Проектная работа «Сандугачтай моңлы Тукай теле»

Название проекта: «Сандугачтай монлы Тукай теле».

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: средней продолжительности. Проект реализуется через интеграцию всех образовательных областей.

(11.04.2016 г.-25.04.2016 г.)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель проекта: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая

Задачи проекта:

Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы ТукаяРазвивать умение правильно понимать смысл татарских произведений.Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.Создать благоприятные условия для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

В целях реализации программы по внедрению УМК и НРК планирование и реализация комплекса мероприятий по более глубокому изучению творчества татарского народного поэта Г. Тукая, создавшего множество произведений именно для детей, является особо важным.

Актуальность проекта подчеркивается и тем, что его произведения несут в себе не только культурную, но и воспитательную ценность. В нашем современном мире, благодаря средствам информации и связям все народы сближаются друг с другом. Всё больше и больше узнают о национальных традициях, культуре, как своего, так и других народов.

Одним из ярчайших представителей татарской литературы является великий татарский поэт Габдулла Тукай. В апреле 2016 года исполняется 130 лет со дня его рождения. С годами глубже осознаём мы значение творчества и величие личности Тукая.

Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами. Учит жить и кричать, смеяться и плакать, ценить и беречь любовь к своим близким в повседневном хаосе сегодняшнего бытия. Чем больше эмоциональных, выразительных впечатлений ребёнок получит в детстве, через произведения поэта, тем более яркой, творческой личностью, обладающей высокими духовно- нравственными качествами станет он в будущем.

Таким образом, всё это ещё раз подчёркивает важность и необходимость изучения творчества Габдуллы Тукая.

Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил нас создать проект « Сандугачтай монлы Тукай теле».
Проект «Сандугачтай монлы Тукай теле» направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Организация и планирование проектной деятельности ведется по 3 направлениям:

работа с детьмиработа с воспитателямиработа с родителями

Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, сроки проведения и ответственные.

Значимость проекта «Сандугачтай монлы Тукай теле» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодействие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей, библиотекой по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

Материально-техническое обеспечение: реализация проекта осуществляется на базе музыкального зала, с использованием мультимедийных средств, компьютеров.

Этапы проекта.

I этап (11.04.16. – 13.04.16.) Подготовительный.

Обсудить цели и задачи проекта. Воспитателям создать условия в группах для реализации проекта.

II этап (14.04.16. – 24.04.16.) Основной этап (практический).

Реализация основных видов деятельности по проекту.

III этап (25.04.16.) Заключительный этап.

Итоговое мероприятие – праздник-районный конкурс чтецов произведений Габдуллы Тукая.

График проектных мероприятий для детей:

 

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1.

Организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае, книги Тукая»

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая

1-я неделя

Воспитатели

2.

Чтение произведений

Г. Тукая: «Туган тел», «Бала белән кубәләк», «Шаян песи», «Кызыклы шәкерт», «Сөткә төшкән тычкан», «Су анасы».

Приобщать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

1-я неделя

Воспитатели

3.

Музыкальная деятельность: разучивание песни «Туган тел».

Развивать песенное творчество, слушать друг друга; учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относиться.

1-я неделя

Музыкальные руководители, воспитатели

4.

Заучивание стихотворе-ний Г.Тукая.

Воспитывать у детей интерес к поэзии, учить говорить красиво и правильно.

1-2-я неделя

Воспитатели, родители.

5.

Просмотр мультфиль-мов по произведениям Г. Тукая.

Побуждать интерес у детей к татарским

мультфильмам

1-2 неделя

Воспитатели

6.

Лепка по произведе-ниям Г.Тукая.

Продолжить знакомство с творчеством Тукая.

2-я неделя

Воспитатели

7.

Праздник-районный конкурс чтецов, посвященный 130 летию Г.Тукая.

Обобщить знания детей о творчестве Г.Тукая, выявить талантливых детей.

2-я неделя

 

График проектных мероприятий для воспитателей:

 

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1.

«Круглый стол» с участием воспитате-лей.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта

1-я неделя

Старший воспитатель, воспитатели, музыкальные руководители.

2.

Методическая копил-ка.

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Г.Тукая

1-2 недели

Воспитатели

3.

Оформление родительского уголка.

Просвещение родителей по приобщению к творчеству Габдуллы Тукая

1-2 недели

Воспитатели

4.

Создание мультиме-дийной презентации о жизни и творчестве Г.Тукая.

Познакомить детей с жизнью и твор-чеством Г.Тукая, развивать интерес и любовь к творчеству великого поэта.

1-я неделя

Воспитатель татарской группы

4.

Подбор книг Г.Тукая в библиотеки групп.

Развивать у детей интерес к произ-ведениям Г.Тукая

1-я неделя

Воспитатели

5.

Чтение детям книг Г.Тукая.

Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая и к чтению

2-я неделя

Воспитатели

6.

Выставка «Габдулла Тукай. 130 лет».

Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом

2-я неделя

Старший воспитатель, воспитатели

График проектных мероприятий для родителей:

 

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

1.

Семейные чтение произведений Г.Тукая

Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая, воспитать интерес к чтению

1-2 недели

Родители

2.

Конкурс детских рисунков и поделок по произведениям Г.Тукая

Передавать в рисунках и подделках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность

2-я неделя

Воспитатели, родители

 

Образовательные области задачи

Социально-коммуникативное

Формирование представлений у детей о честности, правдивости, доброте и отзывчивости посредством произведений Габдуллы Тукая.

Познавательное

Знакомство с известным татарским писателем Г. Тукаем, расширение знаний о его творчестве, развивать интерес и любовь к творчеству великого поэта.

Речевое развитие

Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.

Художественно-эстетическое

Формирование певческих навыков на основе песни татарского поэта Г.Тукая «Туган тел».

Физическое

Ознакомление детей с игрой «Шүрәле һәм балалар».

Совершенствование двигательных умений и навыков детей через элементы татарского национального танца. Формирование правильной осанки, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.

Ожидаемые результаты:

Данный проект позволит получить знания о жизни и творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая.Возрастёт интерес у участников проекта к дальнейшему знакомству с произведениями поэта.Повысится компетентность педагогов в области знаний творчества Г. Тукая.Проявятся творческие способности детей и родителей в разных видах деятельности.Активное участие родителей в реализации проекта.Пополнится предметно-развивающая среда групп книгами с произведениями Габдуллы Тукая.

 

Используемая литература:

Зарипова З.М. ”Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду”.-Казан: Беренче полиграфия компаниясе,2013. Закирова К.В.,Мортазина Л.Р. Әй, уйныйбыз, уйныйбыз... Балалар бакчасында хәрәкәтле уеннар (методик кулланма).-Казан: Беренче полиграфия компаниясе,2013. Закирова К.В.Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия.-Казан: РИЦ, 2011. Тукай Г. «Әкиятләр”.-Казан:Татар.кит.нәшрияты.,2006.

 

Приложение1.

Габдулла Тукай иҗатына багышланган бәйрәм эшкәртмәсе.

           “САНДУГАЧТАЙ   МОҢЛЫ  ТУКАЙ  ТЕЛЕ”

  Музыка астында балалар залга узалар һәм урындыкларга утыралар.

Алып баручы: Исәнмесез, кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар! Күп еллар элек, язның матур бер көнендә, 1986 нчы елның 26 нчы апрелендә, нәкъ 130 ел элек, бөек татар шагыйре Габдулла Тукай туган. 26 нчы апрельдә аның тууына 130 ел була.

       “Уртак Ватан тарихында эзле иттең син безне;

         Мәңге-мәңге тап кунмаслык , көзге иттең син безне.

         Сәнгатебез күкләрендә-Кояшыбыз, Аебыз,

         Бар җиһанга күренерлек Тукаебыз”  

Алып баручы: Бүген безнең балалар бакчасында Биектау районы балалар бакчалары арасында шигырь сөйләүчеләр конкурсы уздырыла.

Сезнең игътибарга жюри членнарын тәкъдим итәбез:

……………………………………………… …………………………………………….... ………………………………………………

«Тургай» балалар бакчасына йөрүче кызлар башкаруында «Аккошлар» биюе.

Алып баручы: Кем ул Габдулла Тукай? Ул ничек яшәгән? Без хәзер шагыйребез турында фильм карарбыз.

(Акрын, тыныч музыка астында Г.Тукай турында презентация күрсәтелә, Г.Тукайның тормышы һәм иҗаты белән таныштырыла)

1 слайд. Татар халкының бөек шагыйре – Габдулла Тукай.

2 слайд. Шагыйрьнең туган ягы – матур Казан арты. Ул 1886 нчы елның 26 нчы апрелендә хәзерге Арча районының Кушлавыч авылында туа.

3 слайд.Әтисе Мөхәммәтгариф, әнисе Бибимәмдүдә. Әтисе мулла була. Габдуллага дүрт ай ярым булуга, әтисе үлә. Әнисе, аны Шәрифә исемле карчыкка вакытлыча калдырып, Сасна авылы мулласына кияүгә чыга. Әнисе үзе янына Габдулланы да алдыра, ләкин бу рәхәт тормыш озакка бармый, Габдулланың әнисе дә үлеп китә.

4 слайд.Габдулланы Өчилегә бабасы Зиннәтуллага кайтарып бирәләр. Монда кечкенә Габдулла ятимлекне дә, ачлыкны да татый.

5 слайд.Бабасы Габдулланы бер ямщикка утыртып Казан шәһәренә озата. Ямщик Казанга килгәч: “Асрамага бала бирәм, кем ала?”-дип кычкырып йөри. Баланы Мөхәммәтгали абзый белән Газизә абыстай үзләренә алалар. Бу гаиләдә Габдулла ике ел буена яхшы гына яшәгәч, тагы арта. Мөхәммәтгали абзый белән Газизә апа икесе берьюлы авырый башлагач, Габдулла яңадан Өчилегә бабасына кайтарыла. Ә 1892 нче елның җәендә Кырлай авылы кешесе Сәгъди абзый аны үзенә уллыкка ала.

6 слайд.1895 ел башыннан Тукай Уральск шәһәрендә Газизә апасы гаиләсендә яши. Беренче шигырьләрен дә шагыйрь шушында иҗат итә.

7 слайд.1907 нче елның көзендә Тукай Казанга кайта. Ул Казанда чын шагыйрьбулып җитешә, бик күп әсәрләрен шушында иҗат итә.

8 слайд.Татар халкының бөек шагыйре Габдулла Тукай аз гына гомер яшәп кала, ул 1913 нче елның 15 нче апрелендә 27 яшендә каты авырудан үлә.

27 ел гына яшәп калса да, 8 ел гына иҗат итеп өлгерсә дә, Габдулла Тукай искиткеч зур әдәби мирас калдыра, өлкәннәр өчен дә, балалар өчен дә бик күп әсәрләр иҗат итә.

9 слайд.Шагыйрьнең исемен мәңгеләштерү максатыннан, Кырлайда әдәби-мемориаль музей, Казанда Г.Тукайның әдәби музее эшли.

10 слайд.Тукай безнең күңелләрдә мәңге яши. Аңа илебезнең төрле шәһәрләрендә һәйкәлләр салынган.

11слайд.Әллә тормыш, әллә инде язмыш

Кагып – сугып йөрткән шагырьне,

Гаиләдән гаиләгә биргән

Һәм кызганган аңа гомерне.

 Бик аз торган Тукай якты җирдә –

Яшьләй генә вафат булган ул.

Үлгәненә бик күп еллар инде,

Ә бит яши, һаман исән ул!

Зур шагырьне искә ала халык,

Кошлар кайткач җылы яклардан.

Безгә күчкән аның шигъри җаны,

Татар теле үскән Тукайдан!

“Шүрәле” балетыннан С.Сәйдәшев музыкасы яңгырый.

Залга Шүрәле килеп керә.

Шүрәле: Бармакларым бик авырта,

                Бер ел элек кыстырсам да.

                Беркем дә коткармады шул,

                 -Үләм! – диеп кычкырсам да!

Алып баручы: Шүрәле, син бит начарлык эшләргә теләгән идең, шуңа күрә сиңа җәза бирделәр.

Шүрәле: Җаным белән ант итәм, хәзер мин беркемгә дә тимәячәкмен.

Алып баручы: Безнең белән уйнасаң авыртуың да бетәр.

Шүрәле: Ә сезнең (балаларга карап) чыннан да минем белән уйныйсыгыз киләме?

Балалар: Әйе!

Алып баручы: Балалар, әйдәгез  “Шүрәле һәм балалар” уенын уйныйбыз.

Алып баручы: Шүрәле, безнең балалар Г.Тукайның шигырьләрен дә беләләр.

Шүрәле: Бик кызык, ә миңа тыңларга ярыймы?

Алып баручы: Әлбәттә ярый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

...............................чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

Шурале: Рәхмәт сезгә! Минем урманымда балалар гына ярдәм итә алырлар сиңа дигәннәр иде. Һәм бу дөрес булып чыкты! Мин башка беркайчан да беркемне дә кыерсытмам. Хәзер миңа урманга кайтырга кирәк, анда мине башка Шүрәлеләр көтә. Мин барысына да акыллы, батыр һәм тәрбияле балалар белән танышуым турында сөйләрмен. Оныта язганмын, мин бит юлда тарак тапкан идем (алып баручыга бирә). Миңа китәргә вакыт. Сау булыгыз! (Музыка астында чыгып китә)

Алып баручы: Балалар, бу таракны кемдер югалткан бит. Сез беләсезме, кем икән ул? Нинди әкияттән?

Балалар: Су анасы!               

  Ишекне шакыйлар, Су анасы керә.

Су анасы: Мин - Су анасы. Исәнмесез, балалар! Кайда минем алтын тарак?

Алып баручы: Балалар белән түгәрәккә бас та уен уйна. Алтын тарагыңны куып тотсаң – ул синеке! Балалар, уйныйбызмы?

Балалар: Уйныйбыз, уйныйбыз!

“Тарагыңны куып тот” уены уйнала.

Малай:    Мә, Су анасы, сиңа алтын тарак,

                 Бер кайчан да булмабыз без карак!

Су анасы: Менә рәхмәт, куандырдыгыз мине. Чит әйберләрне рөхсәтсез алырга ярамый, шулай бит, балалар?

Балалар: Әйе! 

Су анасы: Әфәрин, балалар! Нинди акыллылар икән сез! Ах, ардым әле мин нигәдер.

Алып баручы: Безнең балалар Габдулла Тукайның тагын бик күп әсәрләрен беләләр.

Су анасы: Кызык! Минем дә тыңлыйсым килә.

Алып баручы:

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

...............................чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

   Су анасы:  Булдырдыгыз балалар. Бик зур рәхмәт сезгә. Сез миңа ярдәм иттегез. Инде миңа елгама кайтырга вакыт.            

(Музыка астында чыгып китә)

              Кәҗә белән Сарык керә.

Кәҗә: Сарык, без кая килеп эләктек?

Сарык: Бу урман да, алан да түгел. Монда кешеләр генә.

Алып баручы: Исәнмесез!

Кәҗә белән Сарык: Исәнмесез!

Алып баручы: Балалар, кемнәр бу?

Балалар: Кәҗә белән Сарык.

Сарык: Ә сездә нинди бәйрәм?

Кәҗә: И-и-и, җүләр Сарык! Аларда бит бөек татар шагыйре Г.Тукайның тууына 130 елга багышланган зур бәйрәм.

Сарык: Шулаймыни? Ә кем ул шагыйрьнең шигырьләрен белә?

Алып баручы: Безнең конкурсантларыбызны тыңлап карагыз:

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

...............................чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

...............................чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

...............................чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

«………………….» балалар бакчасыннан ……………………

......................................... чыгыш ясый.

 Кәҗә белән Сарык: Ай, нинди яхшы балалар!!!!!

(Кәҗә белән Сарык саубуллашып чыгып китәләр)

Алып баручы: Шигырьләрен-әкиятләрен сөйләп,

                          Үсеп җитәрсез шулай.

                          Барлык милләт балалары

                          Ярата сине Тукай!

Хәзер без “Бәхетле балачак” төркеме балалары белән бергәләп “Туган тел” җырын җырларбыз. “Туган тел” җыры янгырый:

Туган тел

И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.

Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.

И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.

И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!

(Музыка яңгырый. Барлык кунаклар һәм катнашучылар таралышалар.)

Алып баручы: Г.Тукайның туган көненә багышланган бәйрәмебез ахырына якынлашты. Кадерле балалар! Туган телебезне яратыгыз һәм саклагыз!

Сау булыгыз !!!!!!

0
Сценарий праздника "Кубанская осенняя ярмарка"
Конспект НОД по обучению татарскому языку в средне...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.09.2020

В блогах

КВН "Времена года"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Майское муниципального района Пестравский Самарской области структурное подразделение детский сад « Березка» Клуб     весёлых и находчивых   «Времена ...

Консультации для родителей по пожарной безопасности

Консультации для родителей по пожарной безопасности Расскажите детям о пожарной безопасности Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с элементами фольклора «В гости к бабушке»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №441 "Кузнечик" Нижний Новгород Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с элементами фольклора «В...

Новое на сайте

Дидактическая игра «Разноцветная головоломка»

Дидактическая игра «Разноцветная головоломка» Аннотация Наглядно-дидактическое пособие: дидактическая игра «Разноцветная головоломка» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Данная игра очень хорошо помогает развивать и тренировать у детей внимание, память, а также умение вычленять из...

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой

Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий аэробикой Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как...

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Новогодний сценарий для младшей группы «Новогодние приключения Колобка»

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной…

Конспект занятия «Драм – там» с элементами линейного квеста на прогулочном участке для детей подготовительной группы комбинированной направленности Цель: формирование положительной мотивации для развития познавательной, динамической и речевой активности детей на прогулке, создание условий для сохранения...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог