ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ - ТРИЗ - РТВ

Лудина Вера Михайловна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары

 

Аннотация: В статье представлен опыт работы по формированию навыков анализа народных сказок детьми старшей группы. Материал основан на адаптированной и разработанной для детей дошкольного возраста Т.А. Сидорчук технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Ключевые слова: анализ,народная сказка, ТРИЗ.

Мир сказок – волшебный мир. Каждый, попадая в эту чудесную страну, находит для себя что-то очень важное и необходимое. Чтение сказок – не только увлекательное времяпровождение, но и освоение чего-то нового, доселе неизвестного. Ведь любая сказка – это послание наших предков из далекого прошлого. Давно известно, что с помощью сказок любой народ передает свой опыт последующим поколениям. Тем значимее для нас народные сказки. В этих сказках читается опыт многих поколений, связанных между собой местом обитания, общей историей, обычаями, традициями, но разделенных разными промежутками времени.

Поэтому так важно научить детей с самого раннего возраста понимать всю мудрость сказок, вычленять основную мысль, заложенную авторами. Ведь зачастую, читая сказки, мы не всегда задумываемся о том, что же заложено в тексте, для чего он написан.

Проблему формирования умения анализировать народные сказки у детей дошкольного возраста в своей группе мы решаем используя технологию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, адаптированную и разработанную специально для детей дошкольного возраста Т.А. Сидорчук, кандидатом педагогических наук, научным руководителем общественной организации «Волга-ТРИЗ».

В начале года мы определили перечень народных сказок, с которыми предполагали познакомить детей. Преимущественно это были сказки русского, чувашского и татарского народов, исходя из национальной принадлежности большинства детей, посещающих группу. При выборе сказок мы старались учесть интересы и возрастные особенности детей группы.

Знакомство со сказками происходило как в ходе непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого блока, так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Анализ текста происходит в подгруппах по 5-6 детей.

Первое знакомство с текстом сказки происходит день, за два дня до анализа. После повторного чтения сказки вместе с детьми заполняется таблица, в которой анализируются все герои сказки. Дети схематично зарисовывают характер героя (какой он?); его цели; помощников, которые способствовали достижению этих задач; проблемы (что мешало герою); действия, которые предпринимал герой, для решения своей цели; результат, который был получен.. В конце таблицы дети дают совет каждому персонажу сказки. В этих советах заключается мораль, мудрость сказки.

Какое-то время таблица находится в группе на виду у детей. С помощью нее дети знакомят друг друга с содержанием и моралью сказок. После этой работы дети зарисовывают советы героям на лепесточки и составляют из них «Ромашку мудрости».

Таблицы дети убирают в волшебный ларец, сделанный своими руками – сборник таблиц по анализу сказок. Время от времени мы, воспитатели,совместно с детьми вспоминаем прочитанные сказки. В конце года мы планируем провести викторину по прочитанным сказкам, используя таблицы, картинки и «Ромашку мудрости».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Михайлова З.А.План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие", М: Детство-Пресс, 2015 г.
  2. Сидорчук Т.А., Байрамова Э.Э. «Технологии развития связной речи дошкольников» - Ульяновск: «Первая образцовая типография»,, 2015г., 96 с.
3.  Сидорчук Т.А., «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. - Ульяновск: «Первая образцовая типография», 2015г., 136 с. 4. Ушакова О.С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие.  – М, 2015
0
Танец с листочками
Пространственная предметно развивающая среда в ДОУ
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.01.2020

Комментарии

Игра "Волшебные слова"
23 января 2020
привет давайте начнём играть
Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста
20 января 2020
ничего нового не узнала
Конкурс спасателей «Чип и Дейл спешат на помощь»
15 января 2020
Спасибо за идею. Думаю провести в саду.

В блогах

Трудовое воспитание дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад п.Коробицыно» Семинар-практикум «Трудовое воспитание дошкольников» Составители: Игонина С.А. - воспитатель 2019г. Цель: Систематизация знаний педагогов в организации педагогического процесса в...

Выручим царицу Математику

Цель: обобщение и закрепление полученных ранее знаний. Задачи: Образовательная: способствовать закреплению знаний о числах первого десятка, счет прямой и обратный в пределах...

Конспект пешей прогулки в парк. Тема : « Насекомые вокруг нас»

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых. Задачи : Образовательные: Уточнить знания детей о насекомых...

Новое на сайте

Проект: «Азбука безопасного лета»

Проект: «Азбука безопасного лета» Вид проекта: творческий, среднесрочный, групповой для детей 3 - 4 лет. Продолжительность проекта: 3 месяца (с 1. 06. 2019 г. – по 31. 08. 2019 г. ) Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Актуальность темы: Дети...

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша» Вид проекта: познавательно-творческий. Тип: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель группы, родители, младшего дошкольного возраста. Актуальность проекта: Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления и развития...

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам «На чём играю?» Цель: развитие тембрового слуха. Игровой материал: дудка и барабан, ширма. Репертуар: попевки «Дудочка и барабан» сл. Ю. Островского муз. Р. Рустамова Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать, на...

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада 2020»

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада 2020» Цель: обогащение представлений у дошкольников знаний о зимних видах спорта, об олимпийских играх, их символике, ритуале проведения; воспитание в детях патриотизма, формирование ценностного отношения к здоровью и...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог