Формирование любознательности и активности детей подготовительной группы посредством конструкторов нового поколения.

Формирование любознательности и активности детей подготовительной группы посредством конструкторов нового поколения.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Занятия по LEGO нацелены не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук.

Занятие построено в виде игры, в которой возникает ряд проблем, которые затрагивают ряд дисциплин и понятий учебной и не учебной программы

Если ребенок с детства приучается к работе с современным оборудованием, работе с электроникой и изучению языков программирования, то ему очень легко учиться.

Весь процесс обучения состоит в том, что ребенок занимается разработкой заданий для устройства и назначает ему график передвижения и других манипуляций, что помогает в развитии воображения и учит планированию.

Развитие у ребенка технической компетентности это умение рассуждать, анализировать и сравнивать , строить логическую цепочку умозаключений, которые будут вести к верным действиям, то есть использовать рациональное, а не иррациональное (эмоциональное) мышление.

Работая с LEGO деталями учу ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Но разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, дети имеют возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

В начале совместной деятельности детей включаю в серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем провожу пальчиковую гимнастику. Пальчиковую гимнастику, физкультминутку подбираю с учетом темы совместной деятельности.

На занятиях предлагаю детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.

При планировании совместной деятельности отдаю предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подбираю таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.

Работу с детьми начинала с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

На первом занятии в старшем дошкольном возрасте каждому ребенку даю Г-образную фигуру, сделанную из деталей конструктора, и говорила: «Это — недостроенная конструкция чего-то. Я начала строить, а вы отгадайте, что я хотела сделать, и достройте. Но прежде чем начать конструировать, скажите мне на ушко, что вы будете делать». Дети вначале рассматривали фигуру, переворачивали ее, иногда по несколько раз; некоторые из них брали другие более мелкие детали и приставляли к ней и т.д. И только после такого «практического» обдумывания (а воспитателю важно не торопить детей с ответом) называли то, что, по их мнению, начал делать воспитатель. И далее, путем достраивания заданной основы, дети создавали разные, как правило, структурно простые конструкции: самолет, скамейку, домик и т.п. Одобряла детские решения, а потом говорила, что начала делать и не самолет, и не скамейку, а что-то другое. Это вызывало у детей удивление. Предложила подумать, что же это могло быть. Дети начинали либо перестраивать свою модель, видоизменять ее, либо разбирать и конструировать заново. В результате дети на одной Г-образной основе могут создать несколько разных конструкций.

Создание проблемных ситуаций повлияло на развитие исследовательских, экспериментальных, проектных навыков детей дошкольного возраста, способствовало совершенствованию их социально-коммуникативных умений.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

LEGO – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трех мерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.

Перспективность применения LEGO обуславливается ее высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использование в различных игровых и учебных зонах.

Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.

Машины и механизмы. Первые механизмы.

Набор предназначен для знакомства с основными понятиями естественных наук и технологий ,можно изучать принципы действия зубчатых колес, рычагов, шкифов, колесных пар, как устроены элементарные механизмы и как они работают ,дети могут проектировать и собирать свои собственные модели.

Цель:

-изучение принципа действия зубчатых колес, рычагов, шкифов и колес на осях на примере собранных моделей

-изучение сил ,плавучести и равновесия

-Расширение словарного запаса при изучении основных составных частей и простых механизмов

-побуждение детей к общению и взаимодействию в процессе коллективной работы

-решение технических задач путем создания моделей.

Методика организации непосредственно организованной деятельности с детьми с применением программируемых конструкторов (на основе Программируемых конструкторов LEGO Wеdo)

Отличительная особенность данного уровня - деятельность детей в творческой группе. Наполняемость творческой группы 4-6 человек. Продолжительность – 35 мин два раза в неделю.

Творческая группа – это эмоциональная включенность каждого ребенка в творческий процесс, стремление искать и много раз опробовать различные решения, получать от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата, умение видеть характерные особенности предметов, явлений в их взаимосвязи и по-своему передавать в конструкциях, поделках.

Основной показатель творчества:

- новизна его результата:

-интересные оригинальные конструкции, темы,

-процесс создания продукта имеет едва ли не первостепенное значение, поэтому педагогом при проведении занятий с творческой группой необходимо поставить следующую цель: дать возможность каждому участнику творческого процесса выбрать дело по душе, расширить диапазон возможностей для самовыражения личности ребёнка, его самоутверждения.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа:

- рождение замысла;

- исполнение замысла.

Творчество больше связанно с замыслом, тогда как практическая деятельность направлена на воплощение замыслов.

Особенность конструкторского мышления - это непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов.

Источник замысла - это окружающая жизнь, разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности.

У большинства детей дошкольного возраста восприятие окружающего мира – поверхностное; они схватывают в основном внешние стороны предметов, явлений, которые затем воспроизводят в практической деятельности.

Именно поэтому задача педагога не только наполнять жизнь детей впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого усвоения окружающего.

Моделирование в этой группе опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных объектах, предметах.

По мере обогащения деятельности новым содержанием деятельности, способами и приёмами у детей формируется способность строить новые достаточно оригинальные модели.

Факт этот положительно сказывается как на развитие мышления и воображения, так и на самой деятельности конструирования. При этом особенно важно, научить ребёнка умению оперировать образами моделей в пространстве – изменять положение целостного (вращать, перемещать, ускорять), преобразовывать структуры моделей (перегруппировать его составные части, детали).

Соединять несколько конструкций, конструкторов в единую постройку (целое), тем самым значительно расширить возможности творческого конструирования.

Непосредственно образовательная деятельность

Первоначальное использование конструкторов требует наличия готовых шаблонов: при отсутствии у многих детей практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать в команде.

В дальнейшем, учащиеся отклоняются от инструкции, включая собственную фантазию, которая позволяет создавать совершенно невероятные модели. Недостаток знаний для производства собственной модели компенсируется возрастающей активностью любознательности учащегося, что выводит обучение на новый продуктивный уровень.

Основные этапы разработки Лего-проекта:

- Обозначение темы проекта.

- Цель и задачи представляемого проекта.

- Разработка механизма на основе конструктора Лего.

- Составление программы для работы механизма.

- Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.

При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников.

Традиционными формами проведения НОД являются: беседа, рассказ, проблемное изложение материала.

Основная форма деятельности – это самостоятельная, интеллектуальная и практическая, в сочетании с групповой, индивидуальной формой работы

Обучение с LEGO ВСЕГДА состоит из 4 этапов:

- установление взаимосвязей,

- конструирование,

- рефлексия,

- развитие.

На каждом из вышеперечисленных этапов дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.

Перспективное планирование

1. ВВЕДЕНИЕ

Азбука моделирования: Знакомство с новыми деталями конструктора. Симметричность кубиков, построек; устойчивость построек.

Закрепить раннее полученные умение и навыки конструирования. Просмотр проектов, презентация новых игровых наборов.

 

2. АРХИТЕКТУРА.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Типы жилищ народов мира.

Уметь разбираться в архитектуре разных исторических времен, построить по замыслу модель здания., соблюдая пропорциональность, симметричность, устойчивость.

 

3. Техника на земле в воде и космосе.

Постройка моделей транспорта – от старинных до современных. Техника на земле, воде и космосе:

- как машины строят;

- от колеса до робота;

- машины-помощники;

- космические объекты;

Познакомить с историей возникновения первого транспорта и его видами.

Научить обучению созданию сюжетной композиции. Обобщить знания о транспорте.

Умение заменять одни детали другими, подобными. Использовать взаимозаменяемость конструктора ЛЕГО.

4. ВВЕДЕНИЕ В РОБОТОТЕХНИКУ. (работа с конструктором Lego We Do – перворобот)

Знакомство с конструктором, датчиками, передачами, программным обеспечением.

5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕРВОРОБОТОВ по теме:

«Забавные механизмы»

Знать и понимать особенности схем. Тематические постройки: «Волчок», Танцующие птицы», «Обезьяна-барабанщик». Экспериментирование, работа в индивидуальных тетрадях, по карточкам.

7. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕРВОРОБОТОВ по теме: «Звери»

Тематические постройки: «Голодный аллигатор», «Рычащий лев», «Порхающая птица». Экспериментирование, работа в индивидуальных тетрадях, по карточкам.

8 .КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕРВОРОБОТОВ по теме: «Футбол»

Тематические постройки: «Нападающий», «Вратарь», «Ликующий болельщик». Работа с индивидуальными карточками, в тетрадях.

9 КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЕРВОРОБОТОВ по теме:

«Приключения»

Тематические постройки: «Спасение самолета», «Спасение великана», «Непотопляемый парусник». Работа с индивидуальными карточками, в рабочих тетрадях.

10.ОБОЩЕНИЕ.

Конкурсы. Праздник. Выставка. Мини выставки по каждой теме.

0
Игры приветствия для детей
Консультация для родителей "Как подготовить ребенк...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
30.05.2023

В блогах

Непосредственно образовательная деятельность для детей с ДЦП Тема: Проведение вертикальной линии

Непосредственно образовательная деятельность для детей с ДЦП Тема: Проведение вертикальной линии   Задачи: активизирование лицевой мускулатуры; развитие умения чувствовать свое дыхание; формирование двигательных...

Рабочая программа кружка "АБВГДейка", Черняева Е.П. , Детский сад "Колокольчик", Тамбовская область, Моршанский р-н

  Он взрослых изводил вопросом почему? Его прозвали маленький философ И с этих пор он больше никому Не доставал вопросом почему? С. Я. Маршак. Пояснительная записка. Данная...

Дидактическая игра "Выложи из палочек"

АннотацияИгра «Выложи палочки» очень интересна и привлекательная для детей младшего и среднего возрастаЦель: Формировать элементарные математические представления (знакомство с плоскостными...

Новое на сайте

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья - это важно»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между художественными произведениями, высказывать свою точку зрения; развивать память, связную речь, мышление; воспитывать любовь к книгам...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание пойти в школу; - закреплять умение выступать перед зрителями, чувствовать себя уверенно; -закреплять коммуникативные навыки; раскрыть...

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТ. Тема…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Окружающий мир», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество»; «Музыка». Тип занятия: интегрированное. Цель: выявление знаний у детей на...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в жизни человека. Во время прогулок часто рвут цветы, траву, а потом бросают их за ненадобностью...