Педагогический проект для детей 4-5 лет "Путешествие в мир детской литературы"
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Тип проекта: краткосрочный
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, сотрудники детской центральной библиотеки, родители.
Актуальность проекта.
Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Книга - необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. В результате чтения книг у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.
Но в наше время дети и их родители стали чаще заменять детскую литературу телевизором и компьютером, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать произведения детских писателей. А ведь на самом деле детская литература представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени детской литературе в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта: формирование у дошкольников устойчивого интереса к книгам, как источнику новой информации, произведению искусства.
Задачи:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям детской литературы;
2. Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге, способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
4. Развивать элементы творчества, формировать умение использовать прочитанное в разных видах деятельности;
5. Привлечение родителей к педагогическому процессу, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОО.
6. Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформирован интерес к книгам и умение использовать прочитанное в игровой, продуктивной и художественной деятельности.
2. Развиты творческие способности, коммуникативные навыки, связную речь, значительно пополнить словарь;
3. Развита способность детей узнавать и называть прочитанные детские произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
4. Сформировано умение самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять «Книжки-малышки»;
5. Сформировано умение выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы).
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «С какими книгами лучше дружить дошколятам»
2. Изготовление «Книжек-малышек» совместно с детьми;
3. Участие в фотовыставке «Моя любимая книга»;
4. Разгадывание кроссворда «Книги К.И.Чуковского» совместно с детьми.
Продукты проектной деятельности:
1. Пополнение центра книги в группе;
2. Фотовыставка «Моя любимая книга»;
3. Выставка «Книжек-малышек», изготовленных детьми совместно с родителями;
4. Продуктивная деятельность в организованной образовательной деятельности;
5. Выставка «Закладки для моей любимой книжки»;
6. Рекомендации «Как и какую литературу читать детям 4-5 лет»;
7. Кроссворд по произведениям К.И.Чуковского;
8. Интерактивная презентация к итоговому мероприятию «Путешествие в Книгоград».
Реализация проекта
I этап. Подготовительный.
Цель:
1. Создание предметно-развивающей среды в группе
2. Подбор детской и методической литературы, иллюстраций, портретов писателей и поэтов, для реализации проекта.
3. Подбор информации для оформления родительского уголка.
4. Договорённость о творческом сотрудничестве с МБУ Вознесенской ЦБС детской библиотекой.
5. Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
6. Консультации «С какими книгами лучше дружить дошколятам»;
7. Анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.
8. Совместное изготовление родителей с детьми «Книжки-малышки»;
9. Участие в фотовыставке «Моя любимая книга».
II этап. Основной.
День 1. «Тили-тили-тили-бом, загорелся кошкин дом» (День С.Я.Маршака)
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством С.Я.Маршака, вызвать интерес к его творчеству, желание заучивать тексты и анализировать поступки героев;
2. В различных видах деятельности предложить детям применить литературный материал по творчеству С.Я.Маршака.
Социально-коммуникативное развитие |
Путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С.Я.Маршака); Экскурсия в библиотеку детского сада |
Речевое развитие |
Чтение произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом», «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый-полосатый», «Рассеянный с улицы Басеянной» в детском саду и дома. Игра «Умники и умницы» по произведениям С.Я.Маршака |
Физическое развитие |
Утренняя гимнастика «О том, как загорелся кошкин дом» Подвижная игра «Найди свой домик» |
Познавательное развитие |
Интегрированное занятие «Кошкин дом» Дидактическая игра «Найди героев сказки» Дидактическая игра «Можно-нельзя» |
Художественно-эстетическое развитие | Музыкальная игра «Мыши водят хоровод», лепка «Кошкин дом». |
День 2. «Забавные картинки для детей» (День В.Г.Сутеева)
Задачи:
1. Познакомить детей с автором и художником В.Г.Сутеевым;
2. В дидактических, подвижных играх, в творческих видах деятельности, в театральной деятельности закрепить знания детей сюжетов и героев сказок В.Г.Сутеева.
Социально-коммуникативное развитие |
Театральная деятельность «Драматизация сказки В.Г.Сутеева «Под грибом» Рассматривание иллюстраций к произведениям В.Г.Сутеева. |
Речевое развитие | Чтение произведений В.Г.Сутеева «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Три котенка», «Цыпленок и утенок» в детском саду и дома. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Кто быстрее под грибок», подвижная игра «Ласковые котята» |
Познавательное развитие | Дидактическая игра «Узнай героя по описанию», дидактическая игра «Последовательные картинки» по серии «Забавные картинки» В.Г.Сутеева, дидактическая игра «Узнай по голосу» |
Художественно-эстетическое развитие | Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка» (по произведениям В. Сутеева) Музыкальная игра «Зайка серый умывается» |
День 3. «Доктор Айболит» (День К.И.Чуковского)
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
2. Способствовать формированию умения высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, способствовать активизации связной речи;
3. Тренировать память, расширять кругозор, развитие внимания, воображения, восприятия.
Социально-коммуникативное развитие |
Рассматривание иллюстраций к произведениям К.И.Чуковского. Театральная деятельность «Постановка сказки К.И.Чуковского «Муха-цокотуха» Ремонт «заболевших» книг «Книжкина больница» |
Речевое развитие | Чтение произведений К.И.Чуковского «Доктор Айболит», «Телефон», «Краденое солнце», «Тараканище», «Бармалей», «Путаница», «Муха-Цокотуха», «Федорино Горе» в детском саду и дома. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Путаница», подвижная игра «Кто быстрее» |
Познавательное развитие |
Дидактическая игра «Как вести себя с больным», дидактическая игра «Помоги Федоре», организованная образовательная деятельность «Корней Иванович Чуковский и его сказки» Кроссворд «Сказки К.И.Чуковского» |
Художественно-эстетическое развитие | Организованная образовательная деятельность по изобразительной деятельности «Поможем Доктору Айболиту вылечить медвежат» |
День 4. «Незнайка в гостях у ребят» (День Н.Носова)
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством Н.Носова, создавать условия для создания детьми творческих работ на основе прочитанного;
2. Развивать творческое воображение, мышление, память, формировать умение у детей соблюдать правила подвижных, настольных и дидактических игр.
3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Социально-коммуникативное развитие |
Рассматривание иллюстраций к произведениям Н.Носова. Настольно-печатная игра «Незнайка в солнечном городе». |
Речевое развитие | Чтение произведений Н.Носова «Незнайка на Луне», «Заплатка», «Огурцы», «Мишкина каша», «Приключения Незнайки»в детском саду и дома |
Физическое развитие | Подвижная игра «Найди себе пару», спортивное развлечение «Незнайка в гостях у ребят», подвижная игра «Кошки мышки» |
Познавательное развитие |
Математическая игра «Поможем Незнайке» Организованная образовательная деятельность «Николай Носов и его произведения». Дидактическая игра «Незнайка в стране геометрических фигур» |
Художественно-эстетическое развитие | Организованная образовательная деятельность «Кораблик для Незнайки» |
День 5. «Сказка в гости к нам пришла» (День сказок)
Задачи:
1. Познакомить детей с различными видами сказочных произведений, формировать умение узнавать героев сказок, знать названия и автора, пересказывать содержание высказывать свое отношение к героям сказок;
2. Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, кукольный, магнитный)
3. Совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли.
Социально-коммуникативное развитие |
Рассматривание иллюстрация по разным видам сказок. Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности. Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» - кукольный театр. Беседа «Расскажи свою любимую сказку» - рассказы детей. |
Речевое развитие | Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Лисичка со скалочкой», «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь» в детском саду и дома. |
Физическое развитие | Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком», подвижная игра «Пятнашки». |
Познавательное развитие |
Беседа «Что такое библиотека?» Мероприятие «Наши любимые сказки» - провели сотрудники детской центральной библиотеки. Дидактическая игра «Доскажи словечко» - загадки о героях сказок. |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование на тему «Мой любимый герой сказки» |
III этап. Заключительный.
1. Подведение итогов проектной деятельности;
2. Проведение итогового мероприятия – детская викторина «Путешествие в страну «Книгоград»
3. Оформление пальчикового театра по сказкам;
4. Фотовыставка «Моя любимая книга»;
5. Выставка «Книжка-малышка», изготовленных детьми совместно с родителями;
6. Составление рекомендаций для родителей по чтению художественной литературы детям 4-5 лет.
Список используемой литературы
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Средняя группа / авт.-сост. Т.В.Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015 г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007 г.
5. Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012 г.
Комментарии