, как бы подкидывая, чтобы уменьшить риск травматизма.

Ход игры.

Игроки делятся на две команды – войска, которые прячутся в укрытия и начинают провоцировать противника на бой. После этого открываются боевые действия. Когда запас снарядов заканчивается, игрок выбегает в центр, под обстрел, и старается собрать их как можно больше. Через 5–7 мин бомбометания следует приказ педагога-¬психолога начать танковую атаку. Участники поднимают стулья, прижимают к себе, и армии движутся друг на друга. При столкновении (стульями) начинается противобор¬ство, каждый пытается потеснить противника. Затем следует приказ педагога-психолога и начинается рукопашный бой. Далее по его же инициативе происходит примирение.

Длительность игры: не более 20 мин.

Примечание. Во время игры педагог-психолог контролирует действия детей во избежание возникновения травмоопасных ситуаций.

Заключение.

К проблеме страха в настоящее время существует много различных подходов, разные авторы предлагают различные классификации страха. Но все их объединяет положение о том, что страх – это эмоция, возникающая в результате угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действий или воображаемой опасности. Страх служит предупреждением субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания.

Страхи – это обычное явление для детского развития. Они имеют большое значение для ребенка. Каждый страх или вид страха появляется только в определенном возрасте, то есть у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка, и в целом, имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает.

Причины появления страхов у детей в дошкольном возрасте весьма разнообразны. Однако страхи в этом возрасте еще не являются устойчивой чертой характера и во многом носят возрастной, переходящий характер. Поэтому они относительно обратимы при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.

При работе со страхами детей дошкольного возраста необходим особый подход к решению данной проблемы. Универсальной формой преодоления детских страхов безоговорочно признана игра.

Список использованных источников

  1. Захаров А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей [Текст]. СПб., 2006.
  2. Захаров А. И. Устранения страхов посредством игры [Текст]. СПб., 2004.
  3. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст]. М., 1997.
  4. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст [Текст]. СПб.: Питер, 2007.
  5. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. - М.: Знание, 1990.



6.Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки [Текст]. М.: Генезис, 2006.

7. Шишова Т.Л. Страхи - это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов [Текст]. СПб.: Речь, 2007. – 104 с.

0
Родительское собрание "Ямал - мой край родной"
Сценарий весеннего праздника в старшей группе «Р...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.09.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

План развлечения 2016-2017 г. старшая группа
04 сентября 2019
Спасибо, очень интересный материал.
Сценарий утренника в младшей группе «У нашей мамы праздник!»          
02 сентября 2019
Спасибо за Ваши замечательные сценарии, за творчество и любовь к профессии! С уважением Ирина Юрьевн...
Картотека утренней гимнастики
26 августа 2019
Спасибо за картотеку для гимнастики очень интересная и пригодилась в работе с детьми .

В блогах

I. Тема: "Рассказывание по картине "Кошка с котятами" Задачи: 1. Связная речь: Учить детей описывать предмет; составлять небольшой рассказ по знакомой картине с помощью воспитателя.  2. Словарь и...
2016 г Цель: создание условий для вовлечения родителей непосредственно в образовательный процесс детского сада. Задачи: Воспитательные: укрепить дружеские отношения родителей и детей  группы; пом...
Цель: Формирование положительного отношения к  Победе  в Великой Отечественной войне. Задачи: Формировать представления детей о дне  Победы 9 мая , особенностях его празднования. Развив...
Я изготовила бизиборд своими руками, хочу предложить  картотеку дидактических игр по его использованию: 1 « Открой и закрой окошечк» Описание: необходимо открыть дверку, чтобы увидеть, кто там жи...

Новое на сайте

Как подготовить малыша к поездке в отпуск

Как подготовить малыша к поездке в отпуск Вопрос, как организовать летний отдых с наибольшей пользой для здоровья ребенка, волнует всех родителей. Семейная поездка к теплому морю представляет едва ли не оптимальным...

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Нравственные…

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Нравственные ценности и будущее человечества: Добрым быть совсем не просто …» Цель: формирование первичных ценностных представлений. Задачи: Обучающие: - закрепить знание детей о литературной сказке “Цветик-семицветик”; -...

Сценарий спортивного досуга «Если только захотеть, можно в Космос полететь»

Сценарий спортивного досуга «Если только захотеть, можно в Космос полететь» Цель: способствовать развитию у детей познавательного интереса и спортивных качеств. Задачи: расширение и закрепление знаний детей о космосе; формирование интереса к спорту и потребности...

Методическая разработка мастер-класса по теме: «Использование приёма ритмодикломации на музыкальных…

Методическая разработка мастер-класса по теме: «Использование приёма ритмодикломации на музыкальных занятиях» Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на занятиях. Задачи: Познакомить участников мастер-класса с приёмом ритмодикломации, применяемом...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top