Сайт для воспитателей детских садов




Автор Фазуллина Ралина Раисовна пока ничего не указал(а) о себе ...

Доклад по самообразованию.

Доклад на тему:

«Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.наше первое эксперементирование - это Воздух, какой он!

Мы взяли бумагу и попробовали дуть, 
Вывод: воздух есть везде, легкий, невидим, прозрачен, без него нельзя жить.

Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших

задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три

года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им

возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания, что и предполагает образовательная область «Познавательное развитие». В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все

крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает

сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, то необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление обратите внимание на следующую структуру:

‒ формулирование проблемы (познавательной задачи);

‒ выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;

‒ проверка предположений, гипотез;

‒ подведение итогов, вывод;

‒ фиксация результатов.

Для положительной мотивации деятельности детей необходимо

использовать различные стимулы такие как:

‒ новизна, необычность объекта;

‒ тайна, сюрприз;

‒ мотив помощи;

‒ познавательный момент (почему так);

‒ ситуация выбора.

Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении

исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Педагогам рекомендую придерживаться следующим правилам в

данной работе:

‒ детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не

можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок

должен захотеть этим заниматься;

- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. - Если воспитатель будет радоваться открытиям своих воспитанников, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей;

‒ дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности

общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но

и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими

открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интерес ого, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;

‒ необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

‒ соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания,

т.к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут

систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:

‒ В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной

жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Следовательно, внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

0
Модель НОД «Весенние лужицы» образовательная обл...
Конспект ООД в старшей группе «Как вернуть хорошее...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
08.12.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
07 декабря 2019
Дорогая Елена, такой прекрасный спектакль. Так хочется узнать продолжение. Мы с внучкой играем в вол...
Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
29 ноября 2019
Добрый день,Елена! Очень душевный спектакль , хотелось полную версию, если это возможно? Думаю показ...
Проект по экологии в подготовительной группе "Вода вокруг нас"
23 ноября 2019
Уважаемая Екатерина Николаевна, большое спасибо за проект по экологии "Вода вокруг нас". Мне он очен...
Рождественский кукольный спектакль «Лучший подарок»
23 ноября 2019
добрый день. очень понравился спектакль. а полной постановкой вы не поделитесь? turysheva.n@mail.ru/...

В блогах

  Ход развлечения: Ведущая: Ребята! Нам пришло письмо. (открывает конверт, достаёт письмо) Ой, да это письмо от Осени. «Дорогие ребята! Приглашаю вас на мой День рождения. Жду вас в музыкальном з...
Цель: повторение и закрепление знаний, полученных в течение учебного года. Задачи: ОО «Социально – коммуникативное развитие»: - продолжать развивать умение работать в парах; - воспитывать умение самос...
1.Изотерапия: Взрослые получают листы бумаги, фломастеры, краски и выполняют задание : нарисовать  свой детских страх и изменить рисунок таким образом , чтобы страшное стало нестрашным . Мамы(пап...
Сценарий утренника в старшей группе «Осенняя сказка» Включить – 01 Дети входят в зал под музыку и садятся на свои места – выключить 01 Альбина. Здравствуйте, гости дорогие! Веселья Вам и радости! Давн...

Новое на сайте

Дидактическое пособие «Пешеходы и водители»

Дидактическое пособие «Пешеходы и водители» Все, кто работает с маленькими детьми, хорошо знает, что, у малышей двух лет в играх преимущественно воспроизводятся ранее разученные действия. Только после этого они постепенно переносятся на другие...

Развлечение в первой младшей группе «Мы гостили у бабушки»

Развлечение в первой младшей группе «Мы гостили у бабушки» Цели: создать положительно - эмоциональный настрой во время развлечения; развивать внимание, координацию движений, учить взаимодействовать с другими детьми и воспитателем, закреплять знания детей о домашних...

Конспект ООД по теме «Новогодние игрушки» в подготовительной группе

Конспект ООД по теме «Новогодние игрушки» в подготовительной группе Программное содержание. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года. Актуализировать представления детей по теме «История создания новогодней игрушки». Создать в воображении детей целостные образы истории человечества...

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного…

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Звуки [з], [з’]

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top