Легко, если вместе!

ДИДАКТИЧЕКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Направление «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ДИДАКТИЧЕКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Направление «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

1. Тема: «ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА»

Цель: Закреплять знания детей об объектах природы, о среде обитания животных и птиц. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Дидактический материал: Мяч

Методика проведения:

Дети образуют круг, в центре круга водящий – воспитатель. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «синица». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «кит» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

2. Тема: «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Дидактический материал: Мяч

Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

3. Тема: «ВРЕМЕНА ГОДА»

Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью стихов показать красоту природы в разное время года.

Дидактический материал: Картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы (по количеству детей), стихотворения о временах года.

Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того времени года, о котором говорится в стихотворении.

Зима

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

***

На юг уж птицы улетели, Пришли морозы и метели. Стоят деревья в серебре, Мы лепим крепость во дворе.

***

Кружится и хохочет Метель под Новый год. Снег опуститься хочет, А ветер не дает. И весело деревьям, И каждому кусту, Снежинки, как смешинки, Танцуют на лету.

Весна.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мед принесла.

***

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Лето.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю, 

Купаться приглашаю.

***

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

 

Осень.

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

***

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

4. Тема: «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: Закреплять знания детей о насекомых.

Дидактический материал: -

Методика проведения: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

Вариант 1:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, бабочка;

6) кузнечик, божья коровка, дятел, комар;

7) лягушка, комар, жук, бабочка;

8) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

И т.д.

5. Тема: «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.

Дидактический материал: Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».

Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети хлопают в ладоши, если предмет неживой природы – топают ногами.

6. Тема: «ПРИЗНАКИ ВРЕМЕН ГОДА»

Цель: Учить детей делать умозаключительные выводы, находить причинно-следственные связи.

Дидактический материал: Подборка предложений.

Методика проведений: Педагог читает предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.

Зима

Дети приготовили коньки, потому что…

Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что…

Утром кругом было все белым бело, потому что…

Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что…

На одежду прохожих падали маленькие белые шарики, потому что…

К вечеру намело большие сугробы, потому что…

На улице все падали и скользили, потому что…

Птицы перебрались поближе к жилью человека, потому что…

Медведь всю зиму может спать в берлоге, потому что…

Синицы, вороны, воробьи, голуби зимуют в России, потому что…

Деревья находятся в состоянии покоя, потому что…

Трава зимой не замерзает, потому что…

Дети любят лето, потому что… и т.д.

Весна

Сосульки под солнцем … (тают).

Сугробы от солнечного тепла …(оседают).

На деревьях почки …(набухают, лопаются).

Весной птицы гнезда …(строят, вьют).

Весной медведь от спячки… (пробуждается).

Весной птицы птенцов …(выводят, выкармливают).

Весной лед на реке …(тает, трещит, ломается).

Весной в садах плодовые деревья …(цветут).

На проталинах первые цветы …(расцветают).

Весной насекомые после зимы …(оживают).

Весной на полях люди рожь …(сеют).

Из-под земли первая травка… (пробивается).

Осень

Если деревья не сбросят осенью листья, то…

Если медведь не нагуляет осенью жир, то…

Если насекомоядные и водоплавающие птицы не улетят на юг, то…

Если белки, мыши и грызуны не заготовят на зиму запасы, то…

Если насекомые не успеют заснуть, оцепенеть, то…

Если в лесу каждый год собирать осеннюю листву, то…

Если осенью рано придут морозы или выпадет снег, то…

Если лесные звери не успеют осенью заменить свой мех на зимний, то…

Лето

Летом растения цветут, потому что… (им нужно образовать как можно больше семян).

Летом становится жарко, потому что…(активно светит солнце).

Летом птицы покидают свои гнезда и улетают в лес для того, чтобы…(научить своих птенцов летать)

Летом не бывает снега, потому что …(бывает теплая погода, солнце ярко светит).

Летом все растут быстро - растения, животные, дети, потому что (много тепла, витаминов, влаги)

7. Тема: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты.

Дидактический материал: Игровой персонаж Незнайка, муляжи овощей и фруктов.

Методика проведения:

Вариант 1. «Распредели плоды по цвету».  

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а на третье – с зелёным. Игровой персонаж тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

Вариант 2. «Распредели плоды по форме»  

Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое.

8. Тема: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»

Цель: Упражнять детей в названии комнатных растений.

Дидактический материал: Комнатные растения.

Методика проведения: На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

9. Тема: «ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ»

Цель: Закреплять знания о взаимосвязях в природе.

Дидактический материал: Карточки с объектами живой природы.

Методика проведения: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

10. Тема: «ГРИБЫ»

Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов.

Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

11. Тема: «ДЕРЕВЬЯ»

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.

Методика проведения: На стулья кладутся карточки с изображением деревьев. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

12. Тема «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ»

Цель: Закрепить знания об объектах природы.

Дидактическая задача: Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

Дидактический материал: Рисунки с графическим изображением правил (их содержание зависит от задач, решаемых педагогом на занятии). Например:

Рис. 1. Береги муравейники. Помни, муравьи - санитары леса!

Рис. 2. Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!

Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям стихотворение В. Викторова «Цветок».

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал,

А зачем --

Объяснить не могу.

В стакане

Он день постоял

И завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Рис. 7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

Рис. 9. Не разжигай костер. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

Рис. 10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.

Важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми осознанно, а не как строгие указания. Можно предложить детям самим изложить некоторые формулировки, это облегчит восприятие правил и их выполнение при реальном общении с природой.

Методика проведения: Воспитатель показывает рисунки, а дети своими словами передают смысл правила.

1
Конспект непрерывной образовательной деятельности ...
КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ПОЗНАВАТЕ...
 

Комментарии 1

Благодарю.отлично

Благодарю.отлично
Гость
28.09.2023

В блогах

Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ

Cтруктурное подразделение – детский сад муниципального казённого общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 Чулымского района   Выступление на родительском собрании Подговорила и провела воспитатель...

Тема недели: "Домашние животные и их детеныши"

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 20.01.2020 по 24.01.2020) Тема: «Домашние животные и их детеныши» Итоговое мероприятие: Познавательный досуг «У нас в...

Беседа на тему "Россия - Родина моя"

Беседа на тему "Россия - Родина моя" Сегодня ребята мы с вами поговорим о нашей стране. Мы живем в стране, у...

Новое на сайте

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова Надежда Леонидовна   Название практики «Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям»   Возрастная...

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию. Описание: Дети встают в круг. На середину выходят...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами пожарной безопасности велика и ценна. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о пожарах, где потерпевшими...

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста Цель: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для развития зрительного восприятия, слухового, тактильного и вкусового ощущения, обоняния. 2. Способствовать обогащению сенсорного опыта у детей. 3.Способствовать формированию...