Адаптация ребенка к школе

Для успешного обучения ребенка необходимо учитывать особенности адаптации, т.е. привыкания, процесс активного приспособления к школьной жизни. Адаптация может проходить по разному.

1-я группа детей – быстро и благополучно привыкающие дети.

            2-я группа детей – требует для привыкания к новой, школьной жизни больше времени.

           3-я группа детей – плохо привыкающие дети.

В чем трудности адаптации ребенка к школе?

  1. 1.                Смена социальной позиции ребенка. Из дошкольника ребенок превращается в ученика (я – школьник). Новые требования и нормы.
  2. 2.                Смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе ребенок занят преимущественно игрой. С приходом в школу ребенок начинает овладевать учебной деятельностью, которая построена на основе произвольных усилий ребенка. Ребенок должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке.
  3. 3.                Сдерживание двигательной активности инициативного ребенка. Активизация вялых и пассивных детей.
  4. 4.                Возникновение специфических реакций. С началом обучения в школе у 70%  неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Такой ребенок боится учителя, испытывает страх перед выходом к доске для ответа, он боится опоздать на урок, низких отметок, унижения.
  5. 5.                Социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе.

Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников.

Можно психологически готовить ребенка посредством проигрывания с ним различных ситуаций из школьной жизни. Дети любят играть «в школу».

Даже для самых подготовленных детей первые месяцы пребывания их в школе часто оборачиваются стрессом. Ученики становятся раздражительными, тревожными, плачут по пустякам. И здесь именно вы, родители, можете помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс.

Что для этого необходимо?

  1. 1.         Подготовить ребенка к общению со сверстниками и взрослыми.

В характере ребенка родителей должно интересовать его отношение

…к другим людям,

…к сверстникам,

…к самому себе,

…ко взрослым,

…к собственным вещам,

…к делу.

Уровень развития общительности ребенка определяется во время общих детских игр.

В школе ребенок будет постоянно находиться в окружении других детей, учителей. Поэтому необходимо привить ребенку навыки общения:

  •                    Уметь вступать в общение с учителем и со сверстниками;
  •                    Уметь слышать и слушать своего товарища;
  •                    Говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;
  •                    Пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей;
  •                    Уметь управлять своим поведением без агрессивности.

Понаблюдайте, умеет ли ваш ребенок устанавливать контакты.

  •                    Если ребенок это может делать смело и охотно – это говорит о раскованности и открытости ребенка.
  •                    Если ребенок недоверчив и осторожен, хочет избежать контакта – это говорит о том, что ребенок испытывает проблемы в общении, возможно, чего-то боится. Неумение общаться обычно ведет к изоляции в школьном коллективе, становится причиной школьных трудностей.
  1. 2.         Научить ребенка подчиняться определенному режиму.

Если ребенок посещает детский сад, то он уже умеет соблюдать определенный режим. При поступлении в школу режим дня ребенка коренным образом меняется.

Помните:

  •             Каждое утро ребенок должен начинать с зарядки. Это должно войти у него в привычку.
  •            Необходимо привить ребенку гигиенические навыки: приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др.
  •            Принимать пищу следует не раньше, чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать – за 1 -2 часа до сна. Правильно организованное питание (4-5 кратный прием пищи) имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. Особенно полезны молоко и молочные продукты.
  •             Для восстановления сил и работоспособности организма ребенку очень важен нормальный сон. Детям 6-7 лет необходимо спать 10-11 часов.
  •            В выходные дни режим не нарушается, но ребенку необходимо дать выспаться.
  1. 3.         Привить навыки самостоятельности.
  •             Поручайте ребенку конкретные дела и требуйте их самостоятельного выполнения.
  •            Выполненное самостоятельно дело отмечайте положительно.
  •            Давайте возможность ребенку проявить инициативу в выборе различных дел.
  •            Стимулируйте самостоятельное выполнение домашних заданий.
  •            Оказывайте минимальную помощь ребенку в выполнении домашних заданий.
  1. 4.         Развивать эмоционально-волевую сферу.

В школе нередко между детьми возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Очень важно, чтобы ребенок умел сдерживать свои эмоции, управлял своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя саморегуляция поведения, которая приобретается по мере накопления жизненного опыта. Учите ребенка подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции.

Вот несколько советов для родителей, следуя которым вы поможете ребенку легче и быстрее адаптироваться в школе:

  •             приучите ребенка содержать в порядке свои вещи;
  •            Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе;
  •             Не старайтесь быть для ребенка учителем;
  •            Научите ребенка правильно реагировать на неудачи;
  •            В обыденной жизни приучайте ребенка к самостоятельности;
  •             Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
0
фонопедические упражнения
Дидактическая игра панно "Теремок"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
14.07.2020

Комментарии

Экологический проект во второй младшей группе :"Насекомые "
14 июля 2020
Очень познавательно! Стихи прекрасные. Материал очень нужный! Взяла на заметку! Спасибо.
Мастер-класс «Мнемотехника»
16 июня 2020
Очень интересный мастер - класс. Спасибо.

В блогах

Конспект НОД по лепке в средней группе «Птички на кормушке».

Программное содержание: I. 1.Учить детей лепить из пластилина воробья, передавать форму, величину частей тела.     2. Подводить к сюжетной лепке через совместное...

Развлечение "Путешествие в Страну здоровья"

  Цель. Формирование навыков здорового образа жизни, закрепление навыков выполнения основных движений, умения ориентироваться в помещении. Игровое действие. Дети в спортивной форме входят...

Анализ адаптационного периода

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Всероссийский детский центр « Орлёнок» детский сад Анализ адаптационного периода в младшей группе «Чебурашка» Подготовил воспитатель:                                                                                      Болодьян Олеся Петровна 2018 Под...

Новое на сайте

Картотека игр и упражнений «Я и мое здоровье»

Картотека игр и упражнений «Я и мое здоровье» И педагоги, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Важным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Игры и упражнения, которые предлагаются, способствуют...

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-познавательную игру «Что? Где? Когда?»

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через интеллектуально-познавательную игру «Что? Где? Когда?» В контексте требований ФГОС ДО, актуальна образовательная деятельность в форме познавательной игры. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, в...

Рисование – линейная графика в старшем дошкольном возрасте

Рисование – линейная графика в старшем дошкольном возрасте Графика - это одно из самых популярных видов изобразительного искусства. С самого раннего детства дети берут карандаши, фломастеры, мелки и  рисуют где это возможно. Взрослые могут помочь ребёнку...

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста

Дидактическая игра «Забавные стрелочки» в группе средний дошкольного возраста Аннотация: В структуру психологической готовности ребенка к школьному обучению входит много компонентов. Среди базовых качеств этой структуры- графический навык, без которого невозможно качественно овладеть письмом. Развить графический навык...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог