Консультация «Всё под контролем: создаём дома безопасную среду для детей»

14 сентября 2021 года для родителей воспитанников группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка в рамках работ «Школы родителей» прошла консультация по вопросам организации безопасной среды для дошкольников.

Консультация

«Всё под контролем: создаём дома безопасную среду для детей»

 

«Мой дом — моя крепость»

 Поговорка

 

Дом – это то место, где мы чувствуем себя защищёнными от разных неприятностей, бед, несчастных случаев. Это храм спокойствия и любви. Защитить своего ребёнка – естественное желание любого родителя. Чаще мы опасаемся каких-то внешних обстоятельств, многие считают, что несчастные случаи происходят где-то там, и с их ребёнком ничего произойти не может.

К сожалению……

Каждый день врачам приходится оказывать помощь множеству детей, которые поступают в больницу с ожогами, переломами, ушибами, укусами домашних животных, аллергическими высыпаниями, отравлением и так далее.

Большинство юных пациентов очень скоро полностью выздоравливает. Но некоторым из них не так везёт, и они остаются в больнице в течение нескольких месяцев, перенося не одну операцию и подвергаясь интенсивному лечению. Часто последствия травмы или болезни остаются с пациентом на всю жизнь, а некоторому проценту детей не помогает даже вмешательство докторов и они, к сожалению, умирают.

Главные источники опасности для ребёнка дома.

Ищем и устраняем

 

В каждом возрасте ребёнок открывает для себя что-то новое. Взросление — это удивительный и завораживающий процесс, но, к сожалению, он неразрывно связан с опасностями. Задача родителей — уберечь ребёнка от угроз, но, в то же время не подавлять самостоятельность и интерес к окружающему миру. Касается это и организации пространства дома, где с детьми, увы, тоже происходят несчастные случаи.

Toddler — хорошее англоязычное слово, которым называют ребёнка, только начавшего ходить, то есть в возрасте от 1 года до 3 лет. Чем старше он становится, тем больше хочет принимать самостоятельные решения, и запреты часто приводят его в бешенство. Поэтому нужно действовать на опережение и заранее исключать опасности.

Для этого взгляните на пространство своего дома с позиции маленького ростом и возрастом человека без жизненного опыта — снизу. Полежите на полу, походите на четвереньках. После того как вы это сделали, ответьте на вопросы: - может ли ваш ребёнок задеть провод электрочайника и ошпариться? - всегда ли вы убираете подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируете болтающиеся штепселя и стелящиеся провода? - всегда ли вы надёжно запираете лекарства (витамины) и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка (уксус, бытовая химия)? - остаётся ли ваш ребёнок без присмотра, если открыто окно или балкон?

Опасным для ребёнка может стать всё, до чего он может дотянуться! Проанализировав основные виды бытовых детских травм, можно составить вполне конкретный список потенциальных рисков.

Источник опасности

Пример

Возможная травма

Электричество, газ, горячее

Кухонная плита, духовка, чайник, кипяток и горячая пища, обогреватели, розетки

Удар электрическим током, ожоги в результате касания или опрокидывания

Бытовая химия

Средства для мытья посуды/ стирки в любом виде, инсектициды

Отравление, удушье из-за проглатывания капсул/таблеток

Домашняя аптечка

Любые лекарства и витамины в форме таблеток, капсул, сиропов

Отравление, передозировка, тяжёлые побочные эффекты, механическое удушье

Тяжёлые предметы, мебель

Незакреплённые стеллажи, шкафы, комоды, стулья, вазы на столах, цветы на подоконниках, телевизоры и мониторы на тумбах

Ушибы и ссадины из-за ударов об острые углы, защемление пальцев ящиками и дверями, травмы из-за падений предметов на ребёнка

Мелкие предметы

Батарейки, монеты, пуговицы, гайки, детали игрушек, конструктора

Удушье из-за попадания и застревания в дыхательных путях, проблемы с внутренними органами из-за проглатывания

Острые предметы

Иглы, ножи, гвозди, строительные инструменты (отвёртки, свёрла, пилы, лобзики, ножовки)

Порезы, проколы, электротравмы из-за введения в розетки/нарушения целостности проводов

Высота

Окна, подоконники, лестницы, мебель (кровати, диваны, столы, стеллажи)

Падения, ушибы, переломы, сотрясения

Двери

Межкомнатные, входные

Защемление пальцев во время игры или по неосторожности

Это обобщённый перечень. В зависимости от того, частный дом или многоквартирный, газифицированный или нет, большой площади или маленькой и так далее источники опасности будут варьироваться. Устраняйте их, ориентируясь на ваши обстоятельства.

Многие семьи с детьми живут в однушках или квартирах-студиях, и в таких случаях рекомендации в стиле «закрывайте кухню от детей, когда там никого нет» и «выделите одну комнату и там спрячьте всё самое опасное» вызывают озадаченную ухмылку. Что совершенно точно есть в каждом доме — это окна, санузлы и кухонные зоны.

Кухня

Это одно из самых травмоопасных мест в квартире, потому что здесь присутствуют бытовая техника, много острых предметов, бытовая химия и едкие приправы, а также высок риск нарушения пожарных норм.

Четыре «не», которые помогут обезопасить ребёнка в кухне:

1. Не подпускайте ребёнка к работающей плите, особенно если на ней готовится еда или кипятится вода.

2. Не ставьте посуду с горячим содержимым на край стола. Откажитесь от скатерти, чтобы ребёнок не мог потянуть её на себя и уронить всё стоящее на столе.

3. Не оставляйте в доступных местах посуду и столовые принадлежности, особенно ножи и вилки. Сразу после еды их необходимо убирать.

4. Не храните в нижних ящиках крупы, макароны, а также бытовую химию, лекарства и приправы.

Чтобы ребёнок случайно не включил плиту, зайдя в кухню один, на ручки можно установить фиксаторы, либо, если есть техническая возможность, настроить режим защиты от детей. Для газовых плит используйте пьезо зажигалки.

Выработайте привычку ставить любую посуду на стол или плиту ручками к стенке, а не к краю.

Все мелкие, сыпучие, едкие продукты, а также бытовую химию и лекарства уберите на верхние полки. Правда, однажды ребёнок догадается подставить стул, забраться на него и открыть верхние шкафы. К этому надо быть готовым: на дверцы и ящики установите защитные замки.

Когда нельзя исключить нахождение ребёнка в кухне во время приготовления пищи, займите его внимание игрой. Например, насыпьте в миску макароны разных сортов и предложите рассортировать, или можно взглядом поискать продукты и предметы определённого цвета/формы, а заодно спросить, съедобное это или нет.

Если ваш малыш спокойно сидит в детском стульчике, когда вы рядом, используйте его. Это ограничит свободу перемещения и снизит риски несчастного случая.

Ванная

Это место опасно для ребёнка априори — он может там утонуть. Нельзя оставлять без присмотра во время мытья ребёнка младше 5-6 лет. Даже на 5 минут — этого бывает достаточно для трагедии. Что касается детей от 2 до 4 лет, они могут достать до крана, открыть воду, поиграть с ней и устроить потоп, а потом поскользнуться и упасть на сыром полу, поэтому лучше там постелить резиновый коврик на присосках.

Ещё одна опасность ванной — присутствие бытовой химии: от средств для сантехники до шампуней. По данным МЧС, половина детских отравлений приходится именно на отравления чистящими и моющими средствами. Особенно опасны капсулы для стирки, потому что из-за яркой расцветки могут показаться детям съедобными. Чаще всего их глотают дети 1-2 лет.

Кроме того, в ванной часто находятся электроприборы, такие как фен, электробритва, и ребёнок может устроить их встречу с водой.

Правила детской безопасности в ванной:

  • не разрешайте малышам играть с водой, открывать краны;
  • оборудуйте недоступные для ребёнка места хранения опасных предметов: герметичные контейнеры, высокие полки, шкафы, которые закрываются на ключ. Туда необходимо убирать всю бытовую химию, бритвенные станки и электроприборы;
  • используйте стиральные порошки, а не капсулы, пока ребёнку не исполнится хотя бы 6 лет;
  • с ранних лет приучайте детей садиться в ванну с другой стороны от крана, чтобы случайно не открыть горячую воду и не получить ожог;
  • не разрешайте детям брать в ванну телефон или планшет, особенно вместе с зарядным устройством.

Комнаты, прихожие и другие помещения

Независимо от размера и типа жилплощади, в доме всегда присутствует мебель, некоторое количество техники и разный декор, от занавесок до коллекции ваз. Для взрослых эти вещи не представляют опасности, но ребёнок — совсем другая история.

Как обеспечить безопасное пространство дома:

1. Уберите бьющиеся предметы (цветочные горшки, вазы, статуэтки, фото в рамках и тому подобное), а также любые тяжёлые предметы (книги, часы, картины) с доступных ребёнку поверхностей.

2. Наклейте на уголки мебели специальные мягкие силиконовые накладки, которые помогут избежать ушиба или ссадины при ударе.

3. Закрепите стеллажи, шкафы и другую мебель, которая может опрокинуться.

4. Телевизоры и большие мониторы лучше разместить на стене с помощью кронштейна.

5. Закройте розетки и выключатели специальными заглушками и накладками.

6. На дверцы шкафов поместите специальные замки для защиты от детей.

7. Не оставляйте в свободном доступе электроприборы.

8. Различные провода нужно сматывать или убрать в кожухи, кабель-каналы, за мебель, плинтусы.

9. Зарядные устройства держите повыше и прячьте, когда не используете.

10. Все пакеты, которые есть в доме, храните в труднодоступных местах, потому что дети могут надеть их на голову себе или другому ребёнку в процессе игры.

11. Шторы, ниспадающие на пол, укоротите или замените — маленький ребёнок может в них запутаться и задохнуться, либо обрушить карниз, получив механическую травму.

12. Стёкла в мебели и зеркала покройте ударопрочной плёнкой.

13. Если в доме живут кошки, дети всё равно доберутся до лотков, поэтому выбирайте безопасные органические наполнители (древесный, кукурузный, бумажный), ими сложнее отравиться и они не забьют унитаз.

14. Собачьи поводки и шлейки держите в недоступных местах.

Предусмотреть всё, конечно, нельзя, поэтому по возможности совсем маленьких деток размещайте в манеже или ограничивайте их перемещение с помощью специальных барьеров-калиток, которые не дадут покинуть оборудованное безопасное пространство.

Помните, что несущие угрозу предметы должны выглядеть максимально неинтересными для ребёнка. При этом можно проявить хитрость и организовать контролируемое нарушение — оставьте пару нижних ящиков открытыми и держите там интересные и безопасные для ребёнка предметы — игрушки, пустые баночки, пластиковую посуду. Это удовлетворит любопытство и отвлечёт от поиска настоящей опасности.

Как оборудовать окна, чтобы ребёнок не выпал?

С 2020 года МВД России начало вести статистику случаев выпадения детей из окон многоквартирных домов. Только за первое полугодие прошлого года выпали 644 ребенка, 56 погибли.

Как правило, из окон выпадают дети 2-3 лет. Ребёнок в этом возрасте — исследователь, он видит за окном интересный мир, и в то же время у него нет чувства опасности, которое могло бы остановить. Не остановят и москитные сетки. Это не защита от падения, а её хлипкая иллюзия. В целом оконная фурнитура должна быть надёжной, чтобы исключить самопроизвольное открытие, особенно в режиме «микропроветривание».

Как обезопасить ребёнка от выпадения из окна:

1. Не оставляйте ребёнка одного в помещении, где окна полностью открыты, а доступ на подоконники лёгкий.

2. Уберите от окон мебель, по которой ребёнок может забраться на подоконник.

3. Не показывайте ребёнку, как открыть окно. Чем позднее он об этом узнает, тем лучше.

4. Не учите ребёнка вставать на стул, чтобы выглянуть в окно.

5. Не разрешайте ребёнку забираться на подоконник во время игр.

6. Сделайте подоконники скучными и неинтересными, уберите с них всё.

7. Если в вашем доме окна с деревянными рамами, уходя из помещения, где находится ребёнок, закройте окно на верхний и нижний шпингалет и откройте форточку.

8. Металлопластиковые окна обязательно оборудуйте специальными блокираторами, например теми, что позволяют перевести створку из закрытого положения в режим «вертикальное проветривание», но препятствует его полному открытию без ключа.

Защити себя сам.

Учим детей основам безопасного поведения дома

С момента рождения и примерно до трёх лет никаким правилам безопасного поведения ребёнка не научить — нужно всё контролировать самостоятельно. Однако дети постарше становятся «договороспособными», поэтому можно начинать объяснять им, что несёт для них угрозу и почему. Важно научить ребёнка осознавать причинно-следственные связи и постепенно развить у него навык думать наперёд о последствиях.

Помогут научить ребёнка безопасному поведению дома тематические книги и мультфильмы с дальнейшим обсуждением сюжета, ролевые игры, в которых вы вместе проработаете опасные ситуации и верное поведение, а также личный пример. Проработка навыков безопасного поведения должна быть регулярной, потому что дети неусидчивы и быстро переключаются на другие, более интересные в моменте темы.

8 «НЕЛЬЗЯ». Что должен усвоить ребёнок о безопасности в быту:

1. Нельзя играть с легковоспламеняющимися предметами и жидкостями – спичками, зажигалками, аэрозолями и так далее.

2. Нельзя поворачивать вентили газовой плиты и колонки.

3. Нельзя включать электроплиту и трогать другие электроприборы без взрослых.

4. Нельзя играть с розетками.

5. Нельзя самостоятельно открывать окна и сидеть на подоконнике у открытого окна.

6. Нельзя трогать и тем более играть острыми предметами – ножами, ножницами, иглами, инструментами и так далее.

7. Нельзя пробовать бытовую химию и парфюмерию.

8. Нельзя открывать двери посторонним людям, особенно если один дома.

Подчеркните, что эти правила распространяются не только на дом, их нужно соблюдать всегда – в гостях, в школе, в лагере, у бабушки в деревне.

Памятка о детской безопасности для родителей

Одно из главных условий безопасности ребёнка — его к вам доверие. Он должен понимать, почему вы устанавливаете те или иные условия, чувствовать заботу и не бояться рассказывать вам о любых ситуациях. От вас, как от старшего, требуется продумать все правила безопасности и грамотно донести их до детей. Однако не нагружайте ребёнка, особенно взрослеющего, необоснованными ограничениями – это может сделать его неуверенным в себе и негативно повлияет на дальнейшую жизнь.

 

 

Что должны сделать родители для безопасности ребёнка дома:

1. Предотвратить несчастные случаи и травмы – сначала убрав источники опасности, а затем обучая ребёнка правилам поведения.

2. Устанавливать ограничения по возрасту и ослаблять их по мере взросления детей.

3. Всё равно поддерживать контроль за газовыми и электрическими приборами, потенциально опасными устройствами и предметами, даже если кажется, что ребёнок давно всё понимает.

4. Донести до ребёнка, что такие важные данные, как его имя и адрес, телефоны родителей и тому подобные нужны ему для опасных ситуаций, поэтому нельзя ими делиться со случайным людьми.

5. Подавать личный пример и придерживаться безопасного поведения в быту.

Обеспечивать безопасную для ребёнка среду в доме, где он живет – важная задача родителей. С одной стороны, нужно предотвратить травмы и несчастные случаи, а с другой – научить ребёнка самостоятельности в этом вопросе и не «задушить» его контролем. Зная главные источники опасности для детей в доме, можно свести риски бытовых происшествий к минимуму, в том числе используя специальные приспособления, например, заглушки на розетки и блокираторы на окна.

Также необходимо объяснять детям, что несёт для них угрозу и почему. Это важно, поскольку они не обладают достаточным жизненным опытом. Постоянно напоминайте детям правила безопасности в быту, но не запугивайте и старайтесь выстраивать доверительные отношения. Тогда противодействие установленным ограничениям будет ниже – ребёнок будет чувствовать заботу, а не только контроль.

Уважаемые родители!

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!

0
Конспект НОД по изобразительной деятельности
Наглядно-дидактическое пособие для детей старшего ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
27.09.2021

В блогах

Педагогический проект: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка» Педагогический проект: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем...

Сценарий новогоднего утренника по ПДД

Аннотация.Сценарий новогоднего праздника для старших дошкольников по ПДД.Основная задача изучения ПДД– сохранение жизни, здоровья граждан путѐм предупреждения дорожно- транспортных происшествий...

Сертефикаты

Sample Image

Мои сертификаты

Новое на сайте

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?»

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с природными явлениями, наносящими ущерб человеку. Развивающие: развивать умение находить решение в сложных...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При этом в процессе выполнения задания ребята отрабатывают навыки обращения с разными материалами, в том числе...

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография» 

НОД «Осенний листочек», в средней группе с использованием нетрадиционной техники – «Пластилинография»  Программное содержание: техника пластилинография широко известна. Работы, выполнены с ее применением, очень красивы и интересны. Детям нравится работать с пластилином. В данной работе я использовала принцип...

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада»

Сценарий литературно-музыкального занятия «Все это называется блокада» Цель: подведение итогов знаний детей о блокадном Ленинграде.Предварительная работа:– чтение художественных произведений по теме;– прослушивание музыки военных лет и разучивание песен;– чтение и разучивание стихов о блокадном городе;– рассматривание...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог