Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. В. М. Бехтерев

Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста "Наш край-частица нашей страны"

«Наш край - страны частица»

игровая программа для детей старшего дошкольного возраста.

Цель. Обобщить знания и представление детей о России, родном крае.

Одна половина зала украшена предметами быта русской избы, другая половина предметами быта коренных народов Севера.

Звучит русская народная музыка, выходит ведущий1 в русском наряде.

Ведущий1. Здравствуйте, гости дорогие, россияне, большие и маленькие.(Поклон). Рады видеть вас в нашей горнице. Все в ней красно и уютно: печь пыхтит, в печи чугунок стоит, самовар гудит, каравай готов встречать гостей. А знаете ли вы, почему я вас назвала россиянами? (Потому что, мы живем в России).

На экране видео: Россия.

Россия - это наша родина, наша родная земля, земля-матушка, земля-кормилица, так ласково ее называют.Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей.Протяженность территории России с севера на юг превышает 4000 км, с запада на восток приближается к 10 000 км.Площадь территории России – 17 125 191 кв. км.Население России более 146 млн. человек.

Все цифры выкладывают на мольберт.

Мы гордимся нашей великой Родиной - Россией, богатой лесами и полями, реками и озерами. На красоту лесов смотришь – не насмотришься, сладкую родниковую воду пьешь – не напьешься.Хлебным полям нет конца и края они, как щедрая скатерть-самобранка, одаривают и хлебом, и овощами. Но главное ее богатство, это – люди: добрые, щедрые, открытые, трудолюбивые, талантливые. В подтверждении слов мы приглашаем званых и очень желанных гостей, народный ансамбль «Росинка».

Песня о России (народный ансамбль «Росинка»)

На экране народныйфутаж.

Звучит музыка Севера, выходит ведущий2 в костюме народа Севера.

Ведущий2. Здравствуйте, ребята, аньторова. Мань нюм хозяйка тундры. Рада видеть вас в своем жилище, маленькие и большие ямальцы.Скажите, почему я к вам так обратилась? (Потому что мы живем на Севере, на Ямале).

На экране видео: Север.

За Уральскими горами на севере Западной Сибириесть округ, расположенный на полуострове, длина которого 700 км, ширина 240 км, омываемый с трех сторон Карским морем, Байдарацким заливом и Обской губой, площадь этого округа составляет 769 250 кв. км. Население округа - 541 479 человек. Ландшафты полуострова представляют собой тундру, а на юге лесотундру. На полуострове много озер. Точное название полуострова – это соединение слов Я (земля) и мал (конец). Это край, где реки кипят от мороза, где летом ездят на санях, где хвойные деревья сбрасывают иголки, а взрослые березы ростом по колено. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. Там можно увидеть северное сияние.

Все выкладывается на мольберте.

«Край земли» так звучит его перевод с языка коренного народа. Несмотря на суровые погодные условия, которые господствуют на полуострове, здесь живут очень добрые люди, гостеприимные, трудолюбивые, отзывчивые и талантливые. У нас сегодня гости из далекого стойбища, мы приглашаем их с большим удовольствием.

Танец «Сюрприз».

Ведущий1. Сегодня, ребята, у нас необычная встреча. Мы с вами побываем в русской избе.

Ведущий2. И заглянем в жилище коренных народов севера.

Ведущий1. Мы вам расскажем о быте, традициях, культуре славян.

Ведущий2. О мудрости и обычаях коренных народов севера.

Ведущий1. Мы окунемся в мир интересной и познавательной информации и фактов. С чего же начать?

Ведущий2. Я предлагаю почитать стихи о нашей Родине большой и малой. Мы приглашаем тех, кто готов это сделать.

Выходят дети.

  1. Я узнал, что у меня есть огромная семья.

И тропинки и лесок, в поле каждый колосок.

Солнце, небо голубое - это всё моё родное.

Всех люблю на свете я, это Родина моя.

  1. Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

  1. Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

Вдругом — снега и вьюга.

  1. Люблю тебя моя Россия,

 За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей!

  1. Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля.

Изобильная, родная,

Славься русская земля!

  1. Мы на Севере живем и расскажем вам о нём!

Край наш северный суров: много снега и ветров,

Но у нас закон таков – не бояться холодов!

  1. Север — это звон упряжек

И под снегом мерзлый мох.

Север — это край, где пляшет

Над чумами дымок.

  1. Кто на севере бывал,

Ночи белые видал,

Полюбил всей душой

Север наш дорогой.

  1. На Севере, на Севере,

За полярным кругом

Олени в тундре бегают

Вдогонку друг за другом.

  1. На Севере, на Севере,

За Полярным кругом

Работа настоящая,

Морозы настоящие

И льдины настоящие –

Всегда к твоим услугам!

  1. На Севере, на Севере,

За Полярным кругом –

Раздолье нартам узеньким,

Раздолье снежным вьюгам.

  1. Прекрасна Севера земля и нераскрытых тайн полна…

Как можно эту землю не любить!

Мы здесь живем, и здесь мы будем жить

Ведущий2. Предлагаю продолжить, и поговорить огосударственных символах, ведь в каждой стране, в любом государстве, округе, городе есть свои символы. Это отличительные знаки, с помощью которых можно понять принадлежность к стране, государству, округу, городу.

Ведущий1. Кто из вас знает, что это за символы? Как они называются? (Герб, флаг, гимн). Что такое герб? Герб – это официальная эмблема.

На экране герб России.

Гербу России уже более 500 лет. Представляет собой четырёх угольный красный щит с золотым двуглавым орлом. Орёл увенчан двумя малыми коронами и одной большой. Правой лапой орёл сжимает жезл, а левой державу. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сам орёл на солнце. На груди орла изображён всадник в правой руке у него копьё, которое помогает победить чёрного дракона. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Ребенок. У России величавой на гербе орел двуглавый

Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный мудрый он и гордый, он России дух свободный.

Ведущий2. Я предлагаю вспомнить, как выглядит герб ЯНАО.

На экране герб ЯНАО.

Герб состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине-голубом) поле геральдического щита, идущий белый (серебряный) северный олень, сопровождаемый вверху справа Полярной Звездой о четырех лучах того же металла, из которых левый короче остальных; щит увенчан традиционной золотой региональной короной особого вида с золотым же пламенем на среднем зубце и имеющей лазоревую шапку; в опорах щита серебряные полярные медведи, стоящие на серебряных, заснеженных льдинах, соединенных с лазоревой лентой, на которой воспроизведен орнамент, соответствующий бело-сине-красному горизонтальному рисунку флага автономного округа.

При исполнении применены три основных цвета: синий (голубой) – символ величия, цвет неба и воды, золото – символ богатства, великодушия, белый – символ светлых помыслов и намерений.

Ребенок. На щите герба Ямала в серебре олень идет,

Под Полярною звездою чистоту и благородство на своих рогах несет,

Сине – голубое поле – небо, газ и бездна вод,

Два медведя означают, что могучий и единый в Арктике живет народ.

В лапах их блестит корона, о богатстве говорит,

Семь лучей, а в центре - вышка яркий там огонь горит.

Ведущий1. Следующий символ, о котором сейчас пойдет речь – флаг.

Нашему флагу России больше 300 лет. И каждый цвет имеет своё значение.

Белый означает мир, чистоту, совесть.

Синий означает небо, веру, духовность.

Красный — огонь, отвагу, героизм.

На экране флаг России.

Как вы думаете, что будет, если перепутать порядок цветов флага? Например, вот так, внимание на экран.

На экране флаги с использованием трех цветов (белый, синий, красный).

Вы правы, получится флаг другой страны.

Предлагаю выполнить задание. Вам предложены платочки разного цвета. Ваша задача: выбрать те, которые соответствуют цвету флага России, выложить флагна ковре, используя эти платочки.

Игра «Выложи флаг».

В корзине находятся платочки разных цветов, дети выбирают нужные по цвету и выкладывают флаг на ковре.

Ведущий2. Я хотела бы у вас поинтересоваться, скажите, а вы помните, как выглядит флаг ЯНАО?

На экране флаг ЯНАО.

От нижнего края флага проходит бело-сине-красный горизонтальный рисунок в виде орнамента (геометрически правильных фигур «Оленьи рога»). Как вы думаете, почему здесь упоминается олень?(Ответы).Олень для настоящего ненца – самое важное в жизни: это и еда, и одежда, и дом.

Предлагаю выполнить следующее задание. Вам будут даны разрезанные картинки, собрав которые, вы получите главные символы, о которых вы сейчас говорили.

Игра «Собери символ»

Даны разрезанные картинки герба России, ЯНАО, флага России, ЯНАО.

Ведущий1. В России много праздников, но какой, по вашему мнению, самый главный? Добрый, веселый, радостный праздник, когда собираются друзья, знакомые, самые родные люди вместе, поют песни, играют в веселые игры, сидят за накрытыми столами, дарят друг другу улыбки, подарки.(Новый год).

Ведущий2. Вы знали, что ненецкий народ своим национальным новым годом считают праздник - день оленевода? Это для них самый главный праздник в тундре и отмечают его весной в конце марта. Вэто день со всех стойбищ съезжаются ненецкие семьи, устраиваются концерты, дарят детям подарки, женщины показывают свое мастерство в рукоделии, приготовлении национальной пищи, мужчины участвуют в соревнованиях по национальным видам спорта. Все веселятся, радуются, играют.

Ведущий1. Предлагаю нам тоже поиграть. Для игры мы будем использовать платок. Есть одна очень веселая игра, в которую дети на Руси очень любили играть раньше. Я думаю, что вы ее тоже полюбите.

 Музыкальная игра «Золотые ворота».

Взрослые поднимают над головой платки, пока звучит музыка, все проходят под ними, как только музыка затихает, платки опускаются, кого накрыли платком. Тот выбывает из игры.

Ведущий2. Я тоже хочу предложить игру с платком, в которую с удовольствием играют дети коренных народов Севера. Игра называется «Строим жилище».

Игра «Строим жилище».

На полу лежат большие платки по количеству команд. Под музыку дети передвигаются по залу в разном направлении, по сигналу участникам необходимо собраться под платком своей команды.

Ведущий1. Хорошие жилища у вас получились. Скажите, как называлось жилище, в которомжили люди на Руси? (Изба).Русская изба представляет собой деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом.

На экране картинка избы.

Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупа, хоромы, храм. Да, не удивляйтесь –храм. Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий. А в избе всегда был святой, красный угол,центральное главное место в избе.Здесь, в красном углу молились на образа. Здесь же в красном углу стоял стол, окруженный лавками и скамьями.Лавки служили не только местом для сидения, но и местом для сна.

Примерно четвертую часть избы занимала русская печь. Она была символом домашнего очага. В ней не только готовили пищу, но и готовили корм скоту, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды.

За печью были шкафчики для кухонной посуды и съестных припасов, полки для столовой посуды, ведра, чугуны, кадки, печные приспособления: кочерга, ухватхлебная лопата,

Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные,солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

Ведущий2. Я хочу рассказать о жилище коренных народов Севера. Подскажите, как оно называется? (Чум).

На экране картинки чума.

Чтобы сделать чум, берут длинные деревянные шестиметровые шесты(от 15 до 50 штук), соединяют их вверху конусом, покрывают оленьими шкурами, сшитыми между собой (50-60 штук).

Как вы думаете, почему коренные жители Ямала живут в чуме, а не в доме? Все очень просто, они часто переезжают с места на место, а чум легко собирается и разбирается.

Устанавливали чум у ненцев женщины. Землю внутри чума устилают циновками,поверх циновок кладут оленьи шкуры.В центре жилища сооружался очаг - печка. Вверху оставляют отверстие, куда выходит дым, когда топят печку.

 После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус

Снаружи чум имеет коническую форму. Она хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры. С крутой поверхности чума легко скатывается снег, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.

Ведущий1. Ребята, мы предлагаем вам, используя палочки, показать принцип построения русской избы и чума. Представьте, что эти палочки – бревна, из которых нужно построить избу. Как будут укладываться или устанавливаться эти палочки - жерди для установки чума?

Игра «Строители».

Дети группируются для удобства моделирования русской избы и чума, используя палочки.

Ведущий2. Зимний чум называется сырей мя. Это традиционный чум. Летний чум – танымя. Он отличается покрытием - мюйко - старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.

Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест. Из мебели в чуме есть только низкий столик (около 20 см) толь, за которым обедает семья. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур. Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки всегда богато украшали орнаментом.

Необходимой принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места. Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых вещей и имеют саблевидную форму.

У коренных жителей Севера есть игры, традиционные только для них. Умению жить в тундре северяне учатся с малых лет. Едва мальчик начинает

ходить, отец мастерит для него наточку и детский аркан, а для девочки мама шьет сумочку для рукоделия – буче. А еще малышу дарят оленьи рога, с которыми он может играть и палку.

Ведущий1. Очень хорошая идея. Ведь в древней Руси для игр тоже использовали палку. А игра с палкой называлась «Мед и сахар» и в ней участвовали настоящие силачи, которые были готовы помериться силой.

Игра: «Мёд и сахар».

По 4 человека на одну палку. Первый участник команды держит палку двумя руками, второй держит первого за талию, с противоположной стороны другая команда. По сигналу каждый пытается перетянуть противника на свою сторону.

Ведущий2. У коренных народов Севера такая палка использовалась тоже для того, чтобы силачи могли помериться силой. Игра так и называлась «Силачи».

Игра «Силачи».

На одну палку два человека. Они садятся на пол, упираясь подошвами ног друг в друга, держась за палку. По команде каждый участник пытается перетянуть соперника.

Ведущий1. У каждого ребенкалюбого народа в любое время были свои любимые игрушки, куклы.Стригушки, шаркунки, тряпичницы – так назывались они в древней Руси и были изготовлены из бересты, ткани, природного материала.

На экране игрушки древней Руси.

Ведущий2. «Дети природы» так называют коренные народы Севера, поэтому игрушки уих детей изготовлены из всего того, что им дает природа. Это детские гуделки, погремушки, куклы, игрушечные изображения животных, птиц, проживающих на Севере, выполненные из шкур оленей, из костей, сухожилий животных, клювов, перьевптиц, корешков, сучков деревьев.

На экране игрушки детей коренных народов.

Ведущий1. Я предлагаю немного поиграть с игрушками, с которыми играли дети на Руси и дети, живущие в тундре.

Игра «Передай игрушку»

В круг встают дети, под музыку передают куклы: в русском костюме, в ненецком наряде. Музыка замолкает, у кого в руках куклы, тот в центре круга исполняет импровизации под музыку (русскую народную, музыку народов Севера).

Ведущий2. А сейчас вы не зевайте,

Мою загадку отгадайте:

Сама не ест, а всех кормит?(Ложка).

Снова нас зовёт игра, поиграем детвора!

Ведущий1. Вы хотите сказать, что дети, живущие в тундре, играют с ложками? Я знаю, что это русская забава. Предлагаю порадовать всех и порадоваться самим, взяв в руки звонкие ложки.

Игра на ложках «Ложкари».

Ведущий2. Я хочу тоже предложить игру с ложками, которая позволит всем проверить свою ловкость и меткость, ведь эти способности очень нужны будущим охотникам, тем, кто живет в тундре.

Игра «Попади в цель».

Ребенок берет в руки по ложке. Необходимо из корзины зачерпнуть ложкой снежок и попасть им в большую бутафорскую ложку, которую держит взрослый, стоящий на некотором расстоянии от играющих.

Ведущий1. Мы сегодня так много говорили, играли, узнавали о жизни и быте людей, живших в древней Руси.

Ведущий2. Я думаю, что сегодня каждый из вас для себя узнал что – то новое и интересное о коренных народах, живущих совсем рядом с нами, в тундре.

Ведущий1. Вы заметили, что у них много общего, несмотря на то, что они так не похожи друг на друга.

На экране картинки людей этих двух народов.

Ведущий2. Они добрые, трудолюбивые, веселые, щедрые и гостеприимные.

Ведущий1. В старину на Руси вот так принимали гостей: если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!» Усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. А если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, да соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба - соли откушать». И только после того, как накормят, напоят гостя, они интересовались у него: куда он путь держит, кто он такой.

Ведущий2. Так и у коренных народов Севера заведено: пригласить в чум, и угостить гостя, путника всем, что есть у хозяйки в припасах.

Ведущий1. Сегодня вы наши гости.

Ведущий2. Мы с большим удовольствием хотим вас угостить тем, чем богаты. Дары тундры для вас от щедрого народа Севера.

Ведущий1. Хлеб да соль от благодарного русского народа.

Ведущие1 и 2 угощают детей.

0
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗ...
Конспект НОД по развитию речи дошкольников через в...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
01.12.2020

Комментарии

В блогах

Панно "Времена года"

Sample Image

Уважаемые коллеги,представляю Вашему вниманию панно "Времена года". Обычный коврик для ванной, двусторонний скотч или липкая лента и готово! Все остальное...

Поющая лапша. (В. Коржиков, худ. В. Штаркин)

Sample Image

Интерактивная 3D книга, для детей, в картинках, с эффектом перелистывания страниц Поющая лапша. (В. Коржиков, худ. В. Штаркин)   Читать...

«Применение инновационных технологий, как средство развития художественного восприятия музыкального произведения»

Конспект открытого просмотра образовательной ситуации с детьми подготовительной к школе группе по теме «Применение инновационных технологий, как средство развития художественного...

Новое на сайте

Сценарий викторины «Путешествие по сказкам» для детей подготовительной группы и их родителей

Сценарий викторины «Путешествие по сказкам» для детей подготовительной группы и их родителей Цель: активизировать знания детей о сказках и расширить их кругозор; поощрять познавательную активность семьи; способствовать укреплению детско-родительских связей. Задачи: развивать образное мышление и речь детей; воспитывать потребность в...

Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе «Путешествие по «Грамоте» с пчелкой Майей»

Конспект НОД по грамоте в подготовительной группе «Путешествие по «Грамоте» с пчелкой Майей» Цели: - Развивать умение детей делить слова на слоги.- Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.- Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать...

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «В гостях у сказки»

Конспект итогового интегрированного занятия в старшей группе «В гостях у сказки» Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год. Задачи: Обучающие: - закрепление характерных признаков времени года, названий месяцев; - закрепление обобщающих предметов; - закрепление...

Медицинские аспекты возникновения логопедической патологии у детей

Медицинские аспекты возникновения логопедической патологии у детей Среди большого количества логопедической патологии у детей дошкольного возраста, выделяется группа медицинский патологий, особое место в которой занимают дети с синдромом ДЦП. Детские церебральные параличи – объединяют группу различных по...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог