Театр как средство формирования связной речи дошкольников

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Владение родным языком – это не только умение правильно выстроить предложение. Проблемы развития речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Марковой, М.И. Лисиной, С.Н. Карповой и др.

Ребенок должен научиться рассказывать: и не только назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. Для достижения связности речи необходимо уметь не только передать содержание текста, но и использовать необходимые для этого языковые средства: интонацию, логическое (фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов), подбирать наиболее точно подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения.

В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенными остаются проблемы взаимовлияния детей у детей дошкольного возраста. Традиционное обучение

- продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника вне учета субъективных свойств речи, определяющих речевое поведение личности;

- строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства, функция ребенка исполнительская, а не развивающая.

- не поощряются спонтанные высказывания детей, рассматривая их как проявление недисциплинированности;

-мало обращается внимание на культуру речи.

Все это препятствует развитию у ребенка самостоятельности, активности, творчества. Отсутствие результативности, успеха вызывает у ребят чувство эмоциональной неудовлетворительности.

Развитию речи способствует специальная организация условий целенаправленного обучения детей разным видам художественной деятельности в их взаимосвязи. Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что развитие связной речи целесообразно в процессе театрализованной деятельности как наиболее точной и доступной модели проявления личности в речи.

Использование в развитии связной речи средств театральной деятельности предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности – драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров.

Театральная деятельность связана с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование собственных эмоциональных состояний.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям прежде всего детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные {интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль. особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами; душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства. Театрализация это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности пением, движением под музыку, слушанием и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Знакомство детей с "театральной куклой бибабо и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе* Малыша смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают вое- питатели и старшие дошкольники, это создает радостную атмосферу. Начиная со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами. Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать: - во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных); в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме); - в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения; в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры- драматизации; упражнения для социально эмоционального развития детей;

коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковые игротренинги для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; отдельные упражнения по этике во время драматизации; подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д. Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения. Этому способствуют: специальное помещение со сценой и зрительным залом; костюмы и декорации; магнитофон, проигрыватель, кассеты; детские музыкальные инструменты; различные атрибуты к занятиям; наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы. В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализовано-игровой деятельности. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра - дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Театрализованные игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в себя и развитие выразительности речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

2395679

1
Экологическая викторина для детей подготовительной...
Картотека дидактических игр по развитию речи в под...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
05.07.2020

Комментарии

Мастер-класс «Мнемотехника»
16 июня 2020
Очень интересный мастер - класс. Спасибо.
Педагогика
11 июня 2020
А как можно получить ответы?

В блогах

«Поможем Доктору Айболиту вылечить зверей»

     Программное содержание. 1. Продолжать воспитывать понимание ценности здоровья: формировать желание не болеть; укреплять здоровье, с помощью пищи богатой витаминами. 2. Упражнять...

Исследовательский проект "Поведай, ракушка, мне тайну на ушко"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 5» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Поведай...

Краткосрочный проект "Транспорт"

Вид проекта: Познавательно- исследовательский, художественно творческий. Участники проекта: дети, воспитатели, родители.  Актуальность: Транспорт играет важную роль в нашей жизни. Он представляет собой...

Новое на сайте

Инновационные технологии речевого развития дошкольников «Синквейн»

Инновационные технологии речевого развития дошкольников «Синквейн»

Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста № 4 на тему: «Мяч»

Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста № 4 на тему: «Мяч» Возрастная категория: 1,5-2 лет. Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие. Цель: Создание условий для возникновения интереса...

Рабочая программа воспитателя ДОУ

Рабочая программа воспитателя ДОУ Подготовительная к школе группа

Формирование орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения

Формирование орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения Аннотация В статье речь идет об особенностях формирования орфографических навыков у младших школьников в условиях дифференцированного обучения. Цель статьи на примере отдельных упражнений в рамках дифференцированного подхода...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог