лебедева татьяна владамировна пока еще не указала никакой информации ...

Родительское собрание в подготовительной группе РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Особенности развития ребенка 6-7 лет

И вот мы уже в подготовительной группе.

Седьмой год жизни — последний отрезок дошкольного периода. Пройдет еще совсем немного времени, и ребенок перешагнет один из очень важных рубежей в своей жизни, и беззаботное, игривое детство останется позади, а впереди -  постижение всего этого огромного мира, освоение всего многообразия наук и знаний, доступных современному человеку.

В этом  возрасте дети становятся выносливее, сильнее, более активнее, а с другой стороны у детей возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно уверенно сравнивать с возникающими противоречиями в подростковом возрасте.

В дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольно. Но со временем оно становится более устойчивым и в переломный период развития ребенок начинает самостоятельно управлять своим вниманием. Однообразная деятельность снижает устойчивость внимания ребенка, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время. Основным видом деятельности в этом возрасте по-прежнему остается игра, хотя уже к середине периода, о котором мы говорим, дети зачастую как будто загораются освоением нового вида деятельности — учебы. Им становится интереснее именно учиться, игра становится чем-то второстепенным, хотя, конечно же, не отходит полностью и еще долгое время в той или иной мере необходима ребенку. Игровая деятельность еще крайне важна, через нее дошкольник доводит имеющиеся навыки до совершенства, постепенно подготавливая себя к постижению нового вида деятельности — обучению в школе, в рамках которого уже нужно не просто уметь лепить, рисовать, вырезать, а научиться ставить перед собой и выполнять различные большие и малые задачи.

Такие закономерности детей 6-7 лет отмечаются и в развитии памяти. В этот возрастной период формируется непроизвольный характер памяти. Ребенок лучше запомнит то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет более яркое впечатление. Объем материала, который может зафиксировать ребенок, определяется его эмоциональным отношением к данному ситуации, явлению или предмету.

Воображение ребенка формируется в непосредственной зависимости от речевого развития ребенка. В этом возрасте воображение расширяет у ребенка возможности во взаимодействии с окружающей средой, способствует ее освоению, совместно с другими.

Представление  дошкольника характеризует процесс развития мышления, которое в этот возрастной период в значительной степени связано со

способностью оперировать представлениями произвольно.

Этот возраст  представляет возможности для развития образного мышления. Огромное

значение имеет подражание, хотя оно в данный период развития становится более управляемым. Несомненное значение имеет словесная инструкция, данная взрослым, побуждающая ребенка к действиям. В игре ребенку необходимо заранее выбрать определенное поведение. Поэтому игра способствует совершенствованию способностей к волевой регуляции поведения.

У каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.

Этот  возраст благоприятен для формирования самооценки ребенка, что способствует стимулированию умения сравнивать себя со сверстниками. Для детей 6-ти лет характерна дифференцированная самооценка завышенного уровня. К 7 годам она заметно снижается. Ребенок перестает сравнивать себя со сверстниками. Формирование первоначальной самооценки является основой развития умений. Ребенок данного возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать порицание, замечание и наказание в процессе обучения детей 6-7 лет необходимо крайне редко. В этих случаях у них формируется заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах.

В ваших силах внушить малышу волю к победе. Чаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.

 Время летит, и вот уже скоро наши  ребята  отправятся  в первый класс.  Готовность  к школе. В чем она заключается… она  включает в себя: психологическую  и социальную готовность; развитие школьно – значимых психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности; Психологическая и социальная готовность включает в себя желание учиться, учебную мотивацию, умение подчиняться школьному режиму, умение адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию, умение планировать деятельность, дисциплинированность и самооценка. Для того, чтобы появилось желание учиться в школе, мы беседуем, рассматриваем картины о школе. Обязательно идет положительный настрой. Мы говорим, что в школе интересно, можно узнать много нового, и все станут очень взрослыми, когда пойдут в школу.

Запись детей о школе

Чаще всего дети идут в первый класс с огромной радостью. Желание узнавать что- то  новое, так называемый познавательный мотив, полностью формируется к шести годам. Школьно – значимые психофизические функции

– это развитие фонематического восприятия, артикуляционная моторика, пространственная ориентация, координация движения. Развитие познавательной деятельности – это развитый кругозор, способность самостоятельно принимать решения, сформированность всех психических процессов.

 Впереди самый важный последний год в детском саду.  А сейчас, расскажем о задачах на текущий учебный год. Расписание занятий с детьми находится в группе, в уголке для родителей. Продолжительность непосредственной образовательной деятельности – 30 минут, между занятиями  перерыв  10 минут. Каждый день у детей 3 занятия.

Задачи  обучения   по математике:

Мы продолжаем работу по формированию математических представлений  у детей. В этом учебном году программа ставит следующие задачи:

  • Совершенствовать счетные, вычислительные  навыки (прямой и обратный счет, порядковый счет, действия  сложения, вычитания)
  • Упражнять в сравнении двух множеств,  познакомить  со знаками «больше», «меньше», «равно»
  • Совершенствовать навыки измерения.
  • Учить ориентироваться в структуре, в составлении  и анализе арифметической задачи,  в ее решении.
  •  Учить ориентироваться во времени по календарю, учить определять время по часам.
  • Совершенствовать знания состава числа из двух меньших чисел..
  • Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку.

Перейдем к задачам по развитию речи детей.

  • Развивать произносительную сторону речи детей: уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка, развивать речевой слух, развивать силу, высоту, темп и громкость речи.
  • Развивать словарный запас детей:  расширять словарный запас на основе формирующихся богатых представлений о мире, активизировать его в самостоятельных высказываниях, расширять запас слов с противоположным значением и слов, близких по значению, учить понимать обобщенное  значение слов и пользоваться обобщениями в самостоятельной речи.
  • Развивать грамматический строй речи: упражнять детей в правильном употреблении глаголов, учить правильно согласовывать числительные с существительными, упражнять детей  в образовании родительного падежа множественного числа существительных, притяжательных местоимений, упражнять детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, продолжать работу по составлениюразных типов предложений.
  • Развивать связную речь (Диалогическую и монологическую)

Задачи обучения грамоте и подготовке к письму.

  • Познакомить детей с буквами. Демонстрируется в виде заглавной  и строчной (большой и маленькой), учить  соотносить букву с соответствующим звуком, формировать умение выделять отдельные части буквы, ее элементы.
  • Учить узнавать, различать и выделять отдельный звуки, определять их позицию в слове (начало, середина,  конец).
  • Развивать правильную артикуляцию звуков, анализировать особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, участие голоса, прохождение воздушной струи.
  • Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп русского языка: гласных и согласных, их  условными обозначениями (гласные – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие – зеленым цветом)
  • Учить различать твердые и мягкие согласные.
  • Развивать мелкую моторику рук, учить правильно держать карандаш, развивать пространственные ориентировки, формировать элементарные графические умения.

Задачи познавательного характера.

  • Способствовать накоплению представлений о мире.
  • Подвести к осмыслению  социальных понятий (семья, родина и др.)

Через знакомство с конкретными знаками (буква, цифра, дорожный знак, символы государства и др.  формирование интереса к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты, желания научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы, части суток, дни недели

, месяцы, год через использование календарей), показать детям, что в основе социальных понятий семья, родина лежат особые отношения к близким людям, к месту где родился и живешь.

  • Начать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастом. (знакомство с глобусом и физической картой мира, природно- климатическими зонами, природными богатствами, странами и народами)
  • Закрепить, уточнить и расширить представления детей о человеке и природе. Мир человека  - о видах деятельности людей, о рукотворном мире, о гигиенической культуре и правилах личной безопасности на основе анатомических особенностей.

Мир природы  -  знакомство с  жизнью животных и растений в разных условиях,  показать значение и роль причинно-следственных связей в нашем мире, показать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы, смену времен года, их ритмичность и цикличность, их влияние на жизнь  природы и человека.

1 презентация

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?  Щелчок

До школы осталось немного времени 1 год.. в первую очередь обращают внимание: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)

2

- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):

Речь должна быть Проблемы наших детей
  •     Щелчок Грамотной
  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой
  • ..........
  • ..........
  • ..........

Это идеал.  Щелчок  А что же получается на самом деле?

3

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

4

Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

односложная

Состоящая из одних простых предложений речь

бедная речь

Недостаточный словарный запас

Слова – «паразиты»

Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

грамотные вопросы

Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.

составление рассказов

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

не могут логически объяснять
речь не выразительна

Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция

Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца),  грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой. а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)

Что мы  делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

  1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам
  1. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память У нас  в этот год в садике такой

конкурс был среди всех групп. .  Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

  1. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
  2. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
  3. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

5

Что дома делать надо:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
  2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам

6

  1. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
  2. Развивайте мелкую моторику. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
  3. Выполняйте с ребёнком артикуляционную гимнастику или гимнастику для языка для улучшения звукопроизношения,

7

Какразвиватьмелкуюмоторику?

  1. Пальчиковые игры в сочетании со стихами (Пальчики здороваются, Улиточка, Паучок и мотылек…)
  2. Массаж пальчиков (своими пальцами, массажным мячиком –Гладь мои ладошки, ёж…)
  3. Перебирание круп (Золушка)
  4. Мозаика, конструктор
  5. Раскрашивание, обведение по точкам…
  6. Нанизывание на нить бусин, макарон…
  7. Лепка (раскрашивание пластилином)+ крупы
  8. Вышивание

8

  1. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам
  • Расскажи мне, что с тобой

Дети обожают игры, чудеса, загадывание и проговаривание. Они с удовольствием включатся в вашу игру, а вы только станете ближе, роднее, и повысите свой авторитет в глазах ребенка.

С этой целью предлагаем вам  поиграть с ребенком в эти игры.

Развиваем речь, играя

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д.

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем

 ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Замени твердое звучание  на мягкое 

Цель: тренировать фонематический слух, внимание. Замените на конце слова твердый согласный звук  на мягкий: угол, брат, ел, топ, мел, хор, пыл, был, жар, дал, стал.

"Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений)

-Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

-Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

-бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... ( заболела)

-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

-Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

-Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки) 

"Назови три слова" (активизация словаря)

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

-Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

 

"Кто кем был или что чем было"

(активизация словаря и расширение знаний об окружающем).

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

 

Дидактическая игра «Одним словом».

Задачи: учить объяснять смысл пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Надуть губы. (Обидеться.)

Как снег на голову. (Внезапно.)

Вылетело из головы. (Забыть.)

Как по команде. (Дружно.)

Со всех ног. (Быстро.)

Рукой подать. (Близко.)

«Новое слово».

Назовите любое слово, например, «куст». Ребёнок должен придумать слово, начинающееся с последней буквы вашего слова. Например, «торт». Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из участников не повторится или не сможет дать свой вариант ответа.

 «Отгадай».

Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей:

кабина, кузов, руль, колеса, фары — машина;

голова, рога, туловище, хвост, вымя -корова.

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе – приучить руку к письму, научить держать ручку, координировать движения – тогда необходимы прописи… без букв. Такие, в которых требуется обводить узоры, палочки и закорючки. Отличная подготовка к школе (умение вести тетрадь, умение выполнять задание, усидчивость, и собственно умение вести ровную линию «от сих до сих», в том числе линии, необходимые в написании букв).

 

 

3
Традиционная Культура как важнейший и естественный...
Познавательная прогулка- наблюдение (на свежем воз...
 

Комментарии 1

Гость - Юлия в 04.09.2017 05:39

очень интересная тема и все подробно описано. Понравилось, многое взяла себе для собрания.

очень интересная тема и все подробно описано. Понравилось, многое взяла себе для собрания.
Гость
28.09.2020

В блогах

Конспект НОД «Овощи и фрукты очень нам полезны» 2 мл группа

Задачи: Образовательные: закрепить знания детей об овощах и фруктах (названия, мест произрастания, способы употребления в пищу);учить детей описывать овощи и фрукты по их...

Мастер класс

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я...

"Фея математики"

МБДОУ «Ромашка» Конспект итогового интегрированного занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Фея математики" Провела воспитатель: Теряева Н.Н. 2014г. Программное содержание. 1. Закрепить и...

Новое на сайте

Скалолазание в физическом воспитании детей с общим недоразвитием речи

Скалолазание в физическом воспитании детей с общим недоразвитием речи Скалолазание – один из экстремальных видов активного отдыха и спорта, предполагающий лазанье по природному или искусственно созданному рельефу. При этом спортсмен имеет возможность использования природных особенностей скальных...

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Верные друзья»

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Верные друзья» Старшая группа Программное содержание. Систематизировать представления детей о здоровом образе жизни. Закреплять умение выполнять различные виды гимнастик (физминутка, гимнастика для глаз; элементы массажа, логоритмика). Задачи. Образовательные: Систематизировать представления детей о здоровом образе жизни. Закреплять представления детей...

Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия

Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия Ребенок с момента появления на свет входит в мир людей, постепенно овладевая способами привлечения внимания взрослых, поддержания контактов с ними посредством речи и игровых...

«В гостях у хозяюшки Марьюшки» Сценарий, посвященный женскому дню 8 Марта для старшей группы

«В гостях у хозяюшки Марьюшки». Сценарий, посвященный женскому дню 8 Марта для старшей группы Под нар. наигрыши в зал заходят гости и рассаживаются за столики. Столы накрыты к чаю. Гостей встречает Хозяюшка Марьюшка. Марья: Мир вам, гости дорогие, Вы...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог