Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Юные исследователи»

Срок реализации 2 года

 Структура программы дополнительного образования детей

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план
  3. Содержание учебного плана
  4. Методического обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
  5. Список литературы

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Пояснительная записка.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся. Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности

Новизна данной программы в том, что обучение организовано по законам проведения научных исследований, строится оно как самостоятельный творческий поиск. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Ведущей является – практическая деятельность детей, прямое участие в экспериментах.

Актуальность

Программа «Юные исследователи» подготовлена для дополнительного образования детей, проявляющих особые способности к исследовательской деятельности, повышенный познавательный интерес, стремящихся к самостоятельным открытиям.

Содержание программы превышает требования базисной образовательной программы в образовательной области «Познавательного развития».

Познавательно-исследовательская практика ребенка – занятие самостоятельное и нередко разворачивается за пределами непосредственного внимания педагога. Самостоятельно добывая знания, каждый ребенок должен быть уверен в том, что все новое, им найденное, будет востребовано, интересно для друзей и взрослых.

При всех положительных аргументах, детская познавательно-исследовательская практика не способна решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовательского поиска требует специальных знаний, умений и навыков. И ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему эти знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки.

В исследовательской деятельности совместно с педагогом или другим взрослым, дети овладевают такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и другие.  Без умения владеть этими понятиями затрудняется и формирование абстрактного мышления. А овладеть им можно только при исследовании живых фактов и явлений, того, что видишь своими глазами.

Для этого надо учить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному обобщению.

Педагогическая целесообразность

Содержание программы перекликается с другими образовательными областями, возрастная преемственность обеспечивается посредством учета содержания познавательно-исследовательской деятельности детей, организуемой педагогами в средней и старшей группах, а также за счет подготовки детей старшей группы к участию в работе кружка в следующем учебном году, когда они перейдут в подготовительную группу.

Цель программы.

Формировать развитие навыков позновательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников.

Общие задачи:

Обучающие

- Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка.

Развивающие

- Развивать умения самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.

Воспитывающие

- Воспитыватьдружескую атмосферу в группе, повышать уровень сплочённости, положительную мотивацию к коллективной деятельности.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

Развитие познавательного интереса у детей к предметам окружающего мира и их свойствам, а так же на развитие конвергентного и дивергентного мышления. Формируется посредством тренировочных упражнений, умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить решения и выполнять несложные эксперименты. Все занятия проводятся в игровой форме, с привлечением персонажей сказочных сюжетов, с использованием логических загадок, художественных произведений. В такие занятия проводятся со всеми детьми в подгруппах. Диагностика в конце учебного года позволяет выявить детей, имеющих склонности к исследовательской деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 5-7 лет.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения по 36 часов в год.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, во вторую половину дня.

Форма организации занятия-групповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий- беседа, наблюдения, опыты.

Занятияпроводится два раза в неделю. Кол-во детей посещаемых кружок – 25 чел. Возраст детей: в первый год от 5-6,во второй год от 6-7 лет. Продолжительность занятия-30 мин.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Метапредметные результаты

Дети будут уметь:

 - наблюдать;

 - выбирать тему исследования;

 - видеть и формулировать проблему;

 - выдвигать 1 или 2 гипотезы;

 - предлагать оригинальные решения;

Дети будут владеть:

 - опытом поиска возможных вариантов решения;

 - самостоятельно проводить несложные исследования;

 - навыками работы с лабораторным оборудованием.

Получат опыт участия:

 - в экспериментировании в паре или группе;

- опыт делового общения;

- презентации результатов работы для сверстников и родителей.

Предметные результаты

Включает в себя конкретные этапы, которыми должны овладеть дети к концу обучения:

 -выделение и постановка проблемы,

 - выдвижение гипотезы,

 - поиск и предложение возможных вариантов решения,

 - сбор материала,

 - обобщение полученных данных.

Одним из этапов каждого занятия является последовательное обсуждение результата, например:       

- Что нового вы узнали?

- Какие вопросы возникли?

- Каким образом вы получили результат?

- Кому, и для какой цели, могут быть интересны полученные вами результаты (в каких ситуациях нас может выручить магнит, в какой воде лучше варить яйцо, где нас выручит колесо и др.)

- Какая проблема интересует вас сейчас?

По окончании учебного года проводится промежуточная и итоговая диагностика.

Способы определения результативности

 

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (5 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть 1. Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

   

2

Умение принимать и ставить цель

   

3

Умение решать проблемы

   

4

Умение анализировать объект или явление

   

5

Умение выделять существенные признаки и связи

   

6

Умение сопоставлять различные факты

   

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

   

8

Умение делать выводы

   

Вывод

Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.Примечание: За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредствен-ной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно следственные связи .

Средний

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Низкий

Желание что – то сделать выражают словами.

Произносят фразу: «Я хочу сделать то –то».

Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами.

Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя. Он должен постоянно привлекать внимание ребёнка к наблюдаемому объекту.

Отвечают на простые во-просы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Вывод:

Индивидуальная карта формирования навыков экспериментирования (6 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть 1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Диагностика овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности.

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

   

2

Умение принимать и ставить цель

   

3

Умение решать проблемы

   

4

Умение анализировать объект или явление

   

5

Умение выделять существенные признаки и связи

   

6

Умение сопоставлять различные факты

   

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

   

8

Умение делать выводы

   

Вывод:

Часть2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Примечание: за основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Ивановой А.И. « Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.)

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Имеет ярко выраженную потребность спрашивать у взрослых обо всём, что неизвестно.

Самостоятельноформулирует задачу, но при поддержке со стороны педагога.

Принимает активное участие в планировании проведения опыта, прогнозирует результат, с помощью взрослого планирует деятельность. Выслушивает инструкции, задаёт уточняющие вопросы.

Выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя. Умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам. Использует несколько графических способов фиксации опытов.

При поддержке со стороны педагога формулирует вывод, выявляет 2-3 звена причинно – следственных связей.

Средний

Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы.

Делает первые попытки формулировать задачу опыта при непосредственной помощи педагога.

Начинает высказывать предположения каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем.

Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов.

Хорошо понимает простейшие одночленные причинно – следственные связи.

Низкий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Вывод:

Индивидуальная карта овладения знаниями и умениями экспериментальной деятельности. (7 лет)

Ф.И. ребенка__________________________________________________

Возраст______________________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

Часть1.Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.

Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования

год

Начало года

Конец года

1.

Умение видеть и выделять проблему

   

2

Умение принимать и ставить цель

   

3

Умение решать проблемы

   

4

Умение анализировать объект или явление

   

5

Умение выделять существенные признаки и связи

   

6

Умение сопоставлять различные факты

   

7

Умение выдвигать гипотезы, предположения

   

8

Умение делать выводы

   

Вывод:

Часть 2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.

Примечание: за основу взяли «Структурно – логическую схему формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте» Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Творческий Центр «Сфера» М., 2009. с. 46-53.

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес.

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других.

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлениисвязей и последовательностей (что сначала, что потом)

Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание.

Вывод:

 

 

Учебный план

1 год

№ занятий

Тема

Кол-во занятий

1

 «Экскурсия в детскую лабораторию»

1

2

«Приборы для опытов»

1

3-12

«Воздух вокруг нас»

10

13-24

«Вода вокруг нас»

12

25-32

«Солнце-свет, цвет, тепло»

8

33-36

«Магнит»

4

2 год

1-12

«Почва»

12

13-20

«Песок и глина»

8

21-24

«Камни»

4

25-28

«Человек и природа»

4

29-36

«Растения»

8

 

 

Содержание учебного плана

Календарный учебный план

1 год обучения

месяц

число

Форма занятия

Тема занятия

Цель

1

Сентябрь

06.09.

Беседа

«Экскурсия в детскую лабораторию»

Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории.

2

Сентябрь

13.09.

Беседа

«Приборы для опытов»

Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов(микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп), познакомить с правилами пользования приборами.

3

Сентябрь

20.09.

Беседа

«Воздух вокруг нас»:

«Воздух и его свойства»

Расширять представление детей о свойствах воздуха.

4

Сентябрь

27.09.

Опыт

«Как поймать воздух?»

Формировать представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность.

5

Октябрь

04.10.

Беседа

«Что бывает воздушным?»

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

6

Октябрь

11.10.

Игры, наблюдения, выводы детей

«Игры с воздушными шарами»

Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

7

Октябрь

18.10.

Чтение, беседа

«Кто использует воздух?» Н. Латынова «Ветер, который устал крутить мельницы»

Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха. 

8

Октябрь

25.10.

Опыт

«Как услышать воздух»

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

9

Ноябрь

01.11.

Наблюдение, беседа

«Почему движутся облака?»

Закрепить знания о явлениях неживой природы.

10

Ноябрь

08.11.

Беседа, конструирование из бумаги веера

«Как можно получить ветер?»

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха.

11

Ноябрь

15.11.

Беседа

«Человек и воздух»

Дать понятие детям о значимости воздуха для человека.

12

Ноябрь

22.10.

Досуг

«Поговорки и загадки о воздухе, ветре»

Закрепить ранее полученные знания о воздухе.

13

Декабрь

06.12.

Беседа

«Вода вокруг нас»:

«Есть ли у воды цвет, вкус и запах»

Уточнить знания у детей о свойствах воды (жидкая, бесцветная, прозрачная, без запаха, текучая, имеет вес, не имеет формы).

14

Декабрь

13.12.

Беседа

Круговорот воды в природы

Расширить и закрепить представления детей о свойствах и круговороте воды в природе.

15

Декабрь

20.12.

Опыт

«Пар-это вода»

Расширить и закрепить представления детей о состояниях воды. 

16

Декабрь

27.12.

Беседа

«Вода- помощница»

Учить детей беречь воду.

17

Январь

03.01.

Чтение, беседа

«Как проверяют прозрачность воды моряки?» С.Сахаров

Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды.

18

Январь

10.01

Опыт

«Как из солёной воды добыть питьевую воду».

Научить детей добывать питьевую воду из солёной воды.

19

Январь

17.01.

Опыт с микроскопом

«Капля воды из вазы с букетом цветов»

Дать детям понятия живых организмов в воде (амёба и инфузория)

20

Январь

24.01.

Беседа

«Снег и его свойства»

Закрепить знания о свойствах снега (белый, пушистый, холодный, тает в тепле).

21

Февраль

31.01.

Просмотр видеофильма

«Снежинки, какие они?»

Закрепить знания детей об основных свойствах снега и его назначении в природе.

22

Февраль

07.02.

Опыт

«Лёд и его свойства»

Познакомить детей с различным агрегатным состоянием воды (лед-твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды).

23

Февраль

17.02.

Экскурсия к водоёму

«Что слало с водой зимой?»

Систематизировать знания детей о характерных признаках воды в холодное время года.

24

Февраль

21.02.

Досуг

«Загадки о снеге, воде, льде».

Закрепить ранее полученные знания о свойствах воды.

25

Март

28.02.

Беседа

«Солнце-свет, цвет, тепло»:

«Знакомство с солнечным лучиком»

Расширить знания детей о явлениях неживой природы.

26

Март

06.03

Опыт

«Можно ли поймать «солнечного зайчика»

Дать детям понятие о «солнечном зайчике».

27

Март

13.03.

Просмотр видеофрагмента

«Театр теней»

Знакомство с понятиями «света» и «тени».

28

Март

20.03.

Беседа

«Солнечные часы»

Формировать представление о времени и о разных приспособлениях для его измерения.

29

Апрель

27.03.

Опыт

«Какие предметы нагреваются быстрее?»

Дать детям понятие какие предметы, какого цвета нагреваются быстрее на солнце

30

Апрель

03.04.

Беседа

«Почему у подсолнечника такое имя?»

Уточнить и расширить значение солнца в жизни подсолнечника.

31

Апрель

10.03.

Наблюдение, беседа

«Какой снег тает быстрее?»

Расширить и обогатить представления детей о снеге и его свойствах.

32

Апрель

17.04.

Досуг

«У солнышка в гостях»

Развивать связную речь детей на основе обучения рассказывания.

33

Май

24.04.

Беседа

«Магнит»:

«Магнит и его свойство притягивать»

Закрепить знания детей о магните и некоторых его свойствах.

34

Май

15.05.

Опыт

«Варежка с секретом»

Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

35

Май

22.05.

Опыт

«Действует ли магнит в воде?»

Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

36

Май

29.05.

Досуг

«Как помочь Золушке?»

Закрепить ранее полученные знания о свойствах магнита.

 

 

 

 

 

 

 

2 год обучения

месяц

число

Форма занятия

Тема занятия

Цель

1

Сентябрь

04.09.

 

Беседа

«Почва»:

«Что такое почва?»

 

Формировать представления о значении почвы.

2

Сентябрь

11.09.

Опыт с микроскопом

«Из чего состоит почва?»

Познакомить детей со свойствами плодородной почвы по средствам экспериментальной деятельности.

3

Сентябрь

18.09.

Опыт

«Есть ли в почве воздух?»

Продолжать знакомить детей с почвой, ее компонентами, которые входят в ее состав, используя опыты-эксперименты.

4

Сентябрь

25.09.

Беседа

«Кто живёт в почве?»

Продолжать знакомить детей с почвой и её обитателями.

5

Октябрь

02.10.

Просмотр мультфильма

«Лунтик и его друзья». Серия «Нора».

Дать детям представление о дождевом червяке, его приспособление к жизни под землей и его роли в создании плодородной почвы.

6

Октябрь

09.10

Наблюдение

«Знакомство с дождевым червём».

Формировать знания детей с характерными особенностями внешнего вида земляного червяка и его пользе для почвы.

7

Октябрь

23.10.

Беседа, наблюдение

«Почему дождевые черви выползают из норок после дождя?»

Расширить представление детей о свойствах почвы, побуждать устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы.

8

Октябрь

30.10.

Практическая работа

«Рыхление и полив почвы на огороде детского сада»

Продолжать знакомить детей с почвой.

9

Ноябрь

06.11.

Беседа

«Почему нельзя ходить по газонам?»

Продолжать знакомить детей с свойствами почвы.

10

Ноябрь

13.11.

Опыт

«Как сделать модель почвы?»

Продолжать знакомить детей с почвой, ее компонентами, которые входят в ее состав, используя опыты-эксперименты.

11

Ноябрь

20.11.

Беседа

«Живая» или «мёртвая» вода, что полезнее для почвы?»

Дать детям представление, как происходит загрязнение почвы.

12

Ноябрь

27.11.

Опыт

«Сухая и влажная почва»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

13

Декабрь

04.12.

Беседа

«Песок и глина»:

«Песок и глина»

 

 

Познакомить детей со свойствами песка и глины.

14

Декабрь

11.12.

Опыт

«Из чего состоит песок?»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка.

15

Декабрь

18.12.

Наблюдение

«Песок бывает разным»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка.

16

Декабрь

25.12.

Опыт

«Может ли песок нагреваться»

Расширить представление детей о свойствах песка.

17

Январь

08.01.

Опыт

«Песок- природный фильтр»

Расширять знания детей со свойствами песка, обучать навыкам проведения лабораторных опытов.

18

Январь

15.01.

Просмотр видеофильма

«Какая нора прочнее?»

Закрепить знания детей о свойствах песка и глины.

19

Январь

22.01.

Наблюдения

«Для чего нужны песок и глина?»

Дать детям представления о пользе песка и глины.

20

Январь

29.01.

Практическая работа

«Лепим из глины посуду»

Активизировать знания детей о свойствах глины.

21

Февраль

05.02.

Беседа, наблюдение

«Камни»:

«Какими бывают камешки?»

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

22

Февраль

12.02.

Опыт

«Могут ли камни издавать звуки?»

Продолжать знакомство с телами неживой природы (камни), выявлять их свойства и особенности.

23

Февраль

19.02.

Опыт с микроскопом

«Из чего состоит соль?»

Изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

24

Февраль

26.02.

Просмотр мультфильма

«Какой дом прочнее?»

Мультфильм «Три поросёнка»

Закрепить знания детей о свойствах камня и его прочности.

25

Март

05.03.

 

 

 

Беседа

«Человек и природа»:

Почему нельзя оставлять в лесу мусор?»

 

 

Формировать у детей экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

 

26

Март

12.03.

Практическая работа(аппликация)

«Мусор и его вторая жизнь»

Формировать у детей ответственное отношение к окружающей среде.

27

Март

19.03.

Наблюдение при помощи лупы

«О чём рассказали лишайники на деревьях?»

Дать детям понятие о лишайниках, что это такое – гриб или водоросль, где живут и какую роль выполняют в природе.

28

Март

26.03.

Опыт

«Как сделать бумагу»

Формировать у детей знания и представления о бумаге, её свойствах.

29

Апрель

09.04.

Практическая работа

«Растения»:

«Посадка луковичных растений»

 

Обобщать знания детей об условиях роста и развития растений.

30

Апрель

16.04.

Опыт

«Пьют ли растения воду?

Организовать познавательно – исследовательскую деятельность детей, направленную на знакомство с поглощением растениями воды.

31

Апрель

23.04.

Наблюдение, беседа

«О чем рассказал пень»

Дать детям знания о том, что «пень» - место обитания разнообразных живых существ (насекомых, жуков, растений).

32

Апрель

30.04.

Опыт

«Почему у алоэ толстый лист»

Дать представления об особенностях растения в ходе опытно-исследовательской деятельности.

33

Май

07.05.

Беседа

«Как человек помогает растениям путешествовать?»

Формировать представление детей о строении, росте, развитии и семенном размножении растений.

34

Май

14.05.

Опыт с микроскопом

«Почему растения и насекомые дружат?»

Формировать понятие о взаимосвязи и единстве живого в природе.

35

Май

21.05.

Опыт с микроскопом

«Мох и его структура

Познакомить детей с одной из групп растений – мхами.

36

Май

28.05.

Практическая работа

«Посев семян в огороде детского сада»

Учить детей приемам посева семян.


Список методической литературы.

1.Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж:ЧП Лакоценин С. С., 2008.

2.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.

3.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011.

4.В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

5.Познавательное развитие. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.6.Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 7.О.А.Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.

8.С.Н.Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

9.Л.А.Каменева. Н.Н.Кондратьева и др. Мир природы и ребѐнок.- СПб: «Детствопресс», 2003.

10.Н.Н.Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб: «Детство-Пресс», 2002.

11.Л.С.Журавлѐва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

12.С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010.

13.Л.А.Владимировская. От осени до лета. – Волгоград: Учитель, 2004. 14.Услуги интернета:

http://doshkolenok.kiev.ua

Приложение

Работа с родителями.

Месяц

Тема

Форма работы

 

Октябрь

1

Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка

Консультация

Ноябрь

2

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Памятка

Декабрь

3

«Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности»

Консультация

Февраль

4

Несколько золотых правил для родителей

Памятка

Март

5

Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования

Консультация

Апрель

6

Литература в помощь

Выставка литературы

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

"Значение детского экспериментирования

для психического развития ребенка"

 Как доказал Н.Н. Поддъяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: "фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования принизывает все виды детской деятельности, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями. Родители, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволят ему самому открыть истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться.

Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной. Какой же выход из положения? Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролированного детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Теория вопроса разработана Н.Н. Поддъяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования. Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;

- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.

- личностный: узнает свои личные возможности;

- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

Например: Родители приезжают с ребенком на дачный участок, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, надо попросить ребенка помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более, что он действительно окажет вам помощь. Если вы делайте посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой". (При этом показать какую-нибудь травинку). Если высаживайте рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руку сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет ни одного плода, он сломался, но давай попробуем все же его посадить". Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное - он начнет думать, анализировать.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Всем хорошо известно, что пятилетних детей, называют «Почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая, каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и не живым в природе. Исследование предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» «Почему?».

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности и самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию нужно:

поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании;

предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами;

поощрять экспериментирования с ними;

помогать ему в этом своим участием.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним с его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, не открыть, так чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то не досказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал.» В. А. Сухомлинский

Советы для родителей для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

  • Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
  • Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании
  • Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
  • Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.
  • Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
  • Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
  • Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
  • С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
  • Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
  • Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это непроступок, а шалость.
  • Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).
  • Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.)

Родители – это именно те люди, которые лучше всего могут помочь детям реализовать их потенциальные возможности.

Эксперименты, которые можно провести дома с детьми:

  1. «Какую форму принимает вода?"

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Пусть дети нальют ее в емкость разной формы и разного размера. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи

  1. «Есть ли у воды вкус?»

Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?» После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.

  1. «Чем пахнет вода?»

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.

  1. «Зачем нужна вода растениям?»

Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмотрите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни.

  1. «Вода не имеет цвета»

Пусть дети положат кристаллы марганцовокислого калия или краски в стаканы и тщательно перемешают, чтобы они полностью растворились. А также покажите им чай, кофе, компот, кисель. Пусть ребята убедятся, что вода окрашивается в цвет того вещества, которое положено в воду. Кроме того, покажите им, что интенсивность цвета зависит от количества вещества. Например, два кристалла марганцовокислого калия дают розовую окраску, а десять — фиолетовую.

  1. «Подводная лодка из винограда»

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

  1. «Подводная лодка из яйца»

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, молено получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду — того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно. 

Влиянии экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддьяков, 1995г.).

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов говорится о том, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания,

полученные самостоятельно, запоминаются надолго.

Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,

наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:

  1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
  2. Эксперимента без труда не бывает.
  3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
  4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
  5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
  6. С чтением художественной литературы.
  7. С музыкальным воспитанием.

Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –

ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать

предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей

познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

В уголке экспериментирования должно быть:

  • оборудование для исследования свойств воды, воздуха, почвы, песка, для опытов с растениями;
  • природный материал;
  • коллекции веществ и материалов;
  • приборы для проведения опытов;
  • картотека опытов;
  • алгоритмы проведения опытов;
  • дневник экспериментов и наблюдений, в котором фиксируется опыт:

цель, ход опыта, дата проведения, высказывания детей, их зарисовки, фото.

Формы экспериментирования могут быть различными:

  • совместная деятельность воспитателя, родителей с детьми.
  • самостоятельная деятельность детей.

Цель эксперимента:

  • создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;
  • сформировать интерес к исследованию природы;
  • развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);
  • стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;
  • активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Применение экспериментирования оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности;
  • исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопос-тавлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы;
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самосто-

ятельности, умения сотрудничать с другими, потребности

отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д;

  • знания детей о неживой природе.

В детском саду мы уделяем внимание экспериментированию.

Но экологические опыты и эксперименты можно организовать и дома.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии

и некоторые научные знания.

Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может много узнать о

свойствах воды, мыла, растворимости веществ.

  • Опыт: «Тонет… не тонет». Что утонет, а что нет:
  • пластмассовая игрушка;
  • камешек;
  • губка;
  • металлическая машинка.
  • Опыт: «Что быстрее растворится?»
  • морская соль;
  • мыло;
  • шампунь.

Кухня – тоже место для эксперимента.

  • Опыт: «Растворяется… не растворяется».Что растворится, а что нет:
  • соль;
  • рис;
  • сахар;
  • мед;
  • сода;
  • мука.
  • Опыт: «Вулкан».Сделайте вулкан из пластилина, насыпьте в него соду

и добавьте уксус.

  • Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние:

Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит,

накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).

Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития

детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.

(Материал из интернета)


Памятка для родителей

«Детское экспериментирование»

При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определённые правила:

  • Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  • Не сдерживать инициативу детей.
  • Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  • Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  • Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

Дети 3-4 года:
1. О материалах (песок, земля, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).
5. Об эталоне «1 минута», «Время».
6. О предметном мире: (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования, мебель, растения, животные).

Дети 4-5 лет:
1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы -  песок, вода,снег, лёд; игры с цветными льдинками).
3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

Дети 5-7 лет:

  1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
    О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
    3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
    4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
    5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
    6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Нельзя:

- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

- Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности

- Не следует молчать или делать вид, что Вам все равно  в то время, когда Ваш ребенок погружен в экспериментальную деятельность.

Нужно:

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании. - Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формировать желание узнать новое. - Если у Вас возникает необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему Вы это делаете и помогите определить, что можно или как можно. - С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

- Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата.

«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

  1. ВО ВРЕМЯ КУПАНИЯ.В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой). Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
  2. ВО ВРЕМЯ УБОРКИ КОМНАТЫ. Спросить у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
  3. ВО ВРЕМЯ ПОЛИВКИ ЦВЕТОВ.Поинтересуйтесь у малыша: «Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
  4. В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА. УЗНАЙТЕ МНЕНИЕ РЕБЁНКА:«Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
  5. ОДНАЖДЫ НА КУХНЕ…Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.

В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

 

Желаем Вам успехов!

Управление образования администрации ленинского

муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Сказка»

 

    

Конспект занятия по аппликации «Мусор и его вторая жизнь».

Подготовительная группа        

Составила:

Рогова С.А.

п.Развилка 2019г.

Цель: формировать у детей ответственное отношение к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные: формировать знание о нормах и правилах поведения в природе.

Развивающие: развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделок.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство ответственности за свое поведение в природе.

Предварительная работа: беседы с детьми.

Дидактическое обеспечение занятия (демонстрационный материал):три ведра (желтого, зеленого, красного цветов); картинки с изображениями мусора; пластиковые тарелки-на каждого (две штуки скрепленные между собой); клей ПВА; цветная бумага; ножницы; клеёнки; влажные салфетки; кисточки; подставки для кисточек.

Место проведения:

Групповая комната.

Литература:

  1. А.Н.Малышева; Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» 2006г.
  2. А.А.Вахрушев; Е.Е. Кочемасова; Ю.А.Акимова «Здравствуй мир» Методические рекомендации.
  3. С.Н.Николаева «Юный эколог» Программа экологического воспитания в детском саду.
  4. «Корифей» издательско-торговый дом «Экология нестандартные занятия старшая группа.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, я хочу вам рассказать интересную сказку. Вы прослушайте ее внимательно, а затем мы с вами обсудим что интересного произошло в этой сказке.

Жил старик со своею старухой на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. Жили не тужили- свежим воздухом дышали, воду родниковую пили. Старик на зверей охотился и рыбу ловил, старуха по хозяйству хлопотала (пасла на лугу коз, пряла пряжу, похлебку варила). Жили она так ровно тридцать лет и три года. Вот пошел как то раз старик ловить рыбу и не узнал берега реки, куда он обычно рыбачить ходил. Повсюду было много мусора: стекла, бумага, банки. Долго сидел старик у воды, а рыба не клюёт. Несколько раз закидывал удочку в реку, но без результата. Вдруг чувствует крючок за что-то зацепился. Вытянул-консервную банку! Опять закинул удочку. Во второй раз вытянул полиэтиленовый пакет со стеклянными банками. Совсем грустно стало старику. Закинул он удочку в последний раз. Вдруг чувствует, что кто-то удочку ко дну тянет. Вытянул и глазам своим не поверил. Смотрит старик- перед ним золотая рыбка! Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьи: «Отпусти ты меня старче. Дорогой за себя дам откуп: откуплюсь чем только пожелаешь.» А старит и молвит: «Сделай так, Золотая Рыбка, что бы вместо жестяных банок, настоящая рыба ловилась.» Отвечает Золотая Рыбка: «Человек сам губит природу, вот пусть он сам и исправит ошибки!»

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста о каких ошибках говорила Золотая Рыбка?

Дети: Люди кидали мусор в реку.

Воспитатель: Совершенно верно. Дети, как можно спасти природу?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Понял старик, что не нужна волшебная сила, чтобы очистить природу от мусора. Нужно только большое желание любить и беречь природу. Отпустил он Золотую Рыбку, собрал весь мусор в ведро и больше никогда не бросал мусор в лесу и у водоемов.

Воспитатель: Вы уже много знаете, как вести себя в природе. Многий мусор можно использовать вторично, чтобы меньше его выбрасывать. Как вы думаете, как вторично можно использовать использованные коробки, прочитанные газеты, раскрашенные раскраски?

Дети: сдать в макулатуру.

Воспитатель: Да, я полностью с вами согласна. Но для этого люди должны разделять мусор, мусор из бумаги складывать в отдельный контейнер или пакет, мусор из стекла отдельно от остального мусора, и мусор из стекла в отдельный контейнер. А сейчас мы с вами поиграем.

Игра «Собери мусор в ведро».

На полу разложены картинки с изображениями мусора. Дети должны разложить в вёдра виды мусорных отходов (в желтое ведро-мусор из стекла, в красное ведро- мусор из железа, в зелёное ведро- мусор из пластмассы).

Воспитатель: Вы все молодцы, справились с заданием. Сейчас проходите в мастерскую.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: А еще из мусора можно сделать поделки.

Посмотрите у вас на столе лежат пластмассовые тарелки, цветная бумага, ножницы, клей. Сегодня мы с вами превратимся в настоящих мастеров по переработке мусора. Сейчас я вам покажу что нам сегодня предстоит сделать. Сегодня мы с вами будем делать снеговика из пластмассовых тарелочек. Нашего будущего снеговика нужно украсить. Для этого я сделаю ему шляпу. Из цветной бумаги вырежу ему шляпку. Затем возьму оранжевую цветную бумагу и вырежу морковку. А из остатков бумаги вырежу круглые пуговки. После этого приклею к снеговику. Затем фломастером нарисую глазки и ротик.

А сейчас разомнем наши пальчики.

Пальчиковые игры по нравственному воспитанию

Здравствуй, солнце золотое!                   

(дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с

пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с 

больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!                         

(переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой).

Воспитатель: Молодцы! Теперь вы можете приступать к работе.

Дети выполняют работу самостоятельно.

Воспитатель: Дети, я порошу вас принести ваши работы на снежную поляну (отдельный стол накрыт синтепоном, виде снега).

О чем мы сегодня с вами беседовали?

Дети: о мусоре, и что нельзя мусорить где попало.

Воспитатель: как можно использовать мусор?

Дети: делать поделки.

Воспитатель: только поделки или ещё как-то человек по другому использует мусор?

Дети: используют вторичную переработку.

Воспитатель: Замечательно. Теперь я точно буду знать, что вы будете правильно выбрасывать мусор. На этом наше с вами занятие окончено.

Управление образования администрации ленинского

муниципального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Сказка»

 

Конспект занятия

Организованная познавательно – исследовательская деятельность

«Как поймать воздух»

Старшая группа

Составила:

Рогова С.А.

п.Развилка 2019г.

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
  2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
  3. Расширять словарный запас детей. 

Развивающие:

  1. Развивать интерес к познавательной деятельности и   экспериментированию.
  2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

     2.Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

     3.Соблюдать правила поведения в лаболатории.

     Предварительная работа:

Беседа: «Воздух и его свойства»

 Использовала различные методы приемы: Худ. Слова,( приветствие, и загадка),  сюрпризный момент (Карлсон), ИКТ, макет (город) , музыкально -  ритмическая композиция «Пузыри», рефлексия, поощрение детей (воздушные шары) .  

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, кляксография, пробирки, микроскоп и т.д.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем

Дети:Воздух.

Воспитатель:Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А что такое воздух? 

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям.

Воздух есть не только в нашей комнате,но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха. 

Воспитатель:А в космосе есть воздух? 

Дети:в космосе воздуха нет

Воспитатель:А как же там работают космонавты?

Дети:космонавты выходят в открытый космос только в специальных костюмах – скафандрах, в них есть баллоны с воздухом для дыхания.

 Звучит шум пропеллера.Влетает Карлсон.

Карлсон: Здравствуйте, ребята. А что это вы тут делаете?

Воспитатель:Мы с ребятами говорим о воздухе.

Карлсон: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель:Скажите, ребята, Карлсону, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель:Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Карлсон: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель:Погоди, погоди, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель:Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? 

Дети: Хотим!

Воспитатель:Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в путешествие. Полетели с нами Карлсон.

Звучит мелодия.

Воспитатель:Вот мы очутились в нашей лаборатории. Здесь нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу. Не брать руки в рот и не трогать лицо и глаза.

Воспитатель:Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. 

Дети: ответы детей.

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

Воспитатель:Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель:Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет.

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

Воспитатель:Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Карлсон: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас!

Воспитатель: Ребята, а имеет ли воздух вес?

Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух вес?»

Воспитатель:Это мы сейчас проверим.

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало?

Дети: Он утонул.

Воспитатель: А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. 
Карлсон: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. 

Воспитатель: Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Карлсон: Конечно! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах?

Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

Воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать -апельсин, лимон, чеснок. Один ребенок вдыхает просто воздух.

Воспитатель: Все что то почувствовали, только Мирон ничего не почувствовал. Как вы думаете почему?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, Мирон ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух.  Какой из этого можно сделать вывод? 
Воспитатель: Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы. 

Воспитатель:Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка «Будем прыгать и скакать».

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Воспитатель:Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.Хотите попробовать?

Воспитатель:Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать.

Показ техники кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

Дети пробуют рисовать.

Воспитатель:Какие вы молодцы. Нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад, полетели.

Воспитатель:Ребята, давайте ещё раз напомним Карлсону, что мы узнали про воздух.

Дети: без воздуха ничто живое не может жить;воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;чтобы увидеть воздух, его надо поймать;воздух легче воды;воздух не пахнет и может передавать запахи;

Воспитатель:Карлсон, ты куда исчез? Что ты там делаешь?

Карлсон: Я принёс воздушные шарики.

Воспитатель:Спасибо, Карлсон.

Спасибо, ребята! теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

0
Паспорт познавательного объекта экологической троп...
"Мама милая моя как же я люблю тебя" (праздничный ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
16.06.2021

В блогах

Игры на ПДД для малышей

«Красный - зеленый» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, находчивость. Материал: воздушные шары красного и зеленого цвета. Ход...

Новое на сайте

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам»

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам» для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет Аннотация: Дидактическое пособие «Расскажи сказку по кадрам» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, образовательной деятельности воспитателя и детей...

Дидактическое пособие «Фартук для повара»

Дидактическое пособие «Фартук для повара» Аннотация: Дидактическое пособие «Фартук для повара» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной деятельности, внимания. Цель: формирование элементарных представлений о профессии повар у детей раннего возраста. Задачи: OO «Познавательное развитие» Познакомить...

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Современные стандарты образования России ставят перед педагогом задачу формирования не просто целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности...

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Исследовательская активность на современном этапе развития общества является одной из ключевых черт успешной, реализованной личности. Федеральный государственный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог