Семинар - практикум для родителей «Воспитание нравственных качеств у младших дошкольников через семью»

24 мариа 2020 года в ГКУЗ Специализированный дом ребенка для родителей воспитанников гпурры "Бусинки" был организован:

Семинар - практикум для родителей «Воспитание нравственных качеств у младших дошкольников через семью»

Цель: Формировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в семье.

Задачи:

1. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания нравственности и формированию мировоззрения детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать сплочению родительского коллектива;

3. Способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.

 

«Характер и нравственное поведение ребёнка – это слепок

с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение»

Эрих Фром.

 

«Всё самое хорошее, что связывает меня

 с окружающим миром, связано с моей семьёй»

Вильгельм Гумбольт.

 

Ведущая: Добрый день уважаемые родители! Приятно видеть вас! Нас объединяет важное общее дело - воспитание детей. Именно это является главным вопросом нашего мероприятия. Уверена, что наша встреча состоится в атмосфере хорошего настроения и взаимопонимания. А начать нашу встречу я хочу с одной истории.

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало большое количество людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Старушка что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Детям было любопытно посмотреть, что делает старушка, но родители велели им держаться от нее подальше. Старушка улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие. И только когда старушка умерла, люди узнали, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которым дети могли поранить ноги…

Это не легенда, это реальная история из нашей жизни.

Сегодня мы будем рассуждать о семейных ценностях, о нравственных качествах, которыми стремимся наделить детей, о роли семьи в формировании у ребенка духовно-нравственных качеств, о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца. Ведь сколько таких людей, как старушка, живут рядом с нами, дарят нам тепло и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. Поэтому на родителях лежит основная ответственность за приобщение детей к духовно-нравственным ценностям общества. Педагоги призваны развивать то, что заложено в семье.

Семья - это основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени жизни проводит человек. Семья способствует формированию человеческого достоинства, обеспечивает человека первичными основами духовности и жизнелюбия, основанной на любви. Именно здесь формируемая личность получает подлинную защищённость истинных духовно-нравственных ценностей. В полной семье, где по жизни идут рука об руку, мать является хранительницей семейного очага, материнства и женственности, отец - защитником и опорой, дети окружены заботой. Взаимоотношения между родителями играют основополагающую роль в формировании личностных качеств ребёнка. Семья может выступать в качестве, как позитивного, так и негативного фактора. Положительное воздействие на личность ребёнка заключается в том, что никто, кроме близких людей не относится к ребёнку лучше, не любит и столько не заботится о нем. Однако никакой другой социальный институт не может потенциально нанести большего вреда духовно-нравственному воспитанию детей. Многие родители не осознают полноценного значения того, что именно в детстве происходит становление социальных норм, моральных требований и образцов поведения, основанных на подражании детей родителям. Семья для малыша — это мир, в котором закладывается основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребёнка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности. И то, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Ребенок рождается потенциально хорошим, требует защищенности, тепла, любви. Эти потребности пробуждаются и раскрываются в общении в условиях безграничной родительской любви. Не стоит надеяться, что ребенок сам поймет основы добра, если живет в культурной семье. Этой способностью от природы наделены лишь единицы, а большинству детей нужна эмоциональная наука. Это и есть семейная школа воспитания, где детей учат уважать, любить не только на словах, но и осуществляя конкретные поступки.

Каждая семья стремится воспитать в своих детях такие нравственные качества как:

Вежливость – Аккуратность - Исполнительность – Чуткость - Ответственность – Смелость - Порядочность – Честность - Самостоятельность - Справедливость - Дисциплинированность – Внимательность

Поговорим о некоторых из них.

Начнем с такой черты характера как «Любовь».

«Как хорошо, когда вас любит кто-то. Как хорошо любить кого-то!»

Педагог М. Климова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь.

Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить и деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

1.Упражнение «Объяснимся в любви друг к другу с помощью жестов!».

2.Конкурс «Кто назовет больше всего сказок, где родители и дети любят друг друга?»

(«Волк и семеро козлят» и другие).

Давайте сейчас поговорим о такой отрицательной черте характера как «Злость».

 «Известно всем из века в век: не злостью славен человек»

1.Упражнение-дискуссия по вопросам:

а) Можно ли любить злых людей?

б) Можно ли по-доброму относиться к отрицательным персонажам?

в) Баба Яга злой или добрый образ? (похищает Иванушку в сказке «Гуси-лебеди», в сказке «Царевна лягушка» помогла советом, как справиться с Кощеем и так далее.)

 (Ответы родителей)

2.Закончите предложение «Я злюсь, когда……»

 (Ответы родителей)

3.Тренинг выхода из злости.

 Когда вы начинаете злиться:

- спойте веселую песенку;

- послушайте тихую музыку;

- расскажите о своей злости близкому человеку;

- полистайте семейный альбом;

- нарисуй свое настроение.

И сейчас мы с вами попробуем выполнить последнее упражнение «Нарисуй свое настроение» у вас у каждого на столах лежит лист бумаги и цветные карандаши, пожалуйста, приступайте к работе – нарисуйте свое настроение на бумаге.

Обсуждение рисунков родителей.

Следующая черта характера человека, которая немаловажна в наше время это – «Сочувствие».

«Вся боль уходит за ворота, когда сочувствует вам кто – то»

Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому и маленькому, двигаться к поставленной цели.

«Настоящим человеком становится только тот, - писал В.А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки. Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания детей».

1.Упражнеие «Кому вы больше сочувствуете?»

а) Пушкинской старухе, у которой вновь изба соломой крыта да разбитое корыто?

б) Колобку, который встретился с лисой?

в) Сестрице Алёнушке или братцу Иванушке?

г) Дюймовочке, которая встретилась с Кротом?

(Ответы родителей на вопросы)

2.Дискуссия «Нужно ли сочувствовать и помогать Федоре, от которой убежала посуда? Рассеянному с улицы Бассейной?»

(Дискуссия родителей по заданным вопросам)

И наконец самая главная черта характера человека это – «Доброта».

«Что такое доброта? Это сердца высота!»

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке. Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, к пожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности.

1.Дорогие родители закончите предложение «Я стараюсь быть добрым и …»

2.Упражнение «Добрый человек»

По улице шла женщина с покупками, и вдруг у нее упал сверток, что сделает проходящий мимо человек:

- пройдёт мимо;

- поднимет сверток и подаст женщине;

- скажет женщине «У вас упал сверток» и пойдет дальше.

Какой поступок вы считаете правильным и почему?

(Ответы родителей)

Ведущая: Продолжите фразу «Мой ребенок ....»

Родители связывают эту фразу с чертами характера своего ребенка и письменно продолжают ее в различных вариантах (например «Мой ребенок опрятный», «Мой ребенок невнимательный»)

- Черты, которые Вас устраивают.

- Черты, которые Вы хотели бы изменить.

Мы всегда хотим, чтобы наши дети были умными, добрыми, в будущем состоялись как личности. Каждый ребенок уникален, в нем есть то, что нам нравится и что бы мы хотели изменить.

Проблемная ситуация «Супермаркет»

Представьте, что вы находитесь в современном супермаркете. В нем три этажа. На первом - товары с браком, на втором - среднего качества и цены, на третьем - лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

- На какой этаж вы пойдете покупать вещи? (Ответы родителей)

Когда у нас рождаются дети, мы всегда хотим, чтобы они соответствовали товарам «третьего класса» - были умными, добрыми, и талантливыми.

Возможно, мы мечтаем, чтобы дети воплотили в жизнь наши несбывшиеся мечты. Но в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. У него есть что-то от первого, второго и третьего этажей. И ваш ребенок - не исключение. Вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что бы вы хотели изменить.

Корни каждой личности лежит в детстве, и в первую очередь в семье. Именно в семье устанавливают первые связи человека с миром, утверждается доверие к нему, создается лучшая возможность обеспечить гармонию в системе «ребенок - окружающий мир - ребенок», раскрыть способности личности. Малыш развивается по законам природы, которые сказываются на его поведении и разнообразной деятельности. Семья формирует определенный образ жизни. Один из важных факторов, мотивирующих развитие ребенка в дошкольные годы, - желание подражать старшим, стремление повзрослеть. Поэтому подражание, прежде всего близким людям, и является основным механизмом учения в этот период. К сожалению, взрослые забывают уроки собственного детства.

Ведущая: Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Как сделать ценности родителей достоянием ребёнка? Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

В-четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

Формирование нравственных ценностей происходит ежедневно, незаметно. Это образ жизни семьи, это личный опыт ребёнка, на котором основывается его дальнейшее нравственное развитие. Самое сложное для родителей в воспитании ребёнка – это воспитание себя.

Создание модели «Воспитательный потенциал семьи»

Ведущая: Перечислите 5 методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?

В результате общего обсуждения выделяем методы: «Убеждение», «Поощрение», «Упражнение», «Личный пример», «Принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).

Группам родителей раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов - методов воспитания.

Ведущая: Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Распределите методы воспитания на схеме ладони, обоснуйте их расположение и взаимовлияние. Выделите наиболее действенный метод.

С помощью клея опорные слова (убеждение, поощрение, упражнение, личный пример, принуждение) закрепляются на «ладони». Модели помещаются на магнитную доску.

 Ведущая: В качестве эталона рассматривается модель, предложенная профессором, доктором педагогических наук И. А. Липским. Большой палец – «поощрение», наиболее приемлемый метод при формировании нравственных ценностей. Средний палец – «убеждение», данный метод основной, но он практически бесполезен без «упражнения» - безымянный палец и «личного примера» - указательный палец. Самый малоиспользуемый метод – «принуждение» - мизинец.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и так далее.. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности.

Мы легко найдем похожие идеи в русских народных пословицах и поговорках:

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

Как постелешь - так и поспишь.

Что посеешь - то и пожнешь.

Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.

Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей. Отец и мать, а также другие члены семьи — дедушка, бабушка, старшие братья и сестры — формируют личность ребёнка с раннего его возраста. Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Упражнение «Семейный устав»

Ведущая: Как часто во время общения с ребенком мы употребляем такие выражения: «Отстань», «Не мешай». Мы это можем говорить настолько автоматически, что даже не замечаем, а между тем отталкиваем от себя ребенка. Я предлагаю вам написать правила поведения детей и родителей в семье, не предпринимая слова «не». Например, вместо «Не кричи громко», скажем «Будем разговаривать тише».

- Отстань, не мешай!

- Не будь похож на папу!

- Не надоедай мне!

- Не мешай, я занята!

 Подведение итога семинара - практикума

Дошкольный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда возможно заложить фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение моральных норм и правил. Нравственное воспитание – это процесс целенаправленного формирования моральных черт личности, навыков и привычек поведения, которые выступают в роли регуляторов взаимоотношений людей в общественной и личной жизни.

Сегодня, мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье.

 - Развивайте доброжелательное отношение детей к близким людям – взрослым и сверстникам, побуждайте к проявлению положительного отношения к окружающим (любви к родителям, привязанности к воспитателю, сверстникам).

- Пробуждайте эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев детских сказок и мультфильмов (пожалеть, утешить, приласкать, сказать ласковое слово).

- Приучайте к выполнению элементарных правил культурного поведения в обществе (по показу и побуждению старших). Учите пользоваться вежливыми словами: «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «Спокойной ночи»; выражать просьбы спокойным тоном. Воспитывайте положительное отношение к усвоению культурно-гигиенических навыков, развивайте самостоятельность в самообслуживании.

Родители и педагоги, при условии сотрудничества и взаимодействия, имеют практическую стратегию формирования нравственных ценностей у детей. Совместными усилиями мы научим наших детей тому, как «открыть» своё сердце, как бескорыстно помогать другим, как проявлять уважение и заботу, покажем им ценность человеческой жизни и важность нравственности.

Закончить нашу встречу мне хочется таким стихотворением.

Твори добро, твори добро – нет большей радости и жизнью жертвуй,

И спеши не ради славы или сладостей, а по велению души.

Когда кипишь судьбой униженной, ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда.

Постой. Остынь. Поверь – действительно всё встанет на свои места

Ты сильный! Сильные не мстительны! Оружье сильных – доброта!

Памятка «Основы нравственных отношений в семье»

Проявляя заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам.

Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.

Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.

Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

Использованная литература и источники:

1.Курбатов А. Воспитание духовно – нравственного здоровья. – М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

2.Липский И.А. Социальная педагогика. – М.: Сфера, 2004.- 320 с.

3.Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

4.Поваров К.С., Жудро Е.А. Миссия к детям: формы и методы работы с детьми и молодежью по программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания. – М.: «Общее дело», 2006. – 82 с.

5. Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] http://www.portal-slovo.ru/rus/pedagogics

Памятка родителям от ребенка

1.Не балуйте меня, вы меня этим портите.

Я очень хорошо знаю, что необязательно давать мне все, что я прошу. Я просто испытываю вас.

2.Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства.

Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

3.Не давайте обещаний, которых вы не сможете исполнить.

Это ослабит мою веру в вас.

4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле.

Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

5.Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

6.Не пытайтесь читать мне наставления и нотации.

Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

7.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей.

Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

8.Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех.

Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

9.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность.

Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

10.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори.

Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

11.Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы.

Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.

12.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе, мало времени.

Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же.

0
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект интегрированного занятия "Домашние животн...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
31.05.2020

Комментарии

Педагогика
27 мая 2020
И мне плиз ответы
ТРИЗ – игры для дошкольников (материал для педагогов)
27 мая 2020
Спасибо за вашу работу. Только начинаю ТРИЗить.
Мастер-класс с родителями
26 мая 2020
Интересный мастер-класс для родителей!Возьму на заметку.

В блогах

«Как правильно выбрать книгу для дошкольника» Рекомендации для родителей

1. Выбирая книгу для ребенка первое, на что нужно обратить внимание – это возраст ребенка. Для детей в возрасте 2-3 лет главную...

"Говорят дети".

  На протяжении многих лет я собираю удивительные рассказы детей. Эти шедевры детской непосредственности я и хочу представить вашему вниманию. "Фарфоровый  лист". Мама ...

Работа с родителями Консультации для родителей «Учим ребенка общаться»

Работа с родителями Консультации для родителей «Учим ребенка общаться» Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но...

Новое на сайте

Конспект развлечения «Берегите лес»

Конспект развлечения «Берегите лес» (Старшая группа) Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к природе Задачи: - расширять представление детей о лесе и его обитателях; - обучать правилам поведения в лесу; - развивать познавательную активность; - формировать сплоченность детского коллектива; - воспитывать гуманное отношение...

Квест ко дню России для смешанной группы «В поисках символа России»

Квест ко дню России для смешанной группы «В поисках символа России» Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - создавать условия для расширения знаний о символах России (флаг, герб, гимн, о празднике День России);- способствовать созданию...

Конспекты НОД «Мужественные профессии. Женские профессии»

Конспекты НОД «Мужественные профессии. Женские профессии»

Активные методы работы с семьей в детском саду

Активные методы работы с семьей в детском саду С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все факты об объекте с точки зрения целей. Наблюдение — процесс...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог