Элекронное портфолио.

Материалы педагогической деятельности воспитателя.

Рабочая программа «Духовно-нравственное становление детей через синтез искусств родного края»

1. Пояснительная записка

«Как прекрасен мир !

Посмотри вокруг…. »

Н.И.Арефьева

Развитие цивилизации, техницизм и прагматизм современного общества повлекли удаление человека от литературы, музыки, живописи, театра и других видов искусств, а ведь именно искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств. В наше время мы все чаще сталкиваемся с необходимостью воспитания культурных ценностей у человека: духовности, нравственности, эстетического вкуса.

Знакомство с искусством призвано осуществить одну из главных задач современного образования - воспитание всесторонне развитой личности, призвано сформировать у детей художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта художественной культуры родного края.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях художников, писателей, музыкантов. Культуру края невозможно себе представить без искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Поэтому проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного.

Если с раннего возраста не вводить ребенка в мир искусства, основываясь на принципах взаимосвязи его видов, не развивать способности ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни; не воспитывать стремления самому учувствовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, то не будет достигнута ключевая роль эстетического воспитания - формирование гармоничной, духовно-богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. необходима ежедневная работа по приобщению ребенка к миру искусства. Духовно-нравственное развитие ребенка начинается с раннего детства; вследствие чего необходимо понимать, что искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, увидеть ее красоту, разнообразие проявлений. Таким образом, изобразительное искусство и художественное слово - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели лежат в области воспитания духовного мира ребенка, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты.

Данная программа ориентирована на нравственно - эстетическое воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействует духовному и нравственному развитию детей, направленному на приобщение детей к лучшим традициям искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей, культурой и творчеством родного края.

Программа строится на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Программа ценна тем, что, знакомясь с искусством, детям легче понять и представить, как жили люди в нашем крае, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников духовных и нравственных качеств.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, сочетающие опору на культурные традиции родного края и инновационную направленность, необходимые для занятий . Программа рассчитана на детей с 6 до 7 лет.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами нашего края и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа, с поэтическим и художественным творчеством , воспитывает интерес к культуре и истории родного края . Нововведением программы является включение подготовительного периода к восприятию детьми пейзажных картин путем обучения азам цветовосприятия, использование театрализованной деятельности(этюды) при проведении занятий интегрированного вида, использование арт-терапевтических и психо-терапевтических техник.

К числу особенностей программы относятся и оригинальная технология создания пейзажей с использованием нетрадиционных техник рисования, природного и бросового материала, на основе ознакомления с репродукциями картин художников родного края – пейзажистов.

Новизна программы так же состоит в том, что она показывает развивающие функции искусства, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Целесообразность программы в том, что мы живем там, где есть возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественных произведений. И у ребят есть возможности соприкоснуться искусством – полюбоваться красотой природы, которую изображают художники, читать художественные произведения о родном крае .

1.1. Цель программы: формировать знания детей о родном крае через синтез искусств

1.2. Задачи программы:

- развитие гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности ребенка с участием родителей в процессе открытия художественной культуры родного края.

- воспитывать интерес к культуре родного края, творчеству, музыки, народным играм и промыслам.

- развивать художественно-творческие способности детей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

- осваивать знания об изобразительном искусстве как способе духовно-нравственного освоения окружающего мира о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства знакомство с образным языком изобразительных искусств на основе творческого опыта

- овладевать умениями и навыками художественной деятельности

- приобщать детей к духовным ценностям родного края, воплощенным в произведениях искусства.

- развивать самосознание детей и формировать у них чувства патриотизма на основе понимания самоценности явлений искусства и культуры их края

- формировать устойчивый интерес к искусству и потребности постоянного общения с ним.

 

1.3. Условия реализации:

Для реализации этих задач необходимо создание следующих условий:

- организации комплексной образовательной деятельности по воспитанию духовно-нравственных качеств через ознакомление детей с искусством родного края.

Формы работы с детьми

Искусствоведческий рассказ педагога;

Беседа;

Занятия на основе метода интеграции;

Рассматривание подлинных изделий искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

Выставки произведений искусства в мини-музее группы;

Выставки детских работ;

Экскурсии;

Дидактические игры;

Экспериментирование с различными художественными материалами;

Пластические этюды;

Театральные импровизации;

Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

Заучивание считалок, закличек, небылиц, потешек, стихов, пословиц, поговорок.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение).

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

Взаимодействие с родителями.

- консультации по изоискусству;

-беседы;

- создание образовательной среды, способствующей социально-личностному развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- творческие мастер-классы;

-организация экскурсий

Данная рабочая программа встроена в систему работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста по следующим направлениям

-создание образовательной среды

-установление образовательного сотрудничества с родителями

-взаимодействие с социумом (краеведческий музей, выставочный зал, музыкальная школа, встречи с художниками родного края)

Деятельность в ходе реализации программы:

-Сбор информации о художниках, поэтах, мастерах родного края

-Изготовление альбома «Мой город»

-Создание коллекции детских работ

-Оформление в группе выставки с разнообразными жанровыми экспозициями

-Составление календарно-тематического плана

-Разработка планов-конспектов

-Проведение тематических экскурсий в музей, выставочный зал по родному городу

-Изготовление дидактических игр

-Изменение и развитие предметно-пространственной среды посредствам организации центров творчества наглядно-дидактических пособий и сюжетных картин

-Подбор и систематизация дидактического материала.

-Создание мини-музея народной куклы

2. Предполагаемые результаты:

После освоения содержания рабочей программы дети владеют знаниями о ярких представителях искусства родного края и их основных произведениях, имееют представление об основных видах и жанрах искусства. Умеют применять художественно-выразительные средства в своем творчестве. Определяют средства выразительности при восприятии произведений. Анализируют содержание, образный язык произведений изобразительного искусства. Ориентируются в основных явлениях, происходящих в мире искусства узнают изученные произведения и его автора.

3. Перспективное планирование:

Непосредственно-

образовательная

деятельность

 

Задачи

 

Формы организации

Материал
Сентябрь      

«Искусство в моем городе»

 

Помочь ребенку войти в мир художественной культуры родного города через синтез искусств.

Помочь почувствовать связь с искусством через выразительные средства искусства звук, цвет, слово, жест. Способствовать открытию тайн художественных материалов. Познакомить с понятиями «музей», «выставочный зал, «дом культуры».

Развивать эстетический вкус, связную речь.

Знакомство с символикой родного города.

Чтение стихотворений о родном городе.

Д/и«Моя Михайловка»

Экспериментирование с разными художественными материалами.

Художественно-творческая деятельность «День города»

«Песня о Михайловке»

Сл.Ю.Агеев муз Б.Михайлова

Выпуск №1 «Палитра» Художники г.Михайловки и Михайловского района.

Лукьянов П.И.»Герб г.Михайловки»

Литературный клуб «Вдохновение» «И мира свет как памятник войне.

Стихотворения ТкачеваМ.Г. «Голубоглазая Россия», «Здравствуй, город!»

«Осенние мотивы» знакомство с пейзажистами родного края

Знакомить детей с одним из видов изобразительного искусства

– пейзажем, на примере творчества художников родного края, показать детям особенности этого жанра. Выделить способы выразительности, которые использовали художники (цвет, четкие линии рисунка). Обратить внимание на то, что цвет в живописи – это основное средство выразительности и что в пейзажных картинах художник с помощью цвета может показать время года, время суток, состояние погоды; показать настроение, которое вызвало у него общение с природой.

Дать представление о возможностях пластики в передаче различных эмоциональных состояний.

Подчеркнуть красоту природы родного края осенью.

Побуждать у детей желание самим создавать осенние пейзажи.

Беседа «Красота родного края в осенних красках»

Рассматривание репродукций картин местных художников пейзажистов

Д/и «Мой цвет»

Д/и«Найди картины, написанные теплыми и холодными красками» Д\И«Найди друзей той или иной краске». Художественно-творческая деятельность «Деревья осенью», «Осенний лес». Д/и «Выставка картин» Чтение стихотворений о осени поэтов-земляков

Экскурсия в осенний парк.

Литературный клуб «Вдохновение» «И мира свет как памятник войне.

Стихотворение

Биндусова Е.С. «Осенний день», «Осень в печали»

Выпуск №1 «Палитра» Художники г.Михайловки и Михайловского района.

Картины: Скорченко Ю.В. «Осень»

Вихлянцева В.И. «Золотая осень»

Донской край в живописи и поэзии»Творчество Нины Арефьевой

Картины: Арефьева Н.И. «Бабье лето», «Уже наступила пора листопада», «Краски осени», «Золотистый лист»

Стихотворения: Арефьева Н.И. «Осень»

Октябрь      

«Я поведу тебя в музей»

Познакомить детей с городским краеведческим музеем. Дать представление о назначении музеев.

Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас.

Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города. Познакомить с профессией экскурсовод.

Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира. Формировать умение работать коллективно, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Воспитывать любовь к родному городу.

Беседа «Перед экскурсией»

Коллективный пластический этюд «Приход в музей»

Экскурсия в Михайловский краеведческий музей

с\р игра «В музее.» Художественно-творческая деятельность «Мой музей"

«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей» Куревина О.А.

 

«Богатство осени»

 

 

 

Формировать знание детей о главном богатстве жизни -хлебе. Познакомить детей с жанром живописи-натюрморт на примере картин о хлебе местных художников. Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки. Формировать умение выполнять движения в определенном темпо-ритме согласно со словами.

Расширять и обогащать словарный запас.

Вызвать желание детей самим «вырастить» хлеб.

Беседа «Хлеб-всему голова» Заучивание пословиц о хлебе

Рассматривание репродукций картин о хлебе .

Рассказ о традиции проведения осенней ярмарки.

Театрализация в горнице сказки « Колосок»

Пластический этюд «Колоски в поле»

Художественно-творческая деятельность «Золотой колосок»

Н/и «Ярмарка»

Донской край в живописи и поэзии»Творчество Нины Арефьевой Картины: Н.И. Арефьева «Хлеб-всему голова», «Щедрость земли»

Стихотворения: Н.И Арефьевой «Хлеб»

«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Ю.Г. Круглов “Синтез искусств в эстетическом воспитании детей”. Куревина О.А.

Ноябрь      
«Красота рядом» Знакомство с жанром живописи -натюрморт

Продолжать знакомить детей с жанром живописи-натюрморт.

Рассмотреть картины художников, исполненные в этом жанре.

Углубить представления детей о живописи, как виде изобразительного искусства. Развивать способность к восприятию художественного произведения, повышенную чувствительность к прекрасному. Подробно остановиться на одном из жанров живописи – натюрморте. Показать на примере натюрмортов, разную технику исполнения. Рассказать о порядке работы над натюрмортом (идея, построение, набросок, цвет, линии). Акцентировать внимание детей на средствах выразительности в натюрморте – цвет, общий колорит картины, построение (композиция).

Побуждать желание детей создать свой натюрморт

Рассматривание натюрмортов в исполнении художников, беседа «Что такое натюрморт»

Д\И «Из чего состоит натюрморт», «Живой натюрморт», «Составь натюрморт»

Художественно -творческая деятельность «Мой натюрморт»

«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей» Куревина О.А.;

Календарь 2014«Художники Михайловки»

Картины: Игнатова В.Н. «Натюрморт с колосьями», «Астры», Бибарцева Г.Р. «Кувшин»;

Выпуск №1 «Палитра» Художники г.Михайловки и Михайловского района.

Водолазкин С.В. «Шкатулка», Железкин Ф.В. «Натюрморт с арбузом», Ставропольцева Г.П. Натюрморт со свечой», Тысячина Ю.В. «Глинянная посуда», «Натюрморт с листьями»,

«Донской край в живописи и поэзии»Творчество Нины Арефьевой Арефьева Н.И. «Цветы полевые», «Красные яблоки», «Русский чай»

Декабрь      
«В гостях у художницы зимы» Продолжать работу над развитием духовно – нравственной сферы ребенка. Умению откликаться на прекрасное доброе, через восприятие явлений окружающей действительности в процессе восприятия художественного творчества. Формировать у детей представление о том, как художник создает композицию картины; показать роль цветового фона в жизни каждой картины, рассказать о том что каждый цвет придает картине свой характер. Узнавать образы зимы в звуках музыки, стихах, картинах художников; воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к природе через произведения художников.

Совместно с детьми полюбоваться морозным утром, вечером,, солнечным, пасмурным днем, деревьями в инее, после снегопада., рассмотреть красоту снежинки, льдинки. Рассматривание репродукций художников родного края Д\И «Найди следы зимы художницы в городе, деревне». Разучить стихотворения поэтов-земляков о зиме.

Художественно-творческая деятельность «Зимние узоры»,

«Волшебница зима»

«Донской край в живописи и поэзии»Творчество Нины Арефьевой

Картины: «Мороз и солнце», «Зимой в лесу», «Зимний день», «Лишь бы только не смолк под дугой колокольчик…»

Выпуск №1 «Палитра» Художники г.Михайловки и Михайловского района.

Вихлянцева В.И. «Зимний вечер»;

Литературный клуб «Вдохновение» «И мира свет как памятник войне.

Биндусова Е.С. «Зимний вальс»

Ерохина А.В. «Новогоднее настроение» Стихотворения ТкачеваМ.Г. «Снежная метель»

Рассказ Федулова И.Н. «Новый год у ворот»

  Январь    
«Золотые руки» Знакомство с мастерами декоративно-прикладного искусства

Познакомить детей с мастерами декоративно- прикладного искусства родного края. Дать знания о разных видах декоративно-прикладного искусства , многообразии техник и материалов используемых мастерами. Вызвать интерес к вещам сделанными руками человека. Развивать желание детей создавать прекрасное.

Рассматривание каталога «Мастера декоративно-прикладного искусства»

Организация выставки в мини-музеи группы «Русская изба» произведений декоративно -прикладного искусства.

Беседа-рассказ «Золотые руки».

Чтение пословиц и поговорок о труде и мастерстве.

Изготовление коврика из атласных лент.

Каталог «Мастера декоративно-прикладного искусства»,

«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Ю.Г. Круглов,

экспонаты мини-музея группы

  Февраль    
«Кто в куклы не играл , тот счастья не видал»

Формировать знания о прикладном творчестве через познание русских традиций , носителем которых является народная кукла. Познакомить с историей создания и предназначения народной куклы. Особое внимание детей обратить на обрядовые куклы, на примере народного праздника «Масленица»

Формировать творческие способности в создании народной куклы. Создать совместно с родителями в группе мини-музей народной куклы.

Рассказ-беседа «История воникновения народной куклы и ее предназначение»

Рассматривание альбома «Народная кукла»

Изготовление куклы-пеленашки

Пластический этюд «Веселый пляс»

Коллективное изготовление куклы-Масленицы.

Мини-музей народных кукол, созданный родителями.

Альбом «Народная кукла»

«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей» Куревина О.А.

  Март    
«Лучшая женщина на свете» Знакомство с жанром живопись-портрет Обогащать детей знаниями в области портретной живописи, как виде изобразительного искусства. Заострить внимание детей на способах выразительности портретной живописи (линия, жесты, детали лица: рот, глаза). На способах передачи настроения, характера человека. Рассказать о порядке работы над портретом. Формировать умение словесно описывать увиденное изображение, выбирать музыкальные фрагменты, которые можно соотнести по настроению с картиной. .Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства. Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, своих родных. Формировать умение правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

Беседа «Зачем люди пишут портреты», Рассматривание работ художников в жанре портретная живопись. Мимический этюд «Угадай настроение» Упражнение «Словесное описание портрета», «Художник и модель»

Чтение стихотворений о маме поэтов -земляков.

Продуктивная деятельность рисование портрета мамы

Пластический этюд «Назови ласково»

«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей» Куревина О.А.;

Выпуск №1 «Палитра» Художники г.Михайловки и Михайловского района.

ФедуловВ.А.

«Портретматери»,Труфанова Е.Я.«Женский портрет», Бибарцева Л.Р. «Мама»

«Донской край в живописи и поэзии»

Творчество Нины Арефьевой

Стихотворения: Н.И. Арефьева «Дорогим женщинам», «Дорога к маме»

  Апрель    
«Звонкие краски весны»

Познакомить детей с весенними пейзажами родного края . Закрепить знания о природе родного края ,углубить знания о водных объектах родного края. Обратить внимание, как автор передает красоту пейзажа, смешивая краски. Подробно остановиться на построении (композиции) картины; выборе цвета, соответственно времени года, изображенного на картине. Стимулировать развитие способности к анализу художественного произведения Воспитывать любовь к природе, желание сохранить чистоту и красоту родного края

Рассматривание

работ художников в жанре пейзажная живопись. Чтение стихотворений о весне.

Беседа «Красота рек в картинах художниках»

Пластический этюд «Ручей», «Музыкальные руки»

Художественно-творческая деятельность «Весна в родном краю»

Литературный клуб «Вдохновение» «И мира свет как памятник войне.

Стихотворения ТкачеваМ.Г. «Апрель»Золотарев К.Г. «Вечер» Золотарев К.Г. «Река Медведица»

Марчуков С.М. «Батюшка Дон»

«Донской край в живописи и поэзии»Творчество Нины Арефьевой

Картины: Н.И. Арефьева «Март», «Весна в Придонье»,

«Цветут тюльпаны на полях», «Разлив» «В парке у пруда», «Пруд в Михайловке», «У озера Ольхового», «Даль хоперская»

Стихотворения: Н.И Арефьевой «В каждой былинке живут небеса…», «Мой прекрасный сиреневый край…»

Н.И Арефьевой «Дон-Батюшка»

«Палитра» Художники г.Михайловки и Михайловского района.

Устинов Г.В.»Озеро Ямное»

Тысячина Ю.В. «Пруд», «На реке»

«Где живут картины»

Развивать у детей потребность общения с произведениями искусства. Познакомить детей с искусствоведческими терминами.

Закреплять знания о профессии художника.

Формировать у детей положительное, эмоциональное отношение к прекрасному.

Воспитывать у детей уважение к труду художника.

Беседа «Перед экскурсией»

Экскурсия в выставочный зал. Беседа о жанрах изобразительного искусства, рассматривание работы известных художников родного края. Д\и «Узнай жанр картины»

«Синтез искусств в эстетическом воспитании детей» Куревина О.А.;

Литературный клуб «Вдохновение» «И мира свет как памятник войне.

Стихотворение ТкачеваМ.Г. «Детская выставка»

  Май    
«Милый сердцу уголок» Знакомство с архитектурой города прогулка по родному городу

Познакомить детей с архитектурой прошлого и настоящего города, в котором мы живем,

Побуждать детей видеть прекрасное вокруг себя. Рассказывать о своем городе, про памятные места: улицы, парки, площади, здания. Совершенствовать умение находить в архитектуре города различия и сходства. Находить сходства в природе города.

Вспомнить с детьми понятия – архитектор, архитектура.

.Пробуждать интерес детей к архитектуре родного города.

Просмотр презентации «Знатоки отчего края»

Рассматривание

работ художников в жанре городской пейзаж.

Создание альбома «Город в прошлом и город в настоящем» Рассматривание иллюстраций фотографий с изображением города.

Подбор палитры для рисунков районов старого города и новостроек. Художественно-творческая деятельность «»Милый сердцу уголок»

Д\И «Подзорная труба» Д\И «Что было, что стало»

Организация экскурсии по родному городу

Выпуск №1 «Палитра» Художники г.Михайловки и Михайловского района.

Картины;

Лукьянов П.И. «Вид цемзавода со стороны карьера», Киселев В.Б. «Казачий курень», Арефьева Н.И. «Храмы России»;

«Донской край в живописи и поэзии»Творчество Нины Арефьевой Картины: «Аллеи парка» , «Площадь Конституции.

Фонтан»

«Песня о цемзаводе»Г.Горина

Стихотворения

«Светлой памяти Смехова М.М.»

Литературный клуб «Вдохновение» «И мира свет как памятник войне.

Золотарев К.Г. «В парке», «Вечерний бульвар»

Список литературы

1.Арефьева Нина Ивановна :живопись и поэзия: лаурет и дипломат региональных,российских и международных выставок и фестивалей : юбилейный выпуск:30 лет творчества.-Михайловка: Михайловская типография, 2015.-64 с.

2. Выпуск №1 «Палитра» Художники г.Михайловки и Михайловского района. 2005г.

3.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г. Гобидзе, З.А. Михайлова и др.-СПб.: ООО «ИЗДТЕЛЬСТВО_ПРЕСС»,2011-154с.

4. « Донской край в живописи и поэзии»Творчество Нины Арефьевой -Волгоград:ВГУ «Издатель»,1999.-216с.

5. И мира свет как памятник войне:сборник стихов и рассказов / Литературный клуб «Вдохновение».-Волгоград: Принт, 2013.-128с.

6.Каталог «Мастера декоративно-прикладного искусства».-Михайловка: Михайловская тип., 2008.-80с.

7..Куверина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное.Методические рекомендации для воспитателей,учителей и родителей.-М.: «Баласс», 199.-416с.

8.«Русские народные загадки, пословицы, поговорки» /Сост.,авт. Вступ. Ст., комент. и слов Ю.Г. Круглов,-М.:Просвещение, 1990.-335с.

9.Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду . Конспекты занятий и сценарии праздников . Под редакцией А.В. Орловой-Владимир,1995-184с.

3
Методическая деятельность
Конспект интегрированного занятия во второй младш...
 

Комментарии 1

Гость - Елена В. в 04.10.2017 14:26

Программа может быть использована для ведения кружковой работы. Спасибо за интересные находки!

Программа может быть использована для ведения кружковой работы. Спасибо за интересные находки!
Гость
20.06.2021

В блогах

Игры на развитие внимания

ВНИМАНИЕ – это сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности...

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. "В гости к гномам"

Подготовила : Воспитатель МБДОУ "Детский сад №32"г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна. Занятие с использованием ИКТ. Цель: Познакомить детей со звуком и буквой...

Новое на сайте

Сказка «Лягушка – Певунья»

Сказка «Лягушка – Певунья» В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, в одном пруду жила - была Лягушка. И очень она любила по вечерам песни петь. Послушать ее собирались все жители водоема. Приплывала на бережок Старая Черепаха...

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний период» (Авторская разработка)

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний период» (Авторская разработка) Образовательная область: «Физическое развитие». Аннотация С наступлением летнего периода физкультурные занятия, зачастую, переходят на улицу, и возможностей для проведения различных, новых подвижных игр, у педагога становится...

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (младшая группа)

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (Младшая группа) Цели и задачи: Познакомить с праздником Масленицей. Создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском коллективе. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание. Закрепить знания...

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше. Константин Станиславский. Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог