Формирование личности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре в Русские шашки.

Не для кого не секрет, что шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Но часто ли мы задумаемся о том, что обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шашки помогает нам не только выявить одаренных детей, в данном конкретном направлении, но и особенности развития личности ребенка в процессе взаимодействия с партнером по игре, в ситуации проигрыша или победы, а также такие черты характера как усидчивость, усердие, повышенную тревожность, панические состояния, способность логически мыслить или трусость, сосредоточенность на отношении детей к собственной персоне.

Ребенок вступает в жизнь, как индивид, обладающий определенными, присущими от природы, свойствами и способностями. Он становится или остается личностью только в качестве субъекта социально-общественных отношений. Как писал А.Н. Леонтьев в своих трудах, личность не является целостностью, обусловленной генотипом: личностью не рождаются, личностью становятся. А значит педагог может способствовать гармоничному становлению личности ребенка через различные виды деятельности, в данном случае через игру в шашки.

Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей в с 5,5 до 7 лет. Старший дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитие ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности ( потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе.

Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее к ней отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Таким образом, можно считать старший возраст наиболее важным этапом развития личности дошкольника, логично отметить значение взрослого в этом становлении.

Какое же отношение имеет игра в шашки к развитию личности ребенка?

Ну во -первых, это игра, а значит - самое прямое!

Мы привыкли к тому, что обучая детей игре в шашки в рамках дошкольного образования, выявляются как правило одаренные дети, т.е дети имеющие способности к данной игре. А способности это не что иное, как составное структуры личности. Таким образом начиная знакомить детей старшего дошкольного возраста с этой незаурядной игрой мы в первую очередь анализируем способности детей. Нашей целью здесь выступает дать возможность одаренным логическим и стратегическим мышлением детям проявить себя на игровой площадке. Но ведь выявляя одаренных детей, мы сталкиваемся и с менее талантливыми, но более целеустремленными; или с детьми талантливыми, но слишком замкнутыми. Мы также можем проследить взаимоотношения в группе, выявить популярных ребят, и стремящихся к их вниманию. В процессе этой работы у нас появляется замечательная возможность провести комплексное наблюдение, как за отдельным ребенком, так и за группой детей в их взаимодействии, выявить личностные проблемы детей, требующие решения.

На начальном этапе обучения любой игре, в том числе и игре в русские шашки, немаловажную роль будет играть уровень развития памяти дошкольников. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно (Мухина В.С., 2003).

Полученные данные показывают, что в старшем дошкольном возрасте игровые мотивы (в данном случае мотивы соревновательной игры) оказывают положительное действие и повышают эффективность непроизвольного запоминания (Эльконин Д. Б., 1960).

Таким образом активизируя память для освоения игры на начальном этапе обучения, мы стремимся к ее развитию на всех этапах игры в дальнейшем.

Возвращаясь к понятию мышления как составной части личности не лишним будет вспомнить, что мышление дошкольника, так же как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Дети этого возраста не умеют еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы. На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего. В данном ключе, оно будет идти рука об руку со способностями, а вот что касается воли и темперамента, здесь ситуация сложнее. Часто бывает, что одаренный ребенок не в состоянии проявить силу воли и смелость, для того чтобы почувствовать свой успех. Но мы помним, что личность пока формируется, и у нас есть возможность помочь маленькому человеку преодолеть трудности. Здесь же хочется вспомнить про эмоции. Мы знаем, что эмоции преобладают в дошкольном детстве и включены во все виды детской деятельности. Поэтому при обучении игре в шашки, мы учим ребят совладать со своими чувствами. Это пожалуй одно из самых значимых направлений работы в данном контексте, потому что спорт, а именно им является игра в шашки, несомненно продуцирует эмоции, здесь и соперничество, и страх проиграть. Ситуация усугубляется тем, что борьба происходит один на один, что приводит еще к большему эмоциональному напряжению. Здесь воспитывается самообладание, уважение к сопернику. Ребенку еще сложно контролировать свои эмоции, и это естественно. Одно из главных направлений развития эмоция в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребёнка. В процессе освоения интеллектуальной игры формирование умения воспринимать и понимать свои эмоции является одним из составляющих процесса становления ребенка как личности.

Подводя итоги, хотелось бы отметить что правильно и системно-организованное обучение детей старшего дошкольного возраста игре в русские шашки, дает педагогу широкие возможности не только наблюдения за личностным развитием воспитанников, но и коррекции таких важнейших характеристик личности как, воля, мотивация, эмоции и т.д.

Список литературы:

1..Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности.- В кн.: Психология.- М., 1956

2..Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. МГУ, 1971

3..Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Мотивация, эмоции, личность.- М.,1985.

4.Эльконин Б.Д. Детская психология.-М.,2011.

5.Мухина В.С. Детская психология.М.,1985.

6.https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=33301

0
Анализ выполнения рабочей программы педагогов вт...
Что скрывает сосулька?
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
29.01.2020

Комментарии

"Картотека пальчиковых игр со словами для детей 2-3 лет"
27 января 2020
Уважаемая Лиана Галимьяновна!Если у Вас есть интересные материалы по тематике нашего сайта academyho...
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка.
27 января 2020
Уважаемая Янита!Если у Вас есть интересные материалы по тематике нашего сайта academyhome.ru в разде...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе
27 января 2020
Уважаемая Эльвера Джалиловна!Если у Вас есть интересные материалы по тематике нашего сайта academyho...

В блогах

Праздник "День знаний"

Снова осень пришла в города и села, Ну, а мы собрались в садике веселом, Чтобы вместе играть, петь и веселиться, Много нового узнать...

Конспект НОД "Путешествие в сказочную страну знаний"

Путешествие в сказочную страну Знаний. Программное содержание: Развивать логическое, образное, понятийное, творческое мышление; воображение, слуховую, зрительную память, внимание и речь детей. 2...

Гимнастика после сна для детей второй младшей группы

Гимнастика после сна для детей второй младшей группы  Любой комплекс бодрящей гимнастики после сна имеет очень важную цель - активизация обмена...

Новое на сайте

Конспект занятия по коллективной аппликации (коллаж) во второй младшей группе. Тема: «Украсим рукавичку для зверей»

Конспект занятия по коллективной аппликации (коллаж) во второй младшей группе Тема: «Украсим рукавичку для зверей» Цель: продолжать учить правильному использованию приёмов наклеивания; закрепить знания детей о геометрической фигуре – круг, закрепить знания разных цветов (коричневый, синий, красный;...

Родительский клуб как форма эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ в формировании психологического здоровья…

Родительский клуб как форма эффективного взаимодействия с семьями воспитанников с ОВЗ в формировании психологического здоровья дошкольников Расширить диапазон методов взаимодействия с родителями позволяет использование такой формы работы как «родительский клуб». С этой целью на протяжении многих...

Сценарий праздника «День Победы»

Сценарий праздника «День Победы» Под песню Д. Тухманова «День Победы» дети подготовительных групп входят в зал, выстраиваются полукругом. Ребенок: Нас с вами не было на свете Когда весной, давным – давно Весть о великой о Победе Влетала в каждое окно! Ребенок: День...

Сценарий новогоднего утренника в средней группе «Новогодняя сказка»

Сценарий новогоднего утренника в средней группе «Новогодняя сказка» Цель:- Создать сказочную атмосферу новогоднего праздника, доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.Задачи:- развивать актёрские способности детей, умение артистично и эмоционально передавать свой сказочный персонаж;- формировать представление детей о положительных...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог