Анализ выполнения рабочей программы педагогов подготовительной группы № 4 Кулага В.А., Симакова Н.Ю. за 2018-2019 год.
В подготовительной группе № 4 - 24 ребенка: из них 15 мальчиков и 9девочек. Дети-инвалиды отсутствуют, наличие опекаемых детей 1, детей из многодетных семей 6. Состояние здоровья воспитанников стабильное, количество детей с группой здоровья Д I составляет 15 человек, с группой здоровья Д II 9 детей, Д 3-1 ребенок. На протяжении года дети развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и по всем направлениям развития показали положительную динамику и хорошие результаты.
В течении года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
Свою работу мы строили на основе «Основной образовательной программы МБДОУ детский сад № 1 МОЩР станица Старощербиновская», комплексно-тематического планирования, плана работы.
В своей работе опирались на основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьёй.
При реализации стандарта направляли внимание на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия наших воспитанников;
- обеспечивали равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка;
- создавали благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
При реализации Программы мы старались обеспечить полноценное развитие личности ребенка во всех образовательных областях, а именно в сферах:
- социально-коммуникативного развития,
- познавательного развития,
- речевого развития,
- художественно – эстетического развития,
- физического развития.
Работу проводили в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми, для этого использовались разнообразные методы и приемы: игра, показ действия наглядно-образный, словесный, использование технических средств. Полученные знания дети закрепляли в повседневной жизни. Согласно комплексно-тематическому планированию в группе оформлялся уголок соответствующий теме недели, велась подборка художественной литературы, дидактических игр, мультимедийных презентаций.
В течении года воспитанники нашей группы принимали активное участие в праздниках и развлечениях, проводимых в нашем детском саду согласно плану работы, а именно в таких как «День здоровья -Мы юные туристы», "Кубанская ярмарка", «День матери», «Здравствуй, Новый год», «День здоровья- зимний спортивный праздник», «День защитника Отечества», « 8 Марта», «День Победы», «Выпускной праздник». Каждый выше перечисленный праздник включал в себя элементы театрализованной деятельности, где дети исполняли роли, разыгрывали сценки. Воспитанники группы принимали активное участие в конкурсах разного уровня и становились призерами и участниками.
С целью индивидуализации образования, поддержки ребёнка, построение образовательных задач в начале года нами был проведен мониторинг развития интегративных качеств детей на начало и конец учебного года. На начало учебного года 2018 г результаты мониторинга показали: детей с высоким уровнем развития интегративных качеств составляет 12,5%( 3 ребенка), детей с уровнем выше среднего составляет 75% (18 детей), детей со средним уровнем развития интегративных качеств развития составляет 12,5% (3 ребенка), детей с низким и ниже среднего уровня развития нет. Делая сравнительный анализ интегративных качеств детей в мае 2019г результаты показали следующие: детей с высоким уровнем развития составляет 26% (6 детей), детей с уровнем выше среднего составляет 69% ( 16детей), детей со средним уровнем развитием интегративных качеств 4,3%( 1 ребенок), детей с низким и ниже среднего уровня нет. На основе педагогической диагностики мы смогли организовать индивидуальный подход к некоторым из воспитанников.
Таблица сравнения развития интегративных качеств детей подготовительной группы 2018-2019 г.
Наименование уровня развития интегративных качеств. |
Сентябрь 2018 год |
Май 2019 год |
||
Количество детей |
Процентное соотношение |
Количество детей |
Процентное соотношение |
|
Высокий |
3 |
12,5% |
6 |
26% |
Выше среднего |
18 |
75% |
16 |
69,5% |
Средний |
3 |
12,% |
1 |
4,3% |
Ниже среднего |
0 |
0 |
0 |
0 |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
Игра осталась основной формой организации жизнидеятельности детей.
Старший возраст – это возраст, когда дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей отражающие характерные значимые жизненные ситуации( например; свадьбу, рождение ребенка, болезнь, и т.д.) в игре. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В игре может быть несколько игровых центров, каждый из которых поддерживает свой сюжет ,дети могут отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводиться.( например ;исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и починяется инспектору ГИБДД). Также поощряли использование в сюжетно-ролевой игре построек из строительного материала, где в сюжете могла присутствовать не одна а несколько построек, побуждали детей создавать постройки разной конструктивной сложности: гараж для машины, широкий мост для проезда автомобилей и поездов, одноэтажные дома, и т.д.
Организованная образовательная деятельность выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребёнка. Во время ее организации использовали следующие приёмы: беседы, загадки, считалочки, внесение новой игрушки, сюрпризные моменты. Еще игровую деятельность представляли в образовательном процессе в форме дидактических и сюжетно-дидактических, развивающих, подвижных игр, игровых проблемных ситуаций, игр-инсценировок. Сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные игры и игры-драматизации организовывали в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Подвижные игры. В течение года дети играли в подвижные игры, которые способствовали развитию основных видов движения.
Это игрыс бегом: «Красная ленточка», «Мы веселые ребята», «Хитрая лиса», «Затейники», «Найди себе пару», «Охотники и зайцы», «Ловишки», « Караси и щука».
С прыжками: «Удочка», «Классы», «Кто выше», « Перелет птиц», « Выше ноги от земли».
С ползанием и лазаньем: «Кто скорее доберется до флажка», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».
С бросанием и ловлей: «Подбрось-поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
С метанием: « Охотники и зайцы», « Сбей мяч», « Попади в цель», «Мяч водящему».
Эстафеты: « Эстафеты парами», « Дорожка препятствий», « Пронеси мяч, не задев кеглю», « Эстафета с препятствиями».
С элементами соревнования:« Кто быстрее», « Кто первый», « Чье звено быстрее соберется?».
Мы развивали у детей двигательную активность, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку. Воспитывали самостоятельность детей в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучали к самостоятельному выполнению правил. А также развивали творческие способности детей в играх: придумывание вариантов игр, движений.
Театрализованные игры способствуют разностороннему развитию детей, побуждают к проявлению инициативы и самостоятельности (выбрать роль, сюжет), формируют выразительность речи, развивают интеллектуальные способности которые важны для коммуникативного , художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей Мы старались поддерживать интерес к театрализованной игре, помогали воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей.
Учили детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, например по сказке "Колобок", "Теремок", « Репка», используя при этом интонацию, мимику, жесты.
С группой наиболее активных детей драматизировали простейшие сказки, используя настольный театр («Три медведя»,« Маша и медведь», « Три поросенка», « Теремок»). С большим успехом дети продемонстрировали свои творческие способности на празднике осени, где они показали сказку Сутеева « Мешок яблок». Драматизация русских народных сказок помогает детям примерить на себя роль героев: дети учились различать и передавать их настроение, сопереживать им, согласовывать свои действия, развивать коммуникативные навыки. Использование игр – драматизаций помогает детям формировать умение поступать в соответствии с нормами и правилами, развивать желание подражать положительным персонажам.
Дидактические игры, являются одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предмету. В течении года мы учили играть детей в игры, направленные на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствовали умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать и складывать целое из частей (« Картинки-половинки», мозаика, пазлы, « Коломбово яйцо», « Блоки Дьениша», палочки Кюизенера ). Совершенствовали тактильные, слуховые, вкусовые ощущения («Определи на ощупь», «Угадай что звучит?, « Угадай на вкус"). Развивали наблюдательность и внимание: («Что изменилось?», «У кого колечко», « Какой игрушки не стало?, «Найди одинаковые картинки», « Лабиринты», « Найди сходство и различие»). Поощряли стремление освоить правила простейших настольно-печатных игр: «Домино», «Лото», « Шашки», « Гуси-лебеди», « Кот в сапогах», игры-ходилки,).
Проводили экскурсии по детскому саду в кабинет медицинской сестры, на кухню к повару, в музыкальный зал к музыкальному руководителю, прогулки на огород, сад ,пешие прогулки за пределы детского сада; библиотека, музей, парк, спортивный комплекс, наблюдали за трудом взрослых (дворника, рабочего по обслуживанию здания), играми и развлечениями детей младшего возраста ; рассматривали иллюстрации о временах года, иллюстраций к календарным праздникам, семейных и групповых фотографий "Мой любимый детский сад", читали дополнительную художественную литературу. Строительно-конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Дидактические игры помогают детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу. Уделяли большое внимание социально- коммуникативным играм "Хорошие манеры", "Вежливые слова","Можно нельзя".Эти игры научили детей как правильно вести себя в различных ситуациях, затем совместным действиям героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе игр – предлагали детям самим объяснить, почему герои так поступают, дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников, при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата. Для развития у детей интереса к эксперементальной деятельности в группе есть уголок эксперементирования, где есть все необходимое для этого вида деятельности ( пробирки, пипетки, весы, коллекции круп, камней, ракушек, монет, открыток, марок, и т.д)
В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчёркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В ходе взаимодействия с родителями использовали как традиционные, так и инновационные формы. Провели следующие виды мероприятий:
Вид мероприятия |
Тема |
Собрания |
|
Анкетирование |
«Социальный паспорт семьи». |
«Удовлетворённость родителей услугами детского сада». |
|
« Готовность ребенка к школе». |
|
Консультации в родительский уголок |
«Возрастные особенности детей 6-7 лет» |
«Что должен уметь ребенок 6-7 лет». |
|
«Речевое развитие детей 6-7 лет». |
|
« Развитие математических способностей». |
|
« Учимся играя». |
|
«Рекомендации по подготовке руки дошкольника к письму». |
|
« Здоровье и факторы , влияющие на здоровье». |
|
« Ребенок и компьютер». |
|
« Роль прогулки в весенний период». |
|
« Адаптация дошкольника к школе». |
|
« Ах, лето, лето! Опасности подстерегающие вас летом». |
|
« Солнце хорошо, но в меру». |
|
« Правила дорожного движения. Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге». |
|
« Чем занять ребенка летом?». |
|
« Детские страхи могут испортить всю жизнь». |
|
« Чем и как занять ребенка дома после детского» |
|
Консультации по запросам родителей. |
|
Заседание родительского комитета |
Подготовка к новому году |
Подготовка к выпускному балу. |
|
Фотовыставка |
«Мамочка моя самая любимая». |
«Наши папы-бравые солдаты». |
|
« Женская красота» |
|
Акция |
«День летнего цветка» |
Буклеты |
"Возрастные особенности детей. Задачи воспитания и обучения». « Значение дневного сна для дошкольников». « Плохие слова. Как отучить ребенка ругаться». « Безопасность детей во время новогодних каникул». « Как преодолеть упрямство ребенка». « Если ваш ребенок левша». «Безопасность детей при посещении массовых мероприятий». « Семейный отдых летом». « Летние инфекции. Профилактика кишечных заболеваний». « 10 рецептов против жадности». |
Беседы |
« Влияние психологического климата в семье на здоровье ребенка». « Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации». |
А также были изготовлены самостоятельно папки передвижки для родителей: «День матери", "Зимушка- зима", «8 Марта», "Весна - красна", «23 Февраля», «Пасха», "День Победы".Все родительские собрания проходили в нетрадиционной форме с использованием: игровых элементов, элементов тренинга и использованием ИКТ.
В целях изучения семей воспитанников и выстраивания траектории педагогического взаимодействия, с родителями было проведено анкетирование «Социальный паспорт семьи», а в мае месяце был проведен «Мониторинг удовлетворённости услугами детского сада». Наиболее эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников –индивидуальные беседы с педагогами и специалистами (10 фактов). Удовлетворённость родителей работой коллектива (оценка работы в целом) – удовлетворительная – 66,4%.
За период работы нашей группы( 2018 – 2019 уч.год) родители участвовали в:
- пополнение предметно- развивающей среды группы, обновление и изготовление нетрадиционного оборудования для спортивного уголка.
Совместный трудовой десант родителей и педагогов проходил при подготовке участка группы к летнему-оздоровительному сезону; замена песка в песочнице, ремонт и покраска игрового оборудования, изготовление атрибутов для сюжетных игр( Бензоколонка), пошили флажки, приобрели баннер для украшения стены на участке.
Один из более важных моментов работы с родителями - ежедневное информирование их о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг.
Мы стараемся вести ежедневные индивидуальные беседы с родителями. Только объединив свои усилия с родителями своих воспитанников, мы смогли обеспечить эмоциональную защиту и психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь ребёнка в детском саду и дома.
Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребёнка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения и реализации своих способностей.
Основной целью, которую мы поставили перед собой, являлось создание благоприятных условий для полноценного развития детей, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями. Для решения этих целей и задач была подготовлена развивающая среда, которая позволяла детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте для детей, располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
В доступном месте находится раздаточный материал для проведения НОД, дежурные под руководством педагога самостоятельно готовили материал к занятию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.
Создавая развивающую среду группы, мы старались соблюдать основные принципы, то есть РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
В течении года предметно-развивающая среда группы пополнялась познавательно-развивающими играми и художественной литературой, атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
РППС за счет краевых денежных средств в группе были заменены столы для детей.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует квалификационным характеристикам.
В течение года педагоги нашей группы Кулага В.А., Симакова Н.Ю. повышали свой профессиональный уровень и компетенцию, принимали участие в педсоветах, показывали мастер-классы для педагогов по ИЗО деятельности Кулага В.А. « Нетрадиционная техника рисования». Симакова Н.Ю. по познавательному развитию«Палочки Кюизенера -как средство развития математических представлений старших дошкольников», знакомились с новыми идеями.
Кулага В. А.
- размещает материалы на интернет – порталах: МААМ.ру, Дошколенок,n.sпортал.
- Участник муниципального музыкально-танцевального конкурса дошкольников ДОО « Нам этот мир завещено беречь» в номинации « Ради жизни на земле» , является победителем этого конкурса. Кулага В.
- А внесла личный клад в подготовку и проведение краевого фестиваля-конкурса народного художественного творчества « Во славу Кубани, на благо России».
- Победитель муниципального этапа краевого конкурса среди образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения- восприятия детской литературы
« Читающая мама-читающая страна» в 2019 году.
- Участвовала в рамках семинара для заведующих, заместителей заведующих и старших воспитателей ДОУ по теме « За здоровьем – в детский сад», провела мастер-класс « Развивающая предметно-развивающая среда, как основа развития самостоятельной двигательной активности дошкольников».
- Провела мастер-класс « Нетрадиционные техники рисования. Граттаж» в рамках районного методического обьединения воспитателей ДОУ по теме: « Развитие творчества дошкольников посредством нетрадиционных видов изобразительной деятельности».
Симакова Н.Ю.
- Размещает материалы на интернет – порталах: МААМ.ру, Дошколенок.
- Призер (2 место) муниципального этапа краевого конкурса среди образовательных и индивидуальных предпринимателей, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения- восприятия детской литературы «Читающая мама- читающая страна» 2019году, в номинации « Русская культура в жизни ребенка».
Кулага В.А.и Симакова Н.Ю. в течении года принимали участие в проведении праздников «Осень золотая», «День Матери»,«Новый год», « 8 Марта», « 23 Февраля», « День здоровья», «9 мая», « Выпуск в школу», в организации и проведении покраски на участке детского сада и группового оборудования. Также участвовали в митингах, посвящённых праздникам «1 Мая», «9 Мая».
Считаем, что коллектив группы работал слаженно, установлена хорошая связь с родительским комитетом, родителями. Дети подготовлены к переходу в школу с положительными показателями.
Комментарии