Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-спортивной направленности «Волшебные шашки»

Отдел образования администрации Мордовского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Золотой ключик»

 

 

 

Рассмотрена на заседании

«Утверждаю»

Методического совета

Заведующий МБДОУ _____________

совета

___________________/Ф.И.О./

от «___» ______ 2020г.

приказ № __ от ________2020г.

Протокол № 1

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

интеллектуально-спортивной направленности

«Волшебные шашки»

(стартовый уровень)

Возраст учащихся: 4-6 лет.

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

Мордово, 2020г.

 

  • Содержание

Наименование

Страницы

1

Содержание

2

 

Информационная карта

3

 

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной и общеобразовательной общеразвивающей программы»

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи программы

7

1.3

Содержание программы «Волшебные шашки»

7

1.4

Планируемые результаты

16

2

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

16

2.1

Календарный учебный график

16

2.2

Условия реализации программы

21

2.3

Форма аттестации

21

2.4

Оценочный материал

21

2.5

Методический материал

23

2.6

Список литературы

36

 

 

 

 

 

 

 

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы»

  • Пояснительная записка

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Игра шашки пришло в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта.

Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательной, что повышает эффективность развития ребенка.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шашки позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. 

Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: игра в шашки может занять определенное место в педагогическом процес­се детского сада, ибо знакомство с шашками в столь раннем возрасте спо­собствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала сред­ством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлека­тельного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить дарования. 

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка МБДОУ «Детский сад №1 «Золотой ключик» и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Программа игровых познавательных ситуаций по шашкам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические встречи по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Наряду с теоретическими знаниями воспитанники должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях. Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны воспитанникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

Направленность программы интеллектуально - спортивная. Данная программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов физической и интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста.

Новизна программы состоит в том, что обучение детей игре в шашки способствует не только становлению интеллектуальной деятельности, но и учит ребенка конструктивному общению с другими детьми в условиях соревновательной деятельности. Ребенок усваивает регламентированные поведенческие формы, понимает и соподчиняет свои действия в соответствии с правилом. Кроме того, обучение игре в шашки даёт ему опыт новых форм взаимодействия со взрослым – партнерские отношения, что расширяет диапазон социальных ролей, формирует активную субъектную позицию.

Актуальность программы: что игры в шашки помогает воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять, и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В. Запорожец (хотя непосредственно о шашках речь в ней не шла):

Педагогическая целесообразность программы в том, что «В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве. Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 4–6 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».

Такое веское авторитетное заключение о функциональных особенностях организма детей дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима обучающая программа занятий. Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Адресат программы

Программа адресована детям от 4 до 6 лет. Дети 4 - 6 лет способны на стартовом уровне выполнять предлагаемые задания, которые входят в общеобразовательную программу.

Программа адресована девочкам и мальчикам от 4 до 6 лет.

Возрастные особенности детей в интеллектуально - спортивной деятельности

Возраст обучающихся 4-6 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать сказки, соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки. Учитывая возрастные психологические особенности детей 4-6 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие.

Количество учащихся: в группе – 10-15 детей, возраст от 4-6 лет;

Объем и срок освоения программы: 36 часов на 1 учебный год обучения – сентября по май.

Формы обучения и вид занятий: программа рассчитана на 1 учебный год обучения.

Формы организации деятельности детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы проведения занятий: беседа, игра-путешествие, соревнования.

Срок освоения программы: 1 учебный год. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Режим занятия: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут, количество часов в год- 36 часов. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

 

1.2 Цели и задачи

 

Цель программы: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным

занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,

внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления,
  • умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и

аналитическое мышление;

  • научить оценивать свои и чужие поступки.
  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
  • Содержание программы

 

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

 

 

1.

Раздел 1 Организационно-подготовительный этап

1.1

Тема: Знакомство с игрой в шашки Организационное занятие.

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

1.2.

Тема: «История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра «Собери пазлы».

1.3.

Тема: «Азбука шашечной игры»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

1.4.

Тема: «Правила шашечной игры.»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра «Найди ошибку»

1.5.

Тема: Игра «Русские шашки»

 

1

-

1

Групповая

Игра «Учимся считать».

1.6.

Тема: «Общие принципы разыгрывание партии»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра «Зеркало».

1.7.

Тема: «Как ходят простые шашки»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

1.8

Тема: «Что такое бой.»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

1.9.

Тема: «Правила поведения во время игры.»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

1. 10

Тема: «Что значит взять шашку «за фук».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

1.11

Тема: «Что может дамка.»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

1.12

Тема: «Превращение простой шашки в дамку.»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

1.13

Тема: «Знакомство с критериями оценки.»

1

1

-

Групповая

Беседа.

2.

Основной этап

2.1

Тема: Это нужно знать (еще раз о шашках).

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

2.2

Тема: «Первый тур шашечного турнира.»

1

-

1

Групповая

Соревнования.

2.3

Тема: «Координаты шашечной доски.»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

2.4

Тема: «Расстановка шашек по заданным координатам».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

2.5

Тема: «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

1

-

1

Групповая

Игра.

2.6

Тема: «Разные виды ничьей партии».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

2.7

Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

2.8

Тема: «Умники и умницы».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

2.9

Тема: Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

2.10

Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра

2.11

Тема: «Использование дополнительного темпа».

1

-

1

Групповая

Игра.

3.

Раздел 3 Заключительный этап

3.1

Тема: «Решение элементарных комбинаций».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

3.2

Тема: «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

3.3

Тема: «Зайкина задачка».

1

-

1

Групповая

Беседа, игра.

3.4

Тема: «Конкурс на призы от Зайки».

1

-

1

Групповая

Игра.

3.5

Тема: «Шлагбаум».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

3.6

Тема: «Достижение выгодной оппозиции».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

3.7

Тема: «Победитель - это я»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

3.8

Тема: «Турнир сильнейших»

1

-

1

Групповая

Игра.

3.9

Тема: «Шашечный бал».

1

-

1

Групповая

Игра.

3.10

Тема: «Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в группе».

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра.

3.11

Тема: «Эффективность и красота комбинаций.»

1

0,3

0,7

Групповая

Беседа, игра

3.12

Тема: «Дружеские встречи.»

1

-

1

Групповая

Игра.

 

Итого:

36

8,8

27,2

 

                         

 

Оформление содержания учебного плана

Раздел 1 Организационно-подготовительный этап

 

Тема:1.1 Знакомство с игрой в шашки: «Организационное занятие.»

Теория: Познакомится с шахматной доской. Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: дети играют по правилам.

Формы контроля: беседа, игра.

Тема: 1.2. Тема: «История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.»

Теория: беседа о возникновении шашек. Поля, линии, их обозначение.

Практика: выполнение игры с опорой на показ, ходы и взятие фигур..

Ожидаемые результаты: дети должны найти лишнюю фигуру.

Формы контроля: Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т. д.

Тема: 1.3 «Азбука шашечной игры»

Теория: рассмотреть на произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно.

Практика: выполнение упражнения ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Ожидаемые результаты: дети должны посмотреть внимательно, а затем на своих карточках и расставить фишки по памяти.

Форма контроля: Игра «Смотрите внимательно».

Тема: 1.4 «Правила шашечной игры.»

Теория: Беседа о правилах шашечной игры.

Практика: Дидактические игры на развитие мышления.

Ожидаемые результаты: дети играют по правилам.

Форма контроля: Игра «Найди ошибку».

Тема: 1.5 Игра «Русские шашки»

Теория: развить внимание каждой команде на пространственную ориентировку.

Практика: научить играть в игру «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек.

Ожидаемые результаты: дети проявляют интерес к игре по правилам.

Форма контроля: Игра: «Учимся считать»

Тема: 1.6 «Общие принципы разыгрывание партии»

Теория: познавательная беседа понятия о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях.

Практика: Спортивная соревнования. Анализ учебных партий, игровая практика.

Ожидаемые результаты: дети играют по правилам. Пальчиковая гимнастика.

Форма контроля: Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении. Игра «Зеркало»

Тема: 1.7 «Как ходят простые шашки»

Теория: Познакомить с классификацией шашек по значимости (простые и дамки).

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: Закреплять умения ходить простыми шашками (на один шаг вперед по диагонали)

Форма контроля: игра.

Тема:1.8 «Что такое бой.»

Теория: Познакомить детей с понятием, что такое бой и как его совершить

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: Закрепление техники совершения одноразового боя простой шашкой.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 1.9 «Правила поведения во время игры.»

Теория: провести беседу с детьми о поведении игроков во время игры-соревнования.

Практика: Закрепление правил.

Ожидаемые результаты: Закрепление техники совершения всех видов боя простой шашкой.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 1.10 «Что значит взять шашку «за фук».

Теория: Познакомить с понятием взятие шашки «за фук».

Практика: Закрепление умения взятия шашки «за фук».

Ожидаемые результаты: Анализ ситуации боя и потери боя.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема 1.11 «Что может дамка.»

Теория: Познакомить с особыми правилами для дамки.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: Закрепление техники превращения простой шашки в дамку и техники совершения боя в разных ситуациях.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема 1.12 «Превращение простой шашки в дамку.»

Теория: Познакомить детей с умением шашки превращаться в дамку, с преимуществами дамки.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: Закрепление техники превращения простой шашки в дамку.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 1.13 «Знакомство с критериями оценки.»

Теория: Познакомить детей с критериями оценки игроков во время игры-соревнования на шашечном турнире.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: Пробная оценка игроков по критериям шашечного турнира в ситуации игры.

Форма контроля: беседа.

Раздел 2 Основной этап

Тема 2.1 «Это нужно знать (еще раз о шашках).»

Теория: познакомить с элементами игры. Анализ игры с детьми.

Практика: выполнить игру с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: Закрепить знаний, умений и навыков.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема:2.2 «Первый тур шашечного турнира»

Теория: познакомить с правилами игры.

Практика: выполнение игровых действий.

Ожидаемые результаты: Закрепление навыка игры в шашки с соблюдением всех ее правил.

Форма контроля: соревнования.

Тема: 2.3. «Координаты шашечной доски.»

Теория: рассказать детям как обозначить игровое поле заданной координатой.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: Закрепление знаний о координатах шашечной доски. Формирование умений расставлять шашки по заданным координатам.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 2.4 «Расстановка шашек по заданным координатам».

Теория: формировать умение расставлять шашки по заданным координатам.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: Закрепить знание о координатах шашечной доски.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема 2.5 «Цели игры и определение результата партии» Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

Теория: обучить алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: закреплять умение правильно выполнять различные хода.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема 2.6 «Разные виды ничьей партии».

Теория: Обучать алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: решать упражнения на выигрыш в различное количество ходов. Игра «Главная дорога».

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 2.7 «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

Теория: упражнять на выполнение ходов пешками.

Практика: Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Ожидаемые результаты: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки» Основные приемы борьбы на шашечной доске.

Форма контроля: игра «поддавки», беседа.

Тема: 2.8 «Умники и умницы».

Теория: Чтение худ литературы «Сеня, Храбрик и шашки» Авторы: Барский Ю. П., Городецкий В. Б.Рработа с диаграммами.

Практика: закрепление материала.

Ожидаемые результаты: научить правильно расставлять шашки.

Форма контроля: Игра «Сдавайся»

Тема: 2.9 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

Теория: познакомить с основными принципатами игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: научаться делать различные приемы позиционной игры.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 2.10 «Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

Теория: познакомить с понятием «Связывание».

Практика: закрепить материал.

Ожидаемые результаты: Работа с диаграммами.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема 2.11 «Использование дополнительного темпа».

Теория: Познакомить с понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку»

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: дети научаться играть в шашки.

Форма контроля: игра.

Раздел 3 Заключительный этап

Тема 3.1 «Решение элементарных комбинаций».

Теория: познакомить с разными упражнениями на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: закрепление материала.

Форма контроля: Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тема 3.2. Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен».

Теория: познакомить с понятием «Размен».

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: научились выполнять разные ходы.

Форма контроля: Дидактическая игра «Игры на уничтожение»

Тема: 3.3 «Зайкина задачка».

Теория: познакомить, как работать с диаграммами Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: научились расставлять фигуры и найти различные ходы.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 3.4. «Конкурс на призы от Зайки».

Теория: научить решать кроссворды, выполнение заданий, дидактические игры.

Практика: выполнение игры с опорой на показ.

Ожидаемые результаты: закрепление материала.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 3.5. «Шлагбаум».

Теория: познакомить с понятием «Шлагбаум». Работа с диаграммами.

Практика: выполнение игры.

Ожидаемые результаты: научаться играть в дидактические игры.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 3.6. «Достижение выгодной оппозиции».

Теория: Познакомить с понятием «выгодная оппозиция». Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».

Практика: выполнение игры.

Ожидаемые результаты: научаться выполнять правильно задания по игре.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 3.7. «Победитель - это я»

Теория: научаться игра в дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Практика: закрепление материала.

Ожидаемые результаты: закрепят знание о подвижной фигуре.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 3.8. «Турнир сильнейших»

Теория: знакомство с дидактическими играми по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Практика: знакомство с подбором игр и заданий на обобщение с ними.

Ожидаемые результаты: научились выполнение упражнения ходов пешками.

Форма контроля: игра.

Тема: 3.9. «Шашечный бал».

Теория: рассмотрели разные способы ходов для шашек.

Практика: показать правильную игру.

Ожидаемые результаты: показать лучшие результаты.

Форма контроля: игра.

Тема: 3.10. Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду».

Теория: закрепить тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Практика: закрепление материала.

Ожидаемые результаты: научились подбирать самостоятельно ходы разными фигурами.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 3.11. «Эффективность и красота комбинаций.»

Теория: закрепляли разные упражнения по игре в шашки.

Практика: Тренировка.

Ожидаемые результаты: научились подбирать разные игры и задания на обобщение знаний.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема: 3.12. «Дружеские встречи.»

Теория: закрепляли знания разных упражнений.

Практика: показать несколько упражнений.

Ожидаемые результаты: Подведение итогов года.

Форма контроля: Соревнования между игроками ДОУ

 

 

  • Планируемые результаты:

 

По окончании обучения дети должны знать:

  • шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
  • правила игры – выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
  • стадии игры - выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
  • Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция –выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

  • ориентироваться на шашечной доске,
  • правильно помещать доску между партнерами,
  • правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
  • применять на практике правила игры,
  • следить за ходами противника, поправлять,
  • решать простейшие комбинации,
  • расставлять позиции с заданными условиями,
  • рассчитывать соотношение сил.

Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий

реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

 

2.1. Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные шашки» (стартовый уровень), год обучения: 1, группа: 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Месяц

Число

Время проведение занятий

Форма занятий

Количество часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

4.09

15.45-16.05

Практическое

1

«Знакомство с игрой в шашки Организационное занятие.»

Групповая комната

Беседа, игра.

2.

 

11.09

15.45-16.05

Практическое

1

«История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.»

Групповая комната

Беседа, игра «Собери пазлы»

3.

 

18.09

15.45-16.05

Практическое

1

«Азбука шашечной игры»

Групповая комната

Беседа, игра.

4.

 

25.09

15.45-16.05

Практическое

1

«Правила шашечной игры»

Групповая комната

Беседа, игра «Найди ошибку»

5.

Октябрь

02.10

15.45-16.05

Практическое

1

Игра «Русские шашки»

Групповая комната

Беседа, игра «Учимся считать»

6.

 

09.10

15.45-16.05

Практическое

1

«Общие принципы разыгрывание партии»

Групповая комната

Беседа, игра «Зеркало».

7.

 

16.10

15.45-16.05

Практическое

1

«Как ходят простые шашки»

Групповая комната

Беседа, игра.

8.

 

23.10

15.45-16.05

Практическое

1

«Что такое бой»

Групповая комната

Беседа, игра.

9.

 

30.10

15.45-16.05

Практическое

1

«Правила поведения во время игры.»

Групповая комната

Беседа, игра.

10.

Ноябрь

06.11

15.45-16.05

Практическое

1

«Что значит взять шашку «за фук»»

Групповая комната

Беседа, игра.

11.

 

13.11

15.45-16.05

Практическое

1

«Что может дамка»

Групповая комната

Беседа, игра.

12.

 

20.11

15.45-16.05

Практическое

1

«Превращение простой шашки в дамку»

Групповая комната

Беседа, игра.

13.

 

27.11

15.45-16.05

Практическое

1

«Знакомство с критериями оценки»

Групповая комната

Беседа.

14.

Декабрь

04.12

15.45-16.05

Практическое

1

«Это нужно знать (еще раз о шашках)»

Групповая комната

Беседа, игра.

15.

 

11.12

15.45-16.05

Практическое

1

«Первый тур шашечного турнира»

Групповая комната

Соревнования.

16.

 

18.12

15.45-16.05

Практическое

1

«Координаты шашечной доски»

Групповая комната

Беседа, игра.

17.

 

25.12

15.45-16.05

Практическое

1

«Расстановка шашек по заданным координатам»

Групповая комната

Беседа, игра.

18.

Январь

15.01

15.45-16.05

Практическое

1

«Цели игры и определение результата партии. Способы защиты. Открытые и двойные ходы»

Групповая комната

Беседа, игра.

19.

 

22.01

15.45-16.05

Практическое

1

«Разные виды ничьей партии»

Групповая комната

Беседа, игра.

20.

 

29.01

15.45-16.05

Практическое

1

«Основные приемы борьбы на шашечной доске. Делаем наилучшие ходы»

Групповая комната

Беседа, игра

21.

Февраль

05.02

15.45-16.05

Практическое

1

«Умники и умницы»

Групповая комната

Беседа, игра.

22.

 

12.02

15.45-16.05

Практическое

1

«Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры»

Групповая комната

Беседа, игра.

23.

 

19.02

15.45-16.05

Практическое

1

«Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

Групповая комната

Беседа, игра.

24.

 

26.02

15.45-16.05

Практическое

1

«Использование дополнительного темпа»

Групповая комната

Игра.

25.

Март

05.03

15.45-16.05

Практическое

1

«Решение элементарных комбинаций»

Групповая комната

Беседа, игра.

26.

 

12.03

15.45-16.05

Практическое

1

«Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен»

Групповая комната

Беседа, игра.

27.

 

19.03

15.45-16.05

Практическое

1

«Зайкина задачка»

Групповая комната

Беседа, игра.

28.

 

26.03

15.45-16.05

Практическое

1

«Конкурс на призы от Зайки»

Групповая комната

Игра.

29.

Апрель

02.04

15.45-16.05

Практическое

1

«Шлагбаум»

Групповая комната

Беседа, игра.

30.

 

09.04

15.45-16.05

Практическое

1

«Достижение выгодной оппозиции»

Групповая комната

Беседа, игра.

31.

 

16.04

15.45-16.05

Практическое

1

«Победитель –это я»

Групповая комната

Беседа, игра.

32.

 

23.04

15.45-16.05

Практическое

1

«Турнир сильнейших»

Групповая комната

Игра.

33.

 

30.04

15.45-16.05

Практическое

1

«Шашечный бал»

Групповая комната

Игра.

34.

Май

14.05

15.45-16.05

Практическое

1

«Подготовка к соревнованиям. Шашечные встречи сильнейших в группе»

Групповая комната

Беседа, игра.

35.

 

21.05

15.45-16.05

Практическое

1

«Эффективность и красота комбинаций»

Групповая комната

Беседа, игра.

36.

 

28.05

15.45-16.05

Практическое

1

«Дружеские встречи»

Групповая комната

Игра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

 

Самостоятельное обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы. Книги и журналы на шашечную тему посвящены различным стадиям и приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со своим уровнем игры, новичку вряд ли удастся все понять и многому научиться сразу по книгам, предназначенным для шашистов высокой квалификации.

Для проведения занятий необходимы:

Шахматные доски с шашками в комплекте, демонстрационная доска, материал.

Интересные шашечные книги можно найти в разделах сайта “Скачать” и “Шашечные книги”. Кроме шашечной литературы на сайте “Шашки всем” есть также другой интересный способ самостоятельного обучения шашкам – решение интерактивных шашечных тестов. Это несложно, увлекательно и полезно!

2.3. Формы аттестации

Способом определения результативности реализации программы дополнительного образования «Волшебные шашки» является диагностика. С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с учителем, беседы.

 

2.4. Оценочные материалы

Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май). Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту.

Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.

 

Фамили,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

             

Диагностический мониторинг

Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика по следующим критериям:

Формы педагогической диагностики:

- педагогические наблюдения;

- открытые занятия с последующим обсуждением;

- итоговые занятия;

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.

Критерии уровней развития детей

Высокий:

ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.

Средний:

ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий:

ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

2.5. Методические материалы

Оформление методического обеспечения

п/п

 

Название раздела,

темы

 

Материально-техническое

оснащение, дидактико-

методический материал

Формы, методы,

приемы обучения

Формы подведение итогов

 

 

Организационно-подготовительный этап

     

1.

«Знакомство с игрой в шашки Организационное занятие.»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный

репродуктивный

частично-поисковый

Наблюдение

2.

«История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской.»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

3

«Азбука шашечной игры»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

4

«Правила шашечной игры»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

5

Игра «Русские шашки»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

6

«Общие принципы разыгрывание партии»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

7

«Как ходят простые шашки»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

8.

«Что такое бой»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

9

«Правила поведения во время игры.»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

10

«Что значит взять шашку «за фук»»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

11

«Что может дамка»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

12

«Превращение простой шашки в дамку»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

13

«Знакомство с критериями оценки»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

 

Основной этап

     

1

«Это нужно знать (еще раз о шашках)»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

2

«Первый тур шашечного турнира»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

3

«Координаты шашечной доски»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

4

«Расстановка шашек по заданным координатам»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

5

«Цели игры и определение результата партии. Способы защиты. Открытые и двойные ходы»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

6

«Разные виды ничьей партии»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

7

«Основные приемы борьбы на шашечной доске. Делаем наилучшие ходы»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

8.

«Умники и умницы»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

9

«Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

10

«Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связывание»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

11

«Использование дополнительного темпа»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

 

Заключительный этап

     

1

«Решение элементарных комбинаций»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

2

«Основные приемы борьбы на шашечной доске «Размен»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

3

«Зайкина задачка»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

4

«Конкурс на призы от Зайки»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

5

«Шлагбаум»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

6

«Достижение выгодной оппозиции»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

7

«Победитель –это я»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

8

«Турнир сильнейших»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

9

«Шашечный бал»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

10

«Подготовка к соревнованиям. Шашечные встречи сильнейших в группе»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

11

«Эффективность и красота комбинаций»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

12

«Дружеские встречи»

ТСО: (компьютер, экран, проектор) шашечное программное обеспечение комплекты шашек; шахматные часы; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; рабочие тетради для записи дидактический материал

Объяснительно-иллюстративный репродуктивный частично-поисковый

Наблюдение

2.6 Список литературы

 

1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.

3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.

4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.

5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.

6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.

7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.

8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.

9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.

10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.

11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.

12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981

 

0
Познавательно-исследовательская деятельность «За...
Анализ выполнения рабочей программы педагогов см...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
07.08.2022

В блогах

Познавательное развитие "Свойство воды" (Старшая группа)

Комплексное занятие на тему: «Знакомство со свойствами воды» Цели: формировать у детей представление о трех состояниях воды, активизация понятий «вода», «пар»...

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 06.09 по 10.09.2021г.) Тема: «Моё тело. Моё здоровье»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 06.09 по 10.09.2021г.) Тема: «Моё тело. Моё здоровье» Итоговое мероприятие: Выставка детских работ «Человек» Дата проведения...

Конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: «Математическая игра –…

Задачи: Развивать интеллектуальные и творческие способности детей (память, мышление, воображение, внимание, наблюдательность, речь); закреплять знания о геометрических фигурах, и их...

Новое на сайте

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем удивить гостей и порадовать родных тихими семейными вечерами. Сказочные герои помогут накормить, усыпить, развеселить, обучить...

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство»

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет живое общение ребенка с родными: бабушкины сказки, и мамины колыбельные, и игры со взрослыми, и...

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет Аннотация: Игра «Шахматные домики» предназначена для детей от 4 до 6 лет и может быть использована в совместной и самостоятельной деятельности детей. В процессе игры у детей развиваются мелкая...

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания

Мини-музей, как средство нравственно-патриотического воспитания Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых историческихпериодов. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института...