Как развивалась игра

Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается
живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский

Филогенез игры.

Понять природу игры, определить её характерные черты, проанализировать причины возникновения стремились начиная с XIX века многие отечественные и зарубежные исследователи.

Первые попытки разработать теорию игры были предприняты К. Гроосом, Г. Спенсером и др. Несмотря на множество  принципиальных отличий, их теории сходились в одном: они рассматривали игры детей вместе с играми животных. Понимание игры исходило из представлений о том, что игра относится к унаследованным инстинктам.

Отечественные психологи избрали другой путь исследования игры и рассматривали ее как деятельность ребенка по ориентации в мире человеческих действий, человеческих отношений, задач и мотивов человеческой деятельности.

Наиболее точное определение игре дает Д.Б. Эльконин: человеческая игра- это такая деятельность , в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Доказательство целесообразности такого подхода можно найти при рассмотрении происхождения игры в истории общественного развития. Анализируя становление игры при переходе общества с одной формы развития на другую, более высокую, Эльконин установил следующее.

На ранних этапах развития человеческое общества, когда производственные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни тем более ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых.

Для примера Эльконин приводит ряд этнографических и географических описаний путешественников. Непосредственная связь детей со всем обществом , осуществляемая в процессе общего труда, исключила всякие формы связи ребенка и общества. На этой ступени развития и при таком положении ребенка в обществе, как равноправного, нет никакой необходимости в воспроизведении труда и отношений между взрослыми, нет необходимости в ролевой игре.

Переход к более высоким формам производства – земледелию и скотоводству, усложнение способов рыболовства и охоты привело к  разделению труда в обществе. Включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки в форме овладения простейшими орудиями труда.

Интересными представляются описания жизни лопарей Н.Н. Харузиным. Он обратил внимание, что дети тайком от родителей играют в подражательные игры, например в венчание: мальчик берет девочку и ходит с ней вокруг столба, а другие дети стоят по сторонам и поют. Такие игры являются особым способом проникновения в недоступные для непосредственного участия сферы жизни и отношений взрослых. Важно заметить, что игр, изображающих трудовую деятельность, в которой дети участвовали наравне со взрослыми, не наблюдалось.

Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, появление элементов домашнего ремесла, возникновение на этой основе более сложных форм разделения труда и новых производственных отношений приводит к тому, что возможность включения детей в производственный труд становится еще более проблематичной. Упражнения с уменьшенными орудиями труда становятся бессмысленными, и овладение усложнившимися орудиями отодвигается на более поздний возраст.

На этом этапе развития одновременно возникают два изменения в характере воспитания и процессе формирования ребенка как члена общества. Первое из них заключается в том, что выделяются некоторые общие способности, необходимые для овладения любыми орудиями (развитие зрительно-двигательной координации, мелких и точных движений, ловкости и т.п.). общество создает для упражнения этих качеств особые предметы-игрушки. Это деградированные, упрощенные и потерявшие свои первоначальные функции уменьшенные орудия труда, служившие на предшествующем этапе для прямой тренировки операций, такие, как волчок. Подобный предмет служил для добывания огня и высверливания отверстий, действия с ним были для детей необходимыми. Современному ребенку такая игрушка нужна для общего развития, и , чтобы поддержать интерес к ней, взрослые делают ее музыкальной, добавляют к ней картинки. Кроме упрощенных предметов, используются и другие игрушки, развивающие способности, специально созданные взрослыми для детей( погремушка, пирамидка и др.). общее между современными игрушками и предметами, с которыми функционировали дети в условиях первобытного общества, только одно- способ действия с ними детям показывали взрослые.

Второе изменение в характере воспитания заключается в появлении символической игрушки. С ее помощью дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся.

История возникновения игрушки

Археологические исследования, литературные источники донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, заносящий лапу над предполагаемой жертвой, и др. некоторые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта : телесные наказания раба или работающий раб.

В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художественные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты. Было развито ремесленное производство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого философа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профессионализме мастеров.

На территории Восточной Европы древнейшие игрушки, которые найдены археологами, относятся ко IIв. До н.э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VII вв. н.э.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Среди них много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мячи). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительницы домашнего очага. От тех времен сохранились кукольные дома с полной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, часто с украшениями из драгоценных металлов, камней. Кукольные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие из них- настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по наследству.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина).

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Смысл народной игрушки – развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Первые игрушки вешали над зыбкой. Это были колокольчики, подвески с шумом, пестрые лоскуты, трещотки. А потом ребенок получал мячи, луки, волчки, свистульки, куклы……

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюнберге в XIX веке. В 1880 году стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали французские города Страсбург и Лимож. Игрушки оказались «чувствительными» к изменениям, происходящем в человеческом обществе.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты в создании сложной детской игрушки. Появились электронные игрушки с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами. В Японии родились и быстро завоевали мировой рынок новые, так называемые виртуальные игрушки.

Особенности передачи игровой культуры в современном обществе.

Культивирование игры в современном обществе происходит, прежде всего, через игрушку.

Игрушка с самого раннего детства предоставляется в самостоятельное пользование ребенка. Однако в самостоятельной деятельности ребенка она является лишь объектом специфических манипуляций, обусловленных ее функциональными свойствами. Эти манипуляции, т.е. действия с игровыми предметами, ребенок производит самостоятельно, но это не значит, что он играет. Отдельные манипуляции с предметом, не включенные в сюжет или правила игры, еще не являются игрой. Игрушка и действия с ней должны быть осмыслены, включены в смысловой контекст. Папы и мамы могут обыгрывать новые игрушки, которые они покупают ребенку, стимулировать детей к имитации действий взрослых.

В сюжетные игры взрослые не играют. Временного отрезка в 20 лет достаточно, чтобы забыть, что это такое. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами, а сюжетная игра остается без внимания. А наибольшее развивающее значение в дошкольном детстве все же имеет сюжетная игра.

Игра действительно социальна по своему происхождению как в филогенезе человечества, так и в онтогенезе отдельного ребенка.

Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе. Содержание игры- то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

Что происходит при нарушении процесса передачи игрового содержания и средств игровой культуры между поколениями?

В жизни современного общества такие разрывы в передаче игры обусловлены двумя причинами: возрастным разделением детей, преобладанием семей с одним ребенком.

  к упразднению двора в современном городе приводит к исчезновению дворовых играющих групп, которые являются основным носителем игры.

В игре могут отражаться лишь внешние стороны человеческой деятельности- то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям, или, наконец, общественный «результат» человеческого труда. Поэтому изменяется и смысловая нагрузка игр современных детей.

Что касается игры, то ее воспитательное значение во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Воспитатель должен быть знаком с каждым из этапов формирования игры в онтогенезе, знать их отличительные особенности, уметь руководить игрой на каждом этапе, развивать игровую деятельность дошкольников.

Результаты наблюдений, изучения детских игр позволяют выделить несколько этапов их становления у дошкольников: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, собственно ролевая игра.

0
«Современные критерии оценки детских игр и игрушек...
День Республики Адыгея
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.10.2020

В блогах

"Тили-тили-тили-бом загорелся кошкин дом"

«Кошкин дом» По мотивам одноименной сказки С. Маршака ПОД МУЗЫКУ ВЫХОДЯТ ДВА РАССКАЗЧИКА. 1 Рассказчик: Слушайте взрослые, слушайте дети...

Выступление по самообразованию «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют...

Проект для младшего дошкольного возраста "Веселый светофорик"

Педагогический проект «Веселый светофорик»   1. Автор – проекта: Никитина О.А., воспитатель 2. Тема: «Веселый светофорик» 3. Вид проекта: практико-ориентированный, творческий, игровой. 4. Актуальность темы: Дети...

Новое на сайте

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения. Для детей средней…

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения Для детей средней группы (4-5 лет) Цель: формирование знаний детей о космосе. Задачи: образовательные: формировать представления детей об окружающем мире, начальное представление о Солнечной системе; развивающие: развивать познавательную...

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся)

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся) Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Работаю в детском саду, неоднократно замечаю...

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова)

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова) Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. Учить узнавать и называть овощи. Развивать певческие умения и ритмичность движения. Учить передавать по показу персонажа игровые действия. Воспитывать интерес к...

Конспект занятия по рисованию в технике эстампа «Осенние листочки» в средней группе

Конспект занятия по рисованию в технике эстампа «Осенние листочки» в средней группе Программное содержание: Продолжать знакомить детей с техникой рисования – эстамп.Развивать интерес к осенним явлениям природы.Воспитывать у детей умение слушать воспитателя. Материалы и оборудование: Альбомные листы, кисти, салфетка, клеенка, листья...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог