Актуальность проблемы психологического здоровья дошкольников на современном этапе

Актуальность проблемы психологического здоровья дошкольников на современном этапе

   Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. На сегодняшний день очень важно знать, что такое психологическое здоровье.

   Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон не так давно автором Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.

   Для психологически здорового человека характерны следующие качества:

  • -оптимизм
  • -разумность
  • -эмоциональное спокойствие

         -открытость

         -способность радоваться

         -самодостаточность

         -умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам

   Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим жизнерадостного, творческого, весёлого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признаёт ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь. Прежде всего, на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь полна смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим миром.

   Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

   Работа с детьми по формированию психологического здоровья включает в себя:

  1. Овладение детьми языком эмоций:

-Мимика.

-Пантомимика

-закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций.

  1. Коррекцию агрессивности:

-Коррекция драчливости у дошкольников.

-Снятие конфликтности в общении детей.

-Снятие вербальной агрессии.

-Преодоление импульсивности.

  1. Формирование у дошкольников уверенности в себе:

-Снятие тревожности.

-Коррекция страхов.

-Формирование адекватной положительной самооценки.

-Формирование у детей уверенности в собственных силах

  1. Формирование социальных навыков у ребенка.

-Развитие умения понимать и принимать позицию другого человека.

-Овладение коммуникативными навыками.

-Развитие эмпатии.

Развитие дружеских взаимоотношений.

  1. Формирование у дошкольников нравственного сознания:

-Формирование у детей ценностного отношения к моральной стороне поступков.

-Формирование умений детей конструктивно общаться со сверстниками. Развитие взаимопонимания и заботливого отношения к близким людям.

В ряде психологических работ понятие психическое здоровье связывается с созданием психологического комфорта. Огромная роль в создании благоприятного психологического комфорта отводится не только родителям, но и воспитателю, педагогу. Работая с детьми, общаясь с ними, взрослый должен обязательно знать закономерности и особенности такого общения и взаимодействия. Обучая и воспитывая, воспитатель, педагог является центральной фигурой, авторитетом для детей, предметом подражания, носителем жизненных ценностей. Поэтому педагогу и воспитателю необходимо следить за своими эмоциями, поведенческими реакциями, приемами и способами общения с детьми дошкольного возраста. Благодаря взрослому ребенок на данном возрастном этапе учится диалогу с обществом.

                                         Практическая часть.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игры, направленные на формирование психологического здоровья дошкольников. В роли дошкольников – воспитатели ДОУ.

 

  1. Овладение языком эмоций.

                    Этюд «Поссорились и помирились».

Цель: Овладение языком эмоций.

Два ребенка сначала изображают поссорившихся. Они стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой. Руки на поясе или за спиной. Затем помирившиеся поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются. Этюд выполняется под музыку.

Пантомима «Дарю цветок».

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Дети встают в большой круг. Ведущий предлагает детям изобразить сомкнутыми ладонями цветок.

Ведущий: Жил-был цветок. Однажды он проснулся оттого, что пригрело солнышко (подуть на ладони теплым воздухом) Цветок медленно распустился. Вдруг налетел холодный ветерок, и лепестки сомкнулись (подуть на ладони холодным воздухом). А теперь подарим свои цветочки соседу слева. А теперь в обратную сторону.

  1. Коррекция агрессивности.

                           Упражнение «Спина к спине».

Цель: Дать детям представление о необходимости видеть лицо собеседника во время разговора.

Двое детей(по желанию) садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача – вести диалог на какую либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

Ведущий:

-легко ли было вести разговор?

-В чем были трудности?

-Есть ли удовлетворение от разговора?

Зрители высказывают свои наблюдения.

  1. Формирование у дошкольников уверенности в себе.

Упражнение «Ладонь в ладонь».

Цель: Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом ребенка. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, речку, болото и т.д.

   Необходимо помнить, что детский возраст это период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирование личности, которая находится в руках взрослого. Родители и педагоги должны создавать максимально благоприятные условия для ее здорового формирования.

 

0
Педагогический проект по патриотическому воспитани...
Реализации педагогического проекта   по создани...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.09.2020

В блогах

Конспект игровой образовательной ситуации По формированию элементарных математических представлений "Остров геометрических фигур"

Конспект игровой образовательной ситуации  По формированию элементарных математических представлений "Остров геометрических фигур" Возрастная группа: старшая Цель: Закрепление  понятия о геометрических фигурах. Задачи: Образовательные: - совершенствовать знания о...

Консультация для родителей Тема: Влияние мультфильмов на психологическое здоровье детей.

Министерство просвещения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЁНОК» Детский сад Консультация для родителей. Тема: Влияние мультфильмов на психологическое здоровье детей.   Цель: Сохранение психологического...

План-конспект НОД во второй младшей группе ФЭМП «Части суток»

Sample Image

План-конспект НОД во второй младшей группе ФЭМП «Части суток» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие...

Новое на сайте

Дидактическая игра «Разноцветная головоломка»

Дидактическая игра «Разноцветная головоломка» Аннотация Наглядно-дидактическое пособие: дидактическая игра «Разноцветная головоломка» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Данная игра очень хорошо помогает развивать и тренировать у детей внимание, память, а также умение вычленять из...

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как...

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной…

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной группы комбинированной направленности Цель: формирование положительной мотивации для развития познавательной, динамической и речевой активности детей на прогулке, создание условий для сохранения...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог