Карта инновационной практики педагога

Параметры Содержание
Тема инновационного опыта «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В этих непростых условиях, я думаю каждый из нас как воспитатель, родитель задумывался о том, как вырастить ребенка, умеющего сострадать, сочувствовать, любящего трудиться и уважающего чужой труд, человека умеющего созерцать и ценить красоту окружающего мира, родного края, гражданина своей страны, принимающей её со своими недостатками и желающего сделать её лучше.

2.Концептуальность  (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Своеобразие данного опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно – патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольника начиная с младшего возраста.

В своей работе по формированию нравственно – патриотических чувств у детей воспитатель должен придерживаться важнейших педагогических принципов:

- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива «дети-родители-сотрудники ДОУ», так как работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребёнок.

- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.

А так же принципы:

  • Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
  • Принцип индивидуального и личностного подхода.

Новизна данного педагогического опыта заключается в комплексном использовании: инновационного метода проектной деятельности, разработке авторских дидактических игр, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.

3.Наличие теоретической базы опыта

Обращение к проблемам нравственно – патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым, В.А. Сухомлинским.

Литература:

Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа). – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.

 Маханева М.Д., «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие». Сфера. 2009.

Зацепина М.Б., «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет»

АлёшинаН.В. Патриотическое воспитание дошкольников «Перспектива», 2008.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду - М.:АРКТИ, 2007.

4.Ведущая педагогическая идея

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и нравственно – патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Нравственно – патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Важнейшим условием плодотворной работы по патриотическому воспитанию является построение такой системы жизнедеятельности учреждения, которая обеспечила бы условия для всестороннего развития личности детей, родителей, при опоре на особенности традиционного творчества и в целом отечественной культуры.

5.Оптимальность и эффективность средств

Для реализации данной педагогической идеи был использован инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. Дидактические игры позволяют узнать не только что-то новое, но и применить полученные знания на практике.

 Работа с семьей в области нравственного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. В связи с этим мы создали семейный клуб - «Родничок» - как наиболее эффективный способ сотрудничества педагогов с родителями.

6.Результативность опыта

С целью подведения итогов, выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно – патриотического воспитания. Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.

Для диагностики использовалась технология М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе».

Анализ результатов диагностики нравственно – патриотической воспитанности детей показывает:

-        значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;

-        на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

-        удовольствием рассказывают о семье, традициях;

-        хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;

-        проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

-        уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

-        стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

-        интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

7.Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми

Календарно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми младшего, старшего дошкольного возраста;

Планы и конспекты НОД, открытых мероприятий по ПВ.

Формы работы с детьми:

 Групповая, индивидуальная и подгрупповая ОД(образовательная деятельность)
            – чтение художественной литературы 
            – просмотр видеофильмов 
            – игровая деятельность ( сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры.) 
            – проведение развлечений 
            – выставки детского творчества 
            – этические беседы с детьми 
            – рассматривание фотографий, иллюстраций 
            – организация экскурсий

При реализации проектов использовались следующие методы и приемы воспитательно-образовательного процесса:

  • игровые
  • поисково-исследовательские
  • проблемные
  • воспитывающие ситуации
0
ОД по познавательному развитию на тему "Военные пр...
Средства развития мелкой моторики рук у детей с на...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
02.10.2022

В блогах

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С…

Период Основное содержание работы I период сентябрь, октябрь, ноябрь   Развитие словаря   Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках...

Картотека «Зимние подвижные игры» вторая младшая группа

Картотека «Зимние подвижные игры» вторая младшая группа   Провези санки по дорожке. Ход игры: Воспитатель делает две дорожки длинной несколько метров и делит детей...

Оформление групп

Sample Image

Уважаемые коллеги! Я работаю воспитателем в ДОУ №18 "Ромашка" г. Михайловка Волгоградской области. Хочу поделиться с вами идеями оформления групповых...

Новое на сайте

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети Я хочу пригласить вас в гости, в деревню «Сказкино», где живут сказочные герои. Садитесь в...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей представления об осенних явлениях природы;- развивать речевой словарь, память, мышление, вокальные умения.- учить выразительно передавать...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды, автотранспорт); - воспитывать желание активно заботиться об окружающей среде. Материал: предметные картинки «автотранспорт», «завод», «мусор в водоемах»...

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет»

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет» Сегодня Интернет для большинства людей стал жизненной необходимостью. В наши дни мы все проводим много времени в интернете, в том числе дети и подростки. Особенно быстро привыкают к Интернету...