ДОКЛАД «Продуктивная деятельность как условие активизации речи детей раннего возраста»

28 мая 2021 года сотрудники ГКУЗ «Специализированный дом ребенка» приняли участие в работе медико-педагогической конференции посвященной вопросам развития речи детей раннего возраста в различных видах деятельности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЁНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ»

 

ДОКЛАД

«Продуктивная деятельность как условие активизации речи

детей раннего возраста»

 

Подготовила: воспитатель

Стрельцова Ж. Ю.

Ульяновск, май 2021

Продуктивная деятельность как условие активизации речи детей раннего возраста

Ранний возраст - важный этап в развитии ребенка. Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир в котором живёт. В ряду новообразований раннего возраста Л. С. Выгодский называет речь, вместе с речью для ребенка возникает начало осмысления и осознания окружающей действительности. К. Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, - и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог - родное слово!». Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и тому подобное, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось». Ведущим типом деятельности ребенка раннего возраста является предметно-манипулятивная, предметно-орудийная деятельность, велика роль подражания взрослому в освоении способов действия с предметами и социального поведения. Высшие психические функции ещё не дифференцированы, они действуют в сознании целостно, подчиняясь восприятию, поэтому развитие ребенка раннего возраста должно носить комплексный характер.

Рисование, лепка и аппликация, конструирование и ручной труд – виды продуктивной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Продуктивная деятельность - одна из самых интересных для детей раннего и дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В процессе продуктивной деятельности ребенок активно манипулирует различными предметами, выполняет простейшие имитационные действия с ними, что всецело соответствует его возрастным потребностям, помимо этого ребенок видит результат своей деятельности - преобразование окружающей среды, что, безусловно, доставляет ему радость. Поэтому продуктивная деятельность открывает взрослым значительные возможности для развития речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ.

В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. Игры - занятия с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. По замыслу педагога легко создаются специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание. Пополняется предикативный (примакнуть, отщипнуть и другие) и номинативный пассивный и активный лексикон такими группами слов, как названия цветов, форм, величин; названия изобразительных средств; названия приёмов рисования и лепки; названия различных предметов и объектов и их частей (например, у цветка - серединка, лепестки, стебель, листики).

В рамках занятий по изобразительной деятельности у ребенка формируется цветовосприятие и цветоразличение, восприятие края листа, а позже и умение равномерно заполнять изображением пространство листа; обогащается тактильный опыт (в процессе работы пальчиковыми красками, клеем, крупами, солью, песком, тестом, пластилином, глиной и другими природными материалами); развивается ряд моторных навыков: мелкая моторика - умение захватывать изобразительное средство щепоткой (после 1 года и 2 месяцев), умение пользоваться приёмами лепки, совершать штрихообразные и формообразующие движения изобразительным средством, лепить жгутики; начатки концентрации и произвольности внимания.

На занятиях по элементарному конструированию словарный запас малышей пополняется названиями элементов строительного материала, их величины, цвета; названиями частей и целого сооружения (стены, окна, двери, крыша, забор и так далее). Развивается грамматический строй речи - дети осваивают значение простых предлогов. Формируется и совершенствуется диалогическая речь, ведь в процессе совместного конструирования дети учатся обращаться с просьбой к взрослым, а со временем и к сверстникам; во время обыгрывания постройки разыгрывают простые диалоги. Подводя итог занятия малыши отвечают на вопросы педагога, учатся составлять короткие монологические высказывания.

Для развития речи детей используются следующие элементы занятий: обсуждают с детьми предстоящую деятельность, её этапы, выбор способов действия, объясняют смысл каждого действия и тем самым не только развивают активную речь детей, но и учат их работать по плану, выраженному в слове. Дети рисуют по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия рассказывают о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной. Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий. Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести всё, что указанно в инструкции. В коллективной лепке малышам необходимо содержательно общаться: сформулировать общую цель, обсудить тему, сюжет, композицию, распределить, кто, что будет лепить, спланировать свои действия, наметить их последовательность, сравнить результат с замыслом и так далее. В конце занятия предлагается вспомнить инструкцию и сравнить её с тем, что получилось. Таким образом, у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом - описывать свои действия и оценивать результат.

В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:

- Опоры на эмоционально - интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;

- Необходимость выделять, воспринимать, воспроизводить определённые свойства и отношения предметов, выражать их в слове;

- Ситуации субъективного переживания ребёнком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;

- Возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значения слов и побуждающих детей осуществлять выбор;

- Живая, незаученная речь зазвучит на занятиях при условии, что дети будут испытывать чувство безопасности работы.

Ранний возраст — это не только важный и ответственный этап развития человека, но ещё и очень трудный возраст для работы педагога. В это время ребёнок остро переживает даже кратковременную разлуку с мамой, трудно привыкает к новой обстановке, бывает «неуправляем», к нему неприменимы многие приёмы и методы воспитания и обучения, которые используют в работе с дошкольниками. Объяснения, инструкции, указания взрослого часто не действуют, фронтальные, организованные занятия не достигают своей цели, малыши не умеют слушать, принимать и выполнять задания взрослого. Словом, для детей раннего возраста необходима особая педагогическая программа, которая отвечает потребностям и возможностям ребёнка и способствует его полноценному развитию.

Основная линия педагогики раннего возраста состоит в развитии у детей определённых функций и умений, в подготовке к будущему восприятию системы знаний и навыков. Не научит взрослый ребёнка на занятии, как использовать сюжетные и дидактические игрушки, - всё бодрствование будет проходить в разбрасывании игрушек, шатании из угла в угол, в капризах. Не разовьёт воспитатель в процессе занятий умение пользоваться словами, подражать речи, выполнять поручения и правила игры – трудно будет организовать повседневное поведение малыша, увеличить его словарь, дать определённые знания, научить соблюдать правила поведения в коллективе.

Обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобразием:

Во-первых, у них не только нет мотивов для учебной деятельности, но и отсутствуют осознанные, произвольные действия, необходимые для обучения, а усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания.

Во-вторых, несмотря ни на что, у детей раннего возраста высокий уровень обучаемости, то есть процесс обучения начинается задолго до того, как этот вид деятельности становится основным в психическом развитии ребёнка.

Особенности организации занятий по продуктивным видам деятельности с детьми раннего возраста:

- Занятия носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры.

- С самого начала занятий воспитателями ставится цель – воспитать у детей определённые правила поведения: не мешать другим, сохранять правильную позу, внимательно слушать и воспринимать показываемое. Соблюдение детьми правил поведения скоро становится привычкой, а результат от выполняемого действия, движения, слова служит источником радости.

- Продуктивные занятия наиболее сложны для детей, требуют напряжения и поэтому должны быть короткими. При появлении утомления либо не привлекают детей к занятию, либо раньше его заканчивают. Важно, чтобы малыши получили от занятия полное удовлетворение.

- Для того, чтобы дети меньше отвлекались на занятии и оно было более эффективным, желательно организовывать его в другом помещении, не там, где играют те, кто не занимается. Это может быть приёмная, хорошо освещённая спальня.

- Важно предусмотреть наиболее удобную позу ребёнка во время занятий, что поможет ему длительно сохранять внимание. Поза ребёнка этого возраста, без опоры на стол, часто бывает неправильна. Лучше всего проводить занятия за сдвинутыми столами, тем самым ненавязчиво и с самого начала ограничив желание ребёнка встать и схватить показываемую игрушку.

- Длительность занятий с детьми раннего возраста варьируется от нескольких до 10 минут, а показателем того, что нужно заканчивать занятия, является снижение активности, отвлекаемость детей.

- Число детей на занятии зависит от их возраста и материала, над которым они будут работать. Объединение детей на занятии в небольшие группы возможно лишь в том случае, если каждый ребёнок готов к обучению (умеет смотреть, слушать, действовать по показу взрослого).

- Число детей, участвующих в занятии зависит от возраста детей и от вида занятия, от степени освоенности умения (чем меньше сформировано то или иное умение, тем меньшее число детей участвует в занятии).

- Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильными, необременительными. Наряду с новым материалом желательно использовать то, что уже знакомо детям.

- На занятиях закрепляются те знания, которые осваиваются во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и так далее. Чем содержательнее повседневная жизнь малыша, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

- Если взрослый добивается, чтобы ребёнок повторил за ним действие или слово, тон его должен быть ласковым, но спокойным, деловым, а не чрезмерно эмоционально приподнятым.

- Следует воспитывать у детей потребность говорить, постоянно создавать ситуации, при которых ребёнок вынужден произносить слова и фразы: нужно что-то попросить у взрослого, на словах передать его поручение.

Специфические приёмы развития и активизации речи детей раннего возраста на занятиях изобразительной деятельностью и конструированием.

1. Создание проблемной ситуации, формулирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги (кисть, карандаш), ребёнок будет вынужден попросить недостающее, то есть проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.

2. Комментирующая речь педагога непосредственно в процессе работы детей; Рома обмакивает кисточку в воду, а Таня уже обмакнула. Обмакнуть это значит погрузить кисточку на короткое время в жидкость - в воду, краску, клей. Миша набирает на кисточку коричневую краску, вероятно, начнёт рисовать стволы деревьев....и так далее.) Если комментирующая речь воспитателя звучит систематически на каждом занятии, то дети привыкают работать при таком речевом фоне. Это ничуть не мешает им, а, наоборот, помогает усвоить изобразительные технические навыки. С помощью слова педагога дети начинают видеть себя со стороны, осознавать свою деятельность, своё место в общем ритме творческой работы.

3. Проговаривание детьми своих действий. Постепенно комментирующая речь педагога из монолога превращается в диалог - неспешный разговор то с одним, то с другим ребенком - не шепотом, а вслух, например: Маша, ты, что сейчас рисуешь? - Я рисую ствол дерева коричневой краской. - Маша, ты рисуешь ствол всей кистью плашмя, а веточки как будешь рисовать? Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями, и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.

4. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. Что мы будем делать? Что ты, Маша будешь делать? В конце занятия то же самое: Что мы сделали? Что ты Маша сделала?

5. Использование в речи большого числа приставочных глаголов. Сначала педагог проговаривает, что делают дети: режут бумагу, вырезают круг и так далее. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия. Связь слова с действием намного ускоряет и облегчает процесс усвоения детьми приставочных глаголов, оречевлённые действия в изобразительной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

6. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот приём позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

7. «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы - рисунка, аппликации, постройки - действенный приём формирования речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.

8. «Похвалим работу товарища» - хороший приём для активизации в речи притяжательных прилагательных (на Сашином рисунке видны заячьи следы), для упражнения в подборе определений и образных выражений.

9. «Почемучки» - закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.

10. Вне занятий детские работы остаются еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений:

- Речевые высказывания с обращением (Маша, смотри, на Сашином рисунке...)

- Придумывание названия своему рисунку и рисунку товарища;

- Сочинение рассказа или сказки к своей работе;

- Интересно оформить их в виде книжки - самоделки;

- Разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;

- Сравнение двух работ.

Эти приёмы позволяют использовать любые благоприятные моменты на занятиях по продуктивным видам деятельности для расширения речевой практики детей.

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является общение его со взрослыми. К речи воспитателя, обслуживающего ребёнка в ранний, наиболее ответственный период его жизни, должны быть предъявлены определённые культурные и методические требования. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Структуру речи следует согласовать с возрастом детей. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей. Особого внимания к себе требует точность, ясность, простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания, а стало быть, и мышления. Недопустимо включать в свою речь детские словечки. Этим замедляется процесс овладения ребёнком правильной речью. Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима, конечно, и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает, нервирует. Следует регулировать силу своего голоса. Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребёнку, наличие которой необходимо каждому педагогу. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением применять их во всех случаях общения с детьми. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

В освоении речи детьми наблюдаются большие индивидуальные различия: одни начинают говорить рано, чётко произносят слова, другие хорошо понимают речь, но говорят мало. Постепенно в процессе индивидуальной работы с детьми эти различия сглаживаются. Для этого в течение дня педагог должен уделить внимание каждому ребёнку (поговорить с ним, расспросить, предложить поделиться впечатлениями). В ходе выполнения заданий по изобразительной деятельности и конструированию в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Список литературы:

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977.

2. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 240 с.

3. Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс, 2004. - 48с.

4. Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.- 88с.

5. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006.

6. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.

7. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.

8. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития речи детей, предупреждение и коррекция речевых нарушений, постановка речи у неговорящих детей. М.:ЛОГО ЭЙДОС, 2014.

Электронные ресурсы

 Материал сайта: • http://www.detskiysad.ru/rech.html.

URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/343/15335/

Конспекты игр-занятий по формированию  изобразительных навыков и активизации речи детей раннего возраста

Игра-занятие «В гостях у волшебной кисточки»

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к рисованию красками, активизировать речь детей.

Задачи:

Познакомить детей с волшебной кисточкой и красками.

Учить детей правильно пользоваться кисточкой.

Учить узнавать и называть цвет.

Воспитывать аккуратность в работе с красками.

Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы: большая кисть для воспитателя – «волшебная кисточка» (кисточка похожа на девочку), кисти по количеству детей, наборы гуашевых красок (по количеству детей), стаканчики с водой, тряпочки, салфетки (по количеству детей), клеенка.

 Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель готовит на столе материалы для рисования, сопровождая свои действия речью.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости! Какая интересная девочка-кисточка.

Девочка-кисточка здоровается с детьми, показывает и рассказывает какая она необычная, и что она больше всего любит рисовать. Девочка-кисточка приглашает всех ребят посмотреть, как она будет это делать.

Педагог показывает детям, как с помощью волшебной кисточки можно рисовать и что получается.

Воспитатель: Сейчас девочка – кисточка наберет вот так желтую краску и опустит ее в стаканчик с водой. Интересно, что получится? Смотрите, как красиво!

Педагог называет цвет, просит детей повторить - какого цвета получилась водичка. Таким образом, на глазах у детей разводят краски нескольких цветов. Девочка-кисточка побуждает ребят сделать также самим.

Дети садятся на стульчики, и берут в руки кисточки (показ – как правильно надо держать кисточки).

Воспитатель: Сейчас вы будете разводить сами краску в воде.

Педагог уточняет у детей, какого цвета они хотят взять краску.

Воспитатель: Катя, ты какую краску выбрала? Красную? (ответы детей, предположения)

Ваня, а ты какую выбрал краску? Вот эту? А как называется цвет этой краски?

Не помнишь? (Педагог вместе с детьми уточняет цвет красок, закрепляет их названия в речи).

Воспитатель: Все выбрали краски? Намочите кисточки – опустите их в стаканчик с водой. (Показ и объяснения, как правильно держать кисточку).

А теперь возьмите на кисточку краску – вот так.

Педагог отмечает, что краску нужно набирать на кисточку аккуратно, а последнюю каплю оставлять на краю баночки с краской.

Опустите кисточку с краской в воду и осторожно помешайте. Вот какая красивая цветная вода получается! (уточнить какого цвета вода)

В ходе проведения игры-занятия, если ребенок пролил воду на стол, необходимо попросить вытереть воду тряпочкой.

После того как все дети развели краску в воде, обыгрывается ситуация «Кукольный обед»: ребенок ставит стаканчик, усаживает куклу (мишку, зайчика) и угощает различными напитками (как будто это газированная вода, сок, морс…)

После игры-занятия в свободной деятельности детям рассказывается сказка В. Сутеева «Петушок и краски».

Игра-занятие «Колобок»

Цель: развивать речевую активность детей, желание рисовать красками.

Задачи:

Развивать эмоциональную отзывчивость детей на литературное произведение.

Вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников, рассказывание педагогом сказки.

Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из сказки.

Учить простейшему способу изображения в рисунке “от пятна”; техническим навыкам рисования красками (аккуратно брать краску, правильно держать и промывать кисть).

Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал: настольный театр по сказке «Колобок», мольберт, большая девочка-кисточка для воспитателя, 3 листа ватмана, тонированного зеленым цветом с фигурками героев сказки, кисточки по количеству детей, краска желтого цвета, стаканы с водой, салфетки.

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью.

Педагог ставит на стол домик из сказки «Колобок».

Воспитатель: Дети, а вот домик, в котором живут дедушка и бабушка. Хотите, я вам расскажу сказку? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель, рассказывая эмоционально сказку «Колобок», показывает настольный театр по одноименной сказке. Побуждает детей помогать Колобку петь его песенку, проговаривать слова героев, узнавать их.

Воспитатель: Дети, лисичка съела Колобка. Дедушка с бабушкой очень огорчились. Как же нам им помочь? (предполагаемые ответы детей)

После того, как дети решили нарисовать Колобка, воспитатель создает все условия для продуктивной деятельности.

Воспитатель: Детки, посмотрите, какую я вам волшебную дорожку приготовила!

Дети рассматривают вместе с воспитателем заранее приготовленную дорожку с аппликативными картинками по сказке (три листа ватмана с фигурками героев сказки).

Дети высказываются по поводу увиденного, воспитатель не навязчиво помогает рассмотреть дорожку. Используя игровой прием с девочкой-кисточкой, воспитатель, показывает детям прием рисования «от пятна».

Воспитатель: Дети, с девочкой-кисточкой пришли ее подружки кисточки. Кисточка для Лены, кисточка для Геры...

Девочка кисточка дает каждому ребенку кисточку. На столы ставится краска желтого света, дети рисуют колобков.

В процессе рисования проводится индивидуальная работа с детьми по овладению техники рисования красками «от пятна».

Воспитатель игровыми приемами побуждает детей обыгрывать своих «колобков».

В конце занятия воспитатель напоминает детям, что после рисования нужно промыть свою кисточку, и обязательно аккуратно положить ее в коробочку.

Игра-занятие «Зайка любит рисовать»

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к рисованию красками, развивать речевую активность детей

Задачи:

Продолжать знакомить детей с волшебной кисточкой

Познакомить с техникой рисование «по мокрой бумаге»

Учить детей правильно пользоваться кисточкой.

Учить техническим навыкам в рисовании краской.

Учить узнавать и называть основные цвета, дать понятие оттенков.

Воспитывать аккуратность в работе с красками.

Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы: наборы красок, большой лист ватмана (или обои), кисти по количеству детей, кисть для воспитателя – «волшебная кисточка», стаканчики с водой, тряпочки, салфетки (по количеству детей), клеенка, игрушка - Зайка

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель кладет на стол большой лист ватмана, проговаривая свои действия.

Воспитатель: Какую я полянку большую зимнюю для Зайчика нашла. А вот и сам Зайка.

Воспитатель рассказывает потешку про зайчика, побуждает детей подговаривать слова потешки:

Заинька, заинька, длинные ушки, быстрые ножки.

Заинька, заинька, Заинька, трусишка.

Зайка прыгает и нечаянно проливает воду на лист ватмана, плачет.

Воспитатель: Зайка, ты что плачешь, не плачь.

Зайка говорит, что он нечаянно пролил воду и ему стыдно очень.

Воспитатель вместе с детьми утешает зайчика. Педагог выясняет у детей, как можно еще утешить зайчика.

На помощь приходит волшебная кисточка и предлагает поиграть с красками – это его утешит. Воспитатель помогает волшебной кисточке: распределяет воду губкой по всему листу ватмана, просит помочь детей (губки по количеству детей).

Дети вместе с воспитателем губками смачивают весь лист ватмана.

Волшебная кисточка набирает на ворс оранжевую краску и проводит линию по листу.

Воспитатель: Зайка, смотри, что получилось? На, что похоже?

Зайка смотрит и говорит, что похоже на мокрую морковку и успокаивается, прыгает вокруг морковки и радуется. Затем прощается с детьми и убегает.

Воспитатель: Спасибо тебе, волшебная кисточка, что помогла утешить Зайку. Ребята, волшебная кисточка говорит, что она любит, когда всем весело и хорошо. Она предлагает всем детям нарисовать на мокром листе бумаги краской все, что вы захотите.

Воспитатель помогает детям взять кисточки и напоминает, что краску нужно набирать всем ворсом, а последнюю капельку нужно оставить на краю баночки. Дети рисуют.

Педагог обращает внимание детей, что изображения на листе бумаги получаются, словно размытые под дождем или как в тумане. А если наклонить лист, то краски станут стекать и получиться новый узор.

В процессе рисования воспитатель уточняет, какой краской будет рисовать каждый ребенок.

Когда краски высохнут, можно вместе с детьми попытаться представить, что бы это могло быть. Дети с воспитателем останавливаются на том, что это похоже на лесную полянку после дождя.

Воспитатель побуждает детей рассказать потешку про дождик:

Дождик, дождик веселей. Капай, капай не жалей.

Брызни в поле пуще – будет травка гуще.

Только нас не замочи, зря в окошко не стучи.

Во время чтения потешки дети показывают пальчиками имитацию дождя.

Воспитатель: Вот, детки, какие молодцы! Дождик закончился, и выглянуло солнышко и на нашу полянку прибежали зайки играть. Давайте вместе с зайками поиграем.

Проводиться игра «На лесной лужайке». После игры дети берут игрушку зайки и прыгают им по нарисованной полянке.

Игра-занятие «Перышки для Петушка»

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к лепке из пластилина, развивать речевую активность детей

Задачи:

Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, включаться в чтение стихотворения, чувствовать рифму.

Закрепить умение различать цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый...

Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; учить приему «скатывания» между ладонями округлых форм.

Учить развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал: картинка «Петушок», игрушки: петушок, курочка, цыплятки, пластилин желтого цвета, необходимый материал для лепки (доски, тряпочки и) на каждого ребенка.

 Ход игры-занятия

В групповой комнате оформлена театральная ширма.

Воспитатель: Кто из вас видел живого петушка? А курочек? (появляется петушок)

Воспитатель с детьми рассматривают петушка (гребешок, бородка, клюв, хвост).

Воспитатель: Как поет петушок? Пожалуйста, изобразите его голосистое пение. А как ему отвечают куры? Тоже громко? Конечно, тише. А цыплятки, как пищат? Громко?

Правильно, еще тише. Изобразите голосистое пение петушка, кудахтанье кур и писк цыплят.

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Настя у нас будет курочка, а мы цыплятки.

Проводится игра «Вышла курочка гулять...» (2 раза)

Воспитатель: Вот, как весело мы играли, а слышите, кто-то плачет? Да, это же петушок.

Воспитатель ставит мольберт с рисунком петушка без хвоста. Поясняет, что петушок тоже хочет иметь такой же красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые.

Воспитатель: Вначале перышко петушку подарю я. Петушок, какое перышко тебе подарить (красное) Воспитатель находит красное перышко, показывает его детям, затем вставляет в прорезь и говорит: «Вот тебе петушок красное перышко!»

Петушок: «Пусть Саша мне подарит перышко…» - просит петушок. Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: « Хочу, другое перышко! Хочу перо зеленое!» В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом.

«Красивый у меня хвост!» - радуется петушок.

«Очень красивый!» - радуются дети.

Воспитатель: Петушок доволен! Он хочет, чтобы вы угостили его зёрнышками!

Дети вместе с воспитателем лепят зёрнышки для петушка.

Дети вместе с воспитателем читают стихотворение

Петушок, петушок - золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь,

Насте спать не даешь?

Петушок благодарит детей и дарит им шоколадные яйца.

0
Сценарий выпускного утренника в ДОУ "В стране невы...
Педагогический проект «Я здоровье берегу – сам себ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
06.12.2021

В блогах

Досуговая деятельность для детей подготовительной группы с ЗПР

Тема досуга: праздник «Морское путешествие» Возрастная группа: подготовительная Цель: закрепление представлений об обитателях морей и океанов через досуговую и игровую деятельность Задачи: Развивать у...

Конспект НОД по изо в старшей группе на тему: «Платье для мамы».

Конспект НОД по изо в старшей группена тему: «Платье для мамы».Цель: Расширять представления детей о празднике «День матери». Программные задачи:...

Танец с листочками

          ТАНЕЦ  С  ЛИСТОЧКМИ  для детей  2-3 лет          сл и мел Е.В.Истоминой  д/сад № 15 ...

Новое на сайте

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно – творческий. Сроки реализации проекта: 12.04.21г. – 16.04.21г. Проблема: Что такое космос? Наверно не каждый взрослый знает ответ на этот...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов: «Мой дом, моя семья» «Мой детский сад» «Мой город Орск» «Моя страна Россия» «С чего начинается Родина» Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств...

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста Слайд 2 Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Поэтому необходимо научить ребенка-дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на...