Сайт для воспитателей детских садов




дошкольное вопитание

Родилась 28 марта 1968 года.Омской области Муромцевского района.в 1985 году окончила школу.В павлода ...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, в которой закладываются основы будущей личности. Непрерывность дошкольного и начального образования на дошкольной ступени предполагает формирование различных знаний об окружающем мире, стимулировании коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности, развитии инициативности, любознательности.

К моменту поступления в школу, познавательная потребность детей достигает такого уровня, что у него возникает интерес к решению познавательных задач, приобретению новых знаний и умений в процессе учения.

Именно Федеральные Государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ предполагают формирование интегративных качеств дошкольника, основным из которых является познавательная активность.

Познавательная активность определяется как "качество личности, проявляющееся в потребности и умении приобретать новые знания, овладеть способами познавательной деятельности, совершенствовать их и применять в различных ситуациях" [1, с.8].

Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи Я.А.Коменский, А.Н.Поддъяков, Л.А.Венгер, Ф.А.Сохина и др. Они выделяют дошкольный возраст как наиболее благоприятный для развития познавательной потребности ребёнка [3].

В настоящее время идёт постоянный поиск новых и совершенствование старых форм и методов, повышение уровня образования населения.

Известный отечественный психолог А.Н.Поддъяков в качество основного вида поисковой деятельности выделяет деятельность экспериментирования, которая на протяжении всего дошкольного возраста, по мнению учёного, претендует на роль ведущей деятельности в дошкольном возрасте [2].

За использование этого метода обучения выступали такие классики – педагоги как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и многие другие. Так как знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными. На этом и основано внедрение детского экспериментирования в детские сады. Воспитатели делают акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поиск активности самих детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы как? и почему?

Рекомендации по развитию познавательной активности с использованием экспериментирования встречаются в трудах разных авторов:  С.Н.Николаевой, Л.М.Маневцовой, Л.Н.Прохоровой и др.

Исследования А.И.Ивановой, О.ВДыбиной [5], В.И.Логиновой и др. доказали, что дети дошкольного возраста могут усвоить знания об объектах живой и неживой природы, предметах, их свойствах.

Таким образом, анализ научных и педагогических исследований показывает, что экспериментирование является средством познания ребёнком окружающего мира, основным условием познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию.

Программа "Детский сад 2100" обеспечивает систему непрерывного образования, при этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребёнка, а начальная школа способствует его дальнейшему становлению. Общие основы преемственности для дошкольных учреждений и начальной школы – это развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника, способности к творчеству и самостоятельности. 

Мы поставили перед собой цель формировать познавательную активность через экспериментальную деятельность дошкольников.

Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость. Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Помочь им в этом, направить и развить их любознательность – одна из задач раздела "Здравствуй, мир!" программы "Детский сад 2100" [4]. Методический материал по этому разделу позволяет выбирать, варьировать, проявлять творчество. В соответствии с этим были определены задачи, методы и приёмы, приемлемые в работе для нас и наших детей в конкретных условиях.

Задачи:

- формировать у дошкольников способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развивать познавательную активность в процессе наблюдений, поиска, практического экспериментирования;

- развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей);

- воспитывать бережное отношение к наблюдаемым объектам, интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, развивать творчество.

Поставленные задачи решаем в процессе непосредственно образовательной деятельности, игр, наблюдений с использованием опытов, практической деятельности.

Чтобы поддержать интерес на протяжении всего экспериментирования предлагаем опыты с участием различных сказочных персонажей: Незнайки, Капельки и т.д. Разработали ряд конспектов: "Путешествие Капельки", "Где живут чудеса?", "Освобождение бусинок из ледяного плена" и т.д. Применяем специальные упражнения, развивающие способность видеть проблему. Приучаем детей уметь смотреть на один и тот же предмет с разных сторон. Обязательно увидишь то, что другим не заметно. Например, предлагаем рассказ "Небо утром покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги …" Предлагаем задание: "Продолжи рассказ, но разными способами". Сначала дети представляют, что они просто гуляют во дворе с друзьями, затем представляют себя лётчиками, водителями грузовика и т.д. В результате появляется много проблем, предлагаются гипотезы и т.д. Учим детей ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путём. Например, поможем воде стать чистой. Предлагаем задания на решение экспериментальных задач, например, "А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?", "Как доказать, что воздух может передвигать предметы?" и др. Решаем задачи:

1.  По прогнозированию результатов своих действий (например, "Сегодня мы с вами посеяли семена фасоли из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через десять дней?") Дети рисуют свои представления. Через десять дней проверяем, кто из них оказался ближе к истине. 

2. На прогнозирование поведения объектов (например, "Ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал?")

Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций, но и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовать предметы и явления для достижения результата.

Структура исследовательской деятельности включает в себя основные этапы:

1. выделение и постановка проблемы;

2. выдвижение гипотез (предположений: "Как выдумаете, что произойдёт с водой?");

3. поиск возможных вариантов  ("Что нужно сделать, чтобы получить результат?")

4. сам эксперимент;

5. обобщение полученных данных;

6. фиксирование результатов опыта.

Для успешной реализации опыта были выделены формы и методы работы: специально организованная деятельность, индивидуальная работа, коллективная. Совместная исследовательская деятельность: беседы, диалоги, поиск и выбор тем исследования, сбор материалов, опыты, наблюдения. Самостоятельная деятельность: настольные игры, дидактические игры, работа со схемами, с дневниками исследования.

Изучив ФГТ к структуре основной образовательной программы, сделали акцент на интеграцию экспериментирования в области: "Познание", "Художественное творчество", "Коммуникация", "Музыка", "Чтение художественной литературы".

В настоящее время востребованным является изучение особенностей исследовательского поведения детей в аспекте искусства и развития художественной деятельности.

Мы создаём условия для экспериментирования с художественным материалом изобразительно-выразительными средствами. Дети рисуют на руках фломастерами, ставят кляксы на листе, одежде, проверяют мягкость и цвет карандашей.

Используем вопросы активизации поиска, например, в ситуации "Краски на огороде и в цветочном горшке". Задаём вопросы: "Можно ли рисовать пищевыми продуктами: свёклой, морковью, ягодами?", "Какие секреты окрашивания используют наши мамы сейчас? (окрашивание яиц луковой шелухой)".

Для уточнения и расширения представлений детей о средствах выразительности изобразительных материалов используем разнообразные методы. Например, опыт "Как получить разные цвета?" Это экспериментирование с акварелью, гуашью. Формируем умение получать цвета и оттенки при смешивании цветов, накладывании одного цвета на другой.

Использование нетрадиционных техник также предусматривает этап экспериментирования. Изучение возможностей материалов, способов нанесения. Например, бумага рвётся, размокает, её можно сгибать, мять. Глина пластичная, её можно раскрашивать.

В  процессе опытно-экспериментальной деятельности используем загадки, пословицы, поговорки, например, "Мороз не велик, да стоять не велит", "Белая скатерть всё поле покрыло".

Для организации исследовательской деятельности применяем и литературные произведения, к которым предъявляем ряд требований. Выбираем произведения с интересным сюжетом, соответствующим возрастом ребёнка, учитываем наличие загадки, интриги, недосказанности. Это и есть мотивация. Дети уже включают в сюжет пути спасения кого-либо, разгадку тайны, исправление чьей-то ошибки, несправедливости. Используем русскую народную сказку "Лиса и козёл", Леонардо да Винчи "Вода", "Камень и дорога",  Н.Носова "Мишкина каша", "Две лягушки и одна жаба".

Известно, что ни одну задачу невозможно решить без контакта с семьёй и взаимопонимания между родителями и воспитателями. Поэтому мы составили перспективный план работы с родителями. Активно вовлекаем родителей в проводимую работу, ведь для ребёнка важно, чтобы мама и папа поддерживали его интерес. Оформили ширму "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка". Разработали памятку для родителей "Чего  нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию". Были предложены планы совместной деятельности с детьми дома в разных возрастных группах. На родительских собраниях обсуждали возникающие трудности и обменивались опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды. Приглашались на открытые занятия, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий. Таким образом осуществляли преемственность ДОУ и семьи.

Для оценки сформированности познавательной активности детей используем критерии раздела "Формирование интегративного качества любознательный активный", разработанный с учётом ФГТ и носящий прогностический характер. Исходя из данных диагностики, можно сделать вывод, что увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, т.е. дети активно проявляют интерес к окружающему миру, экспериментальной деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, рассуждают, задают познавательные вопросы. По нашему мнению, это обусловлено использованием деятельностного подхода суть которого заключается в организации совместной деятельности детей и взрослых, где знания не преподносятся готовыми а вырабатываются вместе с детьми с помощью познавательно-исследовательской деятельности. Мы уверены, что полученные в детском саду навыки должны стать фундаментом для более сложных экспериментальных умений.

При оценке результативности опыта, мы пользовались следующими критериями: повышение уровня познавательной активности, через увеличение количества детей, проявляющих высокую познавательную активность во всех видах деятельности, повышение качества образования через формирование предпосылок учебной деятельности; повышение интереса детей к самостоятельной экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы. Мы считаем необходимым и дальше использовать экспериментирование для развития познавательной активности, так как оно является средством познания окружающего мира и является основным условием формирования познавательной активности и предпосылками формирования готовности детей к непрерывному образованию.

Литература.

1. З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников" – СПб: ООО "Издательство "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2013.

2. Л.Н.Прохорова "Организация экспериментальной деятельности дошкольников"; М.: АРКТИ, 2005.

3. А.И.Иванова "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду". – МТЦ. Сфера, 2007.

4. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2011.

5. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина "Неизведанное рядом": Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2005

0
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации Ф...
Традиции в воспитании жизненных ценностей у детей ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
17.09.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

План развлечения 2016-2017 г. старшая группа
04 сентября 2019
Спасибо, очень интересный материал.
Сценарий утренника в младшей группе «У нашей мамы праздник!»          
02 сентября 2019
Спасибо за Ваши замечательные сценарии, за творчество и любовь к профессии! С уважением Ирина Юрьевн...
Картотека утренней гимнастики
26 августа 2019
Спасибо за картотеку для гимнастики очень интересная и пригодилась в работе с детьми .
Публикация "Творческий проект для группы среднего возраста " В гостях у любимых сказок"
21 августа 2019
Здравствуйте! Нам очень приятно и здорово было работать по этому проекту. Надеюсь, кому-нибудь из ва...

В блогах

Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы малыши. Чтоб для них экология стала. Не наукой, а частью души !  Аннотация .    Потребительское отношение к природе и ухудшением...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «В гостях у сказки». Цель: Развивать речь детей средствами авторской сказки: расширять словарный запас, развивать артикуляцию и коммуникативные навыки. З...
Программные задачи: Образовательные: формировать умения младших дошкольников использовать нетрадиционную технику рисования  (метод тычка своими пальчиками). Развивающие: развивать чувство цвета и...
Ход занятия 1. Орг. момент. Дети проходят в комнату, встают вокруг педагога. Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть на нашем занятии, а вот какая у него тема вы узнаете отгадав мою загадку: По тропинка...

Новое на сайте

Проект «Путешествия по странам мира»

Проект «Путешествия по странам мира»

Консультация для родителей «Что такое характер?»

Консультация для родителей «Что такое характер?» Родителей очень часто волнует вопрос, а какой же характер будет у нашего ребенка? Будет ли ребенок послушным, или наоборот шалуном, а может малыш будет гиперактивным? Так все же...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Одуванчики…

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Одуванчики на лугу» для детей второй младшей группы Цель: создание условий для изготовления предметной аппликации, состоящей из нескольких частей. Задачи: Обучающие: Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию...

Формирование познавательных интересов и действий дошкольника в различных видах деятельности

Формирование познавательных интересов и действий дошкольника в различных видах деятельности Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, телевидение, интернет. Прямо сейчас идёт технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top