Влияние театральных технологий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с различным социальным статусом.

Влияние театральных технологий на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с различным социальным статусом.
Оболяева Наталья Сергеевна
Воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №111 присмотра и оздоровленияНевского района Санкт-Петербурга

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы развития и предпосылок эмоциональной сферы; взаимосвязь эмоций и социометрического статуса у дошкольников; театральные технологии, как эффективное педагогическое средство развития социальной и эмоциональной сферы детей.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, социометрический статус, театрализованная деятельность, развитие.
Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов [6].
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка [9].
В системе дошкольного воспитания и обучения прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.
Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения [1].
Эмоции и чувства - понятия синонимичные, но не равнозначные.
Эмоции - это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.
Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности [3].
Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства [1].
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Отношения со сверстниками, в условия группы детского сада и за её пределами, формируют у ребенка такие эмоции и чувства, как доброту, отзывчивость, искренность, правдивость, конфликтность, грубость, скрытность, вплоть до элементов агрессии в поведении [7].
Данные проявления, согласно Дж.Морено, могут указывать на то, какой социальный статус ребёнок занимает среди сверстников. Ребёнок, который помогает взрослым, сочувствует при необходимости другим детям, весёлый – пользуется популярностью у сверстников, тогда как тихий, или наоборот, агрессивный ребёнок, не умеющий проявлять или сдерживать свои эмоции, вызывает у остальных детей такие же позитивные или негативные эмоции [5].
Современный этап развития педагогики и психологии характеризуется поиском и разработкой новых технологий воспитания. Именно на решение проблемы развития эмоциональной сферы ребенка направлены современные технологии, в которых театрализованная деятельность рассматривается как одно из эффективных средств. По мнению Л.С. Выготского сказал, эмоции не только осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой, но и прокладывают путь для других психических процессов, в частности, для познавательных» [2]. Разностороннее влияние театральной деятельности на личность ребенка, на развитие его социальной и эмоциональной сферы позволяет использовать эту деятельность как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения [4]. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе [8].

Библиографические ссылки:
1) Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.; Воронеж, 2000. – 264 с.
2) Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996. – 350 с.
3) Изард К. Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб., 199.464 с.
4) Лобанов И. В. Технология театрально – педагогического воздействия [Текст] / И. В. Лобанов // Педагогические технологии. -2007. - № 3. – С. 75 -103.
5) Морено Я. Л. Социометрия. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. – 149 с.
6) Пак Т. С. Психология развития и возрастная психология. – М.: Человек, 2010. - 100с.
7) Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 250 с.
8) Щуркова Н. Е., Питюкова В. Ю., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса М., 1994. -111с.
9) Юрчук Е. Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

1
Вопросы при поступлении ребенка в школу.
Содержание системы занятий по рисованию и аппликац...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

Конспект НОД по рисованию на тему:"Веселый поезд"

Описание материала:Предлагаемый материал будет полезен педагогам дошкольного образования, работающих с детьми 4-5 лет. Конспект разработан в соответствии с ФГОС.Виды детской...

Конспект непосредственно образовательная деятельность  «Весёлые ёжики» в средней группе

Непосредственно образовательная деятельность  «Весёлые ёжики» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цель: Закрепить умение детей...

Применение элементов фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова и дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой для развития показателей певческого…

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду, это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и...

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...