Деловая игра «Роль родителей в нравственно- патриотическом воспитании своих детей» (Познавательные формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДОУ)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 «Вишенка» (МБДОУ №35 «Вишенка») третьей категории с. Новотроицкое Азовского района

Деловая игра «Роль родителей в нравственно-

патриотическом воспитании своих детей»

(Познавательные формы взаимодействия с семьями воспитанников

в условиях реализации ФГОС ДОУ)

Подготовила: воспитатель

Печаткина О. М.

с. Новотроицкое

2020г.

Актуальность

 

«Воспитание детей – самая важная

область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане

нашей страны и граждане мира» А. С. Макаренко

 

Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями.

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей

становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые

характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние

годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной

культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных

проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило

утрачивание патриотизма, как одного из духовных ценностей нашего народа.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало

знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто

равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко

сострадают чужому горю.

 

В современных условиях главным социальным и государственным

приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная

программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

2016—2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от

30.12.2015 N1493, ориентирована на повышение общественного статуса

патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от

дошкольного до высшего профессионального.

Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции.

Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно

основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача

патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким,

дому, детскому саду, малой родине. Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Родители – основные социальные заказчики ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Исходя из ФГОС дошкольного образования, в новых формах взаимодействия с родителями используется принцип партнерства, диалога. Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их побуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Именно по этой причине многие ДОУ и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

Остановимся на некоторых инновационных формах работы с семьей, которые применяются в нашем учреждении.

Почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет делиться своими мыслями с воспитателями эффективно, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.

Дневник группы. В " Дневнике" отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные мероприятия.

Информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, продукты коллективного детского творчества.

Досуги. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желания сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке.

Выставки детских и родительских работ по сезонам, к праздникам, экологические. Например: "Удивительное рядом", «Сотвори чудо. Новогодний подсвечник» и т. д.

Спортивные праздники.  Родители совместно с детьми принимают участие в спортивных соревнованиях и развлечениях.

Круглый стол с родителями. Эта форма взаимодействия позволяет в нетрадиционной обстановке с участием специалистов, обсудить с родителями актуальные проблемы. На обсуждение приглашаются родители, письменно или устно выразившие желания участвовать в обсуждениях.

В нашем саду работает детско-родительский клуб «Счастливая семья», занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.

Основными целями и задачами работы семейного клуба являются:

- объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

- повышение педагогической компетентности родителей;

- укрепление детско-родительских отношений;

- предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми;

- расширение способов и методов работы с родителями;

- привлечение родителей к активному участию в деятельности.

Родительский клуб позволит каждому воспитателю, а также дошкольному учреждению в целом:

- заслужить доверие к детскому саду;

- увеличить уровень вовлеченности родителей во все виды деятельности учреждения;

- повысить рейтинг учреждения.

Участники работы клуба: родители, воспитатели, администрация ДОУ, специалисты.

Все участники клуба руководствуются принципами добровольности, открытости, компетентности, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения и взаимопонимания.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.

 

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач.

В клуб объединяются родители воспитанников одной возрастной группы.

Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости.

К занятиям готовятся все участники: воспитатель, родители, дети.

 

Тематический план.

  • Анкетирование (Приложение 1)
  • Почта Доверия
  • Осень-пора красоты и творчества
  • Выставка «Моя родословная»
  • Чудесный праздник Новый год
  • Деловая игра «Роль родителей в нравственно -патриотическом воспитании своих детей» (Приложение 2)
  • Родительские вечера «Казачья воинская слава», развлечение к 23 февраля.
  • Весна, весна на улице!
  • Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

 

Приложение 1

 

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Патриотическое воспитание в вашей семье»

1. Что вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание».

2. Обладаете ли вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

3. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Ваше мнение.

4. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

5. Как Вы считаете, кто несет ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?

6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей с традициями семьи, детского сада, с символикой города, государства?

7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

8. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором Вы живете?

9. Востребована ли тема патриотического воспитания в Вашей семье?

10. Необходимо ли увеличивать запас знаний детей по истории родного города, края, страны?

Благодарим Вас за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

2 марта 2020года в МБДОУ № 35 «Вишенка» я провела деловую игру для родителей детей второй ясельной группы «Роль родителей в нравственно - патриотическом воспитании своих детей».

 

Деловую игру «Роль родителей в нравственно- патриотическом воспитании своих детей» подготовила и провела воспитатель второй ясельной группы «Солнышко» -Печаткина О.М.

Цель: расширение представлений родителей о своей роли в нравственном воспитании своих детей.

Задачи:

1. Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.

2. Способствовать самостоятельному педагогическому творчеству родителей. 3. Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов в нравственном воспитании детей.

Материл: «Цветок настроения», яблоко, небольшие листики белого цвета, ладошки, вырезанные из цветного картона, большое сердце, вырезанное из картона и маленькие сердечки с пословицами, вырезанные из бумаги, памятки.

Ход игры.

Звучит спокойная, приятная музыка, родители проходят в группу и садятся за стол.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Сегодня мы являемся участниками деловой игры. Мы побеседуем на тему, которая интересует нас всех « Роль родителей в нравственно - патриотическом воспитании своих детей». Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов. Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.

Воспитатель: Давайте поближе узнаем друг друга! А сделаем мы это с помощью игровой психологической разминки «Улыбка» и «Цветка настроения». Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу. Возьмите цветок — оторвите лепесток и с улыбкой подарите соседу, тот свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

Воспитатель: А теперь продолжим. Ответьте на предложенные вам вопросы.

1. Игра «Мозговой штурм».

1. Как вы понимаете, что такое нравственно-патриотическое воспитание? (Это воспитание любви к Родине, себе, близким, окружающему).

2.Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? 3.Как их зовут?

4. Чем они занимаются или занимались?

5. Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома? (ответы родителей).

Воспитатель: В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать — величайшие авторитеты для ребенка. Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке. Семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения.

2. Ситуация с яблоком. Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, отдадите его целиком ребенку? (ответы родителей) Правильно, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий. Помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности.

3. Поговорка гласит: посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Подумайте, какие привычки вырабатываете вы у своих детей.

1. Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?

2. Как учитываются возрастные особенности ребенка?

3. Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?

(Ответы родителей).

4. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Ситуация №1. Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта? Закон: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация №2. Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация? Закон: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Ситуация № 3. Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте? Закон: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Ситуация №4. Притча «Старый дед и внучек» (Л.Н. Толстой). Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз мужик с женой дома и сморят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить.". Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме? Закон: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Вывод: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Воспитатель: Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?

5. Предлагаем вам игру «Закончи предложение». Надо закончить предложение одним или двумя словами, добавляя слово «он учится».

1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть).

2. Ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным).

3. Ребёнок живёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины).

4. Ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным).

5. Ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым).

6. Ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей).

7. Ребёнка поддерживают во всех начинаниях, он учится… (ценить себя).

8. Ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым).

9. Ребёнок живёт в понимании и дружбе, он учится… (находить любовь в мире).

Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в определённой ситуации.

6. «Загибаем лист»: Взять листик бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям. Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека. И пусть в этой жизни у ребят всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Детский сад — что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано.

Вывод: Семья и детский сад выполняют свои функции, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.

Воспитатель: Уважаемые родители, дети приготовили для вас «подарки»- свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике — как вы называете ласково своего ребёнка под музыку «Гимн Семьи» (И.Резник).

В: Дорогие родители, не примите наши слова за критику — это слова благодарности и чуть-чуть о помощи. Используйте пять основных правил взаимоотношений в семье:

1. Ласковые слова

2. Время, которое проводите вместе

3. Помощь друг другу

4. Подарки

5. Прикосновения.

7. Пословицы - «сердечки»

А сейчас, я предлагаю вам, уважаемые родители бумажные сердечки с русскими народными пословицами о семье, вы достаёте из большого сердца маленькие сердечки, подумайте и объясните значение пословицы.

«Мой дом — моя крепость»

«Каковы родители — таковы и детки»

«При солнышке тепло — а при матери добро»

«Нет лучше дружка — чем родная матушка»

«Мать кормит детей — как земля людей»

«Не нужен клад — когда в семье лад»

«Не красна изба углами — красна пирогами»

«В гостях хорошо — а дома лучше»

«Дома и — стены помогают»

«Жизнь прекрасна — когда дома мир».

Воспитатель: Спасибо вам за ваши душевные объяснения.

- Уважаемые родители, наша игра подошла к концу. Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании.

«Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители — пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом, чтоб не каяться потом».

(Себастьян Брандт).

- Скажите, информация, которая была для вас сегодня представлена, будет ли вам полезна и в чем? (ответы родителей). Возьмите, пожалуйста, памятки, в которых представлена информация о роли родителей в нравственно- патриотическом воспитании своих детей.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Роль родителей в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Если в детстве ребенок испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, то он приобрел эмоциональный опыт, который поможет ему в дальнейшей жизни справиться со многими ситуациями.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – семьи, родного дома, детского сада, своей улицы и родного города.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.
  • Во время прогулок расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Вместе с детьми принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению детского сада и своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор.
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ребенку книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, за примерное поведение в общественных местах.
  • Проводите больше времени со своими детьми.
  • Служите личным примером в воспитании патриотизма у детей.

 

Заключение.

Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом — одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств. Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, будет ли мир на Земле, будут ли дети жить атмосфере тепла, солнца, любви, улыбок, и что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.

3
Проект во второй разновозрастной группе «Солнышко»...
Конспект НОД по развитию речи. Драматизация сказки...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
30.05.2023

В блогах

Аналитическая справка о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на начало 2022– 2023 учебного года в…

Аналитическая справка о результатах диагностики образовательного процесса и детского развития на начало 2022– 2023 учебного года в подготовительной группе   Диагностика эффективности достижений детьми планируемых...

Сценарий- развлечение

Сценарий развлечения для второй младшей группы "Музыкальные инструменты"    Цель: создать хорошее настроение, обогатить эмоциональный опыт детей радостными впечатлениями. Задачи: закреплять умение различать...

Конспект НОД  для детей старшей группы «Экскурсия в школьную библиотеку»

Экскурсия, как форма обучения - это особый вид занятий, который дает возможность, в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными...

Новое на сайте

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья - это важно»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между художественными произведениями, высказывать свою точку зрения; развивать память, связную речь, мышление; воспитывать любовь к книгам...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание пойти в школу; - закреплять умение выступать перед зрителями, чувствовать себя уверенно; -закреплять коммуникативные навыки; раскрыть...

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТ. Тема…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Окружающий мир», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество»; «Музыка». Тип занятия: интегрированное. Цель: выявление знаний у детей на...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в жизни человека. Во время прогулок часто рвут цветы, траву, а потом бросают их за ненадобностью...