Сайт для воспитателей детских садов




Автор Лудина Вера Михайловна пока ничего не указал(а) о себе ...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТЫ НАРОДНЫХ СКАЗОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОТСМ - ТРИЗ - РТВ

Лудина Вера Михайловна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары

 

Аннотация: В статье представлен опыт работы по формированию навыков анализа народных сказок детьми старшей группы. Материал основан на адаптированной и разработанной для детей дошкольного возраста Т.А. Сидорчук технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.

Ключевые слова: анализ,народная сказка, ТРИЗ.

Мир сказок – волшебный мир. Каждый, попадая в эту чудесную страну, находит для себя что-то очень важное и необходимое. Чтение сказок – не только увлекательное времяпровождение, но и освоение чего-то нового, доселе неизвестного. Ведь любая сказка – это послание наших предков из далекого прошлого. Давно известно, что с помощью сказок любой народ передает свой опыт последующим поколениям. Тем значимее для нас народные сказки. В этих сказках читается опыт многих поколений, связанных между собой местом обитания, общей историей, обычаями, традициями, но разделенных разными промежутками времени.

Поэтому так важно научить детей с самого раннего возраста понимать всю мудрость сказок, вычленять основную мысль, заложенную авторами. Ведь зачастую, читая сказки, мы не всегда задумываемся о том, что же заложено в тексте, для чего он написан.

Проблему формирования умения анализировать народные сказки у детей дошкольного возраста в своей группе мы решаем используя технологию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, адаптированную и разработанную специально для детей дошкольного возраста Т.А. Сидорчук, кандидатом педагогических наук, научным руководителем общественной организации «Волга-ТРИЗ».

В начале года мы определили перечень народных сказок, с которыми предполагали познакомить детей. Преимущественно это были сказки русского, чувашского и татарского народов, исходя из национальной принадлежности большинства детей, посещающих группу. При выборе сказок мы старались учесть интересы и возрастные особенности детей группы.

Знакомство со сказками происходило как в ходе непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого блока, так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Анализ текста происходит в подгруппах по 5-6 детей.

Первое знакомство с текстом сказки происходит день, за два дня до анализа. После повторного чтения сказки вместе с детьми заполняется таблица, в которой анализируются все герои сказки. Дети схематично зарисовывают характер героя (какой он?); его цели; помощников, которые способствовали достижению этих задач; проблемы (что мешало герою); действия, которые предпринимал герой, для решения своей цели; результат, который был получен.. В конце таблицы дети дают совет каждому персонажу сказки. В этих советах заключается мораль, мудрость сказки.

Какое-то время таблица находится в группе на виду у детей. С помощью нее дети знакомят друг друга с содержанием и моралью сказок. После этой работы дети зарисовывают советы героям на лепесточки и составляют из них «Ромашку мудрости».

Таблицы дети убирают в волшебный ларец, сделанный своими руками – сборник таблиц по анализу сказок. Время от времени мы, воспитатели,совместно с детьми вспоминаем прочитанные сказки. В конце года мы планируем провести викторину по прочитанным сказкам, используя таблицы, картинки и «Ромашку мудрости».

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Михайлова З.А.План-программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие", М: Детство-Пресс, 2015 г.
  2. Сидорчук Т.А., Байрамова Э.Э. «Технологии развития связной речи дошкольников» - Ульяновск: «Первая образцовая типография»,, 2015г., 96 с.
3.  Сидорчук Т.А., «Я познаю мир». Методический комплекс по освоению детьми способов познания. - Ульяновск: «Первая образцовая типография», 2015г., 136 с. 4. Ушакова О.С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие.  – М, 2015
0
Танец с листочками
Пространственная предметно развивающая среда в ДОУ
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
19.09.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

План развлечения 2016-2017 г. старшая группа
04 сентября 2019
Спасибо, очень интересный материал.
Сценарий утренника в младшей группе «У нашей мамы праздник!»          
02 сентября 2019
Спасибо за Ваши замечательные сценарии, за творчество и любовь к профессии! С уважением Ирина Юрьевн...
Картотека утренней гимнастики
26 августа 2019
Спасибо за картотеку для гимнастики очень интересная и пригодилась в работе с детьми .
Публикация "Творческий проект для группы среднего возраста " В гостях у любимых сказок"
21 августа 2019
Здравствуйте! Нам очень приятно и здорово было работать по этому проекту. Надеюсь, кому-нибудь из ва...

В блогах

Памятка родителям Если вы вместе со своим ребенком чем-то занимаетесь, то: - при выборе поделки вспомните, что интересно Вашему ребенку, о чем он чаще всего говорит, наиболее предпочитаемые игрушки (к...
Настольный театр «Курочка Ряба» Цели: - развивать воображение, мышление, речь; - умение совместно обсуждать действия героев; - воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Задачи: - по...
Образовательные: систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач и записывать их решение с помощью цифр; расширить и закрепить навыки вычислительной деятельности: решение пр...
Стенгазета « Наши Новогодние каникулы» Чекотина Наталья   Цели и задачи: привлечь родителей к образовательному процессу, развивать интерес детей к окружающему миру, развивать монологическую и ди...

Новое на сайте

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина –…

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина – Россия» (Подготовительная группа) Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в...

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия»

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия»

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать...

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста Игры и упражнения дыхательной гимнастики для детей второго года жизни. 1. Для углубленного вдоха и выдоха используют упражнения: «Понюхать цветок», «Подуем на цветные шарики», «Пусть уточка...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top