Сайт для воспитателей детских садов




Автор Заболотнова Ольга Владимировна пока ничего не указал(а) о себе ...

Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мой опыт работы по теме: "Социальное партнерство дошкольной образовательной организации в рамках реализации проекта «Инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации «Детский фенологический парк»»

Социально - активная деятельность нашей дошкольной образовательной организации предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому участнику образовательных отношений раскрыть свои творческие способности. Для этого в нашем детском саду разработан проект «Инновационная модель предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации «Детский фенологический парк»».

Целью проекта является совершенствование системы экологической работы с дошкольниками через создание в детском саду развивающей среды (фенологического парка), позволяющей дошкольникам мегаполиса знакомиться с разнообразными наземными и водными экосистемами в активной игровой форме.

Новизна предлагаемых решений состоит в:

-научном подходе (объекты для фенологического парка отбираются по рекомендациям руководителя фенологического центра Ботанического института им. Комарова РАН Лебедева П.А., организовано научное сопровождение данной деятельности; морская экосистема также создана при поддержке и сопровождении кандидата биологических наук И.В. Рудского);

- проектирование парка происходит в постоянном режиме, добавляются новые объекты по инициативам детей и поддержке родителей, парк "живой", он все время меняется;

- каждый объект парка сопровождается уникальной сказочной историей, которые придумывают дети и педагоги, используя карты В.Я. Проппа.

Сейчас мы находимся в начале творческого и познавательного пути, о котором мы и хотим Вам рассказать. Современное положение природопользования и охраны окружающей среды требует от нас, взрослых, создать для подрастающего поколения условия для успешного позитивного действия в мире природы; мотивировать его на дальнейшие открытия и исследования, направленные на сохранение природного окружения.

Живущие в условиях большого города маленькие горожане несколько ограничены в непосредственном общении с природой, им так не хватает контактов с природными объектами: увидеть, как красива снежинка, как копошиться неведомый жучок, как необыкновенна сорванная травинка. А старшие дошкольники, в силу своих возрастных особенностей, уже с интересом обращают внимание на природные явления, исследуют объекты неживой и живой природы, экспериментируют с ними, задают сотни вопросов, с нетерпением ждут ответов. Развитие психических процессов детей 5-7 лет дает возможность формировать у них способность устанавливать связи и взаимозависимости между разными объектами живой и неживой природы, т.е. заложить основы фенологических знаний.

Фенология, по определению ведущих специалистов Фенологического центра БИН РАН, - наука о динамике сезонного развития природы, о сложившихся взаимодействиях живой и неживой природы, которую можно считать разделом экологии.

И, как всякая наука, фенология - система знаний, иными словами, процесс получения новых. Однако целью Основной Образовательной Программы, принятой в нашей дошкольной образовательной организации и разработанной на базе ФГОС является не накапливание детьми знаний, а создание условий для развития воспитанников в развивающей предметно- пространственной среде, обеспечивающей мотивацию и поддержку индивидуальности каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности, общении, игре и других формах детской активности.

Опираясь на научную поддержку Фенологического центра Ботанического института РАН и материально-техническую базу ДОУ, определив педагогические цели и задачи, мы приступили к разработке технологий воспитания естествоиспытателей в природной развивающей среде ближайшего окружения – территории участка детского сада, которая определена в системе фенологических наблюдений как «озелененная улица большого города».

Наблюдениям за погодой на метеоплощадке мы отвели ведущую роль в нашей методологии. Работа с каждым прибором метеостанции вводилась в сферу самостоятельной детской исследовательской деятельности постепенно, и была обусловлена ярким погодным явлением. Так же педагоги стараются поддержать интерес детей с помощью игровых проблемных ситуаций. Например, задул сильный ветер - наблюдаем за работой флюгера и ветрового рукава и во время общения выясняем: «Кто треплет флажки? Кто спрятался в ветровом рукаве? Кто принес плоды липы на площадку? Из-за кого деревце растет, наклонясь?». Вот какие обобщения и взаимосвязи удалось сделать: осенью ветер со стороны Балтийского моря приносит нам в Купчино дождь, а зимой оттепель, и в детский сад все идут под зонтиками; утром пошел мокрый снег - на прогулку берем морковку и ведерко для снеговика; весной этот ветер нагоняет высокие волны и ломает льдины в Финском заливе, что очень опасно для детенышей балтийской нерпы. Тут же организует игру «Спасение тюленят».

В группах, во время эксперимента выясняем: каким прибором измеряют температуру воздуха и наглядно видим, как температура падает и поднимается.

Все наши воспитанники с большим удовольствием и мастерством отражают увиденное в рисунках и зарисовках в календарях природы и погоды.

По собранным рисункам и фотографиям наши дошколята уже самостоятельно сочиняют рассказы, фенологические сказки. Из этого материала собираются странички «Экологического букваря», в которых отражаются самые яркие наблюдения, самые интересные опыты, публикуются детские рисунки и            образцы         лучшей детской природоведческой           литературы.

«Экологический букварь» публикуется на сайте ДОУ http://106frspb.caduk.ru/p105aa1.html   и родители имеют возможность быть в курсе наших научных фенологических открытий и достижений.

Список литературы:

  1. Федотова В.Г, Достоевская Л.П. Фенологические сезоны в Санкт-Петербурге Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности (НИЦЭБ РАН), Санкт-Петербург, Россия
  2. Экологический портал Санкт-Петербурга Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности http://www.infoeco.ru/
  3. Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН. Фенологический центр https://www.binran.ru/structure/fenologicheskiy-tsentr/
1
Физкультурное  развлечение для 1 младшей группы «П...
Консультация для родителей "Музеи и театры, которы...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
19.09.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

План развлечения 2016-2017 г. старшая группа
04 сентября 2019
Спасибо, очень интересный материал.
Сценарий утренника в младшей группе «У нашей мамы праздник!»          
02 сентября 2019
Спасибо за Ваши замечательные сценарии, за творчество и любовь к профессии! С уважением Ирина Юрьевн...
Картотека утренней гимнастики
26 августа 2019
Спасибо за картотеку для гимнастики очень интересная и пригодилась в работе с детьми .
Публикация "Творческий проект для группы среднего возраста " В гостях у любимых сказок"
21 августа 2019
Здравствуйте! Нам очень приятно и здорово было работать по этому проекту. Надеюсь, кому-нибудь из ва...

В блогах

Памятка родителям Если вы вместе со своим ребенком чем-то занимаетесь, то: - при выборе поделки вспомните, что интересно Вашему ребенку, о чем он чаще всего говорит, наиболее предпочитаемые игрушки (к...
Настольный театр «Курочка Ряба» Цели: - развивать воображение, мышление, речь; - умение совместно обсуждать действия героев; - воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Задачи: - по...
Образовательные: систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач и записывать их решение с помощью цифр; расширить и закрепить навыки вычислительной деятельности: решение пр...
Стенгазета « Наши Новогодние каникулы» Чекотина Наталья   Цели и задачи: привлечь родителей к образовательному процессу, развивать интерес детей к окружающему миру, развивать монологическую и ди...

Новое на сайте

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина –…

Из опыта работы с детьми над проектом «Наша Родина – Россия» (Подготовительная группа) Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в...

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия»

Методическое пособие: «Папка-лэпбук «Наша Родина – Россия»

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать...

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста

Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста Игры и упражнения дыхательной гимнастики для детей второго года жизни. 1. Для углубленного вдоха и выдоха используют упражнения: «Понюхать цветок», «Подуем на цветные шарики», «Пусть уточка...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top