КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР).

Период Основное содержание работы

I

период

сентябрь, октябрь, ноябрь

 

Развитие словаря

 

  • Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем;
  • Дополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами;
  • Обогащение экспрессивной речи сложными словами (садовод, овощевод), неизменяемыми слова­ми (пальто), словами-антонимами и словами-синонимами;
  • Расширение представления о переносном значении (зо­лотые руки, хитрая лиса, косой заяц) и активизация в речи слов с переносным значением;
  • Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, отно­сительнымии притяжательными прила­гательными;
  • Дальнейшее овладение приставочными глаголами (поле­
    тать, улетать, прилетать, перелетать);
  • Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами из-за, из-под;
  • Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи­тельных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

  • Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного чис­ла в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок заморозки, гриб — грибы, береза березы, яблоко яблоки);
  • Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюш­не, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках);
  • Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные и имена прилагательные с умень­шительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький);
  • Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка);
  • Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, провор­ная, стремительная ласточка);
  • Закрепление умения образовывать и использовать воз­вратные глаголы, глаголы в разных временных формах (соби­раться, притаиться; улетает, улетел, улетит.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  • Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи  в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности;
  • Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса;
  • Формирование умения  произвольно  изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шопотом;
  • Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование­ умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности;
  • Формирование умения говорить в спокойном темпе;
  • Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

 

Коррекция произносительной стороны речи

  • Дальнейшая работа по активизации и совершенствованию движений речевого аппарата;
  • Продолжение автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

 

Работа над слоговой структурой слова

  • Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад, апельсин);
  • Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечени­ем согласных (сноп, лист);
  • Формирование умения правильно произносить и ис­пользовать в активной речи двусложные слова с двумя стече­ниями согласных (грядка, брюшко);
  • Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

  • Закрепление знания признаков гласных и согласных зву­ков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук;
  • Закрепление представлений о твердости-мягкости, глу­хости-звонкости согласных и умения дифференцировать со­гласные звуки по этим признакам, а так же по акустическим признакам и месту образования;
  • Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лис;
  • Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобр, липа, лист, клин.

 

Обучение грамоте

  • Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, с пройденными буквами;
  • Ознакомление с буквами А, У, И, О, Ы, П, К, Т, Х, М, Н, Б. Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения с этими буквами;
  • Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы;
  • Закрепление знания известных детям правил правописания.

 

Развитие связной речи и речевого общения

  • Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами;
  • Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени (Мы хотели пойти гулять, но на улице шел сильный дождь. Мы сидели дома и рисовали, на улице шел дождь. Мы пошли  на прогулку, когда закончился дождь);
  • Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее);
  • Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях;
  • Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко;
  • Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания на основе изучаемых лексических тем по заданному плану;
  • Совершенствование навыка пересказа по заданному или кол­лективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика;
  • Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
    составленному плану.

II

период

декабрь, январь, февраль

Развитие словаря

  • Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем;
  • Обогащение экспрессивной речи сложными словами (снегопад, круговерть, снегоуборочный, трудолюбивый, много­этажный), многозначными словами (метелица метет, дворник метет; корка хлеба, снежная корка), словами в переносном значении (золотые руки, железный характер), однокоренными словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный);
  • Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (беленький, тепленький), относительными (дубовый, серебряный, хрустальный, пластмассеый) и притяжательными прилагательными (львиный, леопардовый, обезьяний); прилагательными, обозначающими моральные качества людей (умный, глупый, добрый, злой, ленивый,  упорный);  прилагательными с противоположным значением

(холодный — горячий, гладкий шершавый, мягкий — твер­дый);

  • Пополнение словаря однородными определениями (снег белый, легкий, пушистый);
  • Продолжение работы по дальнейшему овладению при­ставочными глаголами (насыпать, посыпать, засыпать, понасыпать);
  • Дальнейшее обогащение экспрессивной речи всеми про­стыми и некоторыми сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).

 

Совершенствование грамматического строя речи

  • Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами (кружечка, тарелочка, но­жичек, кастрюлька, кувшинчик; гладенький);
  • Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (сне­жище, горища) и суффиксами единичности (снежинка, льдинка);
  • Формирование умения образовывать и использовать име­на прилагательные в сравнительной степени (выше, мягче, длин­нее; самый холодный);
  • Закрепление умения согласовывать прилагательные и  числительные с существительными в роде, числе и падеже (гладкий лед, гладкого льда, по гладкому льду; белые снежинки, белых снежинок, белыми снежинками; три снеговика, семь сне­гирей), подбирать однородные определения к существитель­ным (гладкий, блестящий, холодный лед);
  • Формирование умения образовывать и использовать гла­голы в форме будущего простого и будущего сложного време­ни (покатаюсь, буду кататься, расчищу, буду чистить).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  • Дальнейшее совершенствование и развитие речевого ды­хания;
  • Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса;
  • Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе;
  • Продолжение работы над четкостью дикции, интонаци­онной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

Коррекция произносительной стороны речи

  • Дальнейшая активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата;
  • Дальнейшее продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков.

Работа над слоговой структурой слова

  • Формирование умения правильно произносить четырех сложные слова из открытых слогов (снеговики) и использовать их в активной речи;
  • Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.

 

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

  • Совершенствование умения подбирать слова на задан­ный звук;
  • Совершенствование умения дифференцировать соглас­ные звуки по твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования;
  • Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из четырех звуков (при условии, что написание слов не рас­ходится с произношением: лужа, кран, болт, лиса, винт, крик).

Обучение грамоте

  • Дальнейшее совершенствование умения «печатать» бук­вы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами;
  • Ознакомление с буквами С, З, В, Д, Г, Э, Й, Е, Я, Ш. Формирование умения осознанно читать слова, предложения с этими буквами;
  • Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» бук­вы; различать правильно и неправильно напечатанные буквы;
  • Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы;
  • Формирование умения правильно называть буквы рус­ского алфавита.
  • Ознакомление с правилами правописания, написание
    ча—ща с буквой А, чу—щу — с буквой У.

Развитие связной речи и речевого общения

  • Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия,
    по картине; распространения простых предложений однород­ными членами;
  • Совершенствование навыков составления сложносочи­ненных и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закон­чился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.);
  • Закрепление навыков анализа простых распространен­ных предложений без предлогов и с простыми предлогами;
  • Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обу­чение использованию принятых норм вежливого речевого об­щения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно);
  • Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по картине и серии картин по данному или коллективно составленному плану;
  • Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным;
  • Дальнейшее совершенствование навыка пересказа рас­сказов и знакомых сказок по коллек­тивно составленному плану. Совершенствование навыка пересказа с изменением времени действия и лица рассказ­чика.

III

период

март, апрель, май

 

Развитие словаря

  • Расширение, уточнение и активизация словаря на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем;
  • Дальнейшее обогащение экспрессивной речи сложными словами (ледоход, первоцвет, половодье, белокаменная), много­значными словами (солнце печет, мама печет блины; ручеек звенит, звонок звенит), словами в переносном значении (горя­чее сердце, золотые руки), однокоренными словами (солнце, солнечный, подсолнух, подсолнечное);
  • Дальнейшее обогащение экспрессивной речи словами синонимами (бежать — нестись, большой огромный,  горя­чий —- обжигающий) и сло­вами-антонимами (восход закат, сажать собирать);

Дальнейшее обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами (голубенький, веселенький), относительными (весенний, домашний, школьный); прилагательными с противоположным значением (чистый — грязный, маленький — огромный, широкий — узкий);

  • Обогащение словаря однородными определениями, дополнениями, сказуемыми (На проталинках расцветают подснежники. На проталинках расцветают прозрачные, хрупкие, нежные подснежники. На проталинках, на пригорках, на полянках расцветают подснежники. На проталинках проклевываются, под­растают, расцветают первые подснежники);
  • Пополнение словаря отглагольными существительными (покупать — покупатель, продавать продавец, учить — учи­тель, ученик);
  • Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле);
  •  Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

 

Совершенствование грамматического строя речи

  • Дальнейшее совершенствование употребления сформи­рованных ранее грамматических категорий;
  • Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные с увеличительными суффиксами (гнездшце, льдинища) и суффиксами единичности (проталинка, травинка);
  • Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена прилагательные в сравнительной степени (ярче, шире, красивее, самый красивый);
  • Закрепление умения подбирать определения к сущест­вительным (рыхлый, темный, грязный снег; чистое, голубое, вы­сокое небо);
  • Совершенствование умения образовывать и использо­вать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени (научусь, буду учиться);
  • Дальнейшее совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными (прекрасный цветок, пре­красная незабудка, прекрасное утро, прекрасные дни) и числи­тельных с существительными (три бабочки, семь бабочек; трех бабочек, семи бабочек).

 

 

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

 

Развитие просодической стороны речи

  • Дальнейшее развитие и совершенствование речевого ды­хания;
  • Совершенствование звучности и подвижности голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру);
  • Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе;
  • Продолжение работы над четкостью дикции, интонацион­ной выразительностью речи в свободной речевой деятельности.

 

Коррекция произносительной стороны речи

  • Продолжение работы по совершенствованию и активи­зации движений речевого аппарата;
  • Завершение работы по автоматизации правильного про­изношения звуков всех групп.

Работа над слоговой структурой слова

  • Формирование умения правильно произносить четырех­сложные и пятисложные слова сложной звукослоговой структуры (погремушка, колокольчик, велосипедист, регулировщик);
  •  Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.

Совершенствование фонематических представлений,

навыков звукового анализа и синтеза

  • Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук.
  • Развитие навыков дифференциации согласных звуков по  твердости — мягкости, звонкости — глухости, по акустическим признакам и месту образования;
  • Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоя­щих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расхо­дится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина;
  • Формирова­ние умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками;
  • Формирование представления о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

Обучение грамоте

  • Закрепление навыков осознанного чтения и «печатания» слов, предложений, небольших текстов;
  • Ознакомление с новыми буквами: Ж, Л, Ц, Ю, Р, Ч, Ф, Щ;
  • Совершенствование умения решать кроссворды, разга­дывать ребусы, читать изографы;
  • Совершенствование умения узнавать буквы, написанные разными шрифтами, различать правильно и неправильно на­печатанные буквы, а также буквы, наложенные друг на друга.

Развитие связной речи и речевого общения

  • Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений и распространения их однородными членами, составления сложносочиненных и сложноподчинен­ных предложений.

Совершенствование навыков анализа простых рас­пространенных предложений без предлогов и с простыми пред­логами и навыка составления графических схем предложений;

  • Повышение речевой коммуникативной культуры и раз­витие речевых коммуникативных навыков. Закрепление уме­ния соблюдать нормы вежливого речевого общения;
  • Дальнейшее совершенствование умения составлять опи­сательные рассказы о предметах и объектах, рассказы по кар­тине и серии картин по данному или коллективно составлен­ному плану;
  • Совершенствование умения составлять рассказы из лич­ного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с уви­денным, прочитанным;
  • Развитие индивидуальных способностей в творческой ре­чевой деятельности;
  • Формирование умения составлять рассказы по картине с описанием предыдущих и последующих событий;
  • Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые инте­ресные и существенные события и эпизоды, включая в повество­вание описания природы, окружающей действительности, ис­пользуя вербальные и невербальные средства;
  • Дальнейшее совершенствование умений отвечать на во­просы по тексту литературного произведения и задавать их;
  • Совершенствование навыка пересказа небольших рас­сказов по кол­лективно составленному плану;
  • Закрепление навыка пересказа с изменением лица рассказчика и времени действия.
0
Папка-передвижка "Роль матери в воспитании ребёнка...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Сю...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.11.2022

В блогах

Сценарий праздника 8 Марта для средней группы «Весенний сюрприз от весны».

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ведущие- Весна (воспитатель)- Карлосон-   ОБОРУДОВАНИЕ: Костюм весны- зелёное платье, ободок из цветов, белая майка, капронки, белая юбка. Корзина –красиво оформленная. Волшебные лучики- зелёный, белый, красный, жёлтый...

Проект по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет

Патриотическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Никто не учит маленького человека:   «Будь равнодушным к людям, ломай деревья,   попирай красоту, выше всего ставь свое...

Сценарий праздника

«ДЕНЬ ШАХТЕРА» для детей средней группы. Дети под музыку проходят и садятся на места. Их встречает Уголек. УГОЛЕК: Здравствуйте дорогие друзья! «Я – веселый...

Новое на сайте

Конспект НОД «Новогодний календарь»

Конспект НОД «Новогодний календарь» Цель: Развитие основных физических качеств в двигательно – игровой деятельности. Задачи: Упражнять в выполнении основных движений через игровые задания. Развивать внимание, быстроту, ловкость, координационные способности, творческое воображение. Воспитывать умение дружно, сообща действовать в коллективе, выполнять правила игры. Оборудование:...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую Развивающие: Развивать...

НОД «Проказы матушки - зимы»

НОД «Проказы матушки - зимы» Цели: обогащать и расширять знания детей о зиме, ее первом месяце-декабре, используя разные жанры устного народного творчества; развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы; закрепить знания правил поведения при неблагополучных...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим природным миром в процессе различных видов деятельности Одним из главных направлений педагогической работы с детьми дошкольного возраста является познание природы и окружающего мира, так как современная система дошкольного образования ориентирована...