Блог учителя-логопеда Пичкуровой Ксении Александровны

Методические разработки, консультации, мастер-классы, советы логопеда.

Игры с прищепками.

В нашем быту много интересных предме­тов, которые привлекают внимание малышей. Для нас это просто необходимые вещи, а для ребенка они могут стать интересными и очень познавательными игрушками. Современный, «технически грамотный» с раннего детства ма­лыш очень часто тянется к вещам, которые, на наш взгляд, не стоит трогать, а тем более ими играть...

Наверное, в каждом доме можно обнаружить запас бельевых прищепок, которые мы исполь­зуем для закрепления белья, когда развешиваем его после стирки. Дорогие родители, посмотрите на эти вещи по-иному. Обыкновенные бельевые прищепки могут стать замечательными игруш­ками для ребенка.

Игры с деревянными бельевыми прищеп­ками, которые дети могли прикреплять к кор­зинке с тонкими краями, впервые использовала М. Монтессори - известный итальянский педа­гог, автор оригинальной педагогической систе­мы. Конечно, в ее системе эти предметы - бель­евые прищепки - занимали незначительное ме­сто. Давайте попробуем представить, что игрушек у нас мало, а вот прищепок - много.

Посмотрим, будет ли ребенку интересно? Давайте попробуем...

В настоящее время промышленность выпус­кает разнообразные бельевые прищепки, разли­чающиеся величиной, материалом, цветом.

Игры с прищепками развивают мелкую мо­торику рук, особенно они полезны, если пальчи­ки ребенка действуют неуверенно, неловко.

Сложите прищепки в большую корзинку с тонкими краями, попросите ребенка прикрепить их к краям корзины. Это только начало игры. Обратите внимание малыша на то, что прищеп­ки можно прикреплять к краям на равном уда­лении друг от друга. Это мы с вами развиваем у ребенка чувство ритма. Он об этом и не догады­вается, но малыша привлекает гармония ряда. Он сосредоточенно и старательно располагает при­щепки, а если нарушает ряд, то обратите на это его внимание. Прищепки можно также прикреп­лять к разнообразным деревянным, пластмассо­вым, картонным полоскам различной длины и ширины, группируя и складывая их в ритмичес­кий рисунок: по две-три рядом, а затем с проме­жутком и т. д.

Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Потренируйте его в этом, по­просите положить из корзинки в коробочку сначала красные прищепки, потом синие, желтые и т. д.

Игры с прищепками окажут помощь в формировании элементарных матема­тических представлений вашего ребенка. В определенной степени они являются аналогом абака, т. е. счетного прибора, который используется для определения количества, сравнения двух групп мно­жеств по количеству, для усвоения коли­чественных отношений независимо от ве­личины, протяженности и т. п.

Попросите ребенка дать вам одну прищепку, две, три... Пусть он пересчита­ет их в пределах знакомого ему множе­ства. В более старшем возрасте с помо­щью прищепок можно научить ребенка ре­шать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отно­шения с использованием слов больше, меньше. Игра с прищепками поможет вам сформиро­вать у ребенка понятие о цифре методом соотне­сения количества прищепок с определенными цифрами. Например, предложите ребенку на одинаковые по длине полоски прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) вами цифре. Можно взять полоски, отличающиеся по дли­не, к ним соответственно прикрепляется раз­личное количество прищепок, например, к са­мой короткой — одна прищепка, к следующей по длине — две и т. д. Так составляется число­вая лесенка.

Для игр могут использоваться различные по величине круги, к ним в зависимости от разме­ра прикрепляется определенное количество при­щепок. Например, к самому маленькому кругу — три прищепки, к следующему по величине четыре или пять и т. д. Прищепки могут при­крепляться и к другим фигурам, например к тре­угольникам, квадратам, овалам.

Игры с прищепками прекрасно подходят для развития пространственных представлений детей. Поиграйте в такую игру: вы произносите звуки (можно использовать какой-либо музыкальный инструмент), а ребенок в это время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством услышан­ных звуков, в различном пространственном рас­положении: прямо, по кругу, на сторонах квад­рата, треугольника и т. п.

Прищепки могут крепиться к различным по­верхностям: краям круглой или овальной кор­зинки, плотной ткани квадратной формы, кар­тона, вырезанного в форме звездочки, и т. п.

Игры с прищепками очень полезны для раз­вития конструктивного мышления вашего ребен­ка. С их помощью можно сделать самые разные объекты: елочку, солнышко, бабочку, тучку. Можно даже «нарисовать» целую картину. Для этого вам потребуется лист ватманской бумаги, круг желтого цвета, треугольники зеленого цве­та (большой и маленький), овал синего цвета, разноцветные удлиненные овалы (все это изго­тавливается вместе с ребенком) и, конечно же, прищепки разных цветов. Предложите ребенку сделать солнышко, т. е. прикрепить желтые при­щепки-лучики к краям желтого круга, а затем — елочку. Для этого к краям зеленого треугольни­ка ребенок крепит зеленые прищепки-веточки. Если к одному краю зеленой полоски прикрепить зеленые прищепки, получится травка. Используя синий овал и синие прищепки-капельки, можно сделать тучку, из которой идет дождик. К неболь­шим разноцветным овальчикам ребенок прикреп­ляет по четыре разноцветные прищепки — ба­бочки. Если ребенок затрудняется, помогите ему. И не забывайте сопровождать все действия ре­чью. Диалог с ребенком во время любой игры — основное условие его всестороннего развития.

Вы можете придумать самые разные истории и рассказать их вместе с вашим малышом. На­пример, попросите его вспомнить картину, кото­рую он мог наблюдать летом.

«Однажды летом я вышла на полянку. Было красиво, светло, тепло. Я посмотрела вокруг: на земле лежала ровным ковром зеленая трава. (По­ложите в нижнюю часть бумажного листа зеле­ную полоску с прищепками.) Я дотронулась ру­кой до травы. Каждая травинка была чуть-чуть колючая и торчала остренькими краями от са­мой земли. (Пусть ребенок тоже дотронется до «травы».) Я посмотрела вокруг, подняла голову и увидела солнце, оно светило яркими лучами. (В это время ребенок кладет в правый верхний угол листа солнышко.) Над травой порхали ба­бочки. Одна бабочка с желтыми крыльями, дру­гая — с красными, а у третьей бабочки крылья разноцветные: синие и красные. (Вместе с ребен­ком разместите бабочек на траве, над травой.) Я посмотрела вокруг и увидела, что на небе по­явилась тучка. Эта тучка закрыла солнышко, и пошел дождь. (Положите тучку на солнышко.) Дождь капал, капал на траву, на землю. Бабочки спрятались от дождя. Они сели на ветки боль­шой зеленой елки. А рядом с ней росла малень­кая елочка, на нее бабочки не стали садиться. Ее

веточки не могли спрятать бабочек от дождя. Тучка прошла мимо, дождик прекратился. (Убе­рите тучку.) Бабочки опять вылетели на полян­ку. Они так интересно летали: то собираясь в круг, то разлетаясь в ряд, то летая друг над другом. (Перемещайте бабочек.) Бабочка с красными крыльями летала выше всех, под ней была ба­бочка с разноцветными крыльями, а внизу — с синими. Потом бабочки устали летать и опусти­лись на траву».

Затем предложите ребенку самостоятельно составить картину, какую он видел, когда гулял на поляне. Повторите свой рассказ, попросите ребенка составить какую-то одну фигуру. Это уже игра «Составь фигуру». Ребенок прикрепляет к каждой фигуре определенное количество прище­пок. Например, чтобы составить солнышко, надо взять пять прищепок желтого цвета, чтобы со­ставить тучку, нужно взять четыре прищепки синего цвета, чтобы получилась елка, можно прикрепить с двух сторон треугольника прищеп-

ки зеленого цвета по три к большой елке и по одной — к маленькой. Попросите ребенка поду­мать, как можно сделать травку (нужно взять много зеленых прищепок и прикрепить их к зе­леной полоске).

Картину можно разместить на картоне, на полу. Для того чтобы возникло ощущение закон­ченности, если картина создается на полу, она обрамляется рамкой из реек или прямоуголь­ником из толстого шнура. Ваш ребенок дол­жен иметь возможность творить - «рисовать» картину из составленных с помощью прище­пок картинок.

После того как ребенок составит ту или иную фигуру, предложите ему сказать, сколько прище­пок ему понадобилось. Ребенок считает количе­ство прищепок, называет его. Предложите ему назвать количество прищепок определенного цвета. Например, чтобы составить фигуру бабоч­ки, надо взять две прищепки красного цвета и две — синего.

Помогите ребенку обобщить свои действия. Он должен сказать, что всего прищепок четыре, и все они одного цвета (для одноцветных фигурок), или: всего прищепок четыре — две красного и две синего цвета.

Предложите ребенку расположить бабочек на поляне. Сначала скажите, что все бабочки, летая над поляной, расположились в круг. Затем они выстроились в ряд, затем бабочки летали, где хотели. Пусть ваш ребенок вспомнит, куда спря­тались бабочки, когда пошел дождь. Ребенок открепляет прищепки от контурного изображе­ния тучки и располагает их над травкой — идет дождь. В это время бабочки прячутся под елкой. Затем ребенок убирает тучку и дождик, оставляя солнышко, и располагает бабочек там, где ему хочется.

Сюжеты игр с прищепками могут быть са­мыми разнообразными, например: «Ежи и зай­цы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т. п. — из прищепок), «Корзина с морко­вью и репками» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т. п.

С прищепками можно играть и в другие игры. Например, «Развесь платочки разной величины (или разного цвета) на веревке». Для этого по­пробуйте вместе с ребенком сделать штативы, между которыми натяните веревку. Предложите ребенку развесить платочки на веревке, исполь­зуя соответствующее количество прищепок, на­пример, самый маленький платочек прикрепить к веревке одной прищепкой, побольше — двумя, еще больше — тремя и т. д. Или красный плато­чек прикрепить к веревке двумя красными при­щепками, синий — двумя синими прищепками и т. д., а затем сравнить количество прищепок, ори­ентируясь на цвет. Количество прищепок одного цвета зависит от количества платочков того или иного цвета. Например, на веревку повесили два платочка синего цвета. Соответственно и прище­пок взяли по две, т. е. всего четыре, и т. д. Затем попросите ребенка сравнить количество прище­пок разного цвета. Одинаковое ли число прище­пок красного и синего цвета? Какого цвета боль­ше прищепок прикрепили к веревке? И т. п.

Для игр с прищепками можно сделать специ­альные деревянные панно, к которым шурупами привинчиваются прищепки. С помощью этих при­щепок дети прикрепляют к панно свои рисунки, аппликации и т. п. Не поленитесь сделать на одной из стен детской комнаты такое панно. При выполнении игровых упражнений решает­ся сразу несколько задач: на пространственную ориентировку, на развитие мелкой моторики, на формирование соответствующих заданию матема­тических представлений (количественных, вре­менных, величинных, пространственных) и т. п.

Многолетний практический опыт показал нам, что именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них боль­шой интерес и способствуют обогащению их бы­тового и практического опыта.

Итак, раз прищепка, два прищепка... Может получиться интересная игра.

0
Консультация для педагогов: «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБ...
Игротека в кругу семьи.
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.01.2021

В блогах

Шары из целлофана с пупырышками - мастер класс

Sample Image

Давно мы ничего не писали про любимый всеми целлофан с пупырышками, с помощью которого можно получить нехилую дозу гормона счастья...

работа

Sample Image

сертификат

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством «Городецкая роспись»

Sample Image

БДОУ г. Омска «Детский сад №204 комбинированного вида» Конспект НОД Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством «Городецкая роспись» подготовительная группа   Воспитатель I-ой квалификационной категории: Возьная Н.П. 2016-2017   Цель: познакомить детей с...

Новое на сайте

Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка»

Рождественское театрализованное музыкальное представление по сказке «Рукавичка» Цель: Создать условия для формирования чувства радости от участия в совместной творческой деятельности всех участников мероприятия, устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарным праздником «Рождество...

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы»

Спортивное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Назначение работы: Зимние игры - эстафеты для детей старшего дошкольного возраста. Данные игры научат ребят играть в команде, соревноваться и радоваться успехам своей команды.Материалы: кегли (6), 2 обруча, 2 лопатки...

Конспект беседы по правилам дорожного движения в группе раннего возраста «Наш друг-светофор»

Конспект беседы по правилам дорожного движения в группе раннего возраста «Наш друг – светофор» Цель: формировать элементарные представления о сигналах светофора и о правилах дорожного движения. Задачи: «Художественно-эстетическое развитие»: Учить детей слушать песню, понимать ее содержание. «Социально-коммуникативное развитие»: Развивать у детей потребности в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Новый год» Для средней группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Новый год» Для средней группы Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие»: - Развитие речи детей. - Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. - Обогащение речи детей прилагательными. - Развитие способности словообразования существительных с...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог