Сайт для воспитателей детских садов




Автор Казаревская Марина Александровна пока ничего не указал(а) о себе ...

Паспорт экологической тропы

Пояснительная записка

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.


На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного,  воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи  создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.

 

 

 

Характеристика тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождение: Г.о. Балашиха, Мкрн 1 Мая, 33, территория МАДОУ д/с №49 «Карусель»

Год закладки: 2017

Состояние тропы: хорошее

Режим пользования: познавательные  экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая

Экологическая тропа располагается на территории детского сада, открытого в 2017 году в районе жилого массива  мкрн 1 Мая. Микрорайон можно охарактеризовать как экологически чистый и быстрорастущий. Главная проблема на данный момент как микрорайона в целом, так и территории МАДОУ д/c № 49 в частности – низкий процент озеленения. Решение подобной проблемы кроется в создании зон озеленения, к которым и относится экологическая тропа детского сада.

Правила поведения на экологической тропе

Я сорвал цветок –

И он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня

на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться

к красоте

можно только сердцем.

                                         П.Гвездослав

  1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
  2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
  3. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
  4. Запрещается  срывать растения, ломать ветки,  ловить насекомых, бросать мусор.
  5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться,  размышлять.
  6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни  и т.п.
  7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Этапы создания экологической тропы

  1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  2. Составление картосхемы тропинки разного назначения: для детей (См. Приложение 1).Картосхемы для детей содержат небольшое количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут движения.

Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь от одного объекта к другому.

  1. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В МАДОУ д/c № 49 хозяйкой тропинки была выбрана Мудрая Сова (См. Приложение 3).
  2. Составление паспорта экологической тропы.
  3. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6.Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми и родителями.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы;
  • Наблюдения;
  • Элементарные опыты;
  • Экскурсии;
  • Целевые прогулки;
  • Экологические конкурсы, викторины;
  • Решение экологических ситуативных задач;
  • Чтение художественной литературы;
  • Обсуждение и проигрывание ситуации
  • Труд в природе;
  • «Красная книга природы»;
  • Коллекционирование;
  • Экологические досуги, развлечения, праздники;
  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
  • Театрализации, инсценировки.

 

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки
  1. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

  1. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях (См. Приложение 1).

Таким образом, экологическая тропинка состоит из  объектов. Они  специально созданы нами  на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога

Объекты  экологической тропы

 Лесная опушка

Информация об объекте

На территории участка МАДОУ создан объект «Лесная опушка» имитирующий дикую природу. Где размещены старые пеньки; искусственные грибы, фигуры животных - лосей. Многие птицы и звери предпочитают опушку глубинному лесу, так как здесь им предоставляется укрытие и больше света. Светлые опушки предпочитают и некоторые грибы, например, маслёнок обыкновенный, опёнки и другие.

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года.

Ясной стояла погода.

 

Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев расходуются быстрее, чем накапливаются в процессе фотосинтеза. Поэтому сосновый лес напоминает светлый храм с величественными колоннами. Жители Северной Европы создали много сказок об этом дереве. На Востоке считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Находиться в сосновом бору не только приятно, но и полезно. Воздух там всегда чистый. Сосны выделяют эфирные масла, которые убивают микробов.

Круглый год: и зимой, и летом сосна остается зеленой. Иголки на ней сменяются не все сразу, а постепенно: одни иголочки опадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иглы длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе.

Сосны – растения светолюбивые, любят простор и солнце.

Сосны можно встретить на песчаных почвах, на болотах, на скалах, среди расщелин. Они не капризны и могут приспосабливаться к разным условиям. Корни у сосны мощные, большие. На песчаных почвах корни устремляются вниз, добывая живительную влагу. На болотистых почвах они поджимаются, спасаясь от излишней влажности. Сосны – самые древние деревья на нашей планете. Сосна обыкновенная, распространенная в средней полосе, растет 300–500 лет. В Северной Америке встречаются сосны-долгожители. В высокогорных районах Калифорнии растет сосна остистая. В 1955 году одну из таких сосен спилили. Оказалось, что ее возраст – 4900 лет. Она старше египетской пирамиды Хеопса. Сейчас все сосны-долгожители взяты под охрану государства. Среди них немало деревьев старше 4000 лет.

.

 

Центр воды и песка

Информация об объекте.

На территории детского сада есть объект – центр воды и песка «Капитошка». Центр воды и песка оборудован наличием столов для игры с песком и водой, песочницей,  формами и емкостями разных размеров и объемов. В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой, водные виды закаливания, игры с песком для детей старшего дошкольного возраста. Именно здесь проходит ежегодный, веселый детский праздник «День Нептуна». Для детей младшего возраста созданы специальная площадка для развития двигательной активности, а также центр воды и песка.

Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию.

Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами.

«Цветник»

Цель: уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста; - дать представление о сезонных работах в цветнике; учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия; - воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту; -развивать навык опытно-экспериментальной деятельности. - многолетние и однолетние цветущие растения. Описание зоны: многолетние и однолетние цветы. Организация работы: сравнение клумбы и огорода; выращивание и посадка рассады; наблюдение за ростом растений и созреванием семян; характер поведения растений в разное время суток и в разных погодных условиях.

 Фитонцидная аллея

Информация об объекте

Фитонцидный уголок – это оздоровительный участок  на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений.

Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.

Фитонцидный уголок  это живая «ширма» из фитонцидных растений (ель, сосна, сирень, элеутерококк, мята и др.), защищающих участок   от выбросов  проезжей части дороги.

Созданная  нами бактерицидная среда — это отличная площадка для занятий с детьми. Они слушают здесь рассказы педагога о действии фитонцидных растений, играют в игры («Угадай по запаху» и др.)

На данном участке  проводятся специальные  занятия с детьми, во время которых дети более глубоко вдыхают   аромат  фитонцидных растений – это пение, различные виды дыхательных гимнастик, а также психогимнастика.

Это невысокое дерево, с широко расходящими­ся в стороны неровными ветвями. Яблоня непри­хотлива, растет на разных почвах, не особенно бо­ится морозов, но любит влагу и солнечный свет.

Весной яблоня расцветает. Ее бледно-розовые цветы собраны в соцветия и раскрываются одновре­менно с листьями.

Пчелы собирают с одного гектара яблоневых садов до 50 килограм­мов сладкого и душистого меда.

Когда лепестки облетят, на месте цветка обра­зуется зеленая, твердая завязь, потом из нее вы­растет румяное вкусное яблочко.

Надо помочь яблоньке вырастить крупные ду­шистые плоды — землю под ней нужно рыхлить и окучивать, а в засушливую жаркую погоду утром и вечером поливать — ведь яблоня любит влагу.

Как выглядит яблоня?

Когда зацветает яблоня?

Как выглядят ее соцветия?

Как ты думаешь, кто переносит пыльцу яблонь?

Как надо ухаживать за яблоней?

В лесах растут дикие яблони, их называют «дичками». Яблочки на них мелкие, жесткие, кисло-горькие, но птицы любят ими полакомить­ся, а звери подбирают падалицу — перезревшие, упавшие на землю яблоки.

Люди вывели много сортов яблок: антоновку, анис, коричное, грушовку. Ты, конечно, с удо­вольствием ел сладкие штрифель, ранет и полу­прозрачный, с медовым вкусом и запахом белый налив.

Случаются такие урожайные годы, когда вет­ви яблонь гнутся под тяжестью крупных спелых плодов. Заботливые садоводы подставляют под них деревянные жерди-подпорки, чтобы ветки не сломались.

Одни сорта яблок созревают в августе, другие в начале осени. Ранние сорта — нежные, сахарис­тые, мягкие. Хранить их долго нельзя. В народе говорят: «Месяц август яблоками пропах».

Издавна на Руси отмечали в деревнях веселый праздник — Яблочный Спас. Говорили: «Пришел Спас — всему час». В этот день снимали с яблонь созревшие плоды, торжественно освящали их в храмах, а потом угощали друг друга яблоками. До Яблочного Спаса строго-настрого запрещалось рвать яблоки с деревьев.

Корзина яблок

День сегодня яркий —

Солнце и прохлада.

Мы корзину яблок   

Принесли из сада.

И грушовка, и ранет —

Слаще этих яблок нет!

Во второй половине сентября начинают соби­рать яблоки зимних сортов — антоновку, семеринку. Эти сорта — твердые, покрытые толстой ко­жицей, с особым налетом, который защищает яблоко от гнили. В прохладном и темном месте их можно хранить всю зиму, аккуратно уложив в ящики или корзинки и обернув каждое яблочко бумагой, пропитанной парафином.

Яблочный пирог

Яблоки румяные,

В них медовый сок!

Испечет нам мама

Яблочный пирог.

Вкусный и душистый

Выйдет пирожок,

С коркой золотистой —

Съешь его, дружок!

Если спелое яблоко разрезать, то можно увидеть маленькие гладкие темно-коричневые зернышки. Упадет осенью яблоко на землю, пролежит зиму под снегом, а к весне яблочная мякоть сгниет и даст проросшему семечку питательные вещества. На этом месте вырастет маленькая яблонька. Недаром говорят: «Ябло­невое семя знает свое время».

Но чаще садоводы рассаживают яблони че­ренками или по­бегами. Сажают их осенью. В это время у са­доводов немало забот: надо обре­зать старые засох­шие ветви, очистить от сорняков и перекопать зем­лю, побелить яблоневые стволы и обвязать их колючим еловым лапником. А не то зайчишки мо­гут прискакать в сад и обглодать, попортить кору молодых деревьев.

Расхрабрился наш зайчишка —

Гложет яблонек кору.

«Побывал у нас воришка! —

Скажет сторож поутру.

— Что же ты, бездельник Рыжик,

Вора ночью не поймал?»

И вздохнет печально Рыжик:

«Как назло я крепко спал!»

Какие сорта яблок ты знаешь? Как хранят яблоки зимних сортов? Какой праздник, связанный с яблоками, отме­чают на Руси в августе? Как размножаются яблони? Чем занимаются садоводы осенью?

Помнишь ли ты сказку о молодильных ябло­ках?

«Жил-был царь, и было у него три сына. Когда царь состарился, он послал своих сыновей за молодильными яблоками и обещал тому сыну, ко­торый принесет их, полцарства. Старый царь очень хотел снова стать молодым, здоровым, силь­ным и красивым!..»

Яблоки и вправду очень полезны! В них много витаминов.

Чего только люди не готовят из яблок: и варе­нье, и муссы, и джемы, и соки! Свежие яблоки нарезают кружочками, летом сушат их в тени, а потом варят компоты и кисели.

Из яблоневых лепестков готовят целебные чаи и настои.

Из мягкой и красивой древесины яблони выре­зают деревянные украшения: заколки, бусы, брас­леты.

Что можно приготовить из яблок?

В каких сказках упоминается яблоня или яб­локи?

Что делают из древесины яблони?

«Огородник»

Информация об объекте

На территории детского сада есть объект – «Огородик».

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

 Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях  (помидоре, фасоли, горохе, луке,  морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке),  выращиваемых в Сибири; обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни  человека.

 Сиреневый палисадник

Информация об объекте

Палисадник — небольшой огороженный садик, цветник перед домом.

Если под окном растёт,

Куст красивый, ароматный,

То наполнит весь твой дом,

Душистым запахом приятным!

                                             (Сирень)

Сирень  (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из сирени обыкновенной очень эффектно смотрится.

Создание данного объекта экологической тропы на территории МАДОУ носит эстетическую и познавательную направленность.

городок

Характеристика объекта

На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки (зимой), скворечники  (летом) для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

Дошкольникам доступно понимание того, что в природе есть не только полезные, но и вредные насекомые. В борьбе с ними главная роль, безусловно, принадлежит птицам. Например, вес насекомых, съеденных за сутки небольшой синичкой, равен ее собственному весу. Поэтому так важно заботиться о птицах, привлекать поселяться там, где необходима их помощь, - в плодовых садах, парках и т. п.

На участке размещают домики - гнездовья: для мелких насекомых птиц (синиц, горихвосток, мухоловок) ; для стрижей, трясогузок.

Для птиц, зимующих в нашей полосе необходимо развесить кормушки. Дети могут самостоятельно или с помощью взрослых проверять кормушки, добавлять свежий корм, наблюдать за птицами.

ПТИЦЫ

Птицы -  класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный. Размножаются, откладывая яйца.
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

 

Птицы, прилетающие на участок

 

Воробьи - маленькие, с толстым, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Спина у воробья коричневая, на щёках чёрные пятна, брюшко светлое, на крыльях полоски. Ножки короткие, но крепкие, клюв тонкий, твёрдый, к концу заострённый (похож на очищенный карандаш). В холодную пору воробьи сидят, прижавшись друг к другу, распустив крылышки, нахохлившись.

Загадка

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

Крошку собирает.

Синицы

Хорошо заметная, подвижная птица величиной с воробья (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и 'галстуком', более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок 'галстук' доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России от западных границ до тихоокеанского побережья и на Кавказе. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми.

Синицы живут повсеместно в парках, садах и лесах. С осени в поисках пищи кочуют по лесам, паркам и садам, приближаются к жилью людей. Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним  вниз головой, качаются, с акробатической ловкостью держатся на самых тонких веточках – в этом помогают синицам их длинные острые когти на пальцах.

Обшаривая щели на ветках деревьев, эти птицы вытаскивают оттуда своим острым клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки и яйца. Схватив корм, синица отлетает в сторону и, зажав его пальцами, долбит клювом. Гнездо синица устраивает в дупле дятла, в щелях деревянных построек, охотно поселяется в искусственных гнездовьях-синичниках.

Вылупившихся птенцов в первые дни самка обогревает, не слезая с гнезда, самец их кормит. Выкармливают птенцов родители только насекомыми и их личинками. За лето у синиц бывает две кладки.

Весной и летом синица питается насекомым, осенью и зимой поедает семена растений, любит мясо и сало, которыми подкармливают люди.

Насчитывается несколько видов синиц, из них наиболее распространёнными являются синица большая, московка, лазаревка, гаечка, хохлатая синица.

Синица большая встречается у нас чаще других птиц. Размером она с воробья, у неё желтовато-серая спинка, жёлтые бока, ярко-жёлтое брюшко, чёрная «шапочка» на голове, белые щёчки, у самца ещё чёрный «галстук» на горле и по брюшку. В песне её три слога «ци – ци – фи», «ци – ци – ли». Из всех синиц она может жить в неволе, быстро привыкает к людям, интересна своими повадками, только держать её нужно в отдельной клетке, так как она очень неуживчива и драчлива.

Синица запела – тепло ворожит (народная примета).

Голуби:

Голуби живут по всему земному шару, кроме полярных и антарктических районов. Особенно много их в Австралии и на Малайском архипелаге. Науке известно свыше 300 видов диких голубей. Впервые человек одомашнил голубя ещё пять тысяч лет назад. С тех пор эти птицы неразлучны с человеком.

  

 Сороки:

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

 Вороны

Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеют поднимать крыши скворечников, если они не прикручены проволокой. 

 Снегирь:

Внешний вид. Птица чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, голубовато-серая сверху с черными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без черной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щеки и грудь у самцов красные, у самок и молодых птиц — буровато-серые. Голос — мягкое протяжное “дню” или “фью-фью”; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Местообитания. Живет в лесах (избегает только чистые сосняки) с густым подлеском, в садах и парках. Летом снегирь обитает как в густых лесах, так и в редколесьях на краях гарей и вырубок, но держится очень скрытно и редко попадается на глаза. Зато зимой не заметить разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Питание. Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.

 Загадки о птицах  


Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто ...
(Синица)

Буян-мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она?..

(Ворона)

Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ...

(Снегирь)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.

Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая ...
(Сорока)

Подбирает он проворно
Кинутые ему зерна
И гнездится на карнизе
Наш любимый ...

(Голубь сизый)


Рябинник

Информация об объекте

Рябинник – роща, заросль из деревьев рябины.

Рябина – одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное, неприхотливое дерево, зимостойкое растение, плакучая форма, ароматные цветы, как не заглядеться на рябину, когда она стоит в белом весеннем уборе или осенью, когда горят гроздья ярко-красной рябины!

Рябина кудрявая, листочки узорные,

Твои ягоды красные все горят светофорами

Царица осенняя, рябина — красавица,

Песни петь о тебе всем нам нравится.

Ты скажешь – «береза», ты скажешь «рябина»,

И сразу увидишь ты край свой родимый.

Увидишь, как машут тебе в небе синем,

Берёзы России,  рябины России.

Плоды рябины привлекают птиц, украшают территорию, являются объектом для наблюдения детей. Восприятие рябины полезно для зрения ребенка — пестрота кроны создает расчлененный фон, который дает возможность глазам расслабиться или работать в экономном режиме.

Цель создания данного объекта экологической тропы на территории МАДОУ:знакомство  детей с рябиной, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева, посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.

Березовая  рощица

Информация об объекте

 Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается.

 (Береза)

Березовая рощица-это небольшой участок лиственного леса (березняк).

Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.

Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка, напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого цвета с поперечными темными полосками. Листья мелкие светло – зеленые сердечком. К двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.

В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые листья. Свежее сырьё выделяет летучие фитонциды с очень сильными бактерицидными свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки, эффективно обеззараживается).

Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство.

Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, коробок, ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Цель создания данного объекта: создать условие  для наблюдения за березами разного возраста и разной толщины;   формировать чувство бережного отношения к природе.

Ельник

ЕЛЬ

Что же это за девица: 
Не швея, не мастерица, 
Ничего сама не шьет, 
А в иголках круглый год. 
(А. Рождественская) 

Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? Правильно, елку. Елка, или, по-научному, ель, родственница других хвойных деревьев, таких как сосна или кедр.
У ели крона гуще, чем у сосны. Она хорошо переносит недостаток света и не погибает, а просто перестает расти. Для хорошего роста ели требуется влажная питательная почва. Ели – стройные деревья с пушистыми ветками, покрытыми хвоей. Ель обыкновенная европейская – самое высокое дерево в Европе, она достигает высоты 70 метров.
Ели на опушке – до небес макушки — 
Слушают, молчат, смотрят на внучат. 
А внучата-елочки, тонкие иголочки, 
У лесных ворот водят хоровод. Если у лиственных деревьев листья осенью желтеют и опадают, то у хвойных листья-хвоинки остаются зелеными и в зимнюю пору. Единственное хвойное дерево, которое каждый год сбрасывает хвою, – лиственница.
В нашей стране в европейской части растет ель обыкновенная, на Урале и в Сибири – ель сибирская, на Дальнем Востоке – ель корейская, на Кавказе – ель восточная, в Карелии – ель финская. Вот сколько видов! На центральных площадях российских городов красуются голубые ели. Их родина – Северная Америка. Необычную голубую окраску хвое придает восковой налет. Дерево, покрытое природным воском, с легкостью может пережить как суровую зиму, так и засушливое лето.
Ее всегда в лесу найдешь — 
Пойдем гулять и встретим: 
Стоит колючая, как еж, 
Зимою в платье летнем. 
Живет ель несколько сотен лет, самые старые ели в нашей стране обнаружены в Костромской области. Им больше 500 лет. 
Древесина у ели мягкая, приятного белого или желтоватого цвета. Из нее получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
ЗАГАДКИ
Зимой и летом одним цветом. 
(Ель) 
* * *
У нее одежки колки — 
Всё иголки да иголки. 
Звери шутят: «Дядя Еж 
На нее слегка похож!» 
(Елка)

Цель: зона для экологического познания дикой природы (знакомство с растениями, птицами, насекомыми).

Приложения

Приложение 1

Картосхема экологической тропы для детей

Приложение 2

Хозяин тропинки – Добрячок-Лесовичок

Список источников

  1. . Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  2. Леонтьева, О.М. Экологическая тропа // Дошколёнок.ру – URL: http://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.
  3. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.
  4. Пенькова, Л.А. Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008 – 103 с.

Автор: Казаревская Марина Александровна, воспитатель МАДОУ — детский сад № 49 «Карусель».

2
Консультация для родителей "Как отвечать на детс...
Летнее развлечение в средней группе на тему: «Вита...
 

Комментарии 1

Прекрасный материал!

Прекрасный материал!
Гость
15.10.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Методики дошкольного образования
07 октября 2019
Здравствуйте. Можно ответы?
путешествие в страну витаминки
23 сентября 2019
Здравствуйте,Светлана. Очень понравилось ваше занятие "Путешествие в страну витаминки". Материал вес...
План развлечения 2016-2017 г. старшая группа
04 сентября 2019
Спасибо, очень интересный материал.
Сценарий утренника в младшей группе «У нашей мамы праздник!»          
02 сентября 2019
Спасибо за Ваши замечательные сценарии, за творчество и любовь к профессии! С уважением Ирина Юрьевн...

В блогах

Средняя группа  Сценарий праздника к 8 марта Герои: Ведущая, Почтальон Печкин Атрибуты:   Изготовление «волшебного дерева», изготовление цветных, не маленьких, «волшебных конфет», которые ви...
«Осенние старты» для детей старшего дошкольного возраста   Задачи: Создать хорошее настроение у дошкольников; Совершенствовать умения и навыки, полученные на занятиях по физической культуре; Закр...
Экспериментирование в детском саду 1. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определят...
Караул! Похоже зря Учит Танечку семья. Папа, рядышком присев, Тянет: «Р -р- р, рычи, как лев!»   Но сноровки что-то нет: «Не лычится!» — вот ответ. На картинки дочь глядит, Увлеченно говорит: &nb...

Новое на сайте

Конспект организованной образовательной деятельности по робототехнике с детьми 5-6 лет…

Конспект организованной образовательной деятельности по робототехнике с детьми 5-6 лет на тему:«Знакомство с робототехникой. Основы работы с конструктором «Технолаб» Цель: познакомить детей с робототехникой. Задачи: познакомить детей с понятием «робот», дать представление о...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием опытно-экспериментальной технологии (О.В.Дыбиной) по познавательному…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием опытно-экспериментальной технологии (О.В.Дыбиной) по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рукотворный мир - многообразен» Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знания о предметах, продолжать формировать умения...

Музыкально-театральная гостиная с использованием ИКТ в подготовительной к школе…

Музыкально-театральная гостиная с использованием ИКТ в подготовительной к школе группеПушкинский бал «И снова муза Пушкина запела…» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности. Задачи: Развивать художественный вкус, эстетические качества...

Квест-room «QR- лаборатория»

Квест-room «QR- лаборатория» Цель: выполнить ряд заданий и достичь результата. Задачи: - Продолжать знакомство с использованием кодов в повседневной жизни людей. - Учить расшифровывать коды, применять полученные знания. - Воспитывать чувство товарищества, желание работать в...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top