Влияние театральных технологий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с различным социальным статусом.

Влияние театральных технологий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с различным социальным статусом.
Оболяева Наталья Сергеевна
Воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №111 присмотра и оздоровленияНевского района Санкт-Петербурга

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы развития и предпосылок эмоциональной сферы; взаимосвязь эмоций и социометрического статуса у дошкольников; театральные технологии, как эффективное педагогическое средство развития социальной и эмоциональной сферы детей.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, социометрический статус, театрализованная деятельность, развитие.
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов [6].
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка [9].
В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения [1].
Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные.
Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности [3].
Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства [1].
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Отношения со сверстниками, в условия группы детского сада и за её пределами, формируют у ребенка такие эмоции и чувства, как доброту, отзывчивость, искренность, правдивость, конфликтность, грубость, скрытность, вплоть до элементов агрессии в поведении [7].
Данные проявления, согласно Дж.Морено, могут указывать на то, какой социальный статус ребёнок занимает среди сверстников. Ребёнок, который помогает взрослым, сочувствует при необходимости другим детям, весёлый – пользуется популярностью у сверстников, тогда как тихий, или наоборот, агрессивный ребёнок, не умеющий проявлять или сдерживать свои эмоции, вызывает у остальных детей такие же позитивные или негативные эмоции [5].
Современный этап развития педагогики и психологии характеризуется поиском и разработкой новых технологий воспитания. Именно на решение проблемы развития эмоциональной сферы ребенка направлены современные технологии, в которых театрализованная деятельность рассматривается как одно из эффективных средств. По мнению Л.С. Выготского сказал, эмоции не только осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой, но и прокладывают путь для других психических процессов, в частности, для познавательных» [2]. Разностороннее влияние театральной деятельности на личность ребенка, на развитие его социальной и эмоциональной сферы позволяет использовать эту деятельность как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения [4]. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе [8].

Библиографические ссылки:
1) Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.; Воронеж, 2000. – 264 с.
2) Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. – 350 с.
3) Изард К. Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб., 199.464 с.
4) Лобанов И. В. Технология театрально – педагогического воздействия [Текст] / И. В. Лобанов // Педагогические технологии. -2007. - № 3. – С. 75 -103.
5) Морено Я. Л. Социометрия. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – 149 с.
6) Пак Т. С. Психология развития и возрастная психология. – М.: Человек, 2010. - 100с.
7) Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 250 с.
8) Щуркова Н. Е., Питюкова В. Ю., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса М., 1994. -111с.
9) Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

1
Вопросы при поступлении ребенка в школу.
Содержание системы занятий по рисованию и аппликац...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
19.08.2022

В блогах

Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения

Безопасность детей через ознакомление с правилами дорожного движения Ребёнок.… В одном этом слове заключен весь мир, вся Вселенная! Дети приходят в...

ДИДАКТИЧЕКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Направление «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ДИДАКТИЧЕКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Направление «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» 1. Тема: «ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ВОДА» Цель: Закреплять знания детей об объектах природы, о...

Новое на сайте

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от семи недугЭтот горький лекарь...(лук). Когда мама резала лук, мне стало щипать глаза и у меня потекли...

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду»

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский сад знакомы с адаптацией ребёнка к детскому саду, многие помнят насколько трудно было привыкнуть детям...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики, лексики, морфологии), со слабой сформированностью зрительных пространственных функций. Появление дислексий определено задержкой в развитии некоторых функциональных...