Сайт для воспитателей детских садов




Автор Доронина Дарья Александровна пока ничего не указал(а) о себе ...

Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам на занятиях по физической культуре

Сегодня наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным с другой является учет пола ребенка на физкультурных занятиях. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка.
Традиционная система физического воспитания не предполагает раздельных показателей двигательной подготовленности мальчиков и девочек. Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Большинство ДОУ, как и все дошкольное воспитание, ориентировано на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку. И фактически ни одно методическое пособие для инструкторов по физической культуре детского сада не содержит рекомендации по дифференцированному физическому воспитанию мальчиков и девочек.
В тоже время в зарубежной и отечественной теории и практике дошкольного воспитания есть данные, подтверждающие успешность занятий по физической культуре, проводимых раздельно для девочек и мальчиков. Эти данные были получены в ходе экспериментов. Однако здесь имеются свои плюсы и минусы. Раздельное проведение занятий лишает мальчиков и девочек эмоционального контакта, совместных переживаний и познания друг друга, а педагога – возможности формировать ценные нравственные качества, правильные взаимоотношения между разнополыми детьми.
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, я считаю, что девочки и мальчики требуют разного подхода в воспитании, обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом. Я уверена в необходимости совместных занятий и игр мальчиков и девочек, но не для того чтобы быть одинаковыми, а как раз для того, чтобы быть разными.
Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении с детьми разного пола имеет свои особенности.
В младшем школьном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны
быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На физкультурных занятиях я акцентирую внимание детей на принадлежность их к определенному полу.
С четырех лет формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям полов. Разделение на мальчиков и девочек и осознание себя представителями определенного пола, основывается на восприятии анатомических половых различий. На физкультурных занятиях с этого возраста я разделяю роли в установке и уборке физкультурного оборудования.
В старшем дошкольном возрасте я организовываю физкультурные занятия мальчиков и девочек следующим образом: два занятия в неделю проводим вместе и одно занятие в месяц раздельно.
Учет половых особенностей дошкольников, в процессе занятий физическими упражнениями, ведется в нескольких направлениях: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, методика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие детей в играх и соревнованиях, двигательные предпочтения детей, взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений, требования к качеству выполнения заданий, расстановка и уборка снарядов.
Подбор упражнений зависит от избранного способа организации занятий.
1. На занятиях, которые я провожу раздельно для мальчиков и девочек, планирую изучение упражнений, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (например, метание), и упражнения, вызывающие интерес у данной группы детей (например, для мальчиков - футбол, хоккей, для девочек – упражнения с лентой).Сюжетные занятия и использование большой тематической игры, имеют ярко выраженную окраску в зависимости от пола занимающихся.
2. На занятиях, которые проводятся совместно, часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности:
- в подготовительной и заключительной части занятий, дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание;
- на протяжении всего занятия, дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений имеет разные варианты использования для мальчиков и девочек. В этом варианте организации занятий, для того чтобы не снижать моторную плотность, я использую карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.
При подборе упражнений для комплексов ритмической гимнастики я учитываю характер движений мальчиков и девочек. Музыкальное сопровождение может быть единым, но часть упражнений мы подбираем разные для девочек и мальчиков. Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер. Движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом.
Нормирование физической нагрузки в большей степени основываю на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции.
Методика обучения сложным двигательным движениям.
Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими ( например, метание на дальность и в цель). При обучении следует помнить, что девочки быстро запоминают исходное положение и технику выполнения, но им часто не хватает силы на бросок. Мальчики выполняют сильный замах, но забывают про исходное положение при метании. Поэтому нужно обращать особое внимание на мальчиков, как они технически выполняют бросок, а девочек побуждать прилагать максимальные усилия при броске.
И наоборот, есть ряд упражнений, которые девочки усваивают легче, быстрее, чем мальчиками. Например, прыжки на скакалке. Я использую следующий прием: ставлю в пару к мальчику, которому с трудом дается это упражнение, девочку, которая хорошо владеет прыжками через скакалку. Работа в паре улучшает освоение этого вида движения.
Двигательные предпочтения детей. Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики любят спортивные игры. Ленты, скакалки, обручи – предметы девочек. Я стараюсь не подавлять стремление детей заниматься определенной деятельностью (если она, конечно, не вредит здоровью)
Требование к качеству выполнения заданий. Девочкам и мальчикам я предъявляю разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий (для мальчиков);
пластичность, выразительность, грациозность для девочек. Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными.
Участие детей в играх и соревнованиях. Для совместных занятий я подбираю игры, эстафеты нейтрального содержания, интересные для девочек и для мальчиков.
Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей. Следует заметить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Именно на них я обращаю больше внимания при организации подвижных игр. Мальчики, как правило, либо сами находят развлечения большой двигательной активности, либо присоединяются к организованной двигательной деятельности.
Все эти исследования и наблюдения выполнялись совместно с психологом. Вместе с ним разрабатывались и проводились консультации для педагогов и родителей.
Достижения
1. Разработана серия занятий для совместных и подгрупповых форм работы.
2. Разработанные мною формы работы с детьми разного пола позволили повысить эффективность процесса физического и полового воспитания, формировать ценные нравственные качества и правильное взаимоотношение между разнополыми детьми.
3. Я убеждена, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учетом пола ребенка нам удается воспитывать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение.

0
Консультация для родителей: "Игры на воздухе"
«Игровые дыхательные упражнения на занятиях по физ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.05.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Консультация для родителей
20 мая 2019
На сайте Валентины Илиясовны, мне очень понравился. Возьму на заметку. Спасибо.
Методики дошкольного образования
06 мая 2019
Здравствуйте! Можно ответы на этот тест?
Огород на окне
22 апреля 2019
Отличная работа! Здорово! Молодцы!
Веселые подвижные игры для детей на улице
19 апреля 2019
Люба. Спасибо за подвижные игры!

В блогах

ПРОДЕЛКИ НЕХОЧУХИ ИЛИ ДЕД МОРОЗ В ТУРЦИИ. Сценарий новогоднего праздника для детей старшей и подготовительной группы. В зал входит ведущая, становится к ёлке. Ведущая: Дорогие наши гости! Мы спешим по...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34» Проект мини-музея «ЧУДО - ДЕРЕВО» Выполнила воспитатель Угрюмова Е.В. г.Ленинск – Кузнецкий  2015 г    Е...
  Конспект образовательной деятельности   Направление деятельности: «Познавательно - речевое»   Тема: Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»   Возрастная группа  подготовите...
Вед  Праздник радостный, весенний          Постучался в двери к нам.          От души поздравить рады   &...

Новое на сайте

«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольника» (Из опыта работы Евдокимовой Л.В.) «Ввести ребенка в мир человеческих отношений-  одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Дошкольный возраст – самый важный этап становления...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД

Сценарий спортивного развлечения по ПДД Ребята, мы живем с вами в большом в красивом, с широкими зелеными улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусов, трамваев. Они...

«Музыка как средство успешной адаптации детей раннего возраста»

«Музыка как средство успешной адаптации детей раннего возраста»

«Цветик-семицветик». Сценарий выпускного праздника для подготовительной к школе группы

«Цветик-семицветик»Сценарий выпускного праздника для подготовительной к школе группы Звучит торжественная музыка. Ведущая 1:Здравствуйте, здравствуйте! Милые гости! Праздник сейчас разрешите начать.Ведущая 2:Здравствуйте, здравствуйте! Добрые гости!Вы ребятишек готовы встречать? Гости: Да-а-а-!!!! 1-ая ведущая: Сейчас в нашем зале праздник...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top