Проект

Образовательный проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Богатыри Земли Русской»

Паспорт проекта

Актуальность:

Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания являлся патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в X –XIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских, которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества.

Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. Разработка этого проекта даёт возможность воспитать чувство гордости за свой народ, что на нашей земле жили такие богатыри, как Илья Муромец, Добрыня Никитич и др.

Гипотеза:

С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать

образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Герои этих произведений: Иван крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич и др. несли верную службу, защищая Родину. Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к нему, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории своего народа, прочувствовать наиболее глубокое чувство гражданственности и патриотизма.

Цель проекта:

Формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях, любовь к Родине.

Задачи:

  • Систематизировать, расширять и обобщать знания детей о богатырях русских;
  • Расширять словарный запас, формировать связную речь;
  • Развивать интерес детей к истории Отечества;
  • Воспитывать нравственно – патриотические чувства, любовь к Родине, интерес к культурному наследию предков, чувство гордости за героев Руси.

Новизна проекта:

В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей- защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.

Продолжительность проекта: 

  • краткосрочный, 1 февраля – 20 февраля 2021 г.

Тип проекта: Познавательно - творческий, групповой.

Участники проекта:

  • Дети старшей группы (5-6лет)
  • Воспитатели
  • Родители.

Методы:

  • наглядные
  • словесные
  • практические
  • игровые

Формы и приёмы

Организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей.

  • Чтение
  • Объяснение
  • Заучивание
  • Беседа
  • Рассматривание иллюстраций
  • Дидактические игры
  • Подвижные игры
  • Выставка в книжном уголке
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Раскраски
  • Просмотр мультфильмов

Предполагаемые  результаты:

  • Повысить заинтересованность родителей и детей к возрождению народной культуры своего народа.
  • Сформировать у детей представлений о былине, былинных героях- богатырях.
  • Знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей.
  • Проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений;
  • Развить способность общаться в детском коллективе, т.е. совершенствование диалогической речи;
  • Осуществить просветительскую деятельность в рамках патриотического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный: 

  • Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.
  • Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.
  • Оформить выставку иллюстраций «Богатыри»
  • Подбор аудио-видео материала.
  • Рекомендации родителям для чтения дома.
  • Изготовление костюмов.
  • Подбор дидактических пособий, игр.

2 этап – основной:

  • Беседа «Кто такой русский богатырь?», «Мир русских былин в картинах В.М. Васнецова», «Богатырское снаряжение», «Подвиги русских богатырей».
  • Рассматривание иллюстраций «Богатыри Руси»;
  • Оформление в группе папки о богатырях (портрет, биография, подвиги)
  • ООД по познавательному развитию «Богатыри на Руси»;
  • ООД по Развитие речи: составление описательного рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»;
  • Дидактические игры: «Собери богатыря в поход», «С кем бились богатыри», «Подбери слова», «Да – Нет».
  • Рисование: раскраска «Силуэты богатырей»;
  • Лепка « Щит и меч богатыря»;
  • С/Р игра «Мы богатыри»;
  • Чтение художественной литературы: былинные сказки «Русские богатыри», «Богатырские сказы» (былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор» и др.), сказка «Финист – Ясный сокол», А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», стихотворение В. Берестова «Богатыри», пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.
  • Просмотр отрывка мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

3 этап – заключительный:

  • Театрализованное представление «Русские богатыри»

Достигнутые результаты

В группе были созданы необходимые условия для ознакомления детей с русскими былинными богатырями. Оформлена папка, в которой находятся портреты, краткая биография богатырей, описание подвига.

Все дети с увлечением рассматривали иллюстрации о богатырях, с большим интересом слушали былины о битвах богатырских. Активно и с интересом ребята участвовали в инсценировке битв, что способствовало развитию памяти, совершенствованию художественно-речевых и исполнительских умений детей и воспитанию любви к художественной литературе.

В непосредственной образовательной деятельности были проведены занятия:

  • ООД по познавательному развитию «Богатыри на Руси»;
  • ООД по Развитие речи: составление описательного рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»;
  • ООД по ИЗО(лепка) «Щит и меч богатыря»;

Свои впечатления дети отражали в рисунках во время самостоятельной деятельности. Это способствовало развитию творческих способностей детей, умению передавать в рисунке сюжет в соответствии с текстом.

В ходе реализации проекта стала более тесной связь детей между собой и с воспитателем.

На заключительном этапе проекта театрализованное представление «Богатыри земли русской», участниками которого были дети и воспитатели. В изготовление атрибутов и костюмов приняли участие родители.

Подводя итоги проделанной работы, мы считаем, что цели и задачи проекта были достигнуты. Дети познакомились с былинными богатырями. Научились с уважением и гордостью говорить о своей родине. Пополнился словарный запас детей, память и мышление поднялись еще на одну ступеньку. У детей появился интерес к русской народной истории. Ведь, знакомясь с былинами о русских богатырях, их подвигах, дети стали понимать, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Осмысливая эти произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.

После завершения проекта у ребят появился интерес к изучению истории земли русской и её героев.

Приложение

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Собери богатыря в поход»

 Задачи:

  • закреплять представления детей о названии одежды богатыря (рубаха, кольчуга, шлем, сапоги) и последовательности одевания;
  • закреплять названия вооружения русского воина (щит, меч, лук, стрелы, колчан, копье, булава).

Содержание игры. Предложить ребенку собрать богатыря в поход, прикладывая детали одежды на плоскостного человека, называя их. Затем предложить вооружить воина, подбирая поочередно предметы вооружения, называя их. Можно предложить ребенку показать имитацию действия с оружием (меч, лук, булава).

«Подбери слова»

Цель: упражнять детей в подборе синонимов и сравнений. Воспитывать интерес к новым словам и выражениям.

1. Богатырь (силач, воин, борец, защитник)

2. Смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка)

 3. Смельчак (храбрец, орёл, герой, рыцарь без страха и упрёка)

4. Сильный (могучий, богатырский)

 5. Написать (придумать, сочинить, нарисовать)

1. Смелый, как воин

2. Храбрый, как солдат, защитник

3. Могучий, как богатырь, дуб

4. Сильный, как силач

5. Чёрный, как ворон, конь

 

Игра «Да - нет»

Цель: учить быстро ориентироваться в ответах на вопросы, отвечая только словами «да» и «нет». Воспитывать стремление быть похожим на богатырей.

Наша родина сильна (да)

И у нас она одна (да)

На Руси богатыри есть (да)

Им всегда хвала и честь (да) 

Илья Муромец герой (да)

Он был самый молодой (нет) 

Соловья он победил (да)

Из автомата подстрелил (нет)

Алеша Попович тоже герой (да)

Он сильный, смелый, молодой (да)

Карабаса в бою победил (нет)

На танках боролись богатыри с врагом (нет)

Они воевали с мечом и копьем (да)

Добрыня Никитич был слабым и хилым (нет)

Он змея сумел победить своей силой (да)

Гордимся мы нашими богатырями (да)

Хотим ли быть такими же сами (да)

Приложение

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ

«Кто такой русский богатырь?»

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

- Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.

Сегодня мы с вами поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь?

Ответ детей: защитник земли русской, герои, победитель т. д.

Воспитатель: Каких вы знаете русских богатырей?

Ответ детей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка.

Воспитатель: Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

- Какие разные богатыри, но их объединяет готовность защищать Родину от врагов.

Воспитатель: Каким должен быть богатырь, какими обладать качествам?

Ответ детей: сильным, храбрым, мужественным, отважным, справедливым и т. д.

Ребята, о богатырях, их силе, дружбе, преданности, сложено много пословиц:

  • Не родом богатырь славен, а подвигом.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
  • Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет.
  • Тот герой, кто за родину горой.
  • Жить-Родине служить.
  • Кто смел, тот на коня сел.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

Воспитатель: Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а сейчас мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину!

Послушайте небольшие стихи о нашей Родине:

1. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

2. Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

На героя и слава бежит!

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

ПОСЛОВИЦЫ О РУССКИХ БОГАТЫРЯХ

Богатырь умрет, имя его останется.

Славна богатырями земля русская.

Богатырская рука однажды бьёт.

Богатырь умрёт – слава его воюет.

Русь — богатырская.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.

Славна богатырями земля русская.

Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.

Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.

Плеча могучие, широкие, молодецкие, богатырские.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Русский человек добро помнит.

Русский в словах горд, в делах твёрд.

Каждый сам себе богатырь, а все вместе силушка русская, силише богатырская.

Ешь больше, богатырем будешь.

Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.

Силой борись, а головой думай.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ ИЗ БЫЛИН

Славна богатырями земля русская.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Доброе слово – половина счастья.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Красоту уносят годы, доброту не унесут.

Делать людям хорошее – хорошеть самому.

Смелость силе воевода.

Кто смел, тот на коня сел.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Бой отвагу любит.

Славу свою добывай в бою.

Не силою дерутся, а умением.

Вражда не делает добра.

Без смелости не возьмешь крепости.

Бой – святое дело, иди на врага смело.

За край свой насмерть стой.

Кто честно служит, с тем слава дружит.

Жизнь дана на добрые дела.

Храбрость – сестра победы.

Родная земля и в горсти мила.

Бой отвагу любит.

Славу свою добывай в бою.

Не силою дерутся, а умением.

Физкультминутка «Мы теперь богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три – Мы теперь богатыри.

Дуйте, дуйте ветры в поле, - Плавное движение руками в стороны

Чтобы мельницы мололи - Круговые движения руками

Чтобы завтра из муки - Приподнимаются на носочки

Испекли нам пироги. - Кланяются.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри.

 

Рекомендации для родителей по подбору художественных произведений на тему

 "Защиники Отечества земли русской".

 

В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начина с дошкольного возраста не обладают большими знаниями о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.

По этому важно донести до детей мысль, что и спустя много лет мы должны помнить о исторических событиях, о страшных военных годах, чтить память погибших и окружать вниманием и любовью людей , защищавших нашу Родину.

В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями , богатырями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в нашем Отечестве от начала времен и до сегодняшних дней.

Чтение русских былин и сказок. "Как Илья Муромец богатырем стал" ,"Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Былины о русских богатырях", "Сказки о русских богатырях" , "О. Тихомиров на поле Куликовом", "Л. Обухова Званко- сын Добрилы", "Н.Ф Виноградова и Л.А Соколова - Моя- страна Россия", " Москва, изд. "Просвещение", 2005, "Герои России" изд. "Росмен", Москва 2006, Хрестоматия "Россия- наша Родина" Москва изд. "Росмен" 2004, "Былинные богатыри- защитники земли русской" изд.

"Малыш" Москва" 1998г.

Слушание мызкально-художественных произведений: А.Бородина "Богатырская симфония", М.П. Мусоргский "Богатырские ворота", А. Пахмутова "Богатырская сила"

Просмотр мультфильмов, видеофильмов по данной теме.

КОНСПЕКТ ООД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«Богатыри на Руси»

Цель: Формирование представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

  • Дать понятие, что такое былина. Вызвать интерес к устному народному творчеству (к сказкам, былинам о богатырях). Оживить представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке и т. д.
  • Дать представление о русских богатырях – защитниках земли Русской.
  • Обогащать словарь детей: былина, предки, сказитель, меч, щит, палица, шлем, кольчуга, Отчизна, Отчий край, Отечество.
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Предварительная работа:

  • Чтение сказок и былин о богатырях.
  • Беседы о прошлом нашей страны.
  • Разучивание физкультминутки «Конь меня в дорогу ждет».
  • Изготовление костюмов богатырей
  • Рассматривание карты нашей страны.
  • Изготовление макета камня и изображения Змея Горыныча.
  • Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как же называется наша страна? (Россия).

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родина – значит родная. Как мама и папа. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Давайте подойдем к карте. Посмотрите, какая она – наша Россия? (показывает границы России).

Дети: Большая, огромная, красивая, богатая. Здесь есть и леса, и моря, и горы, и поля. Россия – одна из самых больших стран в мире.

Воспитатель читает стихотворение:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

(М. Лисянский «Моя Родина»)

Воспитатель: Не всегда наша страна была такой, как сейчас. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, равнины, реки, горы. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были наши предки – славяне. Кто же такие предки? Это люди, которые жили перед нами много лет тому назад. Это бабушки, дедушки, бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. Землю, на которой жили наши предки, мы называем Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов.

Наши предки-славяне были дружелюбными. А вот их соседи – хазары, печенеги, татары были жадными, не любили трудиться, часто нападали на славян, на их поселения: опустошали землю, разоряли дома, уводили людей в плен. Чтобы дать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так образовалась Русь.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Русский народ нужно было защищать. Как назывались защитники земли русской? (Богатыри).

Воспитатель: В давние-давние времена, ещё в древней Руси, стояли на страже рубежей нашей Родины на заставе очень сильные люди - богатыри. О них народ складывал песни и сказания, которые назывались былинами. Вот таких героев изобразил художник Васнецов на этой картине (вносится картина Васнецова «Богатыри»). Герои-богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине Васнецова, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Кто же изображен на картине?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Воспитатель: - Правильно, а кем они были?

Дети: Богатырями.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются?

Дети: «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: Откуда мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

Воспитатель: Что такое Былина?

– Былина произошла от слова быль, то, что было.

Воспитатель: А слагал былины о богатырях сказитель, ходил он из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

– Вот так слагалась былина.

-Ребята, а хотелось ли вам пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда давайте собираться в дальнюю дорогу, она будет не простая. Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти.

Где-то веками

Русский наш камень

Спит на распутье трех большаков –

Камень-подсказка,

Камень-острастка –

Старая сказка давних веков. (А. Бобров)

Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

Пойдёшь на право - Деньги и слава,

Пойдёшь налево - Друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо - Ждет опасность и богатырская застава.

-Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?

Дети: Дорогу, которая идет прямо.

Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие. (Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит первое задание).

(Задание 1)

Для начала разомнитесь,

По верёвочке пройдитесь,

Соступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти, руки на поясе).

(задание 2) Путь прегражден спортивным снарядом.

Здесь преграда на пути

Её можно будет пройти,

Если быстро вспоминать

И пословицы сказать о смелости, отваге и Родине русских героев.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

Береги землю родимую как мать любимую.

Тот герой, кто за Родину горой.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

За край свой насмерть стой.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Сам погибай, а товарища выручай.

С родной земли умри, не сходи.

Жить - Родине служить.

Счастье Родины дороже жизни.

Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

(спортивный снаряд отодвигается, дети проходят дальше)

 (задание 3) («речка» из синей материи, на ней кирпичики из конструктора):

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

Вы, ребята, ухитритесь,

По камням переберитесь!

(Нужно перейти через реку по камушкам-кирпичикам).

(задание 4)

Здесь опять преграда ждет,

Кот-баюн сюда идет.

Чтобы дальше вам пройти

Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждёт

Бьет копытом у ворот

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

Быстро на седло вскочу

Не поеду – полечу

Цок, цок, цок, цок

Цок, цок, цок, цок

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой

Подрастем мы и смотри

Станем, как богатыри!

Руки за спиной сцеплены в замок,

ритмично по очереди поднимаем

согнутые в колене ноги

покачиваем головой,

подскакиваем на месте,

руки полусогнуты в локтях

перед собой, машутрукой

показывают сильные руки.

(задание 5)

Все преграды покорились

Дальше в путь вы все пустились.

Но, увы, не тут - то было,

Вихрем всё вдруг закружило!

Змей Горыныч трехголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Воспитатель задает вопросы:

1. Как называлась стальная рубашка богатыря? (кольчуга)

2. Как называется оружие богатыря на толстой ручке, круглое с шипами. предназначенное для сокрушительного удара? (булава)

3. Как называется защитная шапка из металла? (шлем)

На плакате нарисован Змей Горыныч. Нужно его победить (попасть шариком в цель – в живот). Когда задание будет выполнено, из-за двери появляется гусляр-сказитель.

Воспитатель: Кто ты?

Гусляр: Я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.

Аи, под славным городом под Киевом,

Стояла -то застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич,

Есаул - Алёша - поповский сын.

Выходят три мальчика, одетых богатырями.

Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам всем поклон от нас, русских богатырей! Уж как мы старались в свое время, прославляли русское воинство! И с Чудом — юдом боролись, и с Соловьем-разбойником!

Добрыня Никитич: И с половцами воевали, и с татарами. Ничего и никого не боялись!

Алеша Попович: Много на нашем веку войн было, да сражений великих. А вам мы желаем, чтобы никогда вы горя горького не знали, чтобы в мирное время росли и были самыми настоящими богатырями, как мы, да только, чтобы на вашем пути не встречалось всякой нечисти вроде Змея Горыныча или Кощея Бессмертного!

Илья Муромец:.

Если б на свете не было войн,

Как бы я счастлив был и доволен!

Ели бы сладко, спали бы крепко,

Чтоб в огороде у всех росла репка!

Добрыня Никитич:

Чтобы поля все вспаханы были,

Дети вкус хлеба чтоб не забыли.

Бабушки внукам о нас пели б песни,

Стало бы в мире куда интересней!

Алеша Попович:

Бицепсы, мышцы — это не имидж,

Но и без них меча не поднимешь!

Пусть только в сказках будут сраженья,

Вы тренируйте свое воображенье!

Гусляр:

Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,

Аи седлали вы коней добрых,

Да стояли вы за веру и Отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Воспитатель: Хороши богатыри! Спасибо вам за советы. Оставайтесь с нами.

А теперь давайте вернемся в наше время.

(Богатыри, дети и гусляр садятся)

- Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? (Ответы детей)

-Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, врачи, космонавты, десантники и т. д.)

Днем и ночью эти люди охраняют нашу любимую родину – Россию, отдают свои жизни для спасения других, помогают в беде всем нуждающимся. Защита Отечества – долг тех, кто живет на этой земле, ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой. А вы хотите быть защитниками страны?

А для этого вам всем необходимо учиться и учиться хорошо.

Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как богатыри, увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными.

Сказитель: А у меня есть подарок – рисунки богатырей, их я хочу подарить детям (достает рисунки из холщевой сумы и дарит детям). Сказитель и богатыри прощается с детьми и уходят.

 

ООД по ИЗО (лепка) в старшей группе «Меч и щит богатыря» .

Задачи: - Учить лепить меч и щит из отдельных частей, правильно передавать форму и пропорции.

- Упражнять в приемах , раскатывания и приплющивания. Закрепить навык соединения вылепленных частей в одно целое. - Воспитывать чувство гордости за богатырей; вызвать желание быть похожими на сильных, смелых русских воинов. Воспитывать уважение к защитникам Руси. Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова- богатырь, кольчуга, меч, щит, шлем, стимулировать речевую активность детей.

Ход занятия: Ребята, 23 февраля наша страна будет отмечать праздник День Защитника Отчества. А кто такие защитники Отечества? (солдаты, военные, богатыри) Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. – Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Родину? (ответы детей)

– Молодцы, правильно все рассказали, не зря сказано «Один, в поле не воин». А когда много солдат – это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.

– А на чем могут передвигаться солдаты в армии? (на танке, самолете, подводной лодке, корабле, вертолете, т. д). Давайте рассмотрим еще раз картину, где изображены богатыри. Раньше на Руси, когда не было еще военной техники, русские богатыри тоже защищали Родину .На чем они передвигались, пешком бы им долго пришлось двигаться ? Какое оружие было у них? Молодцы, у них были только мечи, щиты, луки, стрелы.(рассматривают картину)

Воспитатель: молодцы, ребята, а теперь послушайте стих о мече:

Мой меч из благородной стали,

Он мне товарищ, сын и брат.

Мы с ним прошли через печали

И горечь роковых утрат.

Мы – воины, нас было много,

Теперь друзья в сырой земле,

Но нам с мечом Судьба – дорога,

Вы лишь молитесь обо мне…

Воспитатель: ребята, сегодня мы приготовим для пап подарки- слепим меч из пластилина. Чтобы у нас получились настоящие мечи, нам надо внимательно рассмотреть его.

Воспитатель: ребята подкатили рукава. Сделаем гимнастику для пальчиков:

Пальцы эти — все бойцы, Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

Удалые молодцы. Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.

Два — больших и крепких малых Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца-храбреца, Показывают указательные пальцы

Два — сметливых молодца. Показывают средние пальцы.

Два — героя безымянных, Показывают безымянные пальцы

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки — Показывают мизинцы.

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять. Поочередно считают пальцы на левой руке

Один, два, три, четыре, пять - начиная с мизинца, .затем на правой руке.

Будем молодцев считать. Сжимают и разжимают пальцы

обеих рук.

Пальцы встали дружно в ряд — Показывают ладони, разводят стороны

пальцы и сводят их.

Десять крепеньких солдат. Показывают ладони с прямыми пальцами, хлопают в ладоши.

– Давайте перед работой рассмотрим меч.

Из каких частей состоит ? (ответы детей)

– Ребята, у меча есть лезвие и рукоять

(объяснение сопровождаю показом всех частей меча на картинке).

1. Приготовим зеленый, черный и синий пластилин.

 2. Скатаем несколько шариков зеленого и синего цвета. Все шарики должны быть примерно одинаковыми, только один нужно сделать побольше, поскольку это будет основание рукоятки меча.

3. На небольшую зубочистку необходимо нанизать шарики. Начинаем с самого большого, затем остальные чередуем последовательно по цветам, в данном случае зеленый цвет чередуем с синим.

 4. Скатаем шарик из серого пластилина.

5. Вытянем его, придав форму, указанную на картинке. Это будет лезвие меча.

6. Теперь необходимо надеть эту форму на зубочистку. Стекой проводим по центру лезвия.

7. Теперь нам необходим шарик зеленого пластилина.

8. Шарик делим на две части, из каждой катаем колбаску с острым углом, греем колбаску в руках, чтобы она стала мягкой, и аккуратно закручиваем вниз. Эти загнутые зеленые «листочки» будут необходимы для рукоятки.

 9. Прилепим эти части к готовому мечу. Обратите внимание, под цвет они должны подходить к последнему шарику на зубочистке.

10. Наша поделка завершена, меч получился легкий по весу, зато удобный. Теперь можно играть с мечом, сражаться с друзьями или слепить рыцаря, который будет владеть мечом из пластилина. Тогда можно устроить настоящий рыцарский турнир из пластилина, главное, иметь в наличие хотя бы пару рыцарей и мечей.

Меч готов.

Молодцы ребята, у каждого получились разные и интересные мечи.

Заключительная часть.

Анализ детских работ. - Что сегодня мы делали на занятии? - Вам понравилось лепить мечи? - Ребята, какие вы молодцы! Наша армия стала сильнее, ведь теперь ваши мечи и щиты будут стоять на

ее защите!

0
Сценарий к новогоднему утреннику
Рекомендации для родителей детей младшего возраста...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
01.08.2021

В блогах

РИСУЕМ ЦВЕТНОЙ СОЛЬЮ

Sample Image

 РАССЫПЧАТАЯ АППЛИКАЦИЯ Как сделать цветную соль Способ: 1Берем мелки (цветные, извecтковые или пастельные). На большом листе бумаги рассыпаем соль и катаем мелок по...

Конспект занятия в средней группе " Мастерская игрушек".

Конспект занятия в средней группе                        «Мастерская игрушек»   Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. —...

Рисунок "Космос"

Sample Image

"День космонавтики"

Новое на сайте

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада

Сценарий праздника «Золотая Осень» в старшей группе детского сада Действующие лица Взрослые: Ведущая, Огородное Пугало. Дети: морковь, чеснок, свекла, огурец, капуста, помидор, Почтальон Печкин. Репертуар: Песенно-хореографическая композиция «К нам гости пришли» Песня «Сарафан надела осень» Сценка «Почтальон Печкин» Сценка «Спор овощей» Загадки от Пугало Игра...

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь большой- Встретится Зима с Весной.  Ведущий:Зиму с песнями проводим, Спляшем с нею в хороводе! А Весну весельем встретим, Словом ласковым...

Экологический лэпбук «Планета Земля»

Экологический лэпбук «Планета Земля» Игра предназначена для формирования у детей старших дошкольников экологическую культуру и бережное отношение к природе. Игра формирует у детей понятия о том, что человек – часть природы и что он должен беречь...

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог