ДЕТИ И МУЗЫКА

ДЕТИ И МУЗЫКА

Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС»

 
Консультация для родителей «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС»

 «Задачи музыкального воспитания с учетом ФГОС»

Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (сокращенно ФГОС ДО, касающегося раздела «музыка».

Цель музыкального воспитания в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования:

воспитание в детях способности воспринимать и понимать (в доступном объеме) произведения искусства: словесного, изобразительного и, в нашем случае, музыкального.

Мы работаем над развитием у детей восприятия музыки, способности сопереживать персонажам музыкальных произведений, развиваем музыкальную эрудицию и культуру, а также, предоставляем возможность для реализации самостоятельной музыкальной творческой деятельности.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

вхождение ребенка в мир музыки;

развитие музыкальной эрудиции и культуры дошкольников;

ценностное отношение к музыке как к виду искусства, музыкальным традициям и праздникам;

развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживание музыкальным образам, настроениям, чувствам;

развитие звукового сенсорного и интонационного опыта детей, где музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природ, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Задачи являются главным путем к достижению цели.

Виды музыкальной деятельности

«В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Вариативные формы музыкальной деятельности детей раннего возраста

Ведущая деятельность

предметная, предметно -  манипулятивная

 

Формы музыкальной деятельности

Игровое экспериментирование со звуками предметной основе

Игры – эксперименты со звуками и игры путешествия в мир звуков

Предметное коллекционирование

Музыкально-игровые приемы

Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры

Музыкально-двигательные игры импровизации

Музыкальные сказки

 

Вариативные формы музыкальной деятельности детей среднего возраста

Ведущая деятельность

игровая (сюжетно-ролевая игра)

Формы музыкальной деятельности

Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня, игра)

Музыкальные игры фантазирования

Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе

Усложняющие игры-эксперименты игры-путешествия

Музыкально-дидактические игры

Игры –этюды по мотивам музыкальных произведений

Сюжетно-проблемные ситуации с ролевыми взаимодествиями

Концерты-загадки, беседы по вопросам детей о музыке

Вариативные формы музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ведущая деятельность

игровая (сюжетно-ролевая игра)

Формы музыкальной деятельности

Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность

Исследовательская (опытная) деятельность

Проектная деятельность

Театрализованная деятельность

Музыкально-дидактические и компьютерные игры

Хороводная игра

Музыкальные игры – импровизации

Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты

Интегративная деятельность

Клуб музыкальных интересов

Программы и технологии

В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание дошкольников осуществляется на основе программы, разработанной музыкальным руководителем, включает в себя помимо основной общеобразовательной программы и авторские технологии«Ладушки» И. М Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. «Ритмическая мозаика» Л. М. Бурениной и др.

Программа музыкального образования и воспитания сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы, а также возможности ДОО.

В соответствии со стандартом время на часть, формируемую участниками образовательных отношений составляет 40% от времени пребывания ребенка в детском саду, что предоставляет возможности для творчества музыкального руководителя.

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде в дальнейшем.

Психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т. д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т. д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации.

Психолого-педагогическим сопровождением на музыкальных занятиях является:

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Главная цель - создание благоприятных условий для полноценного «проживания» ребёнком дошкольного детства, всестороннего развития психических и физических его качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в социуме и к обучению в школе.

 «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики» (Владимир Путин из выступления на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г.).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры являются ориентирами:

  • для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетомцелей дошкольного образования;
  • для решения задачформирования образовательной программы дошкольного образования;
  • для анализа профессиональной деятельности педагогов ДОО;
  • для взаимодействия с семьями и информировании родителей (законных представителей)и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

 

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры, которые на этапе завершения дошкольного образования включают в себя следующие характеристики:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности;
  • обладает установкой на положительное отношение к миру, другим людям и самому себе;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  • достаточно хорошо владеет устной речью;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
  • проявляет любознательность, задаётвопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
  • способен принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Целевые ориентиры не могут служить основанием:

  • для аттестации педагогических кадров
  • для оценки качества образования
  • для оценки уровня развития
  • в т. ч. в рамках мониторинга
  • распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО.

В заключение хотелось бы подвести итог – для чего разработан ФГОС ДО и какие цели преследует:

  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации ООП, их структуре и результатам их освоения
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

Источник:

Справочник музыкального руководителя

№ 2-2014 г.

Автор статьи:В. А. Деркунская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. Л И. Герцена, г. Санкт-Петербург

0
ДЕТИ И МУЗЫКА
Статья на тему: "Будем добры!"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.05.2022

В блогах

Уход за комнатными растениями

Sample Image

В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире является природа. В каждой группе детского сада есть...

Консультация для родителей "В детский сад идти пора"

  Проблемы адаптации.   С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение...

Мастер-класс для воспитателей "Особенности проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста".

   Мастер-класс для воспитателей  "Особенности проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста".    Провела :воспитатель МБДОУ Вязьма-Брянского детского сада «Солнышко» Вяземского...

Новое на сайте

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое путешествие»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и заданий развивающей направленности, умение применить на практике и оперировать полученными знаниями. воспитывать любовь к математике 1...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты»

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта: Актуальность проекта:Весна – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего...