Детский дизайн как средство развития творческих способностей дошкольников

Детский дизайн как средство развития творческих способностей дошкольников

ГБДОУ д/с №63 Фрунзенского района (г. Санкт-Петербург)

Формирование творческой личности является одной из наиболее важных педагогических задач на современном этапе развития общества. Именно в процессе творческой деятельности человек получает разностороннее развитие. Опыт творчества, приобретенный в дошкольном возрасте, оставляет в дальнейшей жизни каждого человека глубокий след.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это злой Бармалей, приехавший из Африки на поиски сбежавшей обезьяны. Одет он в длинный плащ, на голове шляпа, на ногах сапоги, а во рту трубка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии... И смысл изображения понятен только маленькому художнику. А какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.)? На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они часто бывают более ценными и значимыми, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь всё, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая    вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

В процессе игровой и художественной деятельности с различными материалами ребенок открывает для себя такие понятия как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребенок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Для того, чтобы у ребенка сформировались правильные представления о данных понятиях и развивать его как творческую личность в целом, необходимо направлять его практические действия [4].

Для того, чтобы выяснить, как у детей в соответствии с их возрастными особенностями развито умение фантазировать, создавать интересные образы мною был разработан мониторинг по всем видам художественно-творческой деятельности. При его составлении я опиралась на анализ детских работ и уровни усвоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает данное образовательное учреждение[6]. Опираясь на результаты диагностики и собственные наблюдения, выяснилось, что у большинства детей к старшему дошкольному возрасту формируются объективные, хотя и неполные, представления о процессе художественной деятельности и некоторых видах искусства; они владеют различными материалами и инструментами, применяемые в изобразительно-творческой деятельности, но при этом, создаваемые ими образы чаще всего маловыразительны.

Наблюдения за работой детей с разнообразным материалом подтолкнули меня несколько лет назад заняться проблемой детского дизайна. Дизайн (от английского слова design — проект, чертёж, рисунок) — вид проектировочной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Особенность дизайнерской деятельности заключается в специфически эстетическом способе целостного осмысления и формирования объектов [4].  Именно в увлекательной дизайнерской деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

Опираясь на свой опыт работы, я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Формировать навыки восприятия произведений различных видов искусства.
  2. Анализировать развитие творческой активности.
  3. Совершенствовать навыки работы с различными материалами.
  4. Пробуждать интерес ребенка к развитию фантазии и воплощению ее через собственное произведение искусства.
  5. Способствовать психическому и интеллектуальному развитию ребенка.

Для решения этих задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:

  1. Построение развивающей предметно-пространственной среды.
  2. Обеспечение разнообразия материала для художественно-творческой деятельности.
  3. Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога.
  4. Планирование непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми тематическими циклами, в тесной взаимосвязи между художественно-творческой деятельностью и другими основными видами организованной образовательной деятельности (коммуникацией, чтением художественной литературы, познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельностью, формированием целостной картины мира, формированием элементарных математических представлений), а также историей родного города.
  5. Закрепление изобразительных умений и навыков, развитие творческих способностей в непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми и в самостоятельной детской деятельности.

В основе занятий лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:

- принцип доступности изучаемого материала;

- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, игр, заданий;

- проблемно-ситуативный характер заданий;

- опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального творчества;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.

Программа занятий по детскому дизайну состоит из следующих направлений:

  1. Формирование элементарных математических представлений:

- формировать у детей основные математические понятия: о разных углах, величине, длине сторон, середине, центре, вершине, крае и пр.

- закреплять понятие «геометрические формы и тела» в соответствии с требованиями общеобразовательной программы;

- закреплять знания в ориентировке в пространстве и на плоскости в соответствии с требованиями общеобразовательной программы;

  1. Сенсорное развитие.

- развивать цветовые восприятия, формировать понятие о холодных и теплых тонах, учить подпирать цвет к фону;

- учить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделий.

  1. Умственное развитие.

- развивать абстрактное мышление;

- обучать плоскостному моделированию с элементами объемной аппликации — умению составлять из углов и элементов аппликации изображение предметов и композиций;

- формировать понятие «зеркальное изображение»;

  1. Трудовое воспитание.

- учить владеть иголкой, шилом, ниткой;

- учить соблюдать технику безопасности во время работы с ножницами, проволокой, иглой, шилом;

- учить работе с трафаретом;

- обучать различным техникам работы по детскому дизайну: изонити, пластилинографии, фитодизайну, работе с природным и бросовым материалами.

  1. Физическое развитие.

- развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения;

- развивать координацию движений рук под контролем глаз;

  1. Нравственное воспитание.

- воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность, взаимопомощь.

  1. Эстетическое воспитание.

- знакомить детей с новыми видами художественной деятельности;

- воспитывать эстетический вкус;

- развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.

- прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

  1. Речевое развитие.

- развивать активный и пассивный словарь детей;

-развивать объяснительную речь;

- способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

При выполнении совместных работ по детскому дизайну мною было замечено, что многие ребята испытывают затруднения в работе, стесняются, прячут свою работу. Анализируя такое поведение детей, я решила в совместной деятельности с ними оформить их индивидуальные работы в коллективные: дополняя панно отдельными элементами из бросового и природного материала. В процессе организации и проведения данной деятельности мною создавались условия для творческого самораскрытия каждого ребенка: вовлекала их в атмосферу творчества, выслушивала мнения и пожелания всех детей, учитывала эти мнения в создании коллективной работы. Вскоре я заметила, что при выполнении художественно-творческой деятельности дети, которые раньше проявляли неуверенность в своих творческих способностях, радовались и гордились своим полученным результатам, с удовольствием показывали и рассказывали всем о своей работе.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется также и нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

- договариваться о совместной работе, ее содержании;

- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

- планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Постепенно с улучшением навыков при выполнении художественно-творческих работ, с получением новых знаний и развитием представлений, с освоением новых техник, среди работ по изобразительно-творческой деятельности стало появляться все больше индивидуальных работ. Ребята с удовольствием стали включаться в изготовление подарков, картин, панно; использовать все более разнообразный материал (бусины, перо, мох, сухие цветы, вырезки из открыток, упаковочную бумагу, цилиндры от одноразовых полотенец, искусственные цветы и их фрагменты, ракушки, пуговицы и т.д.) Теперь для них стало важным, чтобы их работы увидели и оценили.

Активное участие в дизайнерской деятельности стали принимать и родители. Сначала они просто приносили бросовый материал для поделок. Потом стали восхищаться работами своих детей, стали узнавать о способах изготовления некоторых изделий. И, наконец, приняли участие в вечерних совместных работах со своими детьми. И что самое замечательное — ребята  объясняли взрослым, как можно использовать тот или иной материал, подсказывали, как лучше построить композицию, чем и как закрепить отдельные элементы. Таким образом, детский дизайн способствовал сплочению родителей и детей в единый дружный творческий коллектив. В результате проведения таких совместных вечеров родители стали смотреть на своих детей другими глазами: увидели в них ярких, творческих и интересных личностей, стали более уважительно относиться к продуктам детской художественно-творческой деятельности и организовывать дома выставки детских работ. Сами дети раскрепостились, стали более общительными, доброжелательными друг к другу.

Полученные результаты при работе с детьми дизайнерской деятельностью позволяют мне сделать вывод о том, что в процессе овладения ребенком навыками детского дизайна он формируется как творческая самодостаточная личность. В связи с вышесказанным, я считаю, что при решении проблемы развития детского творчества, одним из его направлений может стать разработка и создание программы для дошкольников по овладению детским дизайном, в качестве дополнительной программы по развитию художественно-творческих способностей детей.

Литература

  1. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 112 с.
  2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 48 с.
  3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Куревина О.А. Путешествие в прекрасное /О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева. - М.:Баллас, Издательский Дом РАО, 2007. - 128 с.
  5. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: Академия Холдинг, 2000. - 188 с.
От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Верксы, Т.С. Комаровой, М.А. Василье
0
«Технология ТРИЗ – как поддержка детской инициатив...
Нод по экологии
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.01.2020

В блогах

Сценарий 8 марта для старшей группы

Репертуар: 1. Танец Джентльменов 2. Песня «Весёлая песенка» 3. Танец с Ложками 4. Оркестр 5. Танец Цветов 6. Песня «Бэйрэм буген» 7. Танец «Кубэлэгем» Оборудование: 1) Муз. Инструменты для...

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию Запомните правила!  Охрана животных. Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда...

Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности

Разработала Стрижакова Н.А. воспитатель МБДОУ №20 г. Армавир. Поступление в школу - значительное событие в жизни ребенка. Оно коренным об­разом меняет...

Новое на сайте

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша» Вид проекта: познавательно-творческий. Тип: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель группы, родители, младшего дошкольного возраста. Актуальность проекта: Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления и развития...

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам «На чём играю?» Цель: развитие тембрового слуха. Игровой материал: дудка и барабан, ширма. Репертуар: попевки «Дудочка и барабан» сл. Ю. Островского муз. Р. Рустамова Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать, на...

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада 2020»

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада 2020» Цель: обогащение представлений у дошкольников знаний о зимних видах спорта, об олимпийских играх, их символике, ритуале проведения; воспитание в детях патриотизма, формирование ценностного отношения к здоровью и...

Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов «В гости к лососю»

Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов «В гости к лососю» (Мероприятие для дошкольников) Пояснительная записка В последние годы, к сожалению, увеличилось количество детей с нарушением речи. Цель моей работы, это помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог