Обобщение опыта работы на высшую квалификационную категорию Тема: «Воспитание и развитие культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Обобщение опыта работы на  высшую квалификационную категорию

Тема: «Воспитание и развитие культуры поведения у детей дошкольного возраста»

 

                                         Выполнила Погонцева О.И.

                                               воспитатель высшей категории

                        МБДОУ ДС №382

Челябинск 2017 г.

Содержание:

  1. Актуальность темы………………
  2. Анализ...............................
  3. Список литературы ……………
  1. 1.  Актуальность.

Актуальность выбранной темы обусловлена ее направленностью на разработку одного из путей обогащения  нравственного воспитания в становлении личности ребенка  и обозначает необходимость в формировании  воспитания   культуры поведения  у детей  дошкольного возраста.  Культура поведения в своей основе имеет глубокое социально- нравственное чувство. На сегодняшний день  можно утверждать,  что для современной системы образования  остается  главной задачей  развитие социально-  коммуникативных навыков и умений.

Задача привития навыков культуры поведения является главной задачей в развитии, в воспитании и образовании подрастающего поколения. Поведение ребенка  является результатом воспитания. Дошкольный возраст – это период усвоения определенных навыков культуры поведения, навыков общения, которые постепенно переходят в привычку. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблемами  и трудностями. Они связаны не только с тем,  что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных.

И не только физически жить, но и хорошо, и комфортно себя чувствовать  среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания,  сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своими реакциями на поступки других и собственным поведение.

  1. 2.         Анализ.

Развитие   культурных образцов, на основе    обобщенных форм человеческого опыта  и их включения в доступные детям виды деятельности,   развитие социальной и речевой компетенции является одним из приоритетных направлений  развития воспитанников.   Эти взгляды выражены в программных документах по вопросам   дошкольного образования  и научных трудах в области педагогики и психологии В. В. Давыдовым, В, А, Петровским, Н, Н, Подъяковым, В.Т. Кудрявцевой,  Л.В. Артемовой, А. М. Богуш.

В психологических работах  Л.С.Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия,  В. С. Мухиной ,  Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина,  М.И.Лисиной, Е. О. Смирновой,  где  отражены закономерности развития ребенка, как целостной личности  в зависимости от усвоения им культурно-исторического опыта в процессе собственной деятельности, общения с окружающими. В этом контексте психологические основы культуры речевого развития детей, становления языковых обобщений разрабатывались Л, Я Гальпериным, В. В. Давыдовым, А. А. Леонтьевым, А. М. Шахнаровичем,  Л. И. Айдаровой, Ф. А Сохиным, Б. С. Волковым и Н. В. Волковой.  Авторы в своих работах заостряли внимание не только на поведенческий аспект культуры общения, но и на внутренний – духовный мир. По их мнению, культура общения характеризует уровень развития духовных и поведенческих  факторов, благодаря которым осуществляется связь между людьми.

 Уже в детском возрасте можно заметить, что дети спорят, конфликтуют, решают проблемы. Дети очень эмоциональны, поэтому и конфликты у них бывают чаще, но и скоро заканчиваются. Часто это происходит от недопонимания, от неумения общаться, не умения решать самостоятельно споры, разногласия. Взрослым очень часто приходится вмешиваться в детские споры. От того, как корректно и деликатно преподносит педагог свои правила нравственности,  зависит поменяется ли отношение у детей к происходящему событию. Поэтому  своей целью  я ставила   научить детей культуре  общения, преодолевая психологические барьеры, находить компромиссы.

В конфликтной ситуации  дети испытывают психологический дискомфорт, напряжения, подавленность или чрезмерное  возбуждение. Из-за конфликтов нарушается  система взаимосвязей, понижается эффективность совместной деятельности. В связи  с этим необходимо научить   избегать конфликты  и   не становится  самому быть   инициатором возникновения конфликта.

Анализируя психологическую педагогическую литературу, мной   решались проблемы    по формированию культуры общения детей дошкольного возраста, изучались  понимание детьми старшего возраста правил взаимоотношений и мотивы, аргументирующие их выполнение, составлялись комплексные педагогические мероприятия по формированию культуры общения,  а также составлялись рекомендации для родителей.

В процессе воспитательной деятельности  я ставила  цель содействовать   формированию  культуры поведения  и общения у детей дошкольного возраста, приобщать детей к  нравственным нормам  взаимоотношений, совершенствовать речевой этикет, культуру общения, воспитывать любовь и уважение к окружающим людям, природе, к окружающему  миру.

Нравственность, культура поведения – неотъемлемые части человеческого общества. Порою нам не хватает навыков и умений выполнять самые  элементарные выполнения правил вежливости, культуры общения, культуры поведения.  Выполнение каждым членом общества ( пусть это будет даже трудовой коллектив) действующих в нем норм поведения основанных на принципе:  «уважай общество и сограждан, считайся с ними и веди себя так, как хочешь, чтобы вели с тобой». Усвоение этого принципа особенно важно для педагогов и особенно для воспитателей. Ведь именно нам приходится обучать дошкольников культуре речи и правилам этикета. Очень часто конфликты у педагогов вызывают отсутствие культуры поведения отсутствие каких-либо нравственных устоев.

Вежливость – это умение деликатно предупредительно относится к окружающим нас людям. Умение вести себя в зависимости  от требований из сложившейся конкретной обстановке. Нельзя иронически относится к самим правилам поведения и к тем кто их соблюдает. Образованному человеку , разбирающемуся  в политике, искусстве, хорошему специалисту, умеющему ценить людей, совсем необходимо считаться с тем, входит человек в помещение в шляпе или без нее, протягивает он первым руку или ждет, ему подадут…

Правила вежливости запрещают шуметь, тревожить и раздражать окружающих. Вежливость требует самообладания в словах в поступках. Очень часто этого не хватает в  совместной деятельности детей.

Мною  обобщен опыт работы по теме « Воспитание и развитие  культуры поведения у детей дошкольного возраста» в 2016-2017 г. с детьми старшего возраста.

В соответствии со ФГОС  поставлены задачи и направления развития  культуры поведения и культуры общения у детей дошкольного возраста .  Реализация   привития навыков и умений  культуры поведения и общения  осуществляется  в  пяти областях развития  

-Социально – коммуникативное развитие:

- Познавательное развитие:

-физическое развитие:

- художественно- эстетическое развитие 

- речевое развитие

Составление  ежедневного комплексного плана    по определенной теме   состоит в постоянной разработке проблемы  формирования  культуры взаимоотношений детей дошкольного возраста.

На основе поставленных задач   выявляла  сформированность  понятия «культуры поведения и общения»,  осознание детьми проявлений  определенных   правил  культуры поведения, общения,   этикета.

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств  личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание   педагогического процесса на этом этапе составляет  воспитание уважения к родным и близким, привязанности, уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим.  У детей старшей группы активно  и последовательно формируются дружеские взаимоотношения, привычка играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большее место воспитание культуры общения. Формирование уважения к окружающим доброжелательности, волевых качеств, сдержанности   происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей большую роль, взаимоотношения усложняются. В поведении старшего воспитанника ярче выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательным и интересным, отношение к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам,  к себе. Ребенок в процессе общения уже может быть сдержанным, умеет действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом волевые достаточные усилия, которые необходимо постоянно развивать и закреплять. В моей работе с детьми является главным организация жизни и деятельности детей,

Соответствующая,   опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

  Теоретическая  значимость исследования педагогической и научной литературы способствует  воспитательному процессу и постоянной дальнейшей разработке проблемы по формированию культуры взаимоотношений детей.

Задачи воспитания культуры поведения решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь непосредственно- образовательной  и самостоятельной деятельности воспитанников.

Эффективными   методами  уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников являются:

 - этические беседы,

 -  тесты,

  -  наблюдения,

  -  создание проблемных ситуаций,

   -  игры

Используя нравственно-направленные методы воспитания в своей работе, выполнялись задачи по формированию этических понятий культуры поведения в общественных местах, культуры взаимоотношений, культуры речи, культуры внешнего вида.  Важно заметить, что игровые приемы   эффективны в сочетании с другими методами и приемами. Таким образом, необходимо творчески подходить к решению вопросов, анализируя свои наблюдения и планируя  еженедельный комплексный план по определенной поставленной теме.

Разработка ежегодной рабочей программы по возрасту способствует  реализации поставленных задач по формированию социально-коммуникативных навыков и умений

 

Основные задачи  в моей работе:

 - Формирование культуры личности детей, культуры здорового образа жизни.

- развитие  социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств.

- воспитание культурно- гигиенических навыков

- культура общения со взрослыми и сверстниками

- правила  культуры деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам;

Использование  методов и приемы  по методическому пособию      « Я + Мир = ?»  В. А Нагорной  помогает решить и скоординировать работу с детьми с аллергопатологией (бронхиальная астма, атопический дермотит), требующих особое внимание. Такие дети не всегда имеют возможность посещать традиционное дошкольное учреждение по причине, что развивающая среда дошкольного учреждения насыщена различными аллергенами , воздействие которых неадекватно отражается на состояние здоровья ребенка аллергика.  И здесь необходимо создать все условия, учитывая особенности детей, при создании развивающего пространства в группе, при наблюдениях и трудовой деятельности, при общении с животным миром.

Методы и приемы, используемые в работе:

- Бесконтактный  метод: видеофильмы, иллюстрации, картины,  фотографии;

- Метод дистанции: визуальный контакт, вербальный контакт, рассматривается в бинокль;

   - Метод исключения: в наблюдении за объектом, используются муляжи, модели, или вводятся живой (объект дозировано  от 1 мин. до 10 мин.)

    - Метод восполнения:  по рекомендации врача при контакте с объектом может быть использован

     -  прием «горячий контакт» ( объект дозирован )

Необходимо с самого раннего возраста формировать навыки безопасного контакта с объектами и явлениями окружающей среды на доступном для ребенка уровне, показывать и объяснять противоречивый сложный, порой опасный мир, готовить к жизни в окружающих условиях, действовать вместе, рядом со взрослым и самостоятельно, учить преодолевать трудности, воспитывать культуру здорового образа жизни, умение радоваться успеху, достойно переносить неудачи, понимать и осознавать свои возможности, учить познавать себя.

В старшем возрасте возрастает потребность удовлетворения своих интересов, возникают противоречия, отмечается самостоятельность в организации трудовой, игровой деятельности и  наблюдениях. Определяется взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

В поведении детей появляется осознание своих действий, сопереживание товарищам, свойственно стремление помощь товарищам и критика сверстников, которые неправильно выполняют трудовые действия, игровые роли и т.д.

В ситуации риска дети при неудачных действиях меняют тактику, способы и стремятся находить правильное решение ( если попадает пыльца на руки , смывают ее холодной водой, используют защитные средства при контакте с растениями в цветнике и огороде.)

 Безопасный контакт определяется диапазоном «опасность –безопасность» . Развитие ребенка  зависит от того, на сколько комфортна и безопасна обстановка окружающей среды. Здесь важно  научить  правилам культуры и общения с окружающим миром, с природой, с близким окружением, и не усугублять психологическое и физическое состояние здоровья ребенка.

В основе своей работы использую некоторые правила, рекомендуемые Брэгом:

- Учите ребенка контролировать свое настроение. Хорошее настроение – слишком ценная вещь, чтобы ее терять. Контролируемое настроение становится такой силой, которая может привести ребенка к желаемому результату. Вышедшее  из под контроля  настроение   причинит вашему ребенку и окружающим неприятности.

-Учите избегать ссор

Необходимо формировать доброе отношение к самому себе к окружающим. Дискуссии и аргументы оттачивают ум и часто полезны.

- Создайте атмосферу доверия, сотрудничества, чтобы ребенок не замыкался в себе.

Поощряйте, чтобы Вам чаще улыбались и смеялись. Старое изречение гласит: «Если ты смеешься, то весь мир смеется с тобой. Если ты плачешь, то плачешь один».

- Учите силой воли отбрасывать несчастливые горестные мысли и заменять их счастливыми воспоминаниями. Замена печальных мыслей счастливыми может стать духовной привычкой, которая будет спасать Вас от многих нервных срывов.

 При благоприятном действии у детей сформируются:

-  Правильные взгляды на мир и общество

-  Правильные подходы к образу жизни

- правильные действия

- правильные мысли

- правильная речь

- правильное отношение к своему здоровью и окружающих

Практика показывает, что при взаимодействии всех методов и приемов, развитие ребенка, как гармоническую, личность проходит в более комфортных условиях окружающего предметного пространства и окружении близких людей.

Требуется присмотр за детьми, наглядно-образное объяснение, действия, игровые формы, постановка поставленных задач направлена на эмоциональное удовлетворение детей через способы меньшего дозирования к большему,

Очень важно, чтоб весь режим повседневной жизни в детском саду и дома, был наполнен содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира. Решая, данную задачу, необходимо создать благоприятную почву для формирования положительных черт характера и нравственных качеств.

Еженедельно по темам предлагаются рекомендации для родителей с целью взаимодействия и сотрудничества по формированию развития навыков и умений у детей; ежедневные  беседы, консультации помогают родителям решить некоторые вопросы по воспитанию и решению поставленных задач; анкетирование и тестирование помогает понять  интересы родителей и детей  необходимую информацию для   родителей. Это помогает сотрудничать и решать многие вопросы по привитию навыков, умений.

Эффективность формирования доброжелательных общественных  мотивов поведения повышается, когда можно установить органическую связь между разнообразными интересами детской деятельности. Здесь есть возможность отразить интересы детей при составлении комплексного плана. Наблюдения и мониторинг в работе помогает составлять задачи и  индивидуальные маршруты по развитию детей  во всех областях развития.

  1. 3.  Практическая часть.

С детьми старшего возраста чаще проводятся  игры, ситуативные беседы, решение проблемных ситуаций, рассуждения, а так же театрализованные игры, где дети могут эмоционально показать характер положительных и отрицательных героев. В совместной деятельности дети могут обсудить и решить споры и конфликты, решают, анализируют и сравнивают, делают выводы. Рассуждают на темы вежливости, правил поведения и правил общения.

Использование иллюстраций помогает детям объяснить действия, настроения,  чувства. Проводятся беседы с детьми, при этом закрепляются знания и умения, и приобретается новое содержание вопроса по определенным критериям. Выстраивается работа так, как обсуждение важных для всех проблем,  размышляя, сравнивая и делая выводы и доказательства.

Например, такие иллюстрации, как

- «Почему ты обиделся?»

 - «Как помериться?»

- «Что-то не так?»

-  « Нужно ли быть вежливым?»

- « Как можно договориться?»

-  « Для чего необходимы правила этикета?»

Понятия культуры общения у детей начинают осознано проникать в действие и поведение.

Организуя взаимодействие между детьми в ходе  исследования, таким образом, дети могут анализировать свои поступки и поступки других людей.

В процессе игры создаются специальные ситуации, в которых дети могут выражать свои мысли рассуждения по оценке культуры поведения и общения.

Приведу ниже примеры игр по формированию правил культуры общения и поведения:

Идут наполнения и доработки по предметно-развивающей среде для эфективного формирования и развития культуры поведения и общения во время  непосредственно-образовательной деятельности и во время самостоятельно- игровой деятельности.

 3. Список  литературы:

  1.     Петерина С. В. « Воспитание культуры поведения у детей   

     дошкольного возраста» М. Просвещение 1986г.

2.    Петрова И. Ф. Культура общения личности ( социально-    

    философские аспекты) Автореф. Дис….канд. филос. наук/      

    Петрова И. Ф. –Уфа 2003 г.

3.    Буре Р. С. Островская Л. Ф. « Воспитатель и дети» М.    

    Просвещение 1985 г.

4.    Островская Л.Ф. «Поведение –результат воспитания»

5.     Ядэшко, Сохина «Дошкольная педагогика»

6.      Ерофеева Т. « Усвоение дошкольников правил поведенияс        

      товарищами» Д/В № 10-80г.

7.      Островская Л. Ф. « Азы воспитанности» Д/В №8-85 г.

8.    « Ваш ребенок воспитан ?» Д/В №10 -86 г.

9.      «  Воспитывать тактичного собеседника» Д/В №8 -85 г.

      « Беседы на этические темы» Д/В № 4 -88 г.

      « Ребенок и сверстники» Д/В№9 -88 г.

10.   Зернова «Воспитание любви и уважения к книге» Д/В №       

         6-89г.

11.   Гелло В. « Учите беречь книгу» Д/В № 1- 76 г

12.  « Речевой этикет и вежливость» Д/В №4 -90 г.

13.    Иванова « Воспитание культуры поведения» Д/В №12- 88г.

14.    Бархотова « Воспитание культуры поведения»Д/В № 11 -89

15.   Юдина « Уроки вежливости» Д/В № 4-88г.

16.   Рычашкова « Упражнения по закреплению культуры

        поведения» Д/В №3 -89г.

17.   Портянкина « Примерное планирование работы по

               воспитанию культуры поведения» Д/В №1 -89 г.

18.   Яковенко Т., Ходонецких З. «  О воспитании культурно-

         гигиенических навыках» Д/В №8 -79г.

19.   Теплюк С. « Об опрятности и аккуратности» Д/В №9-88г.

20.   Л.И. Каплан «Поосеешь привычку – пожнешь характер»

         М. 1980 г.

21.   Петровский В.А. «Построение развивающей среды в

         дошкольном учреждении» . М. Педагогика. 1993г.

22.   Чернышева М.А. «Культура общения»  Знание 1983 г.

23.   Джени Лешли «Работать с маленькими детьми»

24.   А.В. Толстых Взрослые и дети»

25.   Дошкольное воспитание  №10/ 1990  (стр.68)»

        « Не поскупиться на одобрение»

26.   Дошкольное воспитание №8/ 2003 г. (стр. 104)  «Культура

        поведения, культура речи, речевой этикет».

27.   Социальная психология Е.В. Андриенко  /3-е издание

           2004г./

        «Конфликт» (стр. 225),  «Педагогический конфликт»  

       (стр.227)

28.   Управление Дошкольным образовательным

               учреждением 2004г. №1

       «Барьеры в общении и их преодоление» (стр. 122)

29.    Управление ДОУ 2004г. №3, №4

        «Есть контакт!»

30.   «Я+МИР= ?» Методическое пособие В. А.Нагорная

          Челябинск 2006г.

1
Сочиним сказку о трех поросятах. « Что случилось...
Сюжетно-ролевая игра "Морское путешествие"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2021

В блогах

Образовательная ситуация: «Научим Неумейку мыть руки»

Задачи: - Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действия от подготовки (засучить рукава, включить воду) до...

Занятия с детьми

Sample Image

Театр своими руками (Герои сказки "Репка") Поделка из бумаги (Грибы)   "Ромашки" (работа детей с горохом и тыквенными семечками)  

Сценарий Новогоднего утренника во 2-ой младшей группе

Утренник на Новый Год во 2-ой мл.гр. (Дети водят в зал парами вместе с мамами под музыку, встают в хоровод вокруг...

Новое на сайте

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт»

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов. Задачи: • Закрепить знания и навыки, полученные на занятиях по...

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад»

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания стихотворения «Листопад» В. Мировича. Задачи: 1. Побуждать детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение. 2. Пополнять словарный запас глаголами (шуршат...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Экологическое образование дошкольников по ФГОС – это непрерывный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог