Проект "В гостях у сказки"
МБДОУ «Детский сад № 103 «Теремок»
Проект
«В гостях у сказки»
Выполнила: воспитатель
Чадная Елена Анатольевна
город Нижний Новгород
Актуальность проекта.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является сказкотерапия.
Актуальность сказкотерапии заключается в естественности составляющей повседневную жизнь детей. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического , педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Сказкотерапия - это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. Это замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Ещё наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им занимательные истории. Они не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей и учили их жизни.
Сказка,- говорил А.Фромм,- также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Но мало прочитать сказку, важно её прожить! А как это сделать?
Фромм, через которые ребёнок проживает сказку — множество. Сказки можно читать, сказки можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и строить. И тогда сказки помогут ребёнку открыть мир во всём его многообразии, разовьют воображение, помогут найти точки опоры в жизни и во многом другом сослужат ему добрую службу. Самое главное, что сказки совершают важную работу во внутреннем пространстве не только ребёнка, но и взрослого, который с этой сказкой знакомит!
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот банк может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации- так и останется в пассиве. Если мы вместе с ребенком размышляем над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, будут находиться у ребенка не в пассиве, а в активе. Не в подсознании, а в сознании. Так постепенно удается подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.
Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь.
Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов- это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
По мнению детских психологов и психотерапевтов, сказочная реальность для психологического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Сказки динамичны, вызывают эмоциональный отклик, стимулируют познавательную активность детей и предлагают выход из сложного положения, стратегии правильного поведения в различных ситуациях.
Всё, что мы даём слушать детям, должно давать только положительный эффект. В этом случае сказкотерапия будет важной и необходимой альтернативой всему негативному и разрушительному, что хлынуло на наших детей из многочисленных средств массовой информации и окружающей жизни.
Паспорт Проекта
- Образовательная область – «Коммуникация», «Художественная литература»
- Тип проекта – творчески-информационный, игровой
- По числу участников – групповой
- По времени проведения – средней продолжительности
- По характеру контактов – в контакте с семьей
- Участники проекта:
- дошкольники,
- педагог,
- родители группы
- Место реализации: - МБДОУ «Детский сад №103 «Теремок»
Цель: создание условий для развития у детей нравственных качеств.
Задачи:
- учить регулировать своё поведение нравственной нормой;
- Способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
-формировать понимание добра и зла;
- развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
Методы реализации задач:
- поиск информации в специальных источниках;
- мониторинг нравственного и эмоционального развития;
-информационно – образовательная работа с детьми.
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание | Сроки |
Этап №1 |
Подготовительный: - Диагностирование детей; -Сообщение родителям о цели и реализации данного проекта. -Изучение методической литературы -подбор художественной литературы для детей; -Разработка методического материала к проекту |
Сентябрь 2015г. |
Этап №2 |
Практический: познавательный, игровой, творческий |
Сентябрь 2015 – Январь 2016г. |
Этап №3 |
Завершающий: Контрольно-оценочный |
Февраль 2016г. |
План работы над проектом.
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Работа с детьми. |
||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. |
Диагностика детей по социально – личностному развитию детей с использованием методик : « Закончи историю» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А. «Сюжетные картинки» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А « Раскрась рисунок» Урунтаева Д.А., Афонькина Ю.А « Занятие по русской народной сказке «Петушок и бобовое зернышко» « Занятие по русской народной сказке «Заюшкина избушка» Занятие по русской народной сказке « Маша и медведь» « Занятие по русской народной сказке « Гуси – лебеди» Презентация работы. -Свободная деятельность -Игровая терапия Дидактические игры: « Сочиняем сказки» « Расскажи сказку» « Что сначала?» « Чьи это вещи?» « Угадай сказку» Беседы: « Мой любимый сказочный герой» « Сказка ложь, да в ней намёк….» Сюжетные творческие игры: « Салон красоты» « Театр моды» « Театр масок» «Сказочная мастерская» Чтение художественной литературы. Продуктивная деятельность детей. Досуг «В гостях у сказки». Работа с родителями. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по социально- нравственному воспитанию детей. Анкетирование родителей по данной проблеме. Проведение родительского собрания на тему: « Воспитание сказкой». Консультация по данной теме: « Сказкотерапия». « Роль и место сказкотерапии в психическом, физическом и интеллектуальном развитии дошкольников». Творческая мастерская. ( Совместное творчество детей и родителей) Конкурс « Сочини свою сказку» « Любимый сказочный персонаж моего ребёнка». « День открытых дверей». Оборудование и пополнение развивающей среды. Оформление сенсорного уголка. Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкотерапии и релаксации). Приобретение необходимых материалов для проведения сеансов сказкотерапии: « Волшебная лампа», « Накидка для ведущего», «Ковёр – самолёт» . Пополнение театрального уголка в группе ( куклы – марионетки) Итоги работы. Презентация. Фотовыставка. Выставка работ родителей и детей по сказкам. Оборудованная предметно – развивающая среда |
Сентябрь2015г. Январь 2016г. Октябрь 2015г. Ноябрь 2015г. Декабрь 2015г Январь 2016г. Сентябрь 2015г. Декабрь 2015г. В течение проекта В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. Сентябрь2015г. Октябрь 2015г. Ноябрь 2015г. Декабрь 2015 г. Январь 2016г. Февраль 2016г Февраль 2016г В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. В течение проекта. Январь Февраль Январь |
Ожидаемые результаты.
При условии реализации данного проекта рассчитано получить следующие результаты:
- Стабилизация эмоционального состояния детей.
- Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств. Проявление заботы, сочувствия, взаимопомощи.
- Взаимодействие с семьёй позволит достичь наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Оценка результатов:
- Для оценки эффективности данного проекта по нравственному и эмоциональному развитию детей провести диагностику в начале и конце работы, используя соответствующие методики.
- Оценка качества практической деятельности будет оцениваться при проведении фотопрезентации, ознакомлении с видеоматериалами.
- По окончании проекта будет проведено анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.
Методическое обеспечение.
- Программа « От рождения до школы» Н.Е. Варакса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.
- «Арт-терапия в работе с детьми» М.В. Киселёва.
- «Формы работы со сказкой» Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева.
- «Воображение и творчество» Г.Ануфриева журнал «Дошкольное воспитание» №12 , 2008 г.
- «Сказка, как средство воспитания дошкольника» Л.А. Литвинцева 20012г.
- Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста» О. Ф. Васькова, А.А. Политыкина.
- Диагностика « Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста». Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Приложение
Перспективный план по проекту «В гостях у сказки»
Тема занятия | Цели | Методы, приемы. |
Блок 1 (октябрь) (2 занятия) Сказка « Петушок и бобовое зернышко». |
Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать |
1. Рассказывание сказки. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери» «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку» 4. Развивающая игра «А если бы...» 5. Придумывание нового названия сказки. 6. Придумывание нового конца сказки. |
Блок 2 ( ноябрь) (2 занятия) Сказка «Заюшкина избушка» |
Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. |
Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Напишем письмо герою» «Закончи предложение» «Кто знает другое слово» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо» Сочинение загадок. Пересказ эпизода сказки от имени героя. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя. |
Блок 3 (декабрь) (2 занятия) Сказка «Маша и Медведь» |
Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания , подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. |
Чтение сказки. Пересказ с помощью иллюстрации. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Дидактические игры: «Дополни предложение» «Какой, какая, какое» «Задай вопрос герою» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо» Придумывание нового окончания сказки. Изменение сюжета сказки. |
Блок 4 (январь) (2 занятия) Сказка «Гуси-лебеди» |
Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. |
Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку» Развивающие игры: «А если бы...» «Хорошо-плохо» Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию. Придумывание нового названия сказке. Придумывание нового окончания сказки. Изменение сюжета сказки. |
Комментарии