В данном блоге хочу делиться опытом и получать интересные идеи у коллег
воспитатель МБДОУ ЦРР Д/с № 90 «Ласточка» г. Якутск ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)

Л.Н. Дьяконова,

Якутск

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

(из опыта работы)

         В своей работе с детьми мы используем Программу экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой. Преимущество этой программы состоит в том, что представленная автором система работы включает в себя разнообразные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений, ведение календарей, занятий, целевые прогулки-экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей. Для каждой группы данная программа представляет разные методы работы в соответствии с возрастной спецификой. Структура занятий проста и удобна: темы предлагаются в календарной последовательности и выстроены в соответствии с сезонными изменениями в природе.

         Приведем пример использования Программы экологического воспитания С.Н. Николаевой.  В начале учебного года, наблюдая за цветами на клумбах, мы не только уточним названия цветов, а также учим детей любоваться их красотой, побуждаем к употреблению эпитетов, учим определять, в чем именно заключается красота цветка (в каких признаках), обращаем внимание на то, что многие цветы обладают приятным запахом. Мы говорим о том, как приятно на них смотреть, как цветы украшают участок. Но если срезать немного цветов, то можно украсить группу и подарить кому-нибудь. Мы делали вместе с детьми букеты и украшали группу, дарили медикам,  родителям, учили ухаживать за букетом. Тем самым, у детей воспитывается эмоциональная сфера – чувства, умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание ее сохранить, украшать цветами помещение, воспитывать доброе отношение к людям, желание делать им приятное.

         Когда мы говорим о здоровье, на занятия приходит Айболит. Мы воспитываем у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его пищей, которая содержит много витаминов – овощами и фруктами, вести здоровый образ жизни; говорит, что ценность здоровья очень высока. Здоровый ребенок красиво выглядит, радуется, улыбается, смеется. Когда человек болеет – то ему плохо. Мы воспитываем в детях сочувствие, внимательное, заботливое отношение к близким – по отношению к  взрослым, и детям. Также дети в группе могут написать письма заболевшим детям. Формируем у дошкольников представление о человеческом теле, о том, что организм нужно укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, поддерживать чистоту и порядок, больше бывать на свежем воздухе и т.д.).

         На занятиях о лесе, кроме того, что даем детям первоначальные знания о лесе, знакомим дошкольников с произведениями искусства – репродукциями известных художников на тему леса, учим замечать красоту природы. Тот, кто чувствует красоту природы, наполняется хорошими добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи, художники пишут картины, композиторы – красивую музыку.

Мы знакомим детей с литературными произведениями различных авторов, тем самым воспитывая у них хороший вкус. Постепенно мы расширяем представления детей о лесе, его обитателях. Говорим о том, что лес имеет для человека оздоровительное и хозяйственное значение. Человек в лесу отдыхает, укрепляет свое здоровье, пользуется продуктами леса – грибами, ягодами, лекарственными травами. Каждый человек должен заботиться о лесе, правильно вести себя на отдыхе, собирать дары леса осторожно, экономить чистую бумагу.

На занятиях о животных используем достаточно объемный литературный материал: потешки, загадки, русские народные песенки, короткие рассказы. Простые произведения понятны детям, их легко можно инсценировать прямо на занятиях. Рассматриваем иллюстрации животных, выполненными известными художниками в детских книгах. Подобные занятия дают детям знания о животных, развивают воображение, умение сравнивать, формируется обобщенное представление о диких животных, развивают интерес и любовь к «братьям нашим меньшим», желание заботиться о них.

Перед Новым годом знакомимся с елью. В цикле наблюдений за елью показываем детям красоту дерева. Ель прекрасна зимой в снежном уборе, иней сверкает на солнце в ее ветвях и она хороша в зеленом наряде. Рассказываем о том, что гулять возле елей полезно для здоровья, она красива, на нее приятно смотреть, дышать ее смолистым ароматом. Воспитываем у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, чтобы дети поняли – рубить елочки в лесу не следует.

Дети считают елки, которые выбросили после новогодних праздников. Обсуждаем вопрос: «Как чувствует себя сломанная елка?». На таких примерах дети приобретают большой эмоциональный и нравственный опыт.

Вода. Кроме занятий о разных состояниях воды, показываем огромное значение воды для всех живых существ, воспитываем бережное экономное отношение к чистой воде, потому что вода представляет собой очень ценный продукт.

Кроме указанных тем, также формируем у детей представление о нашей планете. Какова наша планета? Как она выглядит? Кто на ней живет? И то, что всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. «Земля – наш общий дом». Свой «дом» нужно любить, заботиться о нем, следить за его чистотой и красотой. А начинать нужно с себя, самому быть красивым и здоровым, следить за порядком в своей комнате и группе, возле дома, во дворе, на участке. Хозяином «дома» является человек. Взрослые и дети наводят порядок, чистоту, украшают свой «дом». Перед выпуском проводится День Земли и посвящаем детей в юные экологи.

         Список литературы:

  1. 1.     Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика-Синтез. – 2005. – 201 с.
  2. 2.     Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. – Мн.: Асар, 1997. – 128с.,
  3. 3.     Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М.: Новая школа, 1995.- 160 с.
  4. 4.     Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: блок занятий «Я и Природа» / Н. А. Рыжова. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. - 189 с.

         

0
"Сказка для мамочки"
Краткосрочный проект в группе раннего возраста ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
24.10.2020

В блогах

День рождения в семье.

На детском празднике основные действующие лица -дети. Чтобы почувствовать все эмоции, связанные с праздником, предлагаем родителям еще раз вернуться в...

Стихи ко Дню Победы!

День Победы — 9 мая это праздник, о котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать детям  что такое...

Сценарий осеннего праздника "Көз кунакка килде" на татарском языке для средней группы

София: Внимание! Внимание! Наш праздник начинается! И пусть веселье, улыбки и смех, Сегодня не кончаются. Алып баручы: Әтиләр һәм әниләр! Без әзер! Ә сез...

Новое на сайте

«О наших успехах за год» (опыт работы)

«О наших успехах за год» (опыт работы) На протяжении многих лет я работаю с детьми раннего возраста. И хочу поделиться с вами своим опытом. Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От...

Занятие-путешествие «Золотое правило нравственности»

Занятие-путешествие «Золотое правило нравственности»

«В России ребенок – олимпиец с пеленок» Сценарий музыкально – спортивного развлечения для детей дошкольного…

«В России ребенок – олимпиец с пеленок» Сценарий музыкально–спортивного развлечения для детей дошкольного возраста 6-7 лет Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни. Задачи: - Создать атмосферу радости и эмоционального благополучия. - Прививать детям любовь к спорту и физкультуре, интерес...

НОД «Цветы для мамы» (нетрадиционные техники рисования)

НОД «Цветы для мамы» (нетрадиционные техники рисования) Цель: развивать интерес к рисованию нетрадиционным способом (оттиск мятой бумагой и пальчиками). Задачи: - учить комкать бумагу, передавать образ цветка, используя нетрадиционную технику рисования; - способствовать развитию детского творчества при самостоятельном...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог