Формирование личности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в Русские шашки.

Не для кого не секрет, что шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Но часто ли мы задумаемся о том, что обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шашки помогает нам не только выявить одаренных детей, в данном конкретном направлении, но и особенности развития личности ребенка в процессе взаимодействия с партнером по игре, в ситуации проигрыша или победы, а также такие черты характера как усидчивость, усердие, повышенную тревожность, панические состояния, способность логически мыслить или трусость, сосредоточенность на отношении детей к собственной персоне.

Ребенок вступает в жизнь, как индивид, обладающий определенными, присущими от природы, свойствами и способностями. Он становится или остается личностью только в качестве субъекта социально-общественных отношений. Как писал А.Н. Леонтьев в своих трудах, личность не является целостностью, обусловленной генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. А значит педагог может способствовать гармоничному становлению личности ребенка через различные виды деятельности, в данном случае через игру в шашки.

Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей в с 5,5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитие ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности ( потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее к ней отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Таким образом, можно считать старший возраст наиболее важным этапом развития личности дошкольника, логично отметить значение взрослого в этом становлении.

Какое же отношение имеет игра в шашки к развитию личности ребенка?

Ну во -первых, это игра, а значит - самое прямое!

Мы привыкли к тому, что обучая детей игре в шашки в рамках дошкольного образования, выявляются как правило одаренные дети, т.е дети имеющие способности к данной игре. А способности это не что иное, как составное структуры личности. Таким образом начиная знакомить детей старшего дошкольного возраста с этой незаурядной игрой мы в первую очередь анализируем способности детей. Нашей целью здесь выступает дать возможность одаренным логическим и стратегическим мышлением детям проявить себя на игровой площадке. Но ведь выявляя одаренных детей, мы сталкиваемся и с менее талантливыми, но более целеустремленными; или с детьми талантливыми, но слишком замкнутыми. Мы также можем проследить взаимоотношения в группе, выявить популярных ребят, и стремящихся к их вниманию. В процессе этой работы у нас появляется замечательная возможность провести комплексное наблюдение, как за отдельным ребенком, так и за группой детей в их взаимодействии, выявить личностные проблемы детей, требующие решения.

На начальном этапе обучения любой игре, в том числе и игре в русские шашки, немаловажную роль будет играть уровень развития памяти дошкольников. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно (Мухина В.С., 2003).

Полученные данные показывают, что в старшем дошкольном возрасте игровые мотивы (в данном случае мотивы соревновательной игры) оказывают положительное действие и повышают эффективность непроизвольного запоминания (Эльконин Д. Б., 1960).

Таким образом активизируя память для освоения игры на начальном этапе обучения, мы стремимся к ее развитию на всех этапах игры в дальнейшем.

Возвращаясь к понятию мышления как составной части личности не лишним будет вспомнить, что мышление дошкольника, так же как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. В данном ключе, оно будет идти рука об руку со способностями, а вот что касается воли и темперамента, здесь ситуация сложнее. Часто бывает, что одаренный ребенок не в состоянии проявить силу воли и смелость, для того чтобы почувствовать свой успех. Но мы помним, что личность пока формируется, и у нас есть возможность помочь маленькому человеку преодолеть трудности. Здесь же хочется вспомнить про эмоции. Мы знаем, что эмоции преобладают в дошкольном детстве и включены во все виды детской деятельности. Поэтому при обучении игре в шашки, мы учим ребят совладать со своими чувствами. Это пожалуй одно из самых значимых направлений работы в данном контексте, потому что спорт, а именно им является игра в шашки, несомненно продуцирует эмоции, здесь и соперничество, и страх проиграть. Ситуация усугубляется тем, что борьба происходит один на один, что приводит еще к большему эмоциональному напряжению. Здесь воспитывается самообладание, уважение к сопернику. Ребенку еще сложно контролировать свои эмоции, и это естественно. Одно из главных направлений развития эмоция в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. В процессе освоения интеллектуальной игры формирование умения воспринимать и понимать свои эмоции является одним из составляющих процесса становления ребенка как личности.

Подводя итоги, хотелось бы отметить что правильно и системно-организованное обучение детей старшего дошкольного возраста игре в русские шашки, дает педагогу широкие возможности не только наблюдения за личностным развитием воспитанников, но и коррекции таких важнейших характеристик личности как, воля, мотивация, эмоции и т.д.

Список литературы:

1..Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности.- В кн.: Психология.- М., 1956

2..Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. МГУ, 1971

3..Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Мотивация, эмоции, личность.- М.,1985.

4.Эльконин Б.Д. Детская психология.-М.,2011.

5.Мухина В.С. Детская психология.М.,1985.

6.https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=33301

0
Анализ выполнения рабочей программы педагогов вт...
Что скрывает сосулька?
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.09.2020

В блогах

Али-Баба и 40 разбойников. (Арабская сказка, худ. Р. Столяров)

Sample Image

Интерактивная 3D книга, для детей, в картинках, с эффектом перелистывания страниц Али-Баба и 40 разбойников. (Арабская сказка, худ. Р. Столяров)  Читать...

Картотека подвижных игр в младших группах.

Подвижная игра «Собака и воробьи» Цель. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Скок поскок Скок поскок. Скачет, скачет воробей Кличет...

Беседа в старшей группе на тему «Опасные предметы дома»

Беседа в старшей группе на тему «Опасные предметы дома» Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с...

Новое на сайте

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы Живут в России разные  народы с давних пор. Одним – тайга по нраву,  другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один – черкеску носит...

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро»

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро» Цель: Привлечь педагогов к совместным мероприятиям. Развивать взаимоотношения между педагогами посредством включения в совместную деятельность. Повышать статус творческих отношений. Задачи: Оказать педагогам помощь в приобретении опыта проведения совместных мероприятий с...

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки»

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от целого куска, раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук. 2. Речевое развитие Обогащать словарный запас...

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка»

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» Дата основания: 1986 год. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Кисловский детский сад «Росинка». Юридический адрес: Фактический адрес: Тел. Адрес электронной почты: сайт: www.doukislovo.ucoz.ru Учредитель:...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог