Музыкальный руководитель

Конспект музыкально-развлекательного праздника. Тема: «Осенины на Руси». По картине В. Жданова «Душистое утро»

Разработала: музыкальный руководитель Волкова Мария Игоревна

Образовательная область: Музыкально-эстетическое развитие.
Тема: «Осенины на Руси» по картине В. Жданова «Душистое утро».

Цель
: Приобщение детей к русской народной культуре. Знакомство с обычаями, традициями проведения календарных осенних праздников на Руси.

Задачи: Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.

Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.

Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

Действующие роли: Иван, Марья, Домовой Кузьма, 1 Хозяюшка, 2 Хозяюшка.

Действующие лица сказки «Курочка Ряба – дети.

Ход праздника:

Звучит русский народный наигрыш в исполнении В. Дербенко. В зал входят Хозяюшка и дети в русских народных костюмах, встают свободно лицом к зрителям.

1 Хозяюшка: Какая красивая осень,

Какой золотистый ковер!

И в гости сегодня, ребята,

К нам праздник осенний пришел.

1 группа детейОсеньосень, в гости просим!

2 группа детейОсеньосень, погости-ка недель восемь!

1 группа: С толстыми снопами,

С обильными хлебами!

группа: С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем!

ПЕСНЯ 

 После исполнения уходят на места.

 

Звучит рнм, выходят Иван и Марья

Иван: Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы!

Марья: Здравствуйте, гости дорогие! Давайте знакомиться.  Меня зовут Марьюшка.

Иван: А меня Иванушка!

2 Хозяюшка: Добро пожаловать к нам!

 

Марья: В путешествие вас в старину приглашаем,

Об осенних народных праздниках много узнаем.

Иван: Так жили на Руси наши предки и нам завещали,

Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали.

1 Хозяюшка: Сентябрь – первый осенний месяц.

В народе его называли «хмурень»«листопадень». В сентябре и лист на дереве не держится; холоден сентябрь, да сыт.

Встречая осень. Прославляли богатый урожай, благодарили Осень за доброту и щедрость, за её дары, которые кормят людей всю зиму.

2 Хозяюшка А самый главный подарок Осени – хлебушек. С давних времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем, Вот и мы с вами испечем праздничный каравай.

ИГРА-ХОРОВОД «Кто с нами».

(Проводится русская народная игровой хоровод «Кто с нами»: дети идут навстречу друг к другу шеренгами и поют: 1-я колонна спрашивает, 2-я – отвечает):

-Кто с нами, кто с нами жито молотити?

-Мы с вами, мы с вами жито молотити!

-Кто с нами, кто с нами муку просевати?

-Мы с вами, мы с вами муку просевати!

-Кто с нами, кто с нами тесто замесити?

-Мы с вами. Мы с вами тесто замесити!

-Кто с нами, кто с нами пирог выпекати?

-Мы с вами, мы с вами пирог выпекати!

 

(Образуют большой круг, берутся за руки и говорят):

-Вот такой вышины! (поднимают сцепленные руки вверх)

Вот такой ширины! (отходят назад, расширяя круг)

1 Хозяюшка: А чтобы наш каравай был пышным да вкусным, поможет нам русская печка!

Дети: Ой, да печка-сударыня!

Помоги нам, Барыня!

Каравай нам испеки,

В дом богатство принеси! (уходят на места)

2 Хозяюшка: А пока каравай печется, разговор у нас ведется.

Какие пословицы вы знаете об этом празднике?

1 ребенок: Семен лето провожает, бабье лето начинает.

2 ребенок: В Семенов день до обеда паши,

А после пахаря с поля гони.

Иван: Будем с вами мы играть, урожай собирать!

Урожай в саду и урожай в огороде.

2 Хозяюшка: Первая команда – «Садоводы» - будут собирать урожай, который растет в саду.

 Вторая команда – «Огородники» - будут собирать урожай, который растет в огороде.

Дети: Раз, два, три – урожай собери!

ИГРА «Собери урожай»

1 Хозяюшка: Урожай хороший собрали, молодцы!

Марьюшка, Иванушка, а какой-же следующий праздник?

Марья: Кто загадку отгадает – праздник тот узнает.

«Красные гроздья на солнце горят,

Но это, конечно, не виноград.

Не смородина-малина, а полезная…»

(Дети отгадывают – рябина)

 

2 Хозяюшка :Молодцы, правильно отгадали! И праздник этот – Павел и Петр - Рябинники.

В это время ягода-рябина становится более сладкой.

1 Хозяюшка: А вы, ребята, что знаете о рябинушке?

 

(Выходят девочки, одна из них в рябиновом веночке)

1 девочка: Ты, рябинушка, раскудрявая!

Ты когда взошла, когда выросла?

2 девочка-рябинка: Я весной взошла, летом выросла!

По зорям цвела, под солнцем вызрела!

3 девочка: С вечера рябинку дождиком мочило,

А с полуночи рябинку ветром обдувало.

Вместе: Ветер дует, солнце греет,

Рябинушка алеет!

ХОРОВОД С ПЛАТОЧКАМИ

1 Хозяюшка: Второй месяц осени – октябрь. Его называют листопадником, грязником. В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.

Иван: До обеда осень, а после обеда – матушка зима.

2 Хозяюшка: С этого дня собиралась молодежь на посиделки. Девушки проводили время за любимым рукодельем. То песню запоют, плясать пойдут, а то играть начнут, шуткой перебросятся.

(выходят 2 девочки и 2 мальчика, читают потешки):

1 девочка: Ульяна, где была?

2 девочка: В новой деревне.

1.- Что там видела?

2.- Утку в юбке,

Курицу в сережках,

Свинью в рогоже,

Нет её дороже!

1 мальчик: Федул, что губы надул?

2 мальчик: Кафтан прожег.

1.- Починить можно?

2.- Да иглы нет.

1.- А велика ли дыра?

2.- Остались ворот да рукава!

Все дети: Потеха – делу не помеха!

2 Хозяюшка: А еще на Покров ярмарки открывались!

(На экране слайд – «Покровская ярмарка»)

(Звучит рнм «Коробейники», выходят несколько детей с коробами, на которых лежат музыкальные инструменты)

1 коробейник: Пришла ярмарка с добром,

С пряниками, пирогами и орехами,

С песнями, плясками и потехами!

2 коробейник: Кто бараночки несет, кто поделки разные.

Проходи, честной народ!

Рады вам на празднике!

3 коробейник: Вот свистульки и трещотки,

Бубны, ложки и гармошки.

Инструменты покупайте,

Звонко, весело играйте!

ОРКЕСТР НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕТНОВ.

(Дети подходят к «коробейникам», берут инструменты, играют в оркестре рнм «КАК ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО».

Мальчики: Ой, девчата дорогие,

Разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье

Вместе с вами поплясать!

Девочки: Туфли новые у нас,

Крашеные пятки,

Как же с вами не сплясать,

Милые ребятки!

ТАНЕЦ-КАДРИЛЬ

1 Хозяюшка: Третий месяц осени – ноябрь-полузимник. В ноябре зима с осенью борется.

2 Хозяюшка: 14 ноября по народному календарю –назван  Кузьминками. Этот день считался  кузнечного искусства и женского рукоделия.

1 Хозяюшка: Денег за свою работу они не брали, отчего их звали серебрениками. Вместо денег они просили накормить их кашей.

2 Хозяюшка: А вы знаете, что означало слово «Каша»?

 (дети отвечают)«Пиршество».

Нигде в мире не придумали столько разных каш, как на Руси.

Иван: Хозяину работа, а нам каши охота.

Марья: За крутой кашей и разговор краше.

 

Звучит шум .

1 Хозяюшка: Это кто там балуется. Ой, ой, ой… Мы дедушку Домового, Кузьму Кузьмича, забыли в горницу пригласить! Давайте его позовем!

Дети: Уж ты, дед Домовой,

Мы хотим играть с тобой!

(Под звуки балалайки из-за печки выходит Домовой)

2 Хозяюшка: Здравствуй, дедушка Домовой, чего шалишь?

Домовой: Вам надобно было меня в дом позвать, каши подать –я бы и не шалил!

1 Хозяюшка: Ну, Кузьма Кузьмич, уважь, отведай кашки!

 (Домовой «пробует кашу», причмокивает)

1 Хозяюшка: Ну как, Кузьма Кузьмич, хороша каша?

Домовой: Ай, хороша…Как куснешь, так и уснешь,

Как вскочишь – еще захочешь!

2 Хозяюшка: И то правда! Недаром русский народ сложил много пословиц о каше. Давайте-ка, ребята, вспомним их!

Дети: - Каша – матушка наша!

- Кашу маслом не испортишь!

- Что за обед, коли каши нет!

Домовой: Ишь, какие смышленые!

А я вот за печкой сижу – лапти вяжу.

Ложкой кашу доедаю,

А потом на ложечках играю.

Домовой: Хотите, я вам сказочку про это расскажу?

Ну тогда слушайте. Жил-был…

Дети: Козел!

Домовой: Да нет, не козел! Жил-был… (Осел)

Да нет, не осел! Жил-был… (Баран)

Да нет, не баран! Жил-был дед Степан!

(Под музыку выходит мальчик-дед Степан, садится на лавку)

 

Домовой: А жил дед Степан с бабкой Варварой.

(под музыку выходит девочка - бабка Варвара, садится рядом с дедом на лавку)

Домовой: И была у деда с бабой Курочка Ряба.

 

(под музыку выходит Курочка Ряба, садится между дедом и бабой)

Дед: Ой, Курочка, да ты Рябушечка!

Ты где была?

Курочка: По двору гуляла.

Баба: Что там делала?

Курочка: Яичко снесла!

Дед: А где же то яйцо?

Курочка: Укатилось за крыльцо.

Баба: А оно какое?

Курочка: Золотое!

Дед и Баба: Ой, Курочка, да ты Рябушечка!

Вот пшено, водичка – дай ты нам яичко!

(Курочка достает из корзиночки яичко, отдает деду)

Домовой: Дед бил, бил (Дед стучит ложкой по яйцу) не разбил.

Дед: Ох!

Домовой: Баба била, била (Баба стучит) не разбила.

Баба: О-хо-хо!

 

(Под музыку выбегает Мышка, задевает яичко, оно падает)

Мышка: Я Мышка-норушка, живу за горушкой.

В дом прибежала, хвостиком махала.

Яичко покатилось… Ах! Разбилось! (Мышка убегает)

Домовой: Дед плачет.

Дед (низким голосом): А-а-а-а…

Домовой: Баба плачет.

Баба (высоким голосом): А-а-а-а…

Домовой: А Курочка их утешает.

Курочка: Вы не плачьте, дед и баба,

Принесет вам Кура Ряба

Яйцо новое, простое

И совсем не золотое.

Дед и Баба: Ой, Курочка, да ты Рябушечка,

Вот пшено, водичка,

Дай ты нам яичко!

Домовой: И принесла Курочка да не одно яичко. А целую корзинку .

Вот и сказочке конец, а кто слушал…

Дети: Молодец!

1 Хозяюшка: Спасибо тебе, Кузьма Кузьмич, за сказку –

Вот тебе баранок вязку!

Будешь за печкой лапти вязать

Да сушки-баранки сосать.

(Домовой прощается с детьми, уходит)

Иван: А не поспел ли наш каравай?

(Хозяюшка достает из печки каравай, кладет его на блюдо с рушником. На экране слайд – «Каравай хлеба на столе»)

2 ХозяюшкаПраздник наш мы завершаем

Вкусным пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

Марья: Все же Осень – удивительное время года:

То перелетная пора, то непогода.

Иван: Но как ты, осень, хороша!

Поет и светится душа!

(Под русскую народную мелодию все выходят из зала)

0
Сценарий развлечения для подготовительной группы: ...
Конспект ООД по развитию речи предназначен для дет...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.11.2020

Комментарии

В блогах

Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе дошкольного возраста: "Бусы…

Конспект проведения занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе дошкольного возраста: "Бусы для Маши". Цель: совершенствовать представления о...

Утренняя гимнастика в ДОУ. Консультация для воспитателей.

Утренняя гимнастика в ДОУ. Консультация для воспитателей. Оздоровительная гимнастика В дошкольных учреждениях  утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже...

Новое на сайте

Творческий проект «Поэтический образ Весны»

Творческий проект «Поэтический образ Весны» Тип проекта: творческий, краткосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, логопед, изоруководитель, родители. Возраст детей: 5-6 лет. Срок: с 10 – 20 марта 2020г. Проблема: В наш современный век роль поэтического слова на низком уровне. Бедна...

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Сценарий развлечения «Фестиваль народных костюмов»

Сценарий развлечения «Фестиваль народных костюмов» Цель: Познакомить детей с особенностями национальных костюмов разных народов. Задачи: Воспитывать интерес и любовь к народным играм, уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим; Закрепить знание детей о народных костюмах; Закрепить знания...

Как продуктивно организовать работу по профилактике речевых расстройств в ДОO

Как продуктивно организовать работу по профилактике речевых расстройств в ДОO В последнее время количество речевых нарушений у детей дошкольного возраста растет, и актуальность проблемы профилактики речевых нарушений приобретает глобальный характер. Целью профилактической работы является создание благоприятных условий...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог