Физкультурный досуг как форма активного отдыха в детском саду

Физкультурный досуг — одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые с эмоциональным подъемом, оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка.

На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в пространстве и др.).

Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку, внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей и средней группах в течение 20—30 мин, в старшей — 35—40 мин, в подготовительной к школе — 40—50 мин. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно на открытом воздухе (в ненастную погоду в зале). В «каникулы», а также в летнее время физкультурный досуг может проводиться и в первой половине дня, после завтрака.

При планировании досугов необходимо принять во внимание такие формы работы, как День здоровья, физкультурный праздник, каникулы. Не следует проводить физкультурные досуги в дни, отведенные для физкультурных занятий.

Удобнее всего проводить физкультурный досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако допустимо объединение двух одновозрастных и разновозрастных групп.

Эффективность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать и о том, что дошкольникам свойственно бурно выражать свои эмоции, особенно при проведении игр-эстафет соревновательного характера. Нельзя допускать перевозбуждения детей. Но в то же время надо чутко относиться к их эмоциональным проявлениям, не заглушать радостное настроение частыми и неоправданными замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают перевозбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу (несколько секунд молчит, дети тоже затихают. Затем педагог тихим голосом предлагает продолжить игру.

При проведении физкультурного досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей.

Физкультурный досуг может быть организован на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения: на лугу, в лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении.

При определении тематики и содержания досуга следует также учитывать климатические условия и национальные традиции местного населения.

Как уже отмечалось, физкультурный досуг не требует большой организационно-подготовительной работы. Однако к определению его тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

Формы организации физкультурных досугов могут быть разнообразными. Их целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям (день физкультурника, день бегуна, олимпиада и т. п., общественным праздникам.

7dbe95ee 2078 41fb 8291 630c90f9d79d

Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Однако следует вдумчиво относиться к отбору музыкальных произведений. Так, маршировать удобно под бодрую, энергичную музыку, а гимнастические упражнения выполнять под плавную и ритмичную, например, «Весенний вальс» Е. Тиличеевой может сопровождать упражнения с шарами, цветами, лентами; «Полька» П. Чайковского — упражнения с подбрасыванием и ловлей мяча. Под музыку А. Шнитке «Этюд»удобно подпрыгивать высоко, энергично отталкиваясь двумя ногами. Игры, аттракционы сопровождаются легкой, веселой, бодрой музыкой, такой, как произведения Т. Ломовой «Ищи!»«Кто скорее?»«Зоркие глаза» Ю. Слонова и т. д.

При проведении физкультурного досуга в разных возрастных группах перед воспитателем стоят определенные задачи.

В младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями.

В среднем дошкольном возрасте — приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей.

В старшем дошкольном возрасте — развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

При подборе содержания физкультурного досуга в группах младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего использовать занимательный сюжет типа «Поездка в лес»«У нас в гостях Петрушка» и т. д. Составляя программу, следует помнить: основное время досуга (60—80 процентов) должно быть заполнено движениями, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворить свойственную ему двигательную потребность.

Структура физкультурного досуга зависит от тематики, поставленных задач и условий проведения (лесная поляна, спортплощадка, водоем и т. д.).

При проведении досугов надо стремиться к созданию атмосферы дружелюбия, веселья, неподдельной радости, обстановки, в которой дети выполняли бы задания непринуждённо, с удовольствием

+❤ В Мои закладки

0
Занятие по патриотическому воспитанию "Татарстан -...
Что в огороде растет?
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2020

В блогах

Развиваем мелкую моторику вместе

Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Учёными в процессе исследований установлено, что развитие...

Тема НОД: «Путешествие за красками».

Тема НОД: «Путешествие за красками». Ведущая образовательная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира). Цель: Формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, создание условий...

Учим ребенка пересказывать

Sample Image

УЧИМ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ - Сегодня мы поговорим с вами о том, как нужно пересказывать сказки, небольшие тексты с детьми дома. - Как...

Новое на сайте

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества; создание праздничного настроения у детей и взрослых. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. 2. Формировать...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. – Беседы, экскурсии к дороге, изготовление светофора из бросового материала, рассматривание дорожных знаков. Материал. – Дорожные знаки...

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки»

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки» Герои: Хозяюшка, внук, Коза, козленок, Курица, 2 цыпленка. Гости в зале, детей нет. Звучит музыка «Утро в деревне» или «Петушок, погромче пой». Выходит Хозяюшка. Хозяюшка: (поет) Утром только зорька над землей встает, Звонко...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог