Педагогический проект эколого-нравственной направленности в подготовительной группе «Березка! Нет тебя прекраснее!»

Березка! Нет тебя прекраснее!

Как ты по-русски хороша!

Тобой любуясь в утро раннее

Моя волнуется душа!

Клименко Людмила

Введение:

Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики, которая подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в системе ценностных ориентаций.

Сегодня главной проблемой человеческого общества становится охрана природы. Причиной многих неблаговидных поступков, которые совершают люди - это незнание. Если человек почти ничего не знает о природе, не понимает ее значения, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. В этом случае взрослый должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Дошкольники не в силах решить какие-то крупные задачи по охране природы, но и то малое, что они сделают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.

Актуальность:

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Определение проблемы:

Наша группа называется «Березка». На вопрос к детям: «Почему это дерево почитают в нашей стране?», последовали скудные ответы. И поэтому в своей работе с детьми я остановилась на выборе проекта о берёзе – символе нашей Родины с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.

Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты, движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение рассказов о берёзе и о природе. Чтобы охватить все виды деятельности под одной темой, я решила разработать проект «Березка! Нет тебя прекраснее для того, чтобы познакомить детей с символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза.

Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, понять, почему она является символом России, узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

Причины проблемы:

  1. Недостаточные знания детей о берёзе, как растении и как символе России.
  2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
  3. Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей.

Цель проекта:

Создание условий для приобщения детей к русской культуре, посредством экологического воспитания.

Задачи:

  1. Содействовать развитию самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков; создание условий для применения разнообразных способов обследования предметов окружающего мира.
  2. Расширять представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.
  3. Познакомить с местом березы в культуре русского человека (картины, стихи, рассказы, песни, хороводы, пословицы и т. д.)
  4. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, навыки правильного поведения: любоваться красотой природы, наблюдать за растениями, не нанося им вред.

По количеству участников проект является коллективным.

Возраст детей: 6-7 лет

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творчески - исследовательский.

Длительность: краткосрочный (1 месяц).

Ожидаемые результаты:

Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережном отношение к природе.

Этапы проекта:

Подготовительный:

* Определение объекта изучения.

* Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.

* Сбор информации, подбор иллюстративного материала, видеоматериала, презентаций, художественного слова и музыки по теме проекта.

Практический:

* Вхождение в игровую ситуацию.

*Прогулки на участке детского сада.

* Наблюдение за берёзой.

* Беседы с детьми.

* Работа с художественной литературой.

* Совместная деятельность воспитателя с детьми через образовательную деятельность.

* «Экологическое путешествие в лес» эколого-спортивная лыжная прогулка-поход дошкольников с родителями в лесополосу

*Рассматривание репродукций картин русских художников.

* ОД «Берёза-символ России»

Заключительный:

* ОД по теме: «Эта удивительная берёза» (итоговое занятие)

* Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»

* Изготовление папки-раскладушки «Береза, березка, березонька»

Таблица интеграции образовательных областей к проекту

«Березка! Нет тебя прекраснее

№ п/п Образовательная область Тема мероприятия Цель мероприятия

  1. «Социально-коммуникативное развитие» ОД «Берёза-символ России» (см. Приложение 1)

Изготовление папки-раскладушки вместе с детьми «Береза, березка, березонька»

Трудовая деятельность «Согреем березку» Познакомить с символом славянского культа России - березе; с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой;

приобщить к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности

Создание условий для развития инициативности, творчества; углублении представлений о березе, как символе России и о ее особенностях.

Привлекать детей к труду на участке, формировать навыки работы с лопатой, воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.

  1. «Познавательное развитие» Наблюдение за березой зимой на участке.

Цикл наблюдений за развитием веточки березы в помещении.

Экспериментирование «Вода в жизни растений»

Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Экспериментирование: Рассматривание бересты под лупой.

ОД

«Эта удивительная берёза»

Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой; воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются)

Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек березы. Дать представление о том, что они могут расти и развиваться, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.

Уточнить (закрепить) знания о внешнем виде берёзы в разное время года, развивать внимание, быстроту мышления.

Содействовать проявлению самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности. Знакомство с тем, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы- это чечевички, через которые проходит кислород дереву.

Продолжать расширять и углублять представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях. Уточнить понятие «береста», для чего она служит, продолжать развивать умение находить причинно-следственные связи в природе.

  1. «Речевое развитие» Подбор и выставка художественной литературы о берёзе

Восприятие: рассказа В. Бианки

«Волшебная берёза», стихотворения с использованием видеоматериала

А. Прокофьева «Русская берёза» Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Береза» Пополнить литературный багаж детей художественными произведениями о берёзе, помочь понять замысел произведения; развивать художественный вкус,совершенствование художественно-речевые навыки

  1. «Художественно-эстетическое развитие»

Рассматривание репродукции картины И. Левитана «Берёзовая роща»

Слушание песни «Во поле берёза стояла» (русская народная мелодия)

ОД нетрадиционного метода рисования «Береза в зимнем уборе».

Изготовление папки-раскладушки вместе с детьми «Береза, березка, березонька»

Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую» Знакомя с картиной русского художника И. Левитана «Березовая роща», расширять и уточнять представления детей о пейзажах.

Формировать у детей умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником и передавать его словом.

Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту русской берёзы средствами музыкального искусства.

Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке

Создание условий для развития инициативности, творческого воображения, самостоятельности в выборе материала для работы. Углублять знания о березе, как символе России и ее особенностях.

Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.

5.

«Физическое развитие» «Экологическое путешествие в лес» эколого-спортивная лыжная прогулка-поход дошкольников с родителями в лесополосу (см. приложение 3)

Пальчиковая гимнастика «Березка» Формировать у детей основы экологических позиций личности в природе и вхождение в здоровый образ жизни.

Развитие мелкой моторики рук, согласованности речи и движений

Работа с родителями:

  1. Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из журналов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.

Цель: Расширять представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни.

  1. Изготовление берёзовых пеньков и спилов (использовать только погибшие деревья).

Цель: Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

  1. «Экологическое путешествие в лес» эколого-спортивная лыжная прогулка-поход дошкольников с родителями в лесополосу (см. приложение 3)

Цель: Создать условия для совместного общения детей и родителей в процессе похода. Побуждать к взаимодействию, нахождению ответов на вопросы в результате совместной исследовательской работы.

  1. Выставка творческих работ по теме: «Люблю берёзу русскую»

Цель: Привлечение родителей к активному участию в совместном с детьми творчестве.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

-Дети подготовительной группы

-Родители воспитанников (совместная деятельность)

-Музыкальный руководитель

-Воспитатель группы

  1. Информационное обеспечение.

- Видео, презентации

-Энциклопедии, книги, иллюстрация картин

  1. Материально-техническое обеспечение.

-Фотоаппарат;

- Компьютер

-Магнитофон

Результаты проекта

- У детей сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни.

- Сформировались знания о берёзе, как, самом почитаемом дереве. Дети узнали о большом значении берёзы в жизни человека, а также о взаимосвязи берёзы с живой и неживой природой.

- Расширился, обогатился и активизировался словарный запас детей.

- Очень трудно переоценить работы с точки зрения эстетического воспитания.

Дети познакомились с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу.

- Также у родителей повысилась заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.

Список литературы:

Николаева С. Н. «Парциальная программа "Юный эколог". Для работы с детьми 3-7 лет. 2017 Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы в подготовительной школе группе детского сада» Мозаика-Синтез 2017

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2003.

Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» Москва 2001.

Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2005.

Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2008.

Корнилова В. М. «Экологическое окно в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.

Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.

Логинова В. И. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт –Петербург «Детство – Пресс» 2003.

0
Наглядно-дидактическое пособие Разучивание стихо...
Совместный праздник для детей и родителей «Семейны...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
25.01.2020

Комментарии

Игра "Волшебные слова"
23 января 2020
привет давайте начнём играть
Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста
20 января 2020
ничего нового не узнала
Конкурс спасателей «Чип и Дейл спешат на помощь»
15 января 2020
Спасибо за идею. Думаю провести в саду.

В блогах

Картотека игр и упражнений на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения.

УСПОКАИВАЮЩИЕ ИГРЫ «Волшебное перо» Цели и описание: Эта поэтическая игра - прекрасная возможность для детей расслабиться и сконцентрировать свое внимание. Она укрепляет...

Конспект НОД открытого мероприятия по развитию мелкой моторики пальцев рук в старшей логопедической группе. Тема:…

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  1)Продолжать учить воспроизводить образ предметов в постройке,способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук  2)Формировать навыки эмоциональной выразительной речи, силы голоса, слухового...

"Особенности развития среднего дошкольного возраста"

Этот возрастной период характеризуется увеличением жизненного пространства, целенаправленностью действий, улучшением координации движений и их разнообразностью. В разных видах деятельности ребенок начинает...

Новое на сайте

Краткосрочный проект по ознакомлению с художественной литературой и творчеством А.С. Пушкина

Краткосрочный проект по ознакомлению с художественной литературой и творчеством А.С. Пушкина

Проект по ПДД «Зеленый огонек»

Проект по ПДД «Зеленый огонек»

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое...

Проект: «Азбука безопасного лета»

Проект: «Азбука безопасного лета» Вид проекта: творческий, среднесрочный, групповой для детей 3 - 4 лет. Продолжительность проекта: 3 месяца (с 1. 06. 2019 г. – по 31. 08. 2019 г. ) Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Актуальность темы: Дети...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог