Консультация для родителей "Мой ребенок - алалик"

Как помочь ребенку с моторной алалией?

В настоящее время, в связи с увеличением количества детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), актуальным становится вопрос об оказании им специализированной коррекционной помощи.

Часто родители детей с ТМНР слышат диагноз – моторная алалия. В тяжелых случаях речь детей с таким диагнозом либо отсутствует совсем, либо находится на уровне лепетных слов.

Что же такое «моторная алалия»?

Говоря научным языком это несформированность операции порождения речевых высказываний, при сохранности смысловых и сенсомоторных операций. То есть ребенок в состоянии понять смысл обращенной к нему речи, но не в состоянии выстроить самостоятельное высказывание. У детей данной категории в связи с механизмом нарушения, как правило, резко снижена мотивация к общению, долго не развивается самостоятельная речь. Дети замкнуты, так как осознают свой дефект и фиксируются на нем.

Можно ли помочь?

Эффективность коррекции речи детей с моторной алалией зависит от вовремя поставленного диагноза, своевременного начала занятий, их правильного подбора, интенсивности, регулярности. Но даже при позднем начале занятий можно достичь неплохих результатов, если взяться за дело со всей ответственностью. Немаловажную роль играет слаженное взаимодействие логопеда и родителей. Речь – это способ общения, и, как любая функция она формируется только в том случае, если востребована. Если общение есть – речь развивается,; если ребенка не слушают – речь становится ненужной; если же общение тесное, но к речи ребенка не предъявляется требований (родители, понимая лепет, предугадывают желания) – речевое развитие останавливается.

Как строится работа по коррекции моторной аллалии?

Прежде всего, нужно понять, что преодоление моторной алалии – длительный и очень трудоемкий процесс. На начальных этапах необходимо создать пусковые механизмы или стимулы, которые вследствие позволят детям с моторной алалией усваивать языковую систему в целом. В зависимости от периода начала работы и уровня речевого развития доля самостоятельности ребенка будет варьироваться. Необходимо учитывать в работе риск перегрузить ребенка, поэтому задания должны быть дозированы и правильно подобраны.

Исследования и практика показывают, что максимальное совмещения момента движения с моментом начала речи открывает многогранные возможности воздействия на механизм развития речи. В связи с этим были разработаны методики по координации речи с движением.

Предлагаем Вашему вниманию примеры таких игр и упражнений (Пятница Т.В., Башинская Т.В.):

  • Звук или голосовая реакция.

 

Упражнение «Дай» - учим выражать просьбу жестом

Показывая на желаемый объект ребенок произносит какой либо звук, взрослый уточняет слово, подкрепляя его жестом.

 

Упражнение «Мяч» - упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с голосовой реакцией

Взрослый катит ребенку мяч, с резким и громким звуком «а», просит отдать мяч со словом «дай»

 

Игра «Камешки»

Ребенок бросает мелкие камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа «буль»

 

Игра «Индейцы»

Используется в играх – догонялках. Ребенок протяжно произносит звук «а-а-а», хлопая ладошкой по губам.

 

Упражнение «Салют» - вызываем эмоцию радости от выполненного задания, учим произносить звук в момент движения.

После выполнения каждого задания – «праздник с фейверком»: взрослый, крепко сжав кулаки, произносит протяжный звук – ссс, затем резко разжимает кулаки и произносит слово «салют».

 

Упражнение «Бегемот» - развиваем голос, учим издавать звуки в момент чередующихся движений рук

Взрослый читает текст, ребенок произносит звуки, как бегемот, раскрывая рот, выдвигая нижнюю челюсть вперед.

 

Раздается из болота «ааааа»!

Грозный голос бегемота «ааааа»!

Он болото стережет «ааааа»!

Грозным голосом поет «ааааа»!

 

 

  • Слог

 

Упражнение «Молодец» - формируем уверенность в своих возможностях, положительную оценку своих действий. Учим произносить слоги

В конце каждого занятия взрослый хвалит ребенка, хлопает в ладоши и произносит медленно по слогам слово, а ребенок повторяет каждый слог на хлопок «Мо – ло - дец»!

 

Игра «Догонялки»

Взрослый догоняет ребенка со звуками МЯУ – МЯУ, ребенок убегает со звуками Пи-Пи.

 

Тише, мыши, тише, мыши,

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись.

 

Упражнение «Мишка»

Взрослый превращает ребенка в медведя.

 

Взрослый: Мишка по лесу идет,

Ребенок: Топ, топ, топ, топ (шагая на каждый слог)

Мишка песенку поет,

Топ, топ, топ. топ.

Мишка шишки собирает,

Топ, топ, топ, топ.

И домой их забирает,

Топ, топ, топ, топ.

 

  • Слово

 

Упражнение «Моя семья» - упражняем в последовательной смене слов и движений.

Ребенок разгибает по одному пальцу из кулака от большого к мизинцу, произносит доступные ему слоги, сохраняя слоговую структуру слов.

 

Это – дед,

Это – баба,

Это – папа,

Это – мама,

Это – я.

 

Ребенок отвечает на вопросы с опорой на пальцы:

- Кто самый большой в семье?

-Дед.

-Кто самый маленький?

-Я.

 

Упражнение «Гули»

Учим ребенка рисовать «птичку» на листе бумаги, большого формата, прикрепленного вертикально со слогами:

Лю(линия вниз)

Ли (линия вверх)

 

  • Фраза– закрепление отработанных слов в разных ситуациях.

Можно использовать такие игры как «Магазин» (Фраза: «Мама, дай мне…»), «Больница» («Пришел…», «У него болит…»); различные стихотворения и песни, в которых ребенок будет проговаривать знакомые слова, составляя из них короткие фразы.

 

  • Связная речь– изначально отрабатывается на фоне диалога, как более легкой формы связной речи. Используются различные стихотворения, игры по ролям, песни и т.д.

 

Главное – помнить: регулярность, терпение и позитивный настрой - обязательные условия для достижения положительного результата. Успехов Вам и Вашему ребенку!

0
Конспект подгруппового логопедического занятия на ...
Конспекты занятий с детьми «Поможем Буратино» Кон...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.10.2020

В блогах

конспект НОД " дружба начинается с улыбки" для подготовительной группы

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области « Социально – коммуникативное развитие» для детей подготовительной группы. Тема: « Дружба начинается с улыбки». Воспитатель Смогленко Алеся...

Проект «Моя любимая игрушка» в первой младшей группе (группа кратковременного пребывания)

Информационная карта проекта: Тип проекта: ролево-игровой, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели: 16.01.17 - 27.01.17). Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Возраст детей: 2-3 года. Актуальность проблемы: Ранний возраст –...

Сценарий викторины «По страницам любимых книг» 5 -7 лет.

Детский сад: «Изумрудный город», Кемеровский район, д. Сухово. Разработала: воспитатель 1 квалификационной категории Трусова Е.С. Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных...

Новое на сайте

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР «До свидания, лето»

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР «До свидания, лето» Цели: - Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое; активизировать словарь по теме. - Обогатить знания детей по теме «Лето». Задачи: - упражнять...

Якутские танцы как средства развития и оздоровления детей дошкольного возраста

Якутские танцы как средства развития и оздоровления детей дошкольного возраста В последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей связи, с чем в настоящее время актуальность имеет профилактика заболеваний, и коррекция имеющихся...

Непосредственная образовательная деятельность «Маша в гости к нам пришла»

Непосредственная образовательная деятельность «Маша в гости к нам пришла» Средняя группа Образовательная область «Музыка». Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация». Виды детской деятельности: Музыкально-художественная, познавательная, двигательная, продуктивная, коммуникативная, игровая. Предварительная работа: Разучивание песен, попевок. Знакомство...

Музыкальный кукольный спектакль «Жадная ежиха»

Музыкальный кукольный спектакль «Жадная ежиха» Действующие лица: Ёж, Ежиха, Заяц, Лиса, Белка. (Ёж идёт по лесу и поёт песенку.) ЁЖ: Вышел ёжик в лес чуть свет Тря-ля-ля, тра-ля ля. Весь в иголочки одет Тра-ля-ля, тра-ля-ля. А иголочки крепки, Тра-ля-ля, тра-ля-ля. Держат яблочки, грибки Тра-ля-ля, тра-ля-ля. (Останавливаясь...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог