Проект во 2-ой младшей группе "Огород на окне"
Краткосрочный проект "Огород на окне"
Познавательно-исследовательский проект во 2-ой младшей группе
ТЕМА: «Огород на окне»
Выполнили: Каюшникова М.В.
2019 год
Пояснительная записка
Данный проект предполагает в интересной и увлекательной форме сформировать у детей простейшие представления о росте и развитии растений.
Актуальность проекта
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
В данной работе решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
- Воспитать у детей любовь к природе.
- Дать знания детям о культурных растениях, рассказать об их строении (корень, стебель, листик, цветок).
- Создать в группе «мини - город» на подоконнике.
- Показать детям способы выращивания растений в комнатных условиях.
- Познакомить детей с правилами ухода за растениями для их роста и развития.
- Научить детей быть наблюдательными, получать удовольствие от полученных результатов.
- Завести дневник наблюдений за ростом и развитием растений. Совместно с педагогом фиксировать свои наблюдения.
- Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, укропа, щавеля, редиса, салата, огурцов).
- Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
.
Вид проекта – познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: январь-февраль-март
Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители.
Этапы реализации проекта:
I этап - Подготовительный этап:
- Изучить и проанализировать уровень развития у детей познавательных способностей -выявить уровень знаний о растениях;
- Определить цель и задачи для работы над проектом;
- Создать необходимые условия для реализации проекта (собрать необходимый материал для создания мини огорода);
- Подготовка анкеты для родителей «Экологическое воспитание»
- Подготовка информации для родительского уголка- консультации на темы: «Огород на окне», «Огород для детей - развлекаемся и учимся», «Овощи и фрукты – полезные продукты»
II этап - Основной этап:
- Организация предметно – развивающей среды (создание «мини-огорода» на окне);
- Посадка семян гороха, фасоли, лука, укропа и овса;
- Уход за растениями - полив, рыхление;
- Ведение записей в дневнике наблюдений
- Изготовление дидактических игр и пособий по теме «Овощи», «Огород»;
- Беседа с детьми познавательного характера по теме проекта: «Твои любимые овощи», «Осторожно микробы», «Огород на подоконнике», «Рост и развитие растений»,
- Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами);
- Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта;
- Рассматривание семян через лупу.
- Различные виды изобразительной деятельности по тематике;
- Просмотр видеофильмов на экране о растениях;
III этап – Заключительный:
- Обработка результатов по реализации проекта
- Итоговая беседа: «А у нас в огороде»
- Оформление фотоальбома: «Огород на подоконнике»
- Оформление книжек-малышек
- Презентация «Наш зеленый огород»
Условия реализации проекта:
- Создание интереса у детей к выращиванию растений
- Участие родителей в реализации проекта
- Подбор игр, стихотворений, пословиц, бесед об овощах
Основные направления в работе:
- Работа с детьми
- Работа с родителями
- Работа с педагогами
- Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды
Механизм реализации проекта:
1. Работа с детьми планируется и проводится в течении всего дня, через все виды деятельности:
Беседы:
- «Что такое огород и что на нем растет»
- «Роль солнца воздуха и воды в жизни растений»
- «Твои любимые овощи»
- «Осторожно микробы»
- «Какие растения можно выращивать на подоконнике»
- «Рост и развитие растений»
- «Строение растения»
Дидактические игры:
Настольные игры: «Парные картинки», «Что растет на грядке», «Собери из частей целое», «Фрукты, овощи», «Четвертый - лишний», «Собери кубики».
Словесные игры: «Доскажи словечко», «Отгадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Посчитай сколько», «Узнай на вкус».
Пальчиковые игры: «У Лариски две редиски», «Мы капусту рубим…», «Салат», «Огород», «Овощи», «Чищу овощи для щей».
Подвижные игры: «Поезд», «Найди что спрятано».
Самостоятельная игровая деятельность: сюжетно -ролевые игры: «Овощной магазин», «Накормим куклу обедом», «Семья», «Овощной магазин». Рисование по трафарету овощей (карандашами).
Чтение художественной литературы:
- Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки»
- Белорусская сказка сказка «Пых»
- Потешка «Огуречик, огуречик…»
- Стихи: Белякова «Морковь», «Кабачок», «Картошка»
- Ю.Тувим «Овощи», Ю.Коваль «Удивительная грядка», М.Бородицкая «Щи-галочка», Е.Бехлерова «Капустный лист»,
- Н.Егорова «Редиска», «Тыква», «Морковь», «Горох», «Лук», «Огурцы»
- Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок, считалок об овощах и труде
Интегрированные занятия:
Опытно-исследовательская деятельность:
- Сравнение семян (рассматривание семян гороха, фасоли через лупу)
- Проращивание семян фасоли, гороха, овса.
- Измерение роста растений (ведение «календаря наблюдений»)
- Опыты с проращиванием лука в разных условиях (в темноте, на солнышке, в воде, без воды)
Наблюдения за всходами семян овса, укропа, петрушки.
Трудовая деятельность: посадка семян фасоли, гороха, чеснока, овса, укропа, петрушки. Уход за растениями – полив, рыхление, прополка, прореживание.
Художественно-эстетическая деятельность:
- Лепка: «Что растет в огороде», «Овощи большие и маленькие»
- Аппликация «Лук, лучок», «Помидоры в банке»
- Рисование «Лук от всех недуг»
- Конструирование «Корзинка для овощей»
- Рассматривание плакатов, предметных и сюжетных картинок по теме «Овощи»
- Музыкальная деятельность: «Огородная хороводная»
- Театрализация. Игра-инсценировка «Однажды хозяйка с базара пришла»,
- Развлечение «Бабушка-загадушка»
2. Работа с родителями: помощь родителей в организации «мини-огорода», привлечение родителей к изготовлению книжек-малышек», в приобретении муляжей овощей; анкетирование на тему «Экологическое воспитание детей в семье»; консультации: «Огород на окне», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Огород для детей – развлекаемся и учимся», индивидуальные беседа «Для чего нужен огород на окне».
3. Работа с педагогами: обмен опытом, консультации, разработка методических материалов в рамках темы.
4. Робота по созданию мини-города на подоконнике по сюжету русской народной сказки «Репка».
Предполагаемый результат:
- Из семечек, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, фасоль, укроп, овес.
- У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений.
- Исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений.
- Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
- Активизируется словарный запас детей.
- У детей сформируются такие качества как ответственность за выполнение поручения, обязательность, целеустремленность.
- У детей появится интерес к исследовательской, познавательной деятельности.
- Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
В результате реализации проекта дети научились:
- различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, их обобщать;
- выращивать, ухаживать за растениями;
- вести дневник наблюдений;
- наблюдать и делать первые выводы;
- стали бережнее относиться к растительному миру;
- правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди»;
- быть ответственными за выполнение поручений;
- проявлять интерес к исследовательской, познавательной деятельности;
- называть трудовые действия, связанные с посадкой огорода.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
В дальнейшем планируем продолжать работу по углублению и совершенствованию навыков исследовательской деятельности у детей по ознакомлению их с миром природы.
Используемая литература для подготовки проекта.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
Комментарии