Группа №6 "Почемучки"

Сайт группы №6 "Почемучки" Детский сад 441 "Кузнечик" Нижний Новгород

Проект по развитию речи в старшей группе «Развитие речи посредством малых фольклорных форм»

Проект по развитию речи в старшей группе №6

«Развитие речи посредством малых фольклорных форм»

Актуальность.

Русский язык это огромное богатство русского народа. Он обладает колоритностью, богатством сравнения, эпитетов, метафор.

К сожалению, многие молодые родители не помнят о традициях, обрядах, обычаях русского народа. Русские народные сказки читаются всем детям, но редко кто из родителей вдумывается в те цели, которые заложены нашими прабабушками в сюжет сказки. А заложены в них: честность, любовь, храбрость, стойкость, правдивость и самостоятельность в своих поступках, победа добра над злом. Задачи воспитателя донести до детей смысл и идейное содержание сказки. С помощью сказок воспитатель прививает детям любовь к окружающему миру, учит быть добрее с справедливее, развивает ум и речь ребенка. Читая народные сказки детям у ребенка развивается любовь, добро и самое главное чему учит сказка оставаться в душе чуть-чуть волшебником.

Устное народное творчество это загадки, сказки, потешки, прибаутки, игры, обрядовые праздники. Оно дает детям образец родного русского языка: напевность, ритмичность, музыкальность, образные выражения. Язык пословиц и поговорок точный, простой, выразительный, содержит синонимы, антонимы, сравнения. Малые фольклорные формы поэтичны, наделены яркими сравнениями, олицетворениями. Использование фольклора для развития связной речи имеет ясно выраженную дидактическую задачу: успешно развивать речь детей, осуществлять эстетическое и нравственное восприятие детей. Знакомить с русскими народными играми, песнями, музыкой, обычаями народа.

Очень важной задачей обучения дошкольников старшего возраста родному русскому языку является развитие связной речи.

Развитие связной речи – очень важная тема воспитания дошкольников. Проблема развития связной речи становится все более актуальной с каждым годом, в связи с тем, что современный русский язык пополнился большим количеством иностранных слов и у детей возникает потребность более четко и образно выражать свои мысли.

Старший дошкольный возраст очень важен для развития связной речи ребенка, так как она является средством свободного общения друг с другом. Она развивает умение поддерживать беседу, совершенствуется диалогическая и монологическая форма речи.

Речь дошкольника должна быть выразительной. Развитие связной речи предполагает владение грамматикой, лексикой, звуковой культурой. Лишь только овладев родным русским языком, возможно и развитие связной речи. Одном из средств в развитии связной речи является устное народной творчество, так как произведения устного творчества создаются на основе живого разговорного языка. Русский язык богат выразительными средствами:

  1. Синонимы (щука – рыба)
  2. Эпитеты (луг зеленый, горе горькое)
  3. Символика образов (лебедь белая, синий селезень)
  4. Краткие прилагательные (быстра речка, чисто поле)
  5. Слова с уменьшительными суффиксами (рученьки, гусельки)

Цель проекта: формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать произведения малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, сказки, частушки, прибаутки и т.д). Повысить уровень развития речи старших дошкольников результатами проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора. Воспитывать интерес к традициям родного края и русскому языку родного края, через знакомство с малыми фольклорными формами.

Задачи:

  1. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи
  2. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения
  3. Обогатить словарный запас детей различными потешками, загадками, пословицами и т.д.
  4. Вызвать интерес к устному народному творчеству
  5. Развивать образную речь детей
  6. Отрабатывать интонационную выразительность речи
  7. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы
  8. Воспитывать эстетические, нравственные чувства при знакомстве с устным народным творчеством

Гипотеза данного исследования основывается на предположении того, что уровень речевого развития повысится:

  1. Если в группе будет организовано специальное занятие для развития связной речи с использованием малых форм фольклора; если формы фольклора будут отобраны в соответствии с возрастом детей
  2. Если использование малых форм фольклора будет организовано так же и в самостоятельной деятельности детей, и в режимных моментах, и в семье.

Тип проекта: краткосрочный, творческий, групповой.

Участники: воспитанники, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: январь – февраль (4 недели)

Ожидаемый результат:

Повысятся уровень развития связной речи, в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора. Дети приобщатся к традициям и культуре родного края. У детей сформируется интерес к малым фольклорным формам, познакомятся с русскими народными играми, познакомятся с русскими народными праздниками, традициями, обрядами. Будут использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни. Обогатится словарный запас детей (потешками, загадки, пословицы, поговорки и т.д). Дети знакомятся с историей культурой народными традициями русского народа. Дети знакомятся с укладом и жизнью русского народа. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. У родителей сформируется представление осознание благоприятного социально-психологического климата в семье.

Проектные мероприятия:

Мы старались сделать каждый день в детском саду интереснее. В своей работе мы познакомили детей с малыми формами фольклора (пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки, заклички, сказки). Мы использовали малые фольклорные формы в разных видах деятельности, во время непосредственно образовательной деятельности, во время прогулок, во время праздников и развлечений, чтения книг, бесед, во время театрализованной деятельности. Мы разучили с детьми русские народные игры, а ведущих выбирали с помощью считалок.

  1. Пополнение библиотеки книгами по разделам сказки, потешки, чистоговорки, скороговорки, заклички и т.п.
  2. Доофрмление лэпбуков «Любимые сказки», «Расскажи сказку»
  3. Оформление тематических альбомов «Русские народные праздники»
  4. Создание дидактических игр «Русский народный костюм»
  5. Пошив русских народных костюмов (родители)
  6. Создание альбома совместных рисунков «Мой любимый сказочный герой»
  7. Проведение игр-соревнований «Кто знает больше пословиц»
  8. Проведение «Загадай загадку, угадай отгадку»
  9. Викторина «Угадай сказку»
  10. Совместное творчество детей и родителей «Нарисуй пословицу»
  11. Картотеки загадок, потешек, считалок, чистоговорок, народных игр
  12. Беседы на тему «Быт русского народа», «Рождество Христово»
  13. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен и сказок
  14. ИКТ «Русская народная культура и быт», «Святки-колядки»
  15. В самостоятельной деятельности дети рассказывали друг другу сказки, раскрашивают раскраски любимый сказочный герой
  16. Мотивировать к обыгрыванию сказок
  17. В вечернее время проводились показ настольного театра, драматизации русских народных сказок
  18. Развлечение «Зимушка Зима. Рождественские посиделки»
  19. Участие родителей в подготовке к развлечению, изготовлении атрибутов для выставки «Русский дом».

Выводы:

В результате целенаправленной работы воспитывается в детях любовь к своей Родине, появляется чувство восхищения красотой русской природы, талантами русского народа. Дети познакомились с укладом жизни и быта русского народа. Расширяются и углубляются представления детей о старинных обрядах, семейных обычаях, родословной, закрепляются знания старинных русских имен. Формируются представления о нравственных нормах и правилах поведения. Дети знакомятся с героическим прошлым русского народа. У детей повысился интерес к устному народному творчеству. Дети с удовольствием разыгрывают знакомые сказки, играют в русские народные игры и используют считалки при выборе ведущего. Активизировался и обогатился словарный запас. Привлечение родителей в единое пространство: детский сад – семья. Родители с удовольствием разучивают потешки с детьми и активно участвуют в подготовке развлечений.

В результате проведенной работы уровень развития речи повысился, тем самым гипотеза нашла свое подтверждение.

Список использованной литературы:

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

2.Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы с дошкольниками»

Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет. Комплексные познавательные занятия И.Н. Панасенко.

Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»

3.В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

4.Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников»

5.О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

6.Хрестоматия для чтения в детском саду и дома:5-6 лет.

0
План воспитательно-образовательной работы с детьми...
Планирование образовательной деятельности на прогу...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
11.07.2020

Комментарии

В блогах

консультация для родителей"ваш ребенок левша"

левши обычно склонны фантазировать имеют музыкальный слух и хорошую память.Кроме того, они чувствительны, оригинальны, отлично оиентируются в пространстве и образно...

Экологический проект для старшей группы «По страницам Красной книги»

Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой...

"Физкультурно - оздоровительная деятельность"

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1. Модель организации физкультурно-оздоровительной деятельности 2. Модель двигательного режима детей 3-7 лет   № п/п Виды деятельности Продолжительность Объем нагрузки 1. Физкультурно-оздоровительные занятия 1.1 Утренняя гимнастика 10-15...

Новое на сайте

Физкультурный досуг в подготовительной группе с использованием ИКТ «Школа юных спасателей»

Физкультурный досуг в подготовительной группе с использованием ИКТ «Школа юных спасателей» Ход: Под музыку дети в колонне по одному входят в зал, проходят один круг перестраиваются в шеренгу.Ведущий: Внимание, внимание! Школа спасателей Аркадия Паровозова набирает команду дружных, смелых, отважных ребят...

Развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности у старших дошкольников с помощью проектной деятельности

Развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности у старших дошкольников с помощью проектной деятельности

Конспект дидактической игры по трудовому воспитанию «Для человека какой профессии это нужно?»

Конспект дидактической игры по трудовому воспитанию «Для человека какой профессии это нужно?»

Домашние животные и их детеныши

Домашние животные и их детеныши Цели: Знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учит называть и сравнивать их по величине, развивать любознательность, память, внимание, речь: обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным. Предварительная работа: Рассматривание сюжетных...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог