Сайт для воспитателей детских садов




Автор Смольянинова Галина Алиповна пока ничего не указал(а) о себе ...

Педагогический проект эколого-нравственной направленности в подготовительной группе «Березка! Нет тебя прекраснее!»

Березка! Нет тебя прекраснее!

Как ты по-русски хороша!

Тобой любуясь в утро раннее

Моя волнуется душа!

Клименко Людмила

Введение:

Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, которая подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в системе ценностных ориентаций.

Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не понимает ее значения, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.

Актуальность:

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Определение проблемы:

Наша группа называется «Березка». На вопрос к детям: «Почему это дерево почитают в нашей стране?», последовали скудные ответы. И поэтому в своей работе с детьми я остановилась на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.

Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты, движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение рассказов о берёзе и о природе. Чтобы охватить все виды деятельности под одной темой, я решила разработать проект «Березка! Нет тебя прекраснее для того, чтобы познакомить детей с символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза.

Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, понять, почему она является символом России, узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

Причины проблемы:

  1. Недостаточные знания детей о берёзе, как растении и как символе России.
  2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
  3. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.

Цель проекта:

Создание условий для приобщения детей к русской культуре, посредством экологического воспитания.

Задачи:

  1. Содействовать развитию самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков; создание условий для применения разнообразных способов обследования предметов окружающего мира.
  2. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.
  3. Познакомить с местом березы в культуре русского человека (картины, стихи, рассказы, песни, хороводы, пословицы и т. д.)
  4. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, навыки правильного поведения: любоваться красотой природы, наблюдать за растениями, не нанося им вред.

По количеству участников проект является коллективным.

Возраст детей: 6-7 лет

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творчески - исследовательский.

Длительность: краткосрочный (1 месяц).

Ожидаемые результаты:

Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.

Этапы проекта:

Подготовительный:

* Определение объекта изучения.

* Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, видеоматериала, презентаций, художественного слова и музыки по теме проекта.

Практический:

* Вхождение в игровую ситуацию.

*Прогулки на участке детского сада.

* Наблюдение за берёзой.

* Беседы с детьми.

* Работа с художественной литературой.

* Совместная деятельность воспитателя с детьми через образовательную деятельность.

* «Экологическое путешествие в лес» эколого-спортивная лыжная прогулка-поход дошкольников с родителями в лесополосу

*Рассматривание репродукций картин русских художников.

* ОД «Берёза-символ России»

Заключительный:

* ОД по теме: «Эта удивительная берёза» (итоговое занятие)

* Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»

* Изготовление папки-раскладушки «Береза, березка, березонька»

Таблица интеграции образовательных областей к проекту

«Березка! Нет тебя прекраснее

№ п/п Образовательная область Тема мероприятия Цель мероприятия

  1. «Социально-коммуникативное развитие» ОД «Берёза-символ России» (см. Приложение 1)

Изготовление папки-раскладушки вместе с детьми «Береза, березка, березонька»

Трудовая деятельность «Согреем березку» Познакомить с символом славянского культа России - березе; с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;

приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности

Создание условий для развития инициативности, творчества; углублении представлений о березе, как символе России и о ее особенностях.

Привлекать детей к труду на участке, формировать навыки работы с лопатой, воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.

  1. «Познавательное развитие» Наблюдение за березой зимой на участке.

Цикл наблюдений за развитием веточки березы в помещении.

Экспериментирование «Вода в жизни растений»

Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Экспериментирование: Рассматривание бересты под лупой.

ОД

«Эта удивительная берёза»

Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются)

Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек березы. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления.

Содействовать проявлению самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности. Знакомство с тем, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы- это чечевички, через которые проходит кислород дереву.

Продолжать расширять и углублять представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях. Уточнить понятие «береста», для чего она служит, продолжать развивать умение находить причинно-следственные связи в природе.

  1. «Речевое развитие» Подбор и выставка художественной литературы о берёзе

Восприятие: рассказа В. Бианки

«Волшебная берёза», стихотворения с использованием видеоматериала

А. Прокофьева «Русская берёза» Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза» Пополнить литературный багаж детей художественными произведениями о берёзе, помочь понять замысел произведения; развивать художественный вкус,совершенствование художественно-речевые навыки

  1. «Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща»

Слушание песни «Во поле берёза стояла» (русская народная мелодия)

ОД нетрадиционного метода рисования «Береза в зимнем уборе».

Изготовление папки-раскладушки вместе с детьми «Береза, березка, березонька»

Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую» Знакомя с картиной русского художника И. Левитана «Березовая роща», расширять и уточнять представления детей о пейзажах.

Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником и передавать его словом.

Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту русской берёзы средствами музыкального искусства.

Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке

Создание условий для развития инициативности, творческого воображения, самостоятельности в выборе материала для работы. Углублять знания о березе, как символе России и ее особенностях.

Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.

5.

«Физическое развитие» «Экологическое путешествие в лес» эколого-спортивная лыжная прогулка-поход дошкольников с родителями в лесополосу (см. приложение 3)

Пальчиковая гимнастика «Березка» Формировать у детей основы экологических позиций личности в природе и вхождение в здоровый образ жизни.

Развитие мелкой моторики рук, согласованности речи и движений

Работа с родителями:

  1. Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из журналов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.

Цель: Расширять представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни.

  1. Изготовление берёзовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья).

Цель: Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

  1. «Экологическое путешествие в лес» эколого-спортивная лыжная прогулка-поход дошкольников с родителями в лесополосу (см. приложение 3)

Цель: Создать условия для совместного общения детей и родителей в процессе похода. Побуждать к взаимодействию, нахождению ответов на вопросы в результате совместной исследовательской работы.

  1. Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»

Цель: Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

-Дети подготовительной группы

-Родители воспитанников (совместная деятельность)

-Музыкальный руководитель

-Воспитатель группы

  1. Информационное обеспечение.

- Видео, презентации

-Энциклопедии, книги, иллюстрация картин

  1. Материально-техническое обеспечение.

-Фотоаппарат;

- Компьютер

-Магнитофон

Результаты проекта

- У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни.

- Сформировались знания о берёзе, как, самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.

- Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.

- Очень трудно переоценить работы с точки зрения эстетического воспитания.

Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу.

- Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.

Список литературы:

Николаева С. Н. «Парциальная программа "Юный эколог". Для работы с детьми 3-7 лет. 2017 Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной школе группе детского сада» Мозаика-Синтез 2017

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2003.

Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Москва 2001.

Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2005.

Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2008.

Корнилова В. М. «Экологическое окно в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.

Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.

Логинова В. И. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2003.

0
Наглядно-дидактическое пособие Разучивание стихо...
Совместный праздник для детей и родителей «Семейны...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
24.08.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Публикация "Творческий проект для группы среднего возраста " В гостях у любимых сказок"
21 августа 2019
Здравствуйте! Нам очень приятно и здорово было работать по этому проекту. Надеюсь, кому-нибудь из ва...
Перспективное планирование по познавательному развитию (ФЦКМ)
12 августа 2019
Добрый вечер. Скопировала себе Вашу перспективу. Спасибо.
Дидактическая игра
10 августа 2019
Спасибо, хорошая подборка. Как ВЫ думаете, с какого возраста необходимо начинать постоянную работу с...
Паспорт экологической тропы
08 августа 2019
Прекрасный материал!
Педагогика
31 июля 2019
Добрый день Как можно узнать правильные ответы на вопросы?

В блогах

Ведущий: На улице уже похолодало, а кто знает, какое время года у нас сейчас? Ведущий : Правильно, осень, после осени наступит зима. Животные, которые живут в лесу, готовятся к зиме. Я вам предлагаю о...
Физкультминутки относятся к физкультурно-оздоровительным  мероприятиям, проводимым с детьми в режиме дня. Физкультминутка – это  -  кратковременные физические упражнения – проводится в ...
В жизни каждого ребенка наступает ответственнейшая пора, когда из него , словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, иной раз сильно докучающие взрослым "почему", "отчего", "как"...Нередко под ...
ХОД МЕРОП РИЯТИЯ «ПЕРВЫЙ ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК».   Дети выходят под «Весенний вальс» и свободно становятся  по залу. Ребенок 1. Где ты, солнышко, проснись!  Где ты, скворушка, вернись! ...

Новое на сайте

Спортивный досуг «Летние весёлые старты»

Спортивный досуг «Летние весёлые старты» Цель: укрепление здоровья детей посредством проведения спортивного досуга. Задачи: создавать положительный эмоциональный настрой; взаимодействовать с родителями по организации физического воспитания дошкольников; содействовать дружескому отношению между сверстниками и воспитывать здоровый сопернический дух. Оборудование: гимнастические...

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных…

Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет посредством использования нетрадиционных техник рисования «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе. «Посадка семян настурции…

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе«Посадка семян настурции и бархатцев» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Задачи: Формировать умение детей сажать семена (насыпать землю, палочкой сделать лунку, положить семена, палочкой засыпать землю с краев...

Сценарий выпускного утренника «Выпускной бал»

Сценарий выпускного утренника «Выпускной бал» Ведущий: Дорогие гости! Сегодня всех нас ждет необычное и волнующее торжество! Наши дети прощаются с детским садом и готовятся к новому жизненному этапа − поступлению в школу. Так...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top