Экскурсия в музей детского сада "Листом красиво дерево, а человек одеждою"

 

Экскурсия в музей для подготовительной  к школе группы

на тему:

 «Листом красиво дерево, а человек одеждою»

 

 

Цель: познакомить детей со старинной мужской и женской одеждой.

Задачи:

Познавательное развитие:

-знакомить детей с северорусским женским костюмом, особенностями его украшения и изготовления;

-знакомить детей с особенностями взрослого и детского костюма.

Речевое развитие:

-пополнить словарный запас детей названиями деталей одежды «порты», «рубаха», «шаль», «кокошник», «княжеская лента».

Художественно-эстетическое развитие:

Художественная литература:

-знакомить детей с произведениями малых фольклорных жанров по теме, стихотворением О. Моисеевой «А в платке-то самом: поле, поле цветёт!».

Физическое развитие:

-развивать двигательную активность детей посредством русских народных комнатных игр.

Социально-коммуникативное развитие:

-развивать навыки общения детей со сверстниками и взрослым в процессе рассматривания экспонатов.

Ход экскурсии

Хозяйка: Здравствуйте, ребяточки!

                Садитесь на лавочки.

                Хорошо посидим,

                О старине поговорим.

В моей избе есть сундучок.

Он не низок, не высок,

Что лежит в нём, поглядим,

О старинной одежде поговорим!

1. Дети и хозяйка достают из сундука сарафан.

Женский северорусский костюм отличался главной деталью – сарафаном. Шился он из шерстяной ткани и окрашивался в яркие цвета. Середина сарафана красочно украшалась княжеской лентой. 
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай,
В коробочку покладай, покладай". 

2. Дети достают рубаху (взрослую и детскую).

Под сарафан надевалась длинная рубаха из домотканой ткани.  Она была расшита узорами на подоле, на рукавах и на вороте, чтобы к телу не проникла злая сила и болезнь.

 *У бабы рубашки-те же мешки: рукава завяжи да, чего хочешь, положи.

3. Дети достают из сундука фартук и рассматривают его, узнают о его назначении, беседуют о том, как используют фартук современные женщины.

4. Дети  достают из сундука платок, павлопасадскую шаль.

      Волосы у женщин всегда были аккуратно прибраны, заплетены в косы. Женщины носили платки. На плечи для красоты по праздникам накидывали шаль, которую делали в городе Павловский посад.

     Дети рассматривают шали и знакомятся со стихотворением Ольги Моисеевой.

А в платке то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь.

5. Дети знакомятся с игрой  «Тётка с блинами».

А теперь нам, детвора,

Поиграть пришла пора!

«Тётку» наряжают в платок. Стоя в кругу, а затем, идя по кругу, дети поют:

Тин-тинка, подай блинка,

Оладышка, прибавышка.

Тётушка, не скупись,

А блиночком поделись!

«Тётка»: А блинов-то нету!

Играющие: А что нам дашь?

«Тётка»: Шило, мыло, брысь, корило.

Сито, мыто, брысь, корыто.

  На кого выпадет последнее слово считалки, пляшет под музыку и становится тётушкой.

6. Дети знакомятся с игрой «Кот».

Разновидность жмурок. Водящему завязывают глаза, играющие поворачивают его, приговаривая, а потом разбегаются. Водящий пытается их найти и узнать, кого поймал.

-Кот, кот, на чём стоишь?

- На мосту.

-Что пьёшь?

-Квас.

- Ищи три года нас!   

7. Дети достают из сундука кокошники и ленты.

     На голову незамужние девушки на праздник надевали красивый убор – кокошник. В богатых домах кокошники обтягивали красивой тканью и расшивали драгоценными камнями и жемчугом, в домах победнее  - простыми бусинками. Для повседневной носки повязывали красивую ленточку, на работу надевали платок.

8. Дети достают мужские рубахи – детские и взрослые, отмечают их особенности.

Как на Ваниной рубашке

Вышью я ромашки,

Ландыши да кашки.

Чтобы не замёрз сынок,

Взяли полотна кусок

И тёплые порточки

Сшили для сыночка.

9. Дети достают из сундука порты, рассматривают, перечисляют, какая одежда соответствует им в современности.

10. Дети достают пояс.

   Оберегом от нечистой силы служил и пояс, он был частью всей одежды, его носили и мужчины, и женщины, и дети, даже младенцев подпоясывали яркой ленточкой – этот обычай сохранился и до наших дней.

11. Дети играют в игры с поясами и ремнём.

А теперь нам, детвора,

Поиграть пришла пора!

Игра  «В поясок»

Вот наш (а) … идёт,

Поясочек несёт.

Кому дать, кому дать,

Кому поясочек передать?  (передаёт пояс понравившемуся человеку).

Игра  «В пояски»

Играющие кладут  свои пояски в круг, ходят по кругу, держась за руки. Говорят:

 На небе звезда высоко взошла,

И месяц высок. Хватай поясок!

Дети хватают любой поясок, ведущий с завязанными глазами говорит: «У кого самый … (длинный, короткий, красный…) поясок, тот …( выполняет любое шуточное задание).

Игра «Ремешок»

Дети садятся в круг и незаметно стараются передать под коленями ремешок, а водящий, который стоит в центре, должен определить, у кого находится ремешок.

12. Дети знакомятся с изготовлением одежды дома.

Ткань для изготовления одежды изготавливали сами из растения, которое называется лён. Этот процесс очень долгий и рудный.

      Всю одежду шили сами, на посиделках занимались тем, что кроили их домотканого полотна рубахи, из шерстяной ткани – сарафаны, украшали одежду вышивками. *Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Некоторые вещи покупали на базар, на ярмарке, Послушайте потешку про Машу, которая ходила на базар.

Пошла Маша на базар,

Принесла домой товар:

Родной матушке – платок,

По серёдочке цветок.

Братьям-соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам –

По белым рукавицам.

 13. Дети отгадывают загадки о старинной одежде.

 А теперь-ка вы, ребятки, отгадайте-ка загадки!

Надену – ободом сведёт,

Сниму – змеёю упадёт.

Тепла не даёт,

А без него холодно. (пояс).

Шёл мужик по дороге,

Пришло две дороги,

Он в обе и пошёл. (порты).

Дуйся – не дуйся,

Через голову суйся.

Попляши день деньской

Да пойдёшь на покой. (рубаха).

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный (платок).

Перед работай его надевают,

И чаще, чем платье, стирают,

В нём дворники двор

Иногда подметают (фартук).

14. Вот одежда старинная–

Расписная красота!

В ней загадка былинная,

В ней сама простота!

14. Дети перечисляют названия старинной одежды, делятся своими впечатлениями и прощаются с педагогом.

             

0
Дидактические игры в обучении детей основам матема...
Проект "Книга колыбельных песен"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.05.2022

В блогах

Утренник Выпуск в школу

                                        Утренник...

Конспект НОД "В поисках друзей" в подготовительной группе компенсирующей направленности

Технологическая карта занятия по теме: «В поисках друзей» подготовительная группа компенсирующей направленности «Умка»   Образовательная область «Познавательно-исследовательское развитие». Направление: экспериментальная и коммуникативная деятельность. Тема «В...

Анатомо-физиологические особенности детей 3-4 лет.

Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Основные показатели физического развития ребенка на этот момент таковы: рост 96+4,3...

Новое на сайте

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое путешествие»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности, умение применить на практике и оперировать полученными знаниями. воспитывать любовь к математике 1...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты»

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта: Актуальность проекта:Весна – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего...