Вместе играем и воспитываем.
Факторы успешной адаптации ребенка к школе.
Подготовить старших дошкольников к обучению в школе - одна из главных задач воспитателей и психологов ,родителей.
Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе, - это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.
Подготовленность к школьному обучению на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка. Даже если ребенок хорошо читает, считает, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8-9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (облегчит ему усвоение новых знаний).
Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физической зрелости. Однако в области социального, эмоционально-личностного и физического развития с помощью кратковременного и интенсивного воздействия успеха достичь невозможно. В результате в школу приходят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни.
Таким детям непросто найти свое место в коллективе, включиться в учебный процесс, Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация; обучение, усвоение нового не является для них значимой целью, Восприятие школы детьми 6,5-7 лет далеко от того, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они еще дошколята
Воспитатель еще в старшей или подготовительной к школе группах может объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше сделать это в форме игры («Угадайте, что такое особенное делают в школе») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. В «родительском уголке» можно вывесить список тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу», картинки из школьной жизни для обсуждения. Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в детском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.
Однако одной познавательной мотивации для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психологическая готовность.
Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатель, психолог и сами родители.
Выясните, умеет ли будущий школьник:
- заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течении 20- 30 мин или хотя бы сидеть это время на месте;
- правильно понимать с первого раза простейшие задания;
- действовать точно по образцу;
- действовать в заданном ритме и темпе без ошибок на протяжении 4-5 мин;
- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
- ориентироваться в понятиях больше - меньше, раньше - позже, сначала - потом, одинаковое—разное;
- запоминать короткие стихотворения.
Социальная и эмоциональная зрелость ребенка выражается в его умении контактировать с другими людьми, соблюдать принятые в обществе правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участниками. Социально компетентный ребенок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без конфликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собеседнику или партнеру.
Эмоционально зрелый ребенок не обидчив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину. Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспитателю и попросит.
При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком-то деле надолго приводит к ощущению своей неполноценности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к восприятию окружающего резко сжижается.
Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным, «мямликам», застенчивым «нелюдимам» и юным «агрессорам». Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения в первом-втором классах. Такие дети вряд ли смогут сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь родителей. Поэтому «продленка» здесь нежелательна, целесообразнее организовать жизнь ребенка с нормированными, посильными ему нагрузками и помощью взрослых
Независимо от уровня умственного, физического и эмоционального развития ребенка» важно поддерживать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.
Комментарии