Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-спортивной направленности «Волшебные шашки»
Отдел образования администрации Мордовского района Тамбовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Золотой ключик»
Рассмотрена на заседании | «Утверждаю» |
Методического совета | Заведующий МБДОУ _____________ |
совета | ___________________/Ф.И.О./ |
от «___» ______ 2020г. | приказ № __ от ________2020г. |
Протокол № 1 |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
интеллектуально-спортивной направленности
«Волшебные шашки»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 4-6 лет.
Срок реализации: 1 год
Мордово, 2020г.
- Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1 | Содержание | 2 |
Информационная карта | 3 | |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной и общеобразовательной общеразвивающей программы» | 3 | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи программы | 7 |
1.3 | Содержание программы «Волшебные шашки» | 7 |
1.4 | Планируемые результаты | 16 |
2 | Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» | 16 |
2.1 | Календарный учебный график | 16 |
2.2 | Условия реализации программы | 21 |
2.3 | Форма аттестации | 21 |
2.4 | Оценочный материал | 21 |
2.5 | Методический материал | 23 |
2.6 | Список литературы | 36 |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка
Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательной, что повышает эффективность развития ребенка.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические встречи по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду с теоретическими знаниями воспитанники должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
Направленность программы интеллектуально - спортивная. Данная программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов физической и интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста.
Новизна программы состоит в том, что обучение детей игре в шашки способствует не только становлению интеллектуальной деятельности, но и учит ребенка конструктивному общению с другими детьми в условиях соревновательной деятельности. Ребенок усваивает регламентированные поведенческие формы, понимает и соподчиняет свои действия в соответствии с правилом. Кроме того, обучение игре в шашки даёт ему опыт новых форм взаимодействия со взрослым – партнерские отношения, что расширяет диапазон социальных ролей, формирует активную субъектную позицию.
Актуальность программы: что игры в шашки помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):
Педагогическая целесообразность программы в том, что «В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве. Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 4–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».
Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.
Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.
Адресат программы
Программа адресована детям от 4 до 6 лет. Дети 4 - 6 лет способны на стартовом уровне выполнять предлагаемые задания, которые входят в общеобразовательную программу.
Программа адресована девочкам и мальчикам от 4 до 6 лет.
Возрастные особенности детей в интеллектуально - спортивной деятельности
Возраст обучающихся 4-6 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки. Учитывая возрастные психологические особенности детей 4-6 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие.
Количество учащихся: в группе – 10-15 детей, возраст от 4-6 лет;
Объем и срок освоения программы: 36 часов на 1 учебный год обучения – сентября по май.
Формы обучения и вид занятий: программа рассчитана на 1 учебный год обучения.
Формы организации деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий: беседа, игра-путешествие, соревнования.
Срок освоения программы: 1 учебный год. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Режим занятия: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут, количество часов в год- 36 часов. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
1.2 Цели и задачи
Цель программы: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- обучение основам шашечной игры;
- обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным
занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,
внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей детей: логического мышления,
- умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и
аналитическое мышление;
- научить оценивать свои и чужие поступки.
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
- Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации/ контроля | ||||||||
Всего | Теория | Практика |
|
| ||||||||
1. | Раздел 1 Организационно-подготовительный этап | |||||||||||
1.1 | Тема: Знакомство с игрой в шашки Организационное занятие. | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
1.2. | Тема: «История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра «Собери пазлы». | ||||||
1.3. | Тема: «Азбука шашечной игры» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
1.4. | Тема: «Правила шашечной игры.» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра «Найди ошибку» | ||||||
1.5. | Тема: Игра «Русские шашки»
| 1 | - | 1 | Групповая | Игра «Учимся считать». | ||||||
1.6. | Тема: «Общие принципы разыгрывание партии» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра «Зеркало». | ||||||
1.7. | Тема: «Как ходят простые шашки» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
1.8 | Тема: «Что такое бой.» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
1.9. | Тема: «Правила поведения во время игры.» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
1. 10 | Тема: «Что значит взять шашку «за фук». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
1.11 | Тема: «Что может дамка.» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
1.12 | Тема: «Превращение простой шашки в дамку.» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
1.13 | Тема: «Знакомство с критериями оценки.» | 1 | 1 | - | Групповая | Беседа. | ||||||
2. | Основной этап | |||||||||||
2.1 | Тема: Это нужно знать (еще раз о шашках). | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
2.2 | Тема: «Первый тур шашечного турнира.» | 1 | - | 1 | Групповая | Соревнования. | ||||||
2.3 | Тема: «Координаты шашечной доски.» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
2.4 | Тема: «Расстановка шашек по заданным координатам». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
2.5 | Тема: «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы. | 1 | - | 1 | Групповая | Игра. | ||||||
2.6 | Тема: «Разные виды ничьей партии». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
2.7 | Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
2.8 | Тема: «Умники и умницы». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
2.9 | Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
2.10 | Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра | ||||||
2.11 | Тема: «Использование дополнительного темпа». | 1 | - | 1 | Групповая | Игра. | ||||||
3. | Раздел 3 Заключительный этап | |||||||||||
3.1 | Тема: «Решение элементарных комбинаций». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
3.2 | Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
3.3 | Тема: «Зайкина задачка». | 1 | - | 1 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
3.4 | Тема: «Конкурс на призы от Зайки». | 1 | - | 1 | Групповая | Игра. | ||||||
3.5 | Тема: «Шлагбаум». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
3.6 | Тема: «Достижение выгодной оппозиции». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
3.7 | Тема: «Победитель - это я» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
3.8 | Тема: «Турнир сильнейших» | 1 | - | 1 | Групповая | Игра. | ||||||
3.9 | Тема: «Шашечный бал». | 1 | - | 1 | Групповая | Игра. | ||||||
3.10 | Тема: «Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в группе». | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра. | ||||||
3.11 | Тема: «Эффективность и красота комбинаций.» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, игра | ||||||
3.12 | Тема: «Дружеские встречи.» | 1 | - | 1 | Групповая | Игра. | ||||||
| Итого: | 36 | 8,8 | 27,2 |
| |||||||
Оформление содержания учебного плана
Раздел 1 Организационно-подготовительный этап
Тема:1.1 Знакомство с игрой в шашки: «Организационное занятие.»
Теория: Познакомится с шахматной доской. Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: дети играют по правилам.
Формы контроля: беседа, игра.
Тема: 1.2. Тема: «История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.»
Теория: беседа о возникновении шашек. Поля, линии, их обозначение.
Практика: выполнение игры с опорой на показ, ходы и взятие фигур..
Ожидаемые результаты: дети должны найти лишнюю фигуру.
Формы контроля: Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т. д.
Тема: 1.3 «Азбука шашечной игры»
Теория: рассмотреть на произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно.
Практика: выполнение упражнения ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Ожидаемые результаты: дети должны посмотреть внимательно, а затем на своих карточках и расставить фишки по памяти.
Форма контроля: Игра «Смотрите внимательно».
Тема: 1.4 «Правила шашечной игры.»
Теория: Беседа о правилах шашечной игры.
Практика: Дидактические игры на развитие мышления.
Ожидаемые результаты: дети играют по правилам.
Форма контроля: Игра «Найди ошибку».
Тема: 1.5 Игра «Русские шашки»
Теория: развить внимание каждой команде на пространственную ориентировку.
Практика: научить играть в игру «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек.
Ожидаемые результаты: дети проявляют интерес к игре по правилам.
Форма контроля: Игра: «Учимся считать»
Тема: 1.6 «Общие принципы разыгрывание партии»
Теория: познавательная беседа понятия о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях.
Практика: Спортивная соревнования. Анализ учебных партий, игровая практика.
Ожидаемые результаты: дети играют по правилам. Пальчиковая гимнастика.
Форма контроля: Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении. Игра «Зеркало»
Тема: 1.7 «Как ходят простые шашки»
Теория: Познакомить с классификацией шашек по значимости (простые и дамки).
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Закреплять умения ходить простыми шашками (на один шаг вперед по диагонали)
Форма контроля: игра.
Тема:1.8 «Что такое бой.»
Теория: Познакомить детей с понятием, что такое бой и как его совершить
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Закрепление техники совершения одноразового боя простой шашкой.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 1.9 «Правила поведения во время игры.»
Теория: провести беседу с детьми о поведении игроков во время игры-соревнования.
Практика: Закрепление правил.
Ожидаемые результаты: Закрепление техники совершения всех видов боя простой шашкой.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 1.10 «Что значит взять шашку «за фук».
Теория: Познакомить с понятием взятие шашки «за фук».
Практика: Закрепление умения взятия шашки «за фук».
Ожидаемые результаты: Анализ ситуации боя и потери боя.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема 1.11 «Что может дамка.»
Теория: Познакомить с особыми правилами для дамки.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Закрепление техники превращения простой шашки в дамку и техники совершения боя в разных ситуациях.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема 1.12 «Превращение простой шашки в дамку.»
Теория: Познакомить детей с умением шашки превращаться в дамку, с преимуществами дамки.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Закрепление техники превращения простой шашки в дамку.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 1.13 «Знакомство с критериями оценки.»
Теория: Познакомить детей с критериями оценки игроков во время игры-соревнования на шашечном турнире.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Пробная оценка игроков по критериям шашечного турнира в ситуации игры.
Форма контроля: беседа.
Раздел 2 Основной этап
Тема 2.1 «Это нужно знать (еще раз о шашках).»
Теория: познакомить с элементами игры. Анализ игры с детьми.
Практика: выполнить игру с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Закрепить знаний, умений и навыков.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема:2.2 «Первый тур шашечного турнира»
Теория: познакомить с правилами игры.
Практика: выполнение игровых действий.
Ожидаемые результаты: Закрепление навыка игры в шашки с соблюдением всех ее правил.
Форма контроля: соревнования.
Тема: 2.3. «Координаты шашечной доски.»
Теория: рассказать детям как обозначить игровое поле заданной координатой.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Закрепление знаний о координатах шашечной доски. Формирование умений расставлять шашки по заданным координатам.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 2.4 «Расстановка шашек по заданным координатам».
Теория: формировать умение расставлять шашки по заданным координатам.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Закрепить знание о координатах шашечной доски.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема 2.5 «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы.
Теория: обучить алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: закреплять умение правильно выполнять различные хода.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема 2.6 «Разные виды ничьей партии».
Теория: Обучать алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: решать упражнения на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога».
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 2.7 «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».
Теория: упражнять на выполнение ходов пешками.
Практика: Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Ожидаемые результаты: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки» Основные приемы борьбы на шашечной доске.
Форма контроля: игра «поддавки», беседа.
Тема: 2.8 «Умники и умницы».
Теория: Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами.
Практика: закрепление материала.
Ожидаемые результаты: научить правильно расставлять шашки.
Форма контроля: Игра «Сдавайся»
Тема: 2.9 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».
Теория: познакомить с основными принципатами игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научаться делать различные приемы позиционной игры.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 2.10 «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»
Теория: познакомить с понятием «Связывание».
Практика: закрепить материал.
Ожидаемые результаты: Работа с диаграммами.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема 2.11 «Использование дополнительного темпа».
Теория: Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку»
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: дети научаться играть в шашки.
Форма контроля: игра.
Раздел 3 Заключительный этап
Тема 3.1 «Решение элементарных комбинаций».
Теория: познакомить с разными упражнениями на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: закрепление материала.
Форма контроля: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тема 3.2. Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен».
Теория: познакомить с понятием «Размен».
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научились выполнять разные ходы.
Форма контроля: Дидактическая игра «Игры на уничтожение»
Тема: 3.3 «Зайкина задачка».
Теория: познакомить, как работать с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научились расставлять фигуры и найти различные ходы.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 3.4. «Конкурс на призы от Зайки».
Теория: научить решать кроссворды, выполнение заданий, дидактические игры.
Практика: выполнение игры с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: закрепление материала.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 3.5. «Шлагбаум».
Теория: познакомить с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами.
Практика: выполнение игры.
Ожидаемые результаты: научаться играть в дидактические игры.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 3.6. «Достижение выгодной оппозиции».
Теория: Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».
Практика: выполнение игры.
Ожидаемые результаты: научаться выполнять правильно задания по игре.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 3.7. «Победитель - это я»
Теория: научаться игра в дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Практика: закрепление материала.
Ожидаемые результаты: закрепят знание о подвижной фигуре.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 3.8. «Турнир сильнейших»
Теория: знакомство с дидактическими играми по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
Практика: знакомство с подбором игр и заданий на обобщение с ними.
Ожидаемые результаты: научились выполнение упражнения ходов пешками.
Форма контроля: игра.
Тема: 3.9. «Шашечный бал».
Теория: рассмотрели разные способы ходов для шашек.
Практика: показать правильную игру.
Ожидаемые результаты: показать лучшие результаты.
Форма контроля: игра.
Тема: 3.10. Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду».
Теория: закрепить тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Практика: закрепление материала.
Ожидаемые результаты: научились подбирать самостоятельно ходы разными фигурами.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 3.11. «Эффективность и красота комбинаций.»
Теория: закрепляли разные упражнения по игре в шашки.
Практика: Тренировка.
Ожидаемые результаты: научились подбирать разные игры и задания на обобщение знаний.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема: 3.12. «Дружеские встречи.»
Теория: закрепляли знания разных упражнений.
Практика: показать несколько упражнений.
Ожидаемые результаты: Подведение итогов года.
Форма контроля: Соревнования между игроками ДОУ
- Планируемые результаты:
По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- правила игры – выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
- стадии игры - выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция –выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные шашки» (стартовый уровень), год обучения: 1, группа: 1.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведение занятий | Форма занятий | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 4.09 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Знакомство с игрой в шашки Организационное занятие.» | Групповая комната | Беседа, игра. |
2. |
| 11.09 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.» | Групповая комната | Беседа, игра «Собери пазлы» |
3. |
| 18.09 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Азбука шашечной игры» | Групповая комната | Беседа, игра. |
4. |
| 25.09 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Правила шашечной игры» | Групповая комната | Беседа, игра «Найди ошибку» |
5. | Октябрь | 02.10 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | Игра «Русские шашки» | Групповая комната | Беседа, игра «Учимся считать» |
6. |
| 09.10 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Общие принципы разыгрывание партии» | Групповая комната | Беседа, игра «Зеркало». |
7. |
| 16.10 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Как ходят простые шашки» | Групповая комната | Беседа, игра. |
8. |
| 23.10 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Что такое бой» | Групповая комната | Беседа, игра. |
9. | 30.10 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Правила поведения во время игры.» | Групповая комната | Беседа, игра. | |
10. | Ноябрь | 06.11 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Что значит взять шашку «за фук»» | Групповая комната | Беседа, игра. |
11. |
| 13.11 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Что может дамка» | Групповая комната | Беседа, игра. |
12. |
| 20.11 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Превращение простой шашки в дамку» | Групповая комната | Беседа, игра. |
13. |
| 27.11 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Знакомство с критериями оценки» | Групповая комната | Беседа. |
14. | Декабрь | 04.12 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Это нужно знать (еще раз о шашках)» | Групповая комната | Беседа, игра. |
15. |
| 11.12 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Первый тур шашечного турнира» | Групповая комната | Соревнования. |
16. |
| 18.12 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Координаты шашечной доски» | Групповая комната | Беседа, игра. |
17. |
| 25.12 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Расстановка шашек по заданным координатам» | Групповая комната | Беседа, игра. |
18. | Январь | 15.01 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Цели игры и определение результата партии. Способы защиты. Открытые и двойные ходы» | Групповая комната | Беседа, игра. |
19. |
| 22.01 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Разные виды ничьей партии» | Групповая комната | Беседа, игра. |
20. |
| 29.01 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Основные приемы борьбы на шашечной доске. Делаем наилучшие ходы» | Групповая комната | Беседа, игра |
21. | Февраль | 05.02 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Умники и умницы» | Групповая комната | Беседа, игра. |
22. | 12.02 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры» | Групповая комната | Беседа, игра. | |
23. |
| 19.02 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | Групповая комната | Беседа, игра. |
24. |
| 26.02 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Использование дополнительного темпа» | Групповая комната | Игра. |
25. | Март | 05.03 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Решение элементарных комбинаций» | Групповая комната | Беседа, игра. |
26. |
| 12.03 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен» | Групповая комната | Беседа, игра. |
27. | 19.03 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Зайкина задачка» | Групповая комната | Беседа, игра. | |
28. |
| 26.03 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Конкурс на призы от Зайки» | Групповая комната | Игра. |
29. | Апрель | 02.04 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Шлагбаум» | Групповая комната | Беседа, игра. |
30. | 09.04 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Достижение выгодной оппозиции» | Групповая комната | Беседа, игра. | |
31. |
| 16.04 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Победитель –это я» | Групповая комната | Беседа, игра. |
32. |
| 23.04 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Турнир сильнейших» | Групповая комната | Игра. |
33. |
| 30.04 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Шашечный бал» | Групповая комната | Игра. |
34. | Май | 14.05 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Подготовка к соревнованиям. Шашечные встречи сильнейших в группе» | Групповая комната | Беседа, игра. |
35. |
| 21.05 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Эффективность и красота комбинаций» | Групповая комната | Беседа, игра. |
36. |
| 28.05 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Дружеские встречи» | Групповая комната | Игра. |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Самостоятельное обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы. Книги и журналы на шашечную тему посвящены различным стадиям и приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со своим уровнем игры, новичку вряд ли удастся все понять и многому научиться сразу по книгам, предназначенным для шашистов высокой квалификации.
Для проведения занятий необходимы:
Шахматные доски с шашками в комплекте, демонстрационная доска, материал.
Интересные шашечные книги можно найти в разделах сайта “Скачать” и “Шашечные книги”. Кроме шашечной литературы на сайте “Шашки всем” есть также другой интересный способ самостоятельного обучения шашкам – решение интерактивных шашечных тестов. Это несложно, увлекательно и полезно!
2.3. Формы аттестации
Способом определения результативности реализации программы дополнительного образования «Волшебные шашки» является диагностика. С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с учителем, беседы.
2.4. Оценочные материалы
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май). Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту.
Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.
Фамили, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
Диагностический мониторинг
Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика по следующим критериям:
Формы педагогической диагностики:
- педагогические наблюдения;
- открытые занятия с последующим обсуждением;
- итоговые занятия;
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Критерии уровней развития детей
Высокий:
ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний:
ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий:
ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
2.5. Методические материалы
Оформление методического обеспечения
№ п/п
| Название раздела, темы
| Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведение итогов
|
Организационно-подготовительный этап | ||||
1. | «Знакомство с игрой в шашки Организационное занятие.» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
2. | «История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
3 | «Азбука шашечной игры» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
4 | «Правила шашечной игры» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
5 | Игра «Русские шашки» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
6 | «Общие принципы разыгрывание партии» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
7 | «Как ходят простые шашки» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
8. | «Что такое бой» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
9 | «Правила поведения во время игры.» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
10 | «Что значит взять шашку «за фук»» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
11 | «Что может дамка» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
12 | «Превращение простой шашки в дамку» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
13 | «Знакомство с критериями оценки» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
Основной этап | ||||
1 | «Это нужно знать (еще раз о шашках)» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
2 | «Первый тур шашечного турнира» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
3 | «Координаты шашечной доски» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
4 | «Расстановка шашек по заданным координатам» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
5 | «Цели игры и определение результата партии. Способы защиты. Открытые и двойные ходы» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
6 | «Разные виды ничьей партии» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
7 | «Основные приемы борьбы на шашечной доске. Делаем наилучшие ходы» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
8. | «Умники и умницы» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
9 | «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
10 | «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
11 | «Использование дополнительного темпа» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
Заключительный этап | ||||
1 | «Решение элементарных комбинаций» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
2 | «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
3 | «Зайкина задачка» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
4 | «Конкурс на призы от Зайки» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
5 | «Шлагбаум» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
6 | «Достижение выгодной оппозиции» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
7 | «Победитель –это я» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
8 | «Турнир сильнейших» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
9 | «Шашечный бал» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
10 | «Подготовка к соревнованиям. Шашечные встречи сильнейших в группе» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
11 | «Эффективность и красота комбинаций» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
12 | «Дружеские встречи» | ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал | Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый | Наблюдение |
2.6 Список литературы
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981
Комментарии