Конспект родительского собрания «Изучаем не напрасно, что полезно, что опасно»
24 мая 2023 года в группе «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка состоялось родительское собрание.
Конспект родительского собрания
«Изучаем не напрасно, что полезно, что опасно»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей по проблемам: Обеспечения безопасности жизнедеятельности; Повышение ответственности за создание условий для безопасной жизни ребёнка; Обучение детей соблюдению элементарных правил безопасного поведения; Воспитание осознанного отношения к сохранению своего здоровья и жизни.
Задачи: обозначить возможные опасности для ребёнка дошкольного возраста; определить роль родителей в формировании навыков безопасного поведения детей.
Форма проведения: круглый стол
Участники собрания: родители воспитанников группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка, воспитатели группы
Место проведения: музыкальный зал ГКУЗ Специализированный дом ребёнка
Дата проведения: 24 мая 2023 года
Оборудование: мяч, набор сюжетных картинок
Ход собрания
1. Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемы родители! Я рада видеть Вас. Всех нас объединяют наши дети: любовь к ним и желание сделать их счастливыми. Сегодня мы с вами поговорим о безопасности детей.
Скажите, что такое безопасность? (Ответы родителей)
Безопасность - это положение, при котором не угрожает опасность кому - (чему) -нибудь. (Словарь Ожегова)
Безопасность – это образ жизни, который гарантирует здоровье и счастливое будущее.
Безопасность - обеспечение сохранности от угроз жизни и здоровья человека.
Сложившаяся на сегодняшний день социальная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство за наших детей. Зачастую малыша подстерегает множество опасностей, в которых он может просто растеряться.
2. Основная часть
Детство – это самый уникальный период в жизни человека, ведь именно в это время формируется здоровье, происходит становление в личности, закладываются основы мировоззрения, его отношение к окружающему миру. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В самом начале пути рядом с доверчивым и беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни – это родители и педагоги. Благодаря их заботе, любви, эмоциональной близости и поддержке, ребёнок и растёт и развивается, у него появляется доверие к миру и окружающим его людям. Мы желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
На первый взгляд вроде бы нечего сложного, просто надо познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения, но на самом же деле осуществить всё это очень трудно, потому что, многие родители ежедневно нарушают эти самые правила и не задумываются над тем, какой пример для подражания они подают своим детям. Так же не задумываются они о том, что ставят перед детьми неразрешимую задачу: как же всё – таки действовать правильно, как говорят им взрослые или как поступают взрослые, а затем можно ли верить этим взрослым? Когда случается неприятная ситуация с ребёнком, то виноватыми оказываются окружающие его взрослые, но в первую очередь это родители, которые своим примером должны были научить, воспитать и уберечь своего ребёнка от возможных неприятностей.
Игра с мячом «Закончи предложение»
Ведущая произносит первую часть предложения и бросает мяч участнику собрания:
- Если съесть грязную сосульку, то… ( может возникнуть отравление, дизентерия, заражение глистами, будет болеть горло).
- Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло, то… ( может случиться большой пожар).
- Если ты развёл костёр, то… ( не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар).
- Если попробовать незнакомую ягоду, то … (можно отравиться).
- Если брать острые предметы, то … (можно порезаться).
- Если у вас поднялась температура, то … (надо вызвать врача, дать лекарство).
- Если пойти гулять одному по незнакомому городу, то … (можно потеряться, заблудиться).
- Если вы забыли выключить утюг, то … (может произойти пожар).
- Если вам предлагают поиграть со спичками, то … (нужно отказаться).
- Если ты погладишь незнакомую собаку, то … ( она может тебя укусить).
В период дошкольного детства ребенок знакомиться с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Определяя основное содержание и направление развития детей, мы с Вами, должны выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила нам с Вами следует подробно разъяснять детям и следить за их выполнением. Ребёнок же в свою очередь должен чётко знать, как надо вести себя в той или иной ситуации, как необходимо действовать.
Опасности можно разделить на несколько групп:
- Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления: ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с незнакомыми людьми, что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
- Ребёнок и природа. Задача взрослых по этому направлению: рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех природных объектов:
- загрязнение окружающей среды, бережное отношение к живой природе.
- стихийные явления природы, которые представляют угрозу для жизни (ураганы, наводнения, сели и другие),
- явления природы - гроза, туман, гололед, жара, холод и другие,
- растения - ядовитые грибы и ягоды,
- животные - опасности при контакте с ними;
- поведение на воде, в лесу.
- Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей (электроприборы; колющие и режущие предметы: нож, иголка, ножницы; бытовая химия, лекарства; спички, зажигалки; балкон, открытое окно)
- Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих. Дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи, изучают строение организма, закрепляют навыки личной гигиены.
- Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача взрослых по этому направлению: профилактика детских страхов и фобий, конфликтных ситуаций: обучить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя их до силового решения.
- Ребёнок на улицах города. Задача взрослых – познакомить с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения, если ребёнок потерялся, ориентирование на местности.
Безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Важно не только уберегать ребёнка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, так как именно родители выступают для ребёнка примером для подражания.
А сейчас предлагаю Вам немного поиграть!
Проводится игра «Опасные ситуации»
Родители разбирают сюжетные картинки, рассматривают их и предлагают варианты поведения для ребёнка.
Ситуация № 1: Молодая женщина приятной наружности говорит девочке (мальчику) «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь?» Как должна ответить девочка незнакомке?
Возможные ответы: «Вот я сейчас маму (папу) позову!»; «Простите, но я очень спешу!». Дети думают, что опасны только люди с неприятной внешностью, а красиво одетые и симпатичные опасности не представляют. Но это не всегда соответствует истине.
Ситуация № 2 Ребенок потерялся.
Возможные ответы: взрослым необходимо научить ребенка правильно действовать в данной ситуации:
- зайти в ближайшее учреждение ( магазин, школу, библиотеку, полицию) и рассказать о том, что с тобой произошло; или обратиться за помощью к взрослому (полицейскому; женщине, которая гуляет с ребенком)
- знать и называть свое имя и фамилию;
- знать и называть свой возраст (к шести годам – дату рождения);
- знать и называть свой полный домашний адрес (город, улицу, дом, квартиру)
- знать, называть уметь записывать свой домашний телефон (телефон близких родственников).
Ситуация №3 Дети играют с огнём.
Огонь, верно, служит человеку. И сегодня без огня не обойтись, он согревает и кормит нас. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Огонь, выходя из повиновения, не щадит ни кого и ничего, возникает пожар. Пожар не случайность, а результат не правильного поведения.
Таким образом, детей необходимо научить следующим правилам безопасности:
- нельзя играть со спичками и вообще с огнем;
- нельзя трогать и включать в сеть электроприборы;
- если увидишь где-нибудь пожар, беги и позови людей;
- если пожар возник – то самый правильный выход – это немедленно покинуть помещение, а не прятаться;
- позвать помощь и вызвать пожарную службу 01 (четко и точно назвать свою фамилия и имя, адрес)
- сообщите о пожаре соседям.
Ситуация № 4 Дети в контакте с домашней и бродячей собакой.
Ответ: Не гладить незнакомых животных;
- не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет;
- не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки;
- никогда пристально не смотрите собаке в глаза;
- не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной;
- чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и чётко отдавать команду: «Фу!» или «Нельзя».
Ситуация № 5 Ребёнок переходит улицу
Правила пешехода необходимо знать всем, даже тем, кто живет в отдалении от оживленных дорог. Рано или поздно мы все оказываемся в роли пешеходов. Без знаний элементарных правил дорожного движения жизнь ребенка будет подвергнута опасности. Малышам нужно знать следующие правила:
- переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора;
- переходить улицу нужно только в местах, предназначенных для перехода (зебра, подземный переход, светофор)
- кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокате можно только в специально отведенных местах (детских парках, спортивных площадках)
- пешеходы должны ходить только по тротуарам.
Ситуация № 6 Ребёнок на природе.
Природа – основа нашей жизни, но беспечных и беззаботных она наказывает. Детям следует объяснять следующие правила:
- не бросайся камнями и твердыми снежками;
- во время снеготаяния, не ходи возле высоких домов, откуда в любой момент могут упасть сосульки, пласты снега;
- не дразни животных;
- нельзя трогать руками, рвать и брать в рот плоды растений, которые ты не знаешь;
-запрещается самостоятельно, без взрослых, купаться в водоеме;
- нельзя в жаркие дни долго находиться на солнце;
- не подходите близко и не трогайте руками бездомных животных;
- в холодное время одевайся теплее, чтоб не получить обморожение;
- при укусах насекомых нужно обраться за необходимой помощью к взрослым.
Ситуация № 7 Ребёнок один дома
Оставаясь одни дома дети должны знать и соблюдать такие правила:
- не подходить к розетке, не включать телевизор;
- не брать в рот таблетки и другие медикаменты;
- не подходить к плите и не включать её;
- остерегаться колющих и режущих предметов;
- не открывать дверь незнакомым людям.
Часто дети не только не знают, как справиться с ситуацией, но и не осознают сам факт её возникновения. Поэтому их следует знакомить с источниками опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями. Цель «безопасного» воспитания – внушить ребёнку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определённые правила поведения, он не попадает в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдёт из неё выход.
Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребёнок сказанное вами. Уже подчеркивалось, что соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Только тогда гарантируется безопасность ребёнка.
Используйте самые различные методические приёмы.
Целесообразно разыгрывать разные ситуации: ребёнок дома один; ребёнок дома с друзьями, братьями, сёстрами; ребёнок с взрослыми и так далее.
Изучайте литературу, посвящённую безопасности и здоровому образу жизни детей. Большое значение отводится чтению художественных произведений, а именно сказкам.
Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Детская психика «подстраховывается», что малыш увидел, - то и будет стоять у него перед глазами.
Задавайте вопросы. Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное – не отойти от темы). Реагируйте эмоционально.
Прогулка – идеальное время, для того, чтобы поговорить с ребёнком о его безопасности.
Игра - очень важный момент в жизни маленьких детей. Именно через игру они и познают мир, и осваиваются в нём. Поиграйте вместе в сюжетно – ролевые игры по развитию у детей познавательных процессов.
Если ребёнок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, надо обязательно похвалить его. Это поможет ему быт более уверенным в дальнейшем.
Если ребёнок поступил неправильно, не нужно ругать его – спокойно объясните допущенную ошибку и расскажите о возможных последствиях.
В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности!
Каждый из нас может оказаться в непредвиденной ситуации, кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это - значит сделать первый, самый важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Мы взрослые должны быть главными помощниками детей на этом пути. Должны научить детей предвидеть опасные ситуации и избегать их, а в крайнем случае быть максимально к ним готовыми.
- Мы, взрослые, своим личным положительным примером должны научить детей соблюдать правила и совместно с детьми применять эти правила в жизни!
Доброго безопасного пути Вам и вашим детям!
Используемая литература:
1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
2. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. и ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.
3. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице/Хромцова Т. Г. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
4. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет» Сфера 2015 г.
5.Т. А. Шорыгина «О правилах пожарной безопасности»
6. Интернет – ресурсы.
Комментарии