Экскурсия в музей детского сада "Листом красиво дерево, а человек одеждою"
Экскурсия в музей для подготовительной к школе группы
на тему:
«Листом красиво дерево, а человек одеждою»
Цель: познакомить детей со старинной мужской и женской одеждой.
Задачи:
Познавательное развитие:
-знакомить детей с северорусским женским костюмом, особенностями его украшения и изготовления;
-знакомить детей с особенностями взрослого и детского костюма.
Речевое развитие:
-пополнить словарный запас детей названиями деталей одежды «порты», «рубаха», «шаль», «кокошник», «княжеская лента».
Художественно-эстетическое развитие:
Художественная литература:
-знакомить детей с произведениями малых фольклорных жанров по теме, стихотворением О. Моисеевой «А в платке-то самом: поле, поле цветёт!».
Физическое развитие:
-развивать двигательную активность детей посредством русских народных комнатных игр.
Социально-коммуникативное развитие:
-развивать навыки общения детей со сверстниками и взрослым в процессе рассматривания экспонатов.
Ход экскурсии
Хозяйка: Здравствуйте, ребяточки!
Садитесь на лавочки.
Хорошо посидим,
О старине поговорим.
В моей избе есть сундучок.
Он не низок, не высок,
Что лежит в нём, поглядим,
О старинной одежде поговорим!
1. Дети и хозяйка достают из сундука сарафан.
Женский северорусский костюм отличался главной деталью – сарафаном. Шился он из шерстяной ткани и окрашивался в яркие цвета. Середина сарафана красочно украшалась княжеской лентой.
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай,
В коробочку покладай, покладай".
2. Дети достают рубаху (взрослую и детскую).
Под сарафан надевалась длинная рубаха из домотканой ткани. Она была расшита узорами на подоле, на рукавах и на вороте, чтобы к телу не проникла злая сила и болезнь.
*У бабы рубашки-те же мешки: рукава завяжи да, чего хочешь, положи.
3. Дети достают из сундука фартук и рассматривают его, узнают о его назначении, беседуют о том, как используют фартук современные женщины.
4. Дети достают из сундука платок, павлопасадскую шаль.
Волосы у женщин всегда были аккуратно прибраны, заплетены в косы. Женщины носили платки. На плечи для красоты по праздникам накидывали шаль, которую делали в городе Павловский посад.
Дети рассматривают шали и знакомятся со стихотворением Ольги Моисеевой.
А в платке то самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь.
5. Дети знакомятся с игрой «Тётка с блинами».
А теперь нам, детвора,
Поиграть пришла пора!
«Тётку» наряжают в платок. Стоя в кругу, а затем, идя по кругу, дети поют:
Тин-тинка, подай блинка,
Оладышка, прибавышка.
Тётушка, не скупись,
А блиночком поделись!
«Тётка»: А блинов-то нету!
Играющие: А что нам дашь?
«Тётка»: Шило, мыло, брысь, корило.
Сито, мыто, брысь, корыто.
На кого выпадет последнее слово считалки, пляшет под музыку и становится тётушкой.
6. Дети знакомятся с игрой «Кот».
Разновидность жмурок. Водящему завязывают глаза, играющие поворачивают его, приговаривая, а потом разбегаются. Водящий пытается их найти и узнать, кого поймал.
-Кот, кот, на чём стоишь?
- На мосту.
-Что пьёшь?
-Квас.
- Ищи три года нас!
7. Дети достают из сундука кокошники и ленты.
На голову незамужние девушки на праздник надевали красивый убор – кокошник. В богатых домах кокошники обтягивали красивой тканью и расшивали драгоценными камнями и жемчугом, в домах победнее - простыми бусинками. Для повседневной носки повязывали красивую ленточку, на работу надевали платок.
8. Дети достают мужские рубахи – детские и взрослые, отмечают их особенности.
Как на Ваниной рубашке
Вышью я ромашки,
Ландыши да кашки.
Чтобы не замёрз сынок,
Взяли полотна кусок
И тёплые порточки
Сшили для сыночка.
9. Дети достают из сундука порты, рассматривают, перечисляют, какая одежда соответствует им в современности.
10. Дети достают пояс.
Оберегом от нечистой силы служил и пояс, он был частью всей одежды, его носили и мужчины, и женщины, и дети, даже младенцев подпоясывали яркой ленточкой – этот обычай сохранился и до наших дней.
11. Дети играют в игры с поясами и ремнём.
А теперь нам, детвора,
Поиграть пришла пора!
Игра «В поясок»
Вот наш (а) … идёт,
Поясочек несёт.
Кому дать, кому дать,
Кому поясочек передать? (передаёт пояс понравившемуся человеку).
Игра «В пояски»
Играющие кладут свои пояски в круг, ходят по кругу, держась за руки. Говорят:
На небе звезда высоко взошла,
И месяц высок. Хватай поясок!
Дети хватают любой поясок, ведущий с завязанными глазами говорит: «У кого самый … (длинный, короткий, красный…) поясок, тот …( выполняет любое шуточное задание).
Игра «Ремешок»
Дети садятся в круг и незаметно стараются передать под коленями ремешок, а водящий, который стоит в центре, должен определить, у кого находится ремешок.
12. Дети знакомятся с изготовлением одежды дома.
Ткань для изготовления одежды изготавливали сами из растения, которое называется лён. Этот процесс очень долгий и рудный.
Всю одежду шили сами, на посиделках занимались тем, что кроили их домотканого полотна рубахи, из шерстяной ткани – сарафаны, украшали одежду вышивками. *Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Некоторые вещи покупали на базар, на ярмарке, Послушайте потешку про Машу, которая ходила на базар.
Пошла Маша на базар,
Принесла домой товар:
Родной матушке – платок,
По серёдочке цветок.
Братьям-соколам –
По козловым сапогам,
Сестрицам-лебедицам –
По белым рукавицам.
13. Дети отгадывают загадки о старинной одежде.
А теперь-ка вы, ребятки, отгадайте-ка загадки!
Надену – ободом сведёт,
Сниму – змеёю упадёт.
Тепла не даёт,
А без него холодно. (пояс).
Шёл мужик по дороге,
Пришло две дороги,
Он в обе и пошёл. (порты).
Дуйся – не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день деньской
Да пойдёшь на покой. (рубаха).
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку уголок
Сложен красочный (платок).
Перед работай его надевают,
И чаще, чем платье, стирают,
В нём дворники двор
Иногда подметают (фартук).
14. Вот одежда старинная–
Расписная красота!
В ней загадка былинная,
В ней сама простота!
14. Дети перечисляют названия старинной одежды, делятся своими впечатлениями и прощаются с педагогом.
Комментарии