«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе событий Великой Отечественной войны» творческое название «Знать – значит помнить!»

Проект «Знать – значит помнить!»

Актуальность

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  одна из самых приоритетных задач нашего времени.  В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2015 гг.» говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование  и развития личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

9 Мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой  - очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга. Тема глубокая и серьезная, а детям всего 5 – 6 лет. Поэтому на данном этапе важно уделить внимание эмоциональной составляющей представляемой информации, а с подробностями тех событий дети познакомятся в школе.

Цель: патриотическое воспитания детей дошкольного возраста на примере событий Великой Отечественной войны, развитие у ребят нравственно-патриотических чувств и уважение к истории своей страны.

Задачи:

v развивать интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет;

v обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны;

v воспитывать уважение к участникам Великой Отечественной войны как защитникам Родины;

v рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, музыкальные руководители, родители, социальные партнеры.

Срок реализации: сентябрь 2014 г. – май 2015 г.

Тип проекта: информационно-творческий

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальные занятия, конкурсы, работа с родителями, социальными партнерами, проведенные праздника.

Ожидаемые результаты: создание рукописной книги «Герои в нашей семье»; формирование в ДОУ наглядно-информационного, музыкального  фондов, посвященных Великой Отечественной войне; оформление стенда «Знать – значит помнить!» и подбор материала для его оформления; организация и проведение военно-спортивной игры «Зарничка», фестиваля военного танца, смотра строя и песни, музыкального праздника.

Этапы работы над проектом.

  1. Подготовительный – июль – август 2014 года.
  2. Основной – сентябрь 2014 года – май 2015 года.

Организация работы по следующим направлениям:

  1. Воспитатель – ребенок:

- чтение художественной литературы;

- заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц;

- сюжетно-ролевые и военизированные игры;

- досуги (викторины и конкурсы);

- продуктивная деятельность;

- создание уголка патриотического воспитания и участие в создании мини – музея;

- выставки рисунков и поделок;

- фотовыставка.

  1. Воспитатель – родитель:

- консультации для родителей;

- вовлечение родителей в проектную деятельность;

- оформление патриотического уголка в группе, участие в создании мини – музея;

- подборка книг, иллюстративного и фотоматериала, игр и игрушек на военную тематику, наглядная агитация родителей.

  1. Родитель – ребенок:

- чтение литературы и просмотр телепередач дома;

- закрепление (рассматривание иллюстраций);

- словесно-дидактические игры;

- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок и песен на военную тему;

- подбор материала для патриотического уголка группы, мини – музея;

- посещение краеведческого музея, ознакомление с памятниками, встречи с родителями - военнослужищами.

  1. Подведение итогов – май – июнь 2015 года.

Перспективный  план работы                                                                                                 по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со знаменательными событиями Великой Отечественной войны.

Месяц Тема Содержание деятельности
Сентябрь Начало войны. Нападение Германии.

НОД: «Наше Отечество».

           «Нападение Германии».

Художественное творчество: Конструирование «Оборонительные сооружения».

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Быль для детей» (фрагменты); С. Алексеев «Победа будет за нами!».

Презентации: «Начало войны», «Брестская крепость».

Слушание: Ю.Левитан «Объявление о начале войны»; Д.Шостакович «7-я симфония» (фрагмент «Нашествие»); «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача); «Довоенный вальс» (муз. П.Аедоницкого, сл.Ф.Лаубе).

Рассматривание: Плакат «Родина - Мать зовет!»; П.Кривоногов «Защитники Брестской крепости»;

Г. Коржев «Проводы»; М. Кугач «Во время войны».

Октябрь Сталинградская битва.

НОД: «Сталинградская битва».

Сюжетно-ролевая игра: «Медсестра – друг солдата».

Чтение художественной литературы: К. Симонов «Жди меня».

Видеоролик: «Сталинградская битва».

Слушание: «Горячий снег» (муз. А. Пахмутовой, сл. М.Львова); «Волга» (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина); «Поклонимся великим тем годам»  (муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова); «В землянке» (муз. К. Листова, сл. А. Суркова).

Рассматривание: Г. Марченко «На окраине Сталинграда»; Б. Махов «Сталинградцы».

Ноябрь Битва за Москву

НОД: «Оборона Москвы».

Художественное творчество:  Лепка «Танк».

Чтение художественной литературы: Н. Богданов «Иван Тигров».

Конкурс стихов о войне «Мы вас помним солдаты».

Подвижная игра: «Снайперы».

Слушание: С. Прокофьев кантата «Александр Невский» (фрагмент «Ледовое побоище»); «Смуглянка» (муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова); «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусова,  А. Суркова).

Рассматривание:  А. Дайнеко «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 год»; П.Кривоногов «Советская конница в боях под Москвой»; К. Юон «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»; Кукрыниксы «Военная Москва».

Декабрь Ленинград.  Дорога жизни.

НОД: «Блокада Ленинграда».

           «Дорога жизни. Прорыв блокады».

Художественное творчество: Рисование «Дорога жизни».

Чтение художественной литературы: Т.Кудрявцева «Детский дом. Лека…»; С. Алексеев «Праздничный обед».

Презентации: «Блокада Ленинграда».

Игра-экспериментирование: «Мерная норма - вес»

Слушание: Д. Шостакович «7-я симфония»; песня «Баллада о ледовой трассе» (муз. Я. Дубравина, сл. В.Суслова).

Рассматривание: Б. Угаров «Ленинградка», фото альбом «900 дней и ночей».

Январь Тыл – фронту.

НОД: «Помощь фронту».

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Быль для детей» (фрагменты).

Проект: «История одного памятника».

Встреча с родителями «Есть такая профессия - Родину  защищать».

Слушание: «Тучи в голубом» (муз. А. Журбина. сл. В.Аксенова, П. Синявского); «Катюша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского); «Синий платочек» (муз. П. Петербурского, сл. Я. Галицкого, Г. Максимова).

Рассматривание: А. и С. Ткачевы «В трудные годы»; В.Санин «Все для фронта»; Н. Бут «Филипок из бригадной разведки»; В. Жолток «За помощью к партизанам».

Февраль Ровесников ищем следы…

Информационно-познавательная игра: «Зарничка».

Художественное творчество: Подарки папам.

Чтение художественной литературы:  Дети – герои в период ВОВ.

Презентации: «Дети – герои войны».

Мини - музей: «Военная техника»

Слушание: «Последний бой» (муз. и  сл. М. Ножкина); марш «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина).

Рассматривание: фотоальбом «Герои Тамбовщины».

Март Герои  давно отшумевшей войны.

НОД: «Солдаты идут в бой».

Фестиваль военного танца.

Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Шел по улице солдат».

Создание рукописной книги: «Герои в нашей семье».

Встреча с командиром поискового отряда «Искатель».

Слушание: «Дорога на Берлин» (муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского); «Венский вальс» (муз. И. Лученка, сл. М. Ясеня); «Нам нужна одна победа» (Муз. и сл. Б Окуджавы).

Рассматривание: В. Богаткин «Штурм  рейхстага»; И. Бабанко «Ожидание. 1945 год»; П. Кривоногов «Победа»; В. Кудрин «С Победой!».

Апрель Города - герои

Викторина: «Боевая история городов».

Художественное творчество: Объемная аппликация «Салют Победы».

Чтение художественной литературы: Рассказы «Война в истории моей семьи».

Презентации: «Города - герои».

Дидактическая игра: «Узнай город-герой».

Слушание: «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера. сл. М. Матусовского); «Соловьи» (муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова); Гимн России.

Рассматривание: Фотографии городов – героев с отметкой их на карте.

Май Салют Победы.

НОД: «Салют Победы».

Праздник «Сияет солнце в День Победы».

Чтение художественной литературы: Н. Богданов «Солдатская каша».

Смотр строя и песни.

Выставка детского творчества: «Этот День Победы».

Слушание: «День Победы» (муз. Д. Тухманова. сл. В.Харитонова); «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова).

Рассматривание: В. Мочальский  «Победа»; М. Асламазян «Возвращение героя»; А. Козлов «Тишина».

Перспективный план работы с родителями

Месяц Содержание работы
Сентябрь

Домашнее задание: посетить памятник З. Космодемьянской

Памятка «Подвиг Зои».

Октябрь

Домашнее задание: экскурсия в парк Победы.

Консультация на тему «Военная техника».

Ноябрь

Домашнее задание: посетить монумент Танк «Тамбовский колхозник».

Папка – передвижка «Почему в центре нашего родного города воздвигнут памятник Танку под названием «Тамбовский Колхозник?».

Декабрь

Домашнее задание: посетить памятник майору В.С.Петрову

Консультация на тему «Подвиг Петрова».

Январь Домашнее задание: посещение экспозиции Краеведческого музея «Тамбов в годы ВОВ».
Февраль Информационный стенд «Имена героев Великой Отечественной войны в названиях улиц нашего города».
Март

Оформление страницы рукописной книги «Герои в нашей семье».

Составление рассказов с детьми «Война в истории моей семьи».

Апрель Информационный стенд «Города - герои».
Май

Домашнее задание: посещение «Парада Победы»

Прогулка к памятнику «Вечный огонь».

Буклет «Символ памяти».

Литература:

  1. Белоусова «Навстречу Победе»
  2. Алешина Н.В. «патриотическое воспитание дошкольников» методическое пособие. М., 2005.
  3. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов ДОУ, для работы с детьми 5-7 лет». М.,2008.
  4. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №5/2014.
  5. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №6/2014.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» №4/2014.
  7. Великая Отечественная война в произведениях художников. Наглядно-дидактическое пособие. М.,2005.
  8. Антонов Ю.Е. «Великой  Победе посвящается: праздники в детском саду». М.,2011.
0
Статья: Нравственность как одна из составляющих пс...
Фотоотчёт Сказка "Три поросёнка"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.09.2023

В блогах

Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника»

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что...

Консультация для родителей детей с нарушениями слуха "Ритмические минутки"

Данная консультация опробирована в течении последних лет в  общей работе над развитием основного тона певческого голоса детей с нарушениями слуха...

Люблю березу русскую

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Буратино»   Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Люблю берёзку русскую» Старшая – подготовительная группа. Автор стихов:...

Новое на сайте

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Задачи: - повышение профессиональной компетентности воспитателей...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту, координацию движений, выносливость;– воспитывать у детей качества, необходимые будущему защитнику Родины, чувство взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими великими предшественниками, среди которых славные имена: К. Э. Циолковский, С. П. Королёв, Ю. А. Гагарин, В...

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» Поступление ребёнка в детский сад сложный период в его жизни. В условиях семьи ребёнок привык к установленному распорядку дня. У него сложились привычки, выработался свой стиль...