Формирование экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста средствами игры

В настоящее время, в ходе современного этапа развития экономики, в педагогической науке весьма актуальна тема экономического воспитания детей дошкольного возраста, вследствие того, что мы часто обсуждаем уровень развития рыночной экономики нашего государства, говорим о становлении новых взаимоотношений среди потребителей и производителей, о пользе рекламы и т.п. Современные дети - это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать с дошкольного возраста.

Процесс экономического воспитания молодого поколения в различных аспектах исследовали экономисты, психологи, педагоги. В том числе разработке самых оптимальных форм и методов обучения дошкольников (О.Э. Люнфин, Н.А. Хладова, А.Д. Шатова и др.).

Экономическое воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование нравственных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирования навыков социально-экономического поведения [6, с. 10].

Опыт показывает, что ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно. Только вместе с педагогами и родителями он сможет приобрести доступные ему знания. Суть подхода к экономическому образованию дошкольников не в организации специального обучения экономике, что требует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей. А в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным

Игра – главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей, она является сферой неповторимой человеческой активности [1, с. 48].

Важным условием формирования первичного экономического опыта ребенка является применение игр экономической направленности.

Дидактическая игра — это игра, направленная на формирование у ребенка потребности в экономических знаниях, активного интереса к тому, что может стать их новым источником, совершенствование познавательных умений и навыков.

В сюжетно-ролевой игре должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, связанные с экономическим содержанием, где игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных экономических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

В нашем детском саду был разработан проект «Азбука финансов». Данный проект познавательно-творческий. Участниками проекта стали дети-родители-педагоги. В проекте были задействованы все образовательные области ФГОС ДО.

На первом этапе для накопления и систематизации знаний старших дошкольников по экономике нами могут использовались следующие формы и методы работы: дидактические игры «Волшебный кошелек», «Дешево - дорого» и сюжетно-ролевые игры «Экономный хозяин», «Супермаркет», проведение кулинарного конкурса девочек и их мам «Вот какая я хозяйка». Цель: обучение основам экономного хозяйствования.

На втором этапе предусматривалось обеспечение осознания детьми круга понятий и элементарных представлений из экономической сферы жизни и стимулирование дошкольников к личностному определению по проблеме экономии родственных средств. Цель данного этапа заключалась в формировании различных способов поведения старших дошкольников в конкретной экономической ситуации, а также в различных жизненных ситуациях и в ситуациях экономического выбора. В результате получения терминологической поддержки, ребенок был способен выполнять различные социально-экономические роли в процессе жизнедеятельности.

Организация работы осуществлялась через проведение следующих мероприятий:

1. Просмотр отрывков кино - и мультфильмов про экономию, бережливость, богатство, и бедность, где герои покупают различные товары, экономят деньги и так далее;

2. Ситуативные игры экономической направленности (формирование различных способов социально-экономического поведения): «Экономлю электричество», «Я – бережливый». В процессе ситуативной игры дети пробовали выполнить различные роли, анализировали собственную деятельность и деятельность всех ее участников. Дети играли по составленному ими и тщательно проанализированному сюжету. Подвижная игра «Мы монетки» стала любимой игрой. В старшем возрасте так же можно использовать ребусы и кроссвордов, которые развивают экономическое мышление и закрепляют экономические понятия.

Третий этап проекта основывался на формировании активного поведения детей в различных социально-экономических ситуациях и включал:

1. Проведение ситуативных и сюжетно-ролевых игр экономической направленности с целью формирования у детей личностных качеств, необходимых для успешных социально-экономических взаимоотношений.

2. Организация (совместно с родителями) «Выставки денег» (денежные единицы России и других стран);

3. Проведение дискуссионного клуба «Как живут другие народы» (особенности экономного хозяйствования в различных странах).

В разработке и реализации системы работы нами было также учтено то, что большой потенциал по формированию у детей элементарных экономических знаний имеет соответствующее развивающее пространство, которое является постоянным источником пополнения личного опыта, знаний и тем объективным фактором, определяющим направленность жизненных потребностей, интересов, ценностей. Ребенок, взаимодействуя с этой средой социализируется, что сопровождается накоплением его социально-экономического опыта, жизненных ориентиров, ценностей, стереотипов поведения, в том числе – в области элементарной экономики.

Следует отметить также, что эффективность формирования элементарных экономических знаний зависит от реализации конструктивного взаимодействия между семьей и дошкольным учебным заведением в учебно-воспитательном процессе. Работа с родителями и педагогами направлялась на формирование знаний и навыков детей из экономической сферы жизнедеятельности.

С воспитателями дошкольного учреждения был проведен мастер-класс «Финансовые игры для дошкольников», который помог педагогам в игровой, занимательной форме приобрести опыт проведения финансовых игр с детьми разного возраста.

В результате проделанной работы удалось привлечь внимание детей, родителей, педагогов; заинтересовать в финансово-экономическом вопросе.

0
Оформление фото-зоны к дню матери.
Мастер-класс для педагогов «Работа с блоками Дьене...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ни для кого не секрет, что игра в дошкольном возрасте — это  ведущий вид деятельности ребенка. Среди различных видов игр в деятельности дошкольников...

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Вкусняшки для Маши и Миши»

Возраст воспитанников: дошкольный возраст (пятый год жизни). Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая, музыкальная. Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, познавательное...

Влияние ритмической гимнастики на координационные способности детей в подготовительной к школе группе

Из опыта работы  «Влияние ритмической гимнастики на координационные способности детей в подготовительной к школе группе» Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически...

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...