«Тревожность детей. К чему это может привести?»

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, характеризующихся повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, эмоциональной нестабильностью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворенностью возрастными требованиями ребенка.

Тревога - это переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неприятностей, с предчувствием надвигающейся опасности. Тревога различается как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черта личности или темперамента.

По определению Р.С.Немова: "Тревога - это постоянно или ситуативно проявляющееся свойство человека приходить в состояние повышенной тревожности, испытывать страх и тревогу в конкретных социальных ситуациях".

Тревожность обычно повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, во многих группах людей с отклоняющимся субъективным проявлением личностного дистресса. Повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различных стрессов.

Тревога как черта личности связана с генетическими свойствами функционирующего человеческого мозга, которые вызывают повышенное чувство эмоционального возбуждения, эмоциональной тревоги.

Эмоциональное состояние в виде тревоги, страха, агрессии у детей иногда может быть вызвано неудовлетворенностью их притязаниями на успех. Эмоциональное расстройство по типу тревожности наблюдается у детей с высокой самооценкой, которые не имеют возможности реализовать свои притязания. Отечественные психологи считают, что неадекватно высокая самооценка у детей развивается в результате неправильного воспитания, завышенной самооценки взрослыми успехов ребенка, похвалы, преувеличения его достижений, а не как проявление врожденного стремления к превосходству.

От неудовлетворения потребностей ребенка вырабатываются механизмы защиты. Он пытается найти причины своих неудач в других людях: родителях, учителях, товарищах; вступает в конфликт со всеми, проявляет раздражительность, обидчивость, агрессивность. Желание защитить себя от собственной слабости, предотвратить неуверенность в себе, гнев, раздражение в уме может стать хроническим и вызывать беспокойство.

Главная задача - соответствовать потребностям и возможностям ребенка, либо помочь ему поднять свои реальные возможности до уровня самооценки, либо понизить самооценку. Но самый реалистичный способ - переключить интересы и притязания ребенка на ту область, где ребенок может добиться успеха и самоутвердиться.

Исследования ученых показывают, что тревожность является результатом реальной тревоги, возникающей в определенных неблагоприятных условиях в жизни ребенка, как образования, возникающие в процессе его деятельности и общения. Иначе говоря, это явление социальное, а не биологическое. Тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – стресса. В основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональные переживания, не спокойствия, не уютность и не уверенность за свое благополучие, которые можно рассматривать как проявление тревожности.

Уже к 4 – 5 годам у ребенка может появиться чувство неудачливости, неприспособленности, неудовлетворенности, неполноценности, которые могут привести к тому, что в будущем человек потерпит поражение.

Тревожность – это ожидание того, что может вызвать страх. Можно выделить несколько источников тревоги:

1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Это вид беспокойства возникает в результате ассоциатирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

2. Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников).

3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У старших детей чувство вины характеризуется чувством самоунижения, досады на себя, как не достойного.

4. Тревога из-за не способности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда.

5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствий к достижению желаемой цели.

6. Тревога свойственна человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию.

7. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношением ребенка и матери.

Переживание тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации является нормальной адекватной реакцией, свидетельствующей о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта.

Переживание тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира искажено, неадекватно. Нарушаются адекватные отношения с миром. В данном случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать реальность и реагировать на нее. Эмоции, испытываемые дошкольником, легко читаются на лице, в позе, жесте и во всем поведении. Эмоциональный фон может быть положительным и отрицательным. Негативный фон ребенка характеризуется депрессией, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается, его плечи опущены, выражение лица грустное и безразличное; он с трудом идет на контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Тревожные дети, как правило, неуверенные в себе дети с неустойчивой самооценкой. Их постоянное чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они редко проявляют инициативу. Будучи послушными, они предпочитают не привлекать внимания окружающих, ведут себя грубо как дома, так и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей, не нарушают дисциплину, убирают игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их пример, аккуратность, дисциплина носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудач.

Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, занимающимися гиперзащитным воспитанием (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений, запретов, постоянное дерганье). В этом случае общение между ребенком и взрослым носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих силах. Он постоянно боится негативной оценки, начинает беспокоиться, что делает что-то не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и развиться в устойчивое личностное образование - тревогу.

Гиперпротективное воспитание может сочетаться с чрезвычайно тесными отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. Родители с определенными характерологическими особенностями склонны устанавливать такие отношения с ребенком – тревожные, подозрительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает ребенка своими страхами, то есть способствует формированию у него тревожности. Мать, находящаяся в таком состоянии, невольно пытается защитить психику ребенка от того, чтобы как-то напомнить ей о ее страхах. Кроме того, беспокойство матери о ребенке, состоящее только из предчувствий, страхов и тревог, служит каналом передачи тревоги.

Такие факторы, как чрезмерные требования со стороны родителей и опекунов, могут способствовать усилению тревоги у ребенка, поскольку они вызывают ситуацию хронической недостаточности, которая легко перерастает в тревогу.

Еще одним фактором, способствующим формированию тревожности, являются частые упреки, вызывающие "чувство вины". В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед своими родителями. Часто причиной большого количества страхов у детей является сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предупреждений, опасностей, тревог.

Чрезмерная строгость также способствует появлению страхов. Часто, не задумываясь, родители вселяют в детей страхи своими никогда не реализованными угрозами, такими как: "Дядя заберет тебя", "Я оставлю тебя" и т.д.

В дополнение к этим факторам страхи возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных страхов при встрече со всем, что представляет опасность или непосредственно представляет угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай и т.д.

Если у ребенка повышается тревожность, появляются страхи – непременный спутник тревоги, то могут развиться невротические черты характера. Неуверенность в себе как черта характера - это саморазрушительное отношение к себе, к собственной силе. Тревога как черта характера - это пессимистическое отношение к жизни, когда она представляется полной угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они в свою очередь формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них все та же тревожность, растерянность, неуверенность, отсутствие твердой опоры. Та же реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежание лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок уходит в мир «фантазий». В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.

Замечено, что уровень тревожности у мальчиков и девочек различен. В дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки связывают свою тревогу с другими людьми. Это могут быть не только друзья, родные, воспитатели, но и «опасные люди»: хулиганы, пьяницы и т. д. Мальчики же бояться физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых можно ожидать от родителей или вне семьи.

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формирование креативного, творческого мышления.

Тем не менее у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.

0
Нравственное воспитание дошкольников средствами му...
«Игры, в которые можно играть дома»
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

Выступление на семинаре – практикуме «Реализация игровых технологий в ДОУ как один из инновационных…

Цели и задачи: Активизировать познавательную деятельность педагогов Повышение компетентности педагогов в опытно экспериментальной деятельности Развивать творческие способности педагогов Воспитывать бережное отношение и любовь к...

Проектная деятельность в работе с детьми и родителями

Огромное влияние на развитие ребенка имеет среда, в которой он вырастает. И для того, чтобы ребенок нормально рос  и развивался ...

Конспект ООД в младшей группе Тема: «Улицы родного города»

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе, Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое...

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...