Влияние театральных технологий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с различным социальным статусом.

Влияние театральных технологий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с различным социальным статусом.
Оболяева Наталья Сергеевна
Воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №111 присмотра и оздоровленияНевского района Санкт-Петербурга

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы развития и предпосылок эмоциональной сферы; взаимосвязь эмоций и социометрического статуса у дошкольников; театральные технологии, как эффективное педагогическое средство развития социальной и эмоциональной сферы детей.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, социометрический статус, театрализованная деятельность, развитие.
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов [6].
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка [9].
В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения [1].
Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные.
Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности [3].
Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства [1].
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Отношения со сверстниками, в условия группы детского сада и за её пределами, формируют у ребенка такие эмоции и чувства, как доброту, отзывчивость, искренность, правдивость, конфликтность, грубость, скрытность, вплоть до элементов агрессии в поведении [7].
Данные проявления, согласно Дж.Морено, могут указывать на то, какой социальный статус ребёнок занимает среди сверстников. Ребёнок, который помогает взрослым, сочувствует при необходимости другим детям, весёлый – пользуется популярностью у сверстников, тогда как тихий, или наоборот, агрессивный ребёнок, не умеющий проявлять или сдерживать свои эмоции, вызывает у остальных детей такие же позитивные или негативные эмоции [5].
Современный этап развития педагогики и психологии характеризуется поиском и разработкой новых технологий воспитания. Именно на решение проблемы развития эмоциональной сферы ребенка направлены современные технологии, в которых театрализованная деятельность рассматривается как одно из эффективных средств. По мнению Л.С. Выготского сказал, эмоции не только осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой, но и прокладывают путь для других психических процессов, в частности, для познавательных» [2]. Разностороннее влияние театральной деятельности на личность ребенка, на развитие его социальной и эмоциональной сферы позволяет использовать эту деятельность как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения [4]. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе [8].

Библиографические ссылки:
1) Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.; Воронеж, 2000. – 264 с.
2) Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. – 350 с.
3) Изард К. Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб., 199.464 с.
4) Лобанов И. В. Технология театрально – педагогического воздействия [Текст] / И. В. Лобанов // Педагогические технологии. -2007. - № 3. – С. 75 -103.
5) Морено Я. Л. Социометрия. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – 149 с.
6) Пак Т. С. Психология развития и возрастная психология. – М.: Человек, 2010. - 100с.
7) Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 250 с.
8) Щуркова Н. Е., Питюкова В. Ю., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса М., 1994. -111с.
9) Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

1
Вопросы при поступлении ребенка в школу.
Содержание системы занятий по рисованию и аппликац...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
06.12.2022

В блогах

"Царь в гостях у детей" (мартовский праздник)

Мартовский праздник 2019 г «Царь в гостях у детей» в старшей группе В зал заходят дети, становятся полукругом Воспитатель. С днем...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно...

Развитие речи малышей посредством игр и рассказов

Главная роль в становлении личности ребёнка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того насколько они смогут окружить малыша вниманием...

Новое на сайте

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые они. Хорошо в тепле сидеть, Рукодельничать и петь. -Хорошо, подружка, знаю, Но по лету я скучаю. Как мы весело играли, И...

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной»

Мастер класс для педагогов «Рисование крупой и мыльной пеной» Цель: Ознакомление воспитателей с вариативными техниками рисования мыльными пузырями и крупой. Повысить желание поделиться опытом с детьми. Задачи: • формировать умение работать с гуашью и крупой; • воспитывать интерес к творчеству; • способствовать...

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы Цели и задачи. Познакомить с новым способом проведения детского досуга. Закреплять представления детей о природе и окружающем мире, о правилах поведения в природе. Тренировать детей устном счёте, повторить знания о геометрических фигурах. Тренироваться...

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе Действующие лица: взрослые - дети - Иван Ваня, Красавица. Программное содержание: 1. Повторить и закрепить потешки, заклички, русские народные песни, игры. 2. Развивать интерес к исполнительской деятельности, творчество в передаче музыкального образа, сопричастность...